г. Москва |
|
29 января 2024 г. |
Дело N А40-82180/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Никифоровой Г.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
помощником судьи Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ТСЖ "Сходненская, 35-1" на решение Арбитражного суда города Москвы от 11.10.2023 по делу N А40-82180/23,
по заявлению ТСЖ "Сходненская, 35-1"
к Департаменту городского имущества г. Москвы
третьи лица: 1) ГАУ "Институт Генплана Москвы",
2) ГБОУ Школа N 2097,
3) Департамент образования и науки г. Москвы
об оспаривании, об обязании,
при участии:
от заявителя: |
Черный Р.Б. по доверенности от 26.07.2023; |
от заинтересованного лица: |
Горчакова Е.А. по доверенности от 11.12.2023; |
от третьих лиц: |
1.Муровцева Ю.Н. по доверенности от 22.12.2023; 2.не явился, извещен; 3.Ряскин В.В. по доверенности от 21.04.2022; |
УСТАНОВИЛ:
ТСЖ "Сходненская, 35-1" (заявитель, товарищество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы (ответчик, Департамент) о признании недействительным проекта межевания территории, распоряжения Департамента N 53450 от 23.11.2021 Об утверждении проекта межевания территорий в части определения площади и границ земельного участка, об обязании устранить допущенные нарушение прав и законных интересов.
Решением от 11.10.2023 Арбитражный суд г.Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представители ответчика, ГАУ "Институт Генплана Москвы", и Департамента образования и науки г. Москвы возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель ГБОУ Школа N 2097 в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Согласно материалам дела, ТСЖ "Сходненская, 35-1" управляет многоквартирным домом по адресу: г. Москва, ул. Сходненская, д. 35, к. 1, от имени собственников помещений МКД представляет законные интересы. МКД имеет кадастровый номер 77:08:0004005:1010.
Распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 23.11.2021 N 534650 был утвержден проект межевания территорий частей кварталов NN 7, 8 района Тушино, ограниченных земельным участком с кадастровым номером 77:08:0004003:19, бульваром Яна Райниса, Сходненской ул., ул. Фабрициуса, проездом Донелайтиса.
Не согласившись с оспариваемыми распоряжением и проектом Департамента, товарищество обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявленными требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных ТСЖ "Сходненская, 35-1" требований.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из правомерности оспариваемого ненормативного акта ДГИ Москвы.
Согласно ст. 11.3 ЗК РФ, ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ч. 3 ст. 12 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" границы земельных участков многоквартирных домов устанавливаются на основании проектов межевания территорий.
Границы земельных участков в проекте межевания определяются, в том числе, в соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации, ЗК РФ, учитываются сведения Единого государственного реестра недвижимости, оформленные земельно-правовые отношения, утвержденная градостроительная документация, расчетное обоснование размеров земельных участков, а также архитектурно-планировочные особенности и фактическое использование территории.
При этом землеустроительная документация, ранее выданная органами исполнительной власти при строительстве домов, не является решением уполномоченного органа, подтверждающим передачу земельных участков в собственность.
Проект межевания территории частей кварталов N 7, 8 района Южное Тушино, ограниченных земельным участком с кадастровым номером 77:08:0004003:19, бульваром Яна Райниса, Сходненской улицей, улицей Фабрициуса, проездом Донелайтиса, утвержден распоряжением Департамента от 23.11.2021 N 53450.
Согласно п. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных ЗК РФ прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Таким образом, действующим законодательством образование земельных участков под подземными объектами не предусмотрено.
При этом, испрашиваемая территория расположена в границах земельного участка с кадастровым номером 77:08:0004005:6 и адресным ориентиром: г. Москва, ул. Сходненская, вл. 35, на который зарегистрировано право собственности города Москвы, а также оформлено право постоянного (бессрочного) пользования ГБОУ г. Москвы "Школы N 2097".
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно указал, что в связи с наличием обременении отнести испрашиваемую территорию к участку для эксплуатации многоквартирного жилого дома по адресу: г. Москва, ул. Сходненская, д. 35, корп. 1 при утверждении проекта межевания не представлялось возможным.
В силу п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с п. 6 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации любой из заинтересованных правообладателей здания, сооружения или помещений в них вправе обратиться самостоятельно в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду.
Для эксплуатации подземных объектов не предусматривается исключительное право на предоставление земельного участка.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 01.03.2011 N 13535/10, собственник объекта недвижимости, требующий предоставления земельного участка под объектом в собственность, должен представить доказательства, подтверждающие необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации приобретенных объектов недвижимого имущества.
Исходя из системного толкования вышеназванных норм законодательства и судебной практики, собственник подземного сооружения или подземных частей сооружения не имеет права на оформление земельно-правовых отношений с ним на земельный участок над подземным сооружением или подземной частью сооружения.
Согласно ПЗЗ, земельный участок с кадастровым номером 77:08:0004005:6, годящийся в пользовании ГБОУ г. Москвы "Школа N 2097" и за счет части которого планируется увеличение придомовой территории многоквартирного дома, имеет состоятельную территориальную зону с индексом 3.5.1 (размещение объектов капитального строительства, предназначенных для просвещения, дошкольного, начального среднего общего образования).
При этом, земельный участок многоквартирного дома, предусмотренный проектом межевания, а также территория, предлагаемая к присоединению Школы, расположены в границах смежной иной территориальной зоны - зоны сохраняемого "использования (индекс "Ф").
Согласно п. 7 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации допустимо образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон.
ПЗЗ являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок изменения такого документа и порядок внесения в него изменений (п. 8 ст. 1 ГрК РФ), составной частью Правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонинирования (п. 2 ч. 2 ст. 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (ч. 4 ст. ГрК РФ).
Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в Правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (п. 7 ст. 1 ГрК РФ).
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований (п. 2 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ). Данная норма корреспондирует общему правилу, установленному ч. 3 ст. 9 ГрК РФ об обязательности документов территориального планирования для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В соответствии со ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного пользования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и стройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент.
Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Согласно ч. 2 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
В соответствии с ч. 4 ст. 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах не допускается.
Согласно п. 7 ст. 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон.
Следовательно, увеличение участка N 57 не представляется возможным, так как участок расположен в иной территориальной зоне.
В силу п. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Кроме того, ГАУ "Институт Генплана Москвы" и Департамент образования и науки города Москвы указывают, что утвержденный проект межевания разрабатывался с учетом имеющейся планировки, застройки квартала, данных о границах участков, поставленных на кадастровый учет, проверки планировочной нормативной достаточности и на основании полученных документов в соответствии с действующим законодательством.
ГАУ "Институт Генплана Москвы" отмечено, что проект дома предполагал размещение паркинга под территорией школы, а за 22 года эксплуатации построенного МКД заявитель не представил доказательств невозможности осуществления обслуживания МКД в полном объеме.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, пришел к правильному выводу, что включение в границы придомовой территории МКД подземного паркинга и подвала не представляется возможным.
Таким образом, оспариваемое распоряжение является законным и обоснованным, не нарушает права и законные интересы товарищества, не может являться злоупотреблением правом по смыслу ст. 10 ГК РФ. Доказательства обратного материалы дела не содержат.
Доводы апелляционной жалобы, по существу, сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ. Данные доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате госпошлины распределяются согласно ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 11.10.2023 по делу N А40-82180/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-82180/2023
Истец: ТСЖ "СХОДНЕНСКАЯ, 35-1"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕКТНЫЙ ИНСТИТУТ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА ГОРОДА МОСКВЫ"