г. Москва |
|
11 марта 2020 г. |
Дело N А41-94270/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратьевой Н.А.,
судей: Диаковской Н.В., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Брусенцова И.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 23.12.2019 по делу N А41-94270/19, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СтройСервис XXI век" об обжаловании действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области,
при участии в заседании:
от ООО "СтройСервис XXI век" - Лобова Е.Н. по доверенности от 18.06.2019;
от Управления Росреестра по Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СтройСервис XXI век" (далее - общество, ООО "СтройСервис XXI век") обратилось в арбитражный суд с заявление к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - заинтересованное лицо, Управление Росреестра по Московской области, управление) со следующими требованиями: признать незаконным приостановление государственной регистрации права Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в отношении объекта недвижимого имущества: нежилое здание, с кадастровым номером 50:14:0050427:225, расположенное по адресу: Московская область, Щелковский район, г. Щелково, ул. Краснознаменская, оформленное уведомлением от 24.07.2019 N 50-50/014-50/014/010/2019-17178; признать незаконным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области решение об отказе в государственной регистрации права в отношении объекта недвижимого имущества: нежилое здание, с кадастровым номером 50:14:0050427:225, расположенное по адресу: Московская область, Щелковский район, г. Щелково, ул. Краснознаменская, оформленное уведомлением от 28.10.2019 N 50-50/014-50/014/010/2019-17178; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществить государственную регистрацию права собственности ООО "Стройсервис XXI век" на объект недвижимого имущества - нежилое здание, с кадастровым номером 50:14:0050427:225, расположенное по адресу: Московская область, Щелковский район, г. Щелково, ул. Краснознаменская.
Решением Арбитражного суда Московской области от 23.12.2019 по делу N А41-94270/19 заявленные требования удовлетворены частично, за исключением требования о признании незаконным приостановления государственной регистрации права, оформленное уведомлением от 24.07.2019 N 50-50/014-50/014/010/2019-17178.
В апелляционной жалобе управление просит решение суда первой инстанции отменить в удовлетворенной части, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель общества в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей заинтересованного лица.
В силу ч. 5 ст. 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений
В соответствии с разъяснениями, изложенными пункте 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", отсутствие в данном судебном заседании лиц, извещенных надлежащим образом о его проведении, не препятствует суду апелляционной инстанции в осуществлении проверки судебного акта в обжалуемой части.
Поскольку от лиц, участвующих в деле, соответствующих возражений не поступало, законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверяется апелляционным судом только в обжалуемой части.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
12 июля 2019 года ООО "Стройсервис XXI век" обратилось к заинтересованному лицу с заявлением о государственной регистрации права собственности в отношении нежилого здания, расположенного по адресу: Московская область, Щелковский район, г. Щелково, ул. Краснознаменская, кадастровый номер 50:14:0050427:225, который расположен на земельном участке с кадастровым номером 50:14:0050427:12, принадлежащем заявителю на праве собственности.
Уведомлением от 24.07.2019 N 50/014/014/010/2019-17178 заинтересованное лицо сообщило о приостановлении государственной регистрации.
Уведомлением от 28.10.2019 N 50-50/014-50/014/010/2019-17178 заинтересованное лицо отказало в государственной регистрации права собственности.
Общество, полагая указанные решения незаконными и необоснованными, обратилось в арбитражный суд за защитой своих нарушенных прав.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Удовлетворяя частично заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления.
Исходя из ч. 4 ст. 18 Закона о регистрации к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в соответствии с ч. 4 ст. 18 Закона о регистрации, являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - картаплан территории); утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременении объектов недвижимости; наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно ч. 10 ст. 40 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Согласно п. 3 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что при возведении строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования выдача разрешения на строительство не требуется.
В разъяснениях Ростехнадзора по применению положений Градостроительного кодекса Российской Федерации в части осуществления государственного строительного надзора и Постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации" (п. 6) указано, что под строениями и сооружениями вспомогательного использования следует понимать сооружения пониженного уровня ответственности.
Как следует из материалов дела, заявленный к регистрации объект - нежилое здание с кадастровым номером 50:14:0050427:225 уже поставлен на кадастровый учет на основании технического плана, соответственно указанный технический план имеется у регистрирующего органа.
В ЕГРН также имеется запись о регистрации права собственности на основное здание (магазин), расположенный на земельном участке с кадастровым номером 50:14:0050427:12, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 25.11.2002, а также сведения о регистрации права собственности заявителя на земельный участок с кадастровым номером 50:14:0050427:12.
Как следует из технического плана, заявленный к регистрации объект выполняет вспомогательную функцию по отношению к основному объекту, предназначено под склад. При этом и магазин, и заявленный к регистрации объект расположены на одном и том же земельном участке с кадастровым номером 50:14:0050427:12.
Таким образом, как обоснованно указал суд первой инстанции, разрешительная документация на спорный объект не требуется в силу ч.17 ст. 51 ГрК РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Доказательств законности и обоснованности решения об отказе государственной регистрации права собственности на спорное имущество заинтересованным лицом не представлено.
При таких обстоятельствах апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права в отношении объекта недвижимого имущества: нежилое здание, с кадастровым номером 50:14:0050427:225, расположенное по адресу: Московская область, Щелковский район, г.Щелково, ул. Краснознаменская, оформленное уведомлением от 28.10.2019 N 50-50/014-50/014/010/2019-17178.
В удовлетворении требования о признании незаконным решения о приостановлении государственной регистрации права Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в отношении объекта недвижимого имущества: нежилое здание, с кадастровым номером 50:14:0050427:225, расположенное по адресу: Московская область, Щелковский район, г.Щелково, ул. Краснознаменская, оформленное уведомлением от 24.07.2019 N 50-50/014-50/014/010/2019-17178, судом первой инстанции отказано.
Решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований не обжалуется лицами, участвующими в деле (ч. 5 ст. 268 АПК РФ).
Судом первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из доводов заявителя, материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Несогласие заявителя с оценкой доказательств и установленных судом обстоятельств по делу не свидетельствует о неисследованности материалов дела судом и не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 23.12.2019 по делу N А41-94270/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-94270/2019
Истец: ООО "СТРОЙСЕРВИС XXI ВЕК"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
22.07.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-8189/20
11.03.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-1367/20
23.12.2019 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-94270/19
05.11.2019 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-94270/19