г. Чита |
|
13 марта 2020 г. |
дело N А58-6847/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 марта 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Ломако Н.В., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства финансов Республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 7 ноября 2019 года по делу N А58-6847/2019 по исковому заявлению Министерства финансов Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1031402066079, ИНН 1435027673; 677000, Республика Саха (Якутия), город Якутск, улица Кирова, 12) к государственному автономному нетиповому образовательному учреждению Республики Саха (Якутия) "Республиканский ресурсный центр "Юные якутяне" (ОГРН 1071435009360, ИНН 1435188374; 677000, Республика Саха (Якутия), город Якутск, улица Ломоносова, 35-7) о взыскании 3 763 116,81 рублей,
в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1031402047170, ИНН 1435054525; 677011, Республика Саха (Якутия), город Якутск, проспект Ленина, 30),
в отсутствие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
установил:
Министерство финансов Республики Саха (Якутия) (далее также - истец, Минфин РС(Я) или Министерство) обратилось в суд с иском к государственному автономному нетиповому образовательному учреждению Республики Саха (Якутия) "Республиканский ресурсный центр "Юные якутяне" (далее - ответчик, ГАНОУ РС(Я) "РРЦ "ЮЯ", Республиканский ресурсный центр "Юные якутяне" или учреждение) о взыскании 3 763 116,81 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 07 ноября 2019 года в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме в связи с пропуском Министерством срока исковой давности.
Не согласившись с указанным решением, Министерство финансов Республики Саха (Якутия) обжаловало его в апелляционном порядке.
Учреждение в представленном отзыве на апелляционную жалобу выразило согласие с решением суда первой инстанции.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству.
В соответствии с частями 3 и 5 статьи 156 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 04 марта 2020 года был объявлен перерыв до 10 часов 15 минут 06 марта 2020 года. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, государственное задание Республиканскому ресурсному центру "Юные Якутяне" на 2014 год утверждено Министерством образования Республики Саха (Якутия) 30.12.2013.
В соответствии с Соглашением о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) от 17.01.2014 N 17, заключенного между Министерством образования Республики Саха (Якутия) и ГБОУ ДО PC (Я) "РДЦ "Кэскил", на 2014 год были предусмотрены субсидии на выполнение государственного задания в сумме 25 210 088,0 рублей. В течение года произведены изменения в сторону увеличения на сумму 4 620 677,0 рублей, в том числе:
- по дополнительному соглашению от 16.06.2014 N 1 размеры субсидии на выполнение государственного задания увеличены на 1 168 199,0 рублей;
- по дополнительному соглашению от 13.11.2014 N 2 размеры субсидии на выполнение государственного задания увеличены на 2 910 847,0 рублей;
- по дополнительному соглашению от 30.11.2014 N 3 размеры субсидии на выполнение государственного задания увеличены на 541 631,0 рублей.
Таким образом, уточненный план предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) составил 29 830 765,0 рублей.
Отчет об исполнении государственного задания за 2014 год составлен и сдан в Министерство образования Республики Саха (Якутия) 14.01.2015.
В соответствии с Соглашением о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) от 22.01.2015 N 13, заключенным между Министерством образования Республики Саха (Якутия) и государственным бюджетным учреждением дополнительного образования Министерства образования Республики Саха (Якутия) "Республиканский центр развития дополнительного образования и детского движения", на 2015 год были предусмотрены субсидии на выполнение государственного задания в сумме 139 891,0 рублей.
В течение года произведены изменения в сторону увеличения на сумму 13 500,0 рублей, в том числе:
- по дополнительному соглашению от 24.06.2015 N 1 размеры субсидии на выполнение государственного задания увеличены на 240 000,0 рублей;
- по дополнительному соглашению от 19.11.2015 N 2 размеры субсидии на выполнение су дарственного задания увеличены на 373 500,0 рублей.
Таким образом, уточненный план предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) составил 27 834 669,38 рублей с учетом остатка прошлого года по подстатье 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" на сумму 81 278,38 рублей.
Кассовые расходы составили 27 896 301,0 рублей, перерасход средств произведен по подстатье 213 "Начисления на выплаты по оплате труда" на сумму 61 829,30 рублей за счет средств, поступивших от возврата субсидий прошлых лет.
В соответствии с распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 20.01.2014 N 30-р государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Республики Саха (Якутия) "Республиканский детский центр "Кэскил" переименовано в государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Министерства образования Республики Саха (Якутия) "Республиканский центр развития дополнительного образования и детского движения".
