город Ростов-на-Дону |
|
13 марта 2020 г. |
дело N А32-38426/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 марта 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Южного Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 16.12.2019 по делу N А32-38426/2019
по заявлению муниципального унитарного предприятия "Райводоканал"
к заинтересованному лицу Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, отделу государственного экологического надзора Азово-Черноморский
о признании незаконным и отмене предписания
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Райводоканал" (далее - заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрегиональному управлению федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгеи к отделу государственного экологического надзора Азово-Черноморский (далее - заинтересованное лицо, управление) о признании незаконным и отмене предписания от 17.05.2019 N 10-53-44-Н-3.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.12.2019 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, управление обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило решение отменить.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к размещению на объекте предприятия отходов 4 класса опасности без соответствующей лицензии.
В судебное заседание представители участвующих в деле лиц, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили. Апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании Распоряжения от 01.04.2019 N 01- 04-20/148 Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея "О проведении внеплановой выездной проверки муниципального унитарного предприятия Муниципального образования Туапсинского района "Райводоканал" (далееМУП "Райводоканал") ИНН 2365018106 ОГРН 1112365001022. Внеплановая выездная проверка проведена с целью выполнения предписаний от 21.12.2018 N 10-32-91-Н-1, N 10-32-91-Н-2, N 10-32-92-Н-1 N 10-32-92-Н-2 об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.
Срок проверки с 15 апреля 2019 года по 17 мая 2019 года.
В ходе проведения проверки установлено, что переносные сетчатые ограждения отсутствуют по периметру места разгрузки и складировании ТБО, перпендикулярно направлению господствующих ветров, для задержания легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке ТБО из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте, вся прилегающая территория к полигону ТБО захламлена легкими фракциями отходов в виде полиэтиленовых пакетов, пластиковой тары и др., отходы на прилегающей территории расположены как на рельефе местности, так и на ветвях древестной и кустарниковой растительности.
Нагорные перехватывающие обводные каналы, отводящие грунтовые и поверхностные воды, отсутствуют.
По периметру всей территории полигона ТБО не установлено, какие либо ограждение. Равно как и отсутствуют осушительные траншеи глубиной более 2 метров или вал высотой не более 2 метров.
По итогам проверочных мероприятий предприятию было выдано предписание от 17.05.2019 N 10-53-44-Н-3Ю.
В соответствии с предписанием обществу надлежало в срок до 26.08.2019 устранить нарушения в части: не допускать осуществления хозяйственной деятельности в области обращения с отходами (сбор, размещение) производства и потребления 4-5 класса опасности на объекте, расположенном по адресу: земельный участок с кадастровым номером 23:33:1504001: 394, по адресу Краснодарский край, Джубгское городское поселение, Тенгинский сельский округ, 700 м западнее с. Лермонтово, в отсутсвие соответствующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 класса опасности.
Полагая, что указанное предписание является недействительным, предприятие обжаловало его в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, исходя из указанных выше правовых норм, в предмет судебного исследования по настоящему делу входят следующие обстоятельства:
- нарушение оспариваемыми актами прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;
- несоответствие оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту.
При этом, отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий является основанием для отказа в удовлетворения требований заявителя.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" N 89-ФЗ: "Сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение"; данный вид деятельности осуществляется непосредственно на объекте при приеме мусоровозов и их разгрузке. Далее, происходит сортировка принятых отходов специализированной организацией по Договору, извлеченные из массы принятых отходов пластик, металлы, бумага, картон, текстиль и т.п. складируются на объекте и вывозятся на объекты переработки вторсырья по мере формирования транспортных партий.
Согласно статье 4.1 Федерального закона N 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности. К IV классу отнесены малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
В соответствии с частями 1 и 3 ст. 14 Федерального закона N 89-ФЗ юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I-V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I-IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Порядок отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности утвержден Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 05.12.2014 N 541 и устанавливает процедуру подготовки юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы (далее - хозяйствующие субъекты), документов и материалов отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности, их рассмотрения и принятия решения о соответствии вида отходов конкретному классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами (далее - территориальные органы Росприроднадзора).
В соответствии с п. 30 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию.
Объект размещения отходов "Лермонтово" является специально оборудованным сооружением, предназначенным для размещения и обезвреживания отходов. На объекте обеспечивается статическая устойчивость отходов с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после закрытия объекта или выводе из эксплуатации его части и их рекультивации.