В соответствии с распоряжением Главы Республики Саха (Якутия) от 24 июля 2017 года N 649-РГ государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Министерства образования Республики Саха (Якутия) "Республиканский центр развития дополнительного образования и детского движения" переименован в государственное автономное нетиповое образовательное учреждение Республики Саха (Якутия) "Республиканский ресурсный центр "Юные якутяне".
Министерством финансов Республики Саха (Якутия) на основании приказа от 15.01.2016 N 01-04/0015 проведена выездная проверка полноты и достоверности отчетности об исполнении государственного задания, целевого и эффективного использования средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на выполнение государственного задания и на иные цели за период 2014 - 2015 годы в государственном бюджетном учреждении дополнительного образования Министерства образования Республики Саха (Якутия) "Республиканский центр развития дополнительного образования и детского движения".
По итогам проверки составлен акт выездной проверки от 19.02.2016 (т.1 л.д.13-35).
Проверкой полноты и достоверности отчетности об исполнении государственного задания на 2014 - 2015 годы установлено следующее.
В 2014 году на выполнение работы по организации оздоровления, занятости и отдыха детей было предусмотрено по расчету 3 782 931,01 рублей на 200 детей, которые должны были отдыхать бесплатно, фактически бесплатно отдыхало 80 детей, план выполнен только на 40,0%. Таким образом, вследствие невыполнения плана государственного задания по данной работе в нарушение пункта 2.3.1. Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание услуг (выполнение работ) от 17.01.2014 N 17 необоснованные затраты по данной работе составили 2 269 758,0 рублей (3 782 931,01/200 = 18 914,65 120).
В 2015 году на выполнение работы по организации оздоровления, занятости и отдыха детей было предусмотрено по расчету 4 091 395,75 рублей на 200 детей, которые должны были отдыхать бесплатно, фактически бесплатно отдыхало 127 детей.
Таким образом, вследствие невыполнения плана государственного задания по данной работе в нарушение пункта 2.3.1. Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) от 22.01.2015 N 13 необоснованные затраты по данной работе составили 1 493 358,81 рублей (4 091 395,75/200 = 20 456,97 73).
По итогам проверки в адрес директора государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Министерства образования Республики Саха (Якутия) "Республиканский центр развития дополнительного образования и детского движения" направлено предписание от 19 апреля 2016 года N 16-1-19/358.
Согласно предписанию Министерства финансов Республики Саха (Якутия) срок представления информации об устранении установленных нарушений, возврата в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) суммы необоснованно использованных средств по организации оздоровления, занятости и отдыха детей установлен до 28 июня 2016 года.
По состоянию на 24 июня 2019 года сумма нарушения в размере 3 763 116,81 рублей не возвращена в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения Министерства в суд с настоящим иском.
Суд апелляционной инстанции считает ошибочными выводы суда а наличии основания для отказа в удовлетворении исковых требований.
В соответствии со статьей 42 Закона Республики Саха (Якутия) от 05.02.2014 1280-З N 111-V "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)" бюджетные полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля Республики Саха (Якутия), к которым относятся Счетная палата Республики Саха (Якутия), Министерство финансов Республики Саха (Якутия), контрольно-счетные органы муниципальных образований, органы муниципального финансового контроля, являющиеся органами (должностными лицами) местных администраций, по осуществлению муниципального финансового контроля установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации Министерство финансов Республики Саха (Якутия) осуществляет внутренний государственный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений.
В соответствии со статьей 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочиями Министерства финансов Республики Саха (Якутия) являются: контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.
При осуществлении данных полномочий Министерством финансов Республики Саха Якутия): проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания; направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения; осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются, в том числе главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета; финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) в части соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также достижения ими показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными (муниципальными) программами; государственные (муниципальные) учреждения.
Согласно пункту 1.1 Положения о Министерстве финансов Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15.09.2014 N 315 Министерство финансов Республики Саха (Якутия) является государственным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной политики в Республике Саха (Якутия) и координирующим деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), а также осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.
В соответствии со статьей 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, входит в полномочия органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Согласно пункту 2 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации при осуществлении полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю органами внутреннего государственного финансового контроля направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.
Как следует из содержания статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации под предписанием понимается документ, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля и (или) требования о возмещении причиненного ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
Неисполнение предписаний органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля о возмещении причиненного Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию ущерба является основанием для обращения уполномоченного соответственно нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации государственного (муниципального) органа в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию (пункт 4).
Как видно из материалов дела, Министерство финансов Республики Саха (Якутия) обратилось в суд с иском о взыскании с ответчика ущерба на общую сумму 3 763 116,81 рублей, в том числе по Соглашениям от 17.01.2014, 22.01.2015 за нецелевое расходование средств субсидии.
Между тем, ответчиком заявлено ходатайство о пропуске срока исковой давности.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 15 постановления от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
В силу пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2001 года N 15, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2001 года N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является самостоятельным основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В соответствии со статьями 195, 196 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено, общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Согласно статье 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В силу пунктов и 1 и 2 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. По обязательствам, срок исполнения которых не определен либо определен моментом востребования, течение исковой давности начинается с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" течение исковой давности по требованиям юридического лица начинается со дня, когда лицо, обладающее правом самостоятельно или совместно с иными лицами действовать от имени юридического лица, узнало или должно было узнать о нарушении права юридического лица и о том, кто является надлежащим ответчиком (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации). Изменение состава органов юридического лица не влияет на определение начала течения срока исковой давности.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что сумма, предъявленная ко взысканию с ответчика, определена истцом по результатам проверки, оформленным актом от 19.02.2016.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец узнал о фактах нецелевого использования ответчиком бюджетных средств в момент составления вышеуказанного акта. С настоящим иском Министерство обратилось в арбитражный суд 26.06.2019, то есть с пропуском срока исковой давности.
Вместе с тем, судом первой инстанции судом первой инстанции не учтено, что поводом для обращения Министерства в суд с исковыми требованиями явилось неисполнение учреждением в срок до 28.06.2016 предписания.
Течение срока давности для обращения в суд в порядке части 4 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации начинается на следующий день после наступления соответствующего события, а именно истечения срока для добровольного исполнения предписания. Иск заявлен в арбитражный суд 26.06.2019. Трехлетний срок исковой давности в рассматриваемом случае не пропущен.
Как уже указывалось выше и следует из материалов дела, проверкой полноты и достоверности отчетности об исполнении государственного задания на 2014 - 2015 годы Министерством установлено, что в нарушение пункта 2.3.1. Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание услуг (выполнение работ) от 17.01.2014 N 17 необоснованные затраты по данной работе составили 2 269 758,0 рублей.
В 2015 году в нарушение пункта 2.3.1. Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) от 22.01.2015 N 13 необоснованные затраты по данной работе составили 1 493 358,81 рублей.
Предписание от 19 апреля 2016 года N 16-1-19/358 о восстановлении в бюджете Республики Саха (Якутия) денежных средств в размере 3 763 116,81 рублей в установленный до 28 июня 2016 года срок и по состоянию на 24 июня 2019 года не исполнено.
На основании вышеизложенного, принимая во внимание установленные в ходе рассмотрения настоящего дела обстоятельства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об обоснованности требований истца, в связи с чем, заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Решение суда первой инстанции подлежит отмене, как принятое при несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 07 ноября 2019 года по делу N А58-6847/2019 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Взыскать с государственного автономного нетипового образовательного учреждения Республики Саха (Якутия) "Республиканский ресурсный центр "Юные Якутяне" (ОГРН 1071435009360, ИНН 1435188374; 677000, Республика Саха (Якутия), город Якутск, улица Ломоносова, 35-7) в доход бюджета Республики Саха (Якутия) ущерб в размере 3 763 116 рублей 81 копейки.
Взыскать с государственного автономного нетипового образовательного учреждения Республики Саха (Якутия) "Республиканский ресурсный центр "Юные Якутяне" (ОГРН 1071435009360, ИНН 1435188374; 677000, Республика Саха (Якутия), город Якутск, улица Ломоносова, 35-7) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 44 816 рублей 00 копеек.
Арбитражному суду Республики Саха (Якутия) выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путём подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Ломако Н.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-6847/2019
Истец: Министерство финансов Республики Саха (Якутия)
Ответчик: Государственное Автономное Нетиповое Образовательное Учреждение Республики Саха (Якутия) "Республиканский ресурсный центр "Юные Якутяне"
Третье лицо: Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)
Хронология рассмотрения дела:
13.07.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2778/20
13.03.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-7634/19
07.11.2019 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-6847/19
21.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Саха N А58-6847/19