Объект внесен в Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) на основании Приказа Росприроднадзора N 398 от 02.10.2018 г., государственный номер объекта размещения ТКО 23-00108-Х-00398-021018.
МУП МО Туапсинский район "Райводоканал" для осуществления лицензионных видов деятельности имеет лицензию на сбор, обезвреживание отходов 4 класса опасности N 023 N 00717 от 20 декабря 2018 г.
Указание административного органа в предписании N 10- 53-44-Н-З от 17 мая 2019 года о размещении на объекте предприятия отходов 4 класса опасности без соответствующей лицензии ошибочно.
Кроме того МУП "Райводоканал" владеет специальной установкой по обезвреживанию отходов, перечень которых указан в Лицензии N 023 N 00717 и размещение оставшегося объема отсортированных отходов 5 класса опасности производится на Объект, который внесен в Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) на основании Приказа Росприроднадзора N 398 от 02.10.2018 г., государственный номер объекта размещения ТКО 23-00108-Х-00398-021018.
Доказательств размещения отходов 4 класса опасности на объекте в Акте проверки от 17 мая 2019 г. не представлено. На объекте, в соответствии с Приказом Росприроднадзора N 398 от 02.10.2018 г., разрешено, в частности, размещение следующих основных видов отходов: Отходы из жилищ крупногабаритные 7 31 ПО 02 21 5; Мусор от офисных и бытовых помещений организаций практически неопасный 7 33 100 02 72 5; Мусор и смет от уборки парков, скверов, зон массового отдыха, набережных, пляжей и других объектов благоустройства 7 31 200 02 72 5.
Запись в Акте проверки от 17 мая 2019 г. о визуальном определении класса опасности отходов и отсутствии необходимости дополнительного подтверждения такого класса опасности не соответствует действующему законодательству, а именно Порядку отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности, утвержденному приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 05.12.2014 N 541.
Согласно пункту 5 Порядка установление класса опасности вида отходов на основании сведений, содержащихся в ФККО и БДО, осуществляется посредством сопоставления его классификационных признаков с классификационными признаками видов отходов, включенных в ФККО и БДО.
Согласно п. 6 Порядка для подтверждения отнесения вида отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды хозяйствующий субъект, в процессе деятельности которого образуется данный вид отходов, направляет в территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной деятельности следующие документы и материалы:
б) сведения о происхождении отходов по исходному сырью и по принадлежности к определенному производству, технологическому процессу (наименование технологического процесса, в результате которого образовался отход, или процесса, в результате которого продукция утратила свои потребительские свойства, с указанием наименования исходной продукции), об агрегатном состоянии и физической форме вида отходов, заверенные хозяйствующим субъектом на каждый вид отходов;
в) документы, подтверждающие химический и (или) компонентный состав вида отходов, заверенные хозяйствующим субъектом, с приложением, в зависимости от способа определения химического и (или) компонентного состава: копия акта отбора проб отхода, проведенной аккредитованной испытательной лабораторией (центром) и копии документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации согласно Федеральному закону от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6977, 2014, N 26, ст. 3366) заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра), а также копии документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации, которая(-ый) устанавливал(-а) химический и (или) компонентный состав вида отходов посредством соответствующих измерений, заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра), - в случае установления химического и (или) компонентного состава вида отходов посредством соответствующих измерений; копии технологических регламентов, технических условий, стандартов, проектной документации, заверенные хозяйствующим субъектом, - в случае установления химического и (или) компонентного состава вида отходов на основании сведений, содержащихся в данных документах;
В ходе проверки пробы отходов не отбирались. Классы опасности размещаемых отходов не определялись. Для размещения отходов 5 класса опасности лицензия не требуется.
Визуальное определение при проведении должностным лицом Росприроднадзора проверки класса опасности отходов и отсутствие дополнительного подтверждения класса опасности, не соответствует действующему законодательству и никакими лабораторными исследованиями и заключениями не подтверждается.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание административного органа от 17.05.2019 N 10-53-44-Н-3 является незаконным и необоснованным, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Фактов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит. В связи с этим доводы апеллянта признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся только к несогласию с оценкой обстоятельств судом первой инстанции.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.12.2019 по делу N А32-38426/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-38426/2019
Истец: МУП "Райводоканал", МУП МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТУАПСИНСКИЙ РАЙОН "РАЙВОДОКАНАЛ"
Ответчик: Межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея