г. Самара |
|
13 марта 2020 г. |
Дело N А55-9768/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 11 марта 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 13 марта 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Сергеевой Н.В., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сурайкиной А.В.,
с участием:
от Товарищества собственников жилья "Мир" - представители Резникова Д.А.(доверенность от 15.01.2019), Ильина Т.В.(доверенность от 14.06.2018),
от Государственной жилищной инспекции Самарской области - представитель Сухова А.В.(доверенность от 29.01.2020),
от Шишовой Надежды Августовны - лично (паспорт),
от Вараксиной Натальи Алексеевны - лично (паспорт), представитель Орехов А.Л.(доверенность от 21.04.2017),
от Выволокина Сергея Николаевича - представитель Орехов А.Л.(доверенность от 21.04.2017),
от Гарькина Виталия Петровича - представитель Орехов А.Л.(доверенность от 21.04.2017),
от Гурановской Ольги Викторовны - представитель Орехов А.Л.(доверенность от 21.04.2017),
от Карповой Елизаветы Георгиевны - представитель Орехов А.Л.(доверенность от 21.04.2017),
от Щукина Сергея Евгеньевича - представитель Орехов А.Л.(доверенность от 21.04.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе Шишовой Надежды Августовны, Вараксиной Натальи Алексеевны, Выволокина Сергея Николаевича, Гарькина Виталия Петровича, Гурановской Ольги Викторовны, Карповой Елизаветы Георгиевны, Щукина Сергея Евгеньевича,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 06 декабря 2019 года по делу N А55-9768/2019,
по заявлению Товарищества собственников жилья "Мир",
к Государственной жилищной инспекции Самарской области,
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора,
Шишовой Надежды Августовны,
Вараксиной Натальи Алексеевны,
Выволокина Сергея Николаевича,
Гарькина Виталия Петровича,
Гурановской Ольги Викторовны,
Карповой Елизаветы Георгиевны,
Щукина Сергея Евгеньевича,
о признании недействительным предписания N Сор-66665 от 11.01.2019,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Мир" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Самарской области (далее - ответчик) о признании недействительным предписания N Сор-66665 от 11.01.2019.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Шишова Надежда Августовна, Вараксина Наталья Алексеевна, Выволокин Сергей Николаевич, Гарькин Виталий Петрович, Гурановская Ольга Викторовна, Карпова Елизавета Георгиевна, Щукин Сергей Евгеньевич (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 06 декабря 2019 года заявленные требования удовлетворены полностью. Признано недействительным вынесенное Государственной жилищной инспекцией Самарской области Предписание N Сор-66665 от 11.01.2019. На Государственную жилищную инспекцию Самарской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. С Государственной жилищной инспекции Самарской области в пользу Товарищества собственников жилья "Мир" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
Не согласившись с выводами суда, Шишова Надежда Августовна, Вараксина Наталья Алексеевна, Выволокин Сергей Николаевич, Гарькин Виталий Петрович, Гурановская Ольга Викторовна, Карпова Елизавета Георгиевна, Щукин Сергей Евгеньевич подали апелляционную жалобу, в которой просят решение суда первой инстанции отменить. Вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления ТСЖ "Мир" об оспаривании предписания ГЖИ N Сор-66665 от 11.01.2019 отказать в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы ссылаются на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
В жалобе указывают на необоснованный вывод суда о том, что средства, предусмотренные финансовым планом, в объеме 271 147,79 руб., направлены товариществом на содержание общего имущества многоквартирного дома.
Кроме того по мнению подателей жалобы Правление ТСЖ "Мир" (являющегося некоммерческой организацией) не обладало полномочиями по распоряжению денежными средствами, сэкономленными по статье "отопление" за 2017 год.
В его обязанности входит соблюдение товариществом законодательства и требований устава товарищества, составление смет доходов и расходов на соответствующий год товарищества и отчетов о финансовой деятельности, предоставление их общему собранию членов товарищества для утверждения.
В апелляционной жалобе указано также на неверный вывод суда о том, что, согласно Финансовому плану ТСЖ "Мир" на 2017 год, средства в объеме 271 147,79 руб. было запланировано потратить на благоустройство и ремонт общего имущества дома, поскольку в финансовом плане на 2017 год была запланирована сумма в размере 262944,00 руб.
Таким образом, представленный истцом финансовый план ТСЖ "Мир" на 2017 год, утвержденный председателем Правления товарищества, и документы, свидетельствующие о расходах ТСЖ "Мир" на ремонтные работы и благоустройство в 2017 году на сумму 834914,29 руб., без утвержденных общими собраниями членов товарищества годового плана содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме на 2017 год и отчета о его выполнении, сметы доходов и расходов на 2017 год и отчета о ее исполнении, заключения ревизионной комиссии товарищества по результатам проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности ТСЖ "Мир" за 2017 год, свидетельствует о том, что Правление ТСЖ "Мир" осуществляло платежи за ремонтные работы и благоустройство в 2017 году не в соответствии с этим документом.
Вывод суда о том, что средства, предусмотренные финансовым планом ТСЖ "Мир" на 2017 год, направлены товариществом на содержание общего имущества многоквартирного дома не соответствует имеющимся в деле доказательствам, так как истцом представлены суду не все расходы ТСЖ "Мир" на содержание общего имущества многоквартирного дома, а только их незначительная часть. При этом представленная истцом часть расходов на содержание общего имущества не соответствует представленному им же финансовому плану.
Податели жалобы также указали на неправомерный вывод суда о том, что решение было принято в интересах собственников.
В дополнениях к жалобе податели жалобы указали на недопустимость в одностороннем порядке перераспределения полученных средств между услугами и работами управляющими организациями, на что указано в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.12.2019 N 304-ЭС19-22867 по делу N А46-22408/2018, а именно: "Судебные инстанции исходили из того, что плата за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома должна начисляться управляющей организацией жильцам в соответствии с тарифом, утвержденным решением общего собрания с учетом фактически оказанных видов услуг, а расходование соответствующих денежных средств, поступивших в счет платы за содержание и ремонт, должно производиться в соответствии с утвержденными указанным решением статьями расходов. Иными словами, управляющей организации не предоставлено право выставлять плату за неоказываемые услуги, а также в одностороннем порядке перераспределять полученные средства между услугами и работами."
Кроме того, в данном определении Верховный суд Российской Федерации прямо указал, что расходование денежных средств на содержание общего имущества должно производиться только на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Государственная жилищная инспекция Самарской области в отзыве на апелляционную жалобу просит Решение Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-9768/2019 от 06.12.2019 отменить, апелляционную жалобу Вараксиной Н.А., Выволокина С.Н, Гарькина В.П., Гурановской О.В., Карповой Е.Г., Шишовой Н.А., Щукина СЕ. удовлетворить.
Представитель Шишовой Надежды Августовны, Вараксиной Натальи Алексеевны в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Государственной жилищной инспекции Самарской области в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы. Оспариваемое предписание считает законным.
Представитель Товарищества собственников жилья "Мир" в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Рассмотрение апелляционной жалобы отложено с 17.02.2020 на 11.03.2020.
О времени и месте нового судебного заседания лица, участвующие в деле, поставлены в известность определением об отложении судебного разбирательства.
Информация о принятии, отложении апелляционной жалобы, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 АПК РФ.
В связи с нахождением судьи Поповой Е.Г. в очередном ежегодном отпуске в составе суда в судебном заседании, назначенном на 11.03.2020, определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2020 произведена замена судьи Поповой Е.Г. на судью Засыпкину Т.С. В соответствии с частью 2 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации после замены судьи Поповой Е.Г. на судью Засыпкину Т.С. рассмотрение дела начато сначала.
Представитель Вараксиной Натальи Алексеевны, Шишовой Надежды Августовны, Выволокина Сергея Николаевича, Гарькина Виталия Петровича, Гурановской Ольги Викторовны, Карповой Елизаветы Георгиевны, Щукина Сергея Евгеньевича в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Государственной жилищной инспекции Самарской области в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы. Оспариваемое предписание считает законным, по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Представитель Товарищества собственников жилья "Мир" в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в возражениях на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает необходимым решение арбитражного суда первой инстанции отменить по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, исполняющим обязанности заместителя руководителя инспекции - Лихачевым Д.В. 07.12.2018 издано распоряжение N Сор-66665 от 07.12.2018 о проведении в отношении заявителя внеплановой выездной проверки, целью которой являлась проверка сведений, изложенных в обращении (заявлении) вх. N 33769-ц от 27.11.2018.
Во исполнение указанного распоряжения должностным лицом инспекции осуществлена указанная проверка, 11.01.2019 составлен Акт проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя N Сор-66665 от 11.01.2019 и товариществу выдано Предписание N Сор-66665 от 11.01.2019.
Указанным предписанием на ТСЖ "Мир" возложена обязанность в трехмесячный срок со дня получения предписания произвести корректировку платы за отопление за 2017 год потребителям, проживающим в многоквартирном доме N 10 по ул. Академика Платонова г.Самара в соответствии с п. 42 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354.
Не согласившись с предписанием инспекции, товарищество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, признавая предписание недействительным, исходил из того, что ТСЖ произведена корректировка платы, путем направления средств ТСЖ от экономии по статье "отопление" на уставные цели в интересах собственников общего имущества.
В силу пункта 65 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 No354, потребитель вправе по своему выбору осуществлять предварительную оплату коммунальных услуг в счет будущих расчетных периодов.
Согласно Финансовому плану ТСЖ "Мир" на 2017 год средства в объеме 271 147,79 руб. было запланировано потратить на благоустройство и ремонт общего имущества дома.
Как установил суд, средства в объеме 271 147,79 рублей были направлены ТСЖ на ремонт крыши дома по Договор N 0309/17 от 29.09.17 и Договору N 0109/17 от 01.09.2017.
Согласно решению правления и Протоколу собрания правления от 30.03.2018 средства, сэкономленные по итогам 2017 года по статье "Отопление" направлены на ремонт общего имущества дома.
Кроме того, средства в объеме 126 000 рублей начислены собственникам в 2017 году по статье "Содержание" и были направлены ТСЖ на ремонт крыши дома по Договору N 0108/17 от 07.08.2017 г. в сумме 213 625,96 рублей.
Средства в объеме 38 948 рублей начислены собственникам в 2017 году по статье "Содержание" и были направлены ТСЖ на ремонт асфальта по Договору N 1/06-17 от 21.06.2017 г. в сумме 261 000 рублей.
Средства в объеме 98 004 рублей начислены собственникам в 2017 году по статье "Содержание" и направлены ТСЖ на благоустройство газонов придомовой территории по Договору подряда от 01.06.2017 г. в сумме 57 120 рублей (41 412 рублей сумма договора +6188 рублей НДФЛ + 9 520 пенсионные взносы).
Товариществом в обоснование законности начисления и расходования денежных средств собственников многоквартирного дома в материалы дела представлены соответствующие доказательства (т. 2, л.д. 41-87).
Суд, оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности, сделал вывод о том, что средства, предусмотренные финансовым планом, направлены товариществом на содержание общего имущества многоквартирного дома, ТСЖ произведена корректировка платы путем направления средств ТСЖ от экономии по статье "отопление" на уставные цели в интересах собственников общего имущества.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции сделанными при неполном исследовании обстоятельств дела, при неправильном применении норм материального права, при этом исходит из следующего.
Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного Кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний прибора учета, а при их отсутствии -исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации, то есть в компетенцию собрания собственников помещений в многоквартирном доме изменение правил предоставления коммунальных услуг гражданам не входит.
Расчет платы за коммунальные услуги осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", за коммунальную услугу по отоплению применяется порядок расчета размера платы в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 No307, при этом используются нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действующие в муниципальных образованиях Самарской области по состоянию на 30.06.2012 (приказ Министерства от 13.09.2012 No207).
В соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации N307, при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги по отоплению в жилых помещениях определяется на основании установленных нормативов потребления и тарифа на тепловую энергию, при наличии в многоквартирном доме коллективных (общедомовых) приборов учета потребления тепловой энергии размер платы за отопление рассчитывается исходя из среднемесячных объемов потребления тепловой энергии за предыдущий год, а в случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за предыдущий год, исходя из норматива потребления тепловой энергии и тарифа на тепловую энергию. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление жилых и (или) нежилых помещений.
В силу пункта 65 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, потребитель вправе по своему выбору осуществлять предварительную оплату коммунальных услуг в счет будущих расчетных периодов.
Как следует из материалов дела и не опровергнуто сторонами, заявителем начислено за тепловую энергию на отопление и ГВС за 2017. Всего - 6 991 263,83 рублей Предъявлено за тепловую энергию на отопление и ГВС ЗАО "ПТС" за 2017 г. всего -6 720 116,04 руб. Экономия за 2017 г.-271 147,79 руб.
ТСЖ была произведена корректировка платы, путем направления средств ТСЖ от экономии по статье "отопление" на уставные цели в интересах собственников общего имущества, т.е сэкономленные денежные средств, полученные в результате корректировки платы за коммунальную услугу по отоплению, перераспределены Правлением ТСЖ на погашение затрат по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, как указал заявитель, в интересах собственников многоквартирного дома.
Указанное обстоятельство послужило основанием для выдачи ТСЖ "Мир" жилищной инспекцией предписания, которым на ТСЖ возложена обязанность в трехмесячный срок со дня получения предписания произвести корректировку платы за отопление за 2017 год потребителям, проживающим в многоквартирном доме N 10 по ул. Академика Платонова г.Самара в соответствии с п. 42 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354.
Суд апелляционной инстанции считает предписание законным и обоснованным, поскольку оно не противоречит действующему законодательству и не нарушает права заявителя.
Согласно материалам дела ТСЖ "Мир" осуществляет деятельность по управлению многоквартирным жилым домом по адресу: г. Самара, ул. Академика Платонова, д. 10.
В соответствии с договором на снабжение тепловой энергией в горячей воде, учет употребленной тепловой энергии и теплоносителя осуществляется по показаниям общедомового прибора учета, установленного в многоквартирном доме N 10 по ул. Академика Платонова ТСЖ "Мир".
Вместе с тем, вышеуказанный многоквартирный дом имеет ряд конструктивных особенностей, а именно совместные инженерные сети теплоснабжения между строением по адресу г.Самара, Парковый переулок д.5 ТСЖ "Мир-4" (т.е дома находятся на "сцепке").
ТСЖ "Мир" и ТСЖ "Мир-4" имеют отдельные договора на снабжение тепловой энергией в горячей воде. В соответствии с разделом 5 данных договоров, учет потребленной тепловой энергии и теплоносителя осуществляется по показаниям прибора учета. Распределение объема потребленной тепловой энергии для отопления производится поставщиком тепловой энергии АО "ПТС" пропорционально общим площадям ТСЖ "Мир" и ТСЖ "Мир-4", распределение объема потребленной тепловой энергии для горячего водоснабжения производится пропорционально количеству потребленной услуги на жилых домах ТСЖ "Мир" и ТСЖ "Мир-4". Ежемесячно в адрес энергопоставщика подаются отчеты о количестве потребленной тепловой энергии и теплоносителя по ТСЖ "Мир" и ТСЖ "Мир-4". Начисление платы за отопление производится равными долями в течение календарного года.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, вступившими в силу с 01.09.2012 г.
Согласно п.2 Правил 354 "коллективный (общедомовой) прибор учета" - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Таким образом, порядок определения размера платы за коммунальные услуги указанный в Правилах N 354 распространяется только на один многоквартирный дом.
Вместе с тем, согласно методическим рекомендациям по вопросам реализации на территории Самарской области Правил N 354, согласованных Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области и Государственной жилищной инспекции Самарской области по вопросу порядка распределения коммунальных ресурсов в домах на "сцепке" разъяснено следующее. В связи с отсутствием в постановлении Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" порядка расчета платы за коммунальные услуги в многоквартирных домах, находящихся "на сцепке", разъясняем о порядке распределения объемов коммунальных ресурсов в многоквартирных домах, находящихся на "сцепке" - в случае если количество потребителей одного из многоквартирных домов на "сцепке" определить невозможно, начисления платы гражданам за отопление и горячее водоснабжение возможно определять исходя из показаний общедомового прибора учета с разделением объемов тепловой энергии по тепловой нагрузке каждого дома.
До 1 июля 2016 года в Самарской области в части начисления платы за отопление действовали Правила предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05. 2006 г. N 307.
Согласно п. 21 Правил N 307 плата за отопление рассчитывается равными долями в течение года. Размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, при отсутствии указанных данных, исходя из норматива потребления тепловой энергии на отопление. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в сторону увеличения или уменьшения (с учетом разницы размера платы за тепловую энергию, приходящуюся на жилое помещение в зависимости от его площади и общего размера платы за отопление в жилом помещении за прошедший год).
С 1 июля 2016 г. начисление платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
В соответствии с п. 42(1) "Правил N 354", оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
Размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (при отсутствии указанных данных, исходя из норматива потребления тепловой энергии на отопление), тарифа на тепловую энергию и общей площади квартиры. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление (с учетом разницы размера платы за тепловую энергию, приходящуюся на жилое помещение в зависимости от его площади и общего размера платы за отопление в жилом помещении за прошедший год).
Точный срок проведения корректировки платы за коммунальную услугу отопление Правилами N 307 не урегулирован.
Изменения в части срока проведения корректировки внесены с 01.07.2016 г., согласно которым возникла обязанность по проведению корректировки в I квартале.
Жилищной инспекцией из анализа платежных документов за коммунальные услуги 2017-2018 гг. потребителей проживающих в кв. 30,51,81 по адресу г.Самара ул.Академика Платонова д. 10 установлено, что в 2017 г. ТСЖ "Мир" осуществляло начисление платы за отопление равными долями в течение года (исходя из среднемесячного объема тепловой энергии 0,013542 Гкал/м2), по итогам 2017 г. сложилась переплата за отопление в сумме 271 147,79 руб.
Однако потребителям корректировка платы за отопление не произведена, поскольку все денежные средства в части оплаты отопления поступают на расчетный счет ТСЖ, Правление ТСЖ "Мир" определило порядок компенсации средств по коммунальной услуге "отопление" в виде направления сэкономленных средств на погашение затрат по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Суд апелляционной инстанции считает, что данные действия заявителя противоречат требованиям законодательства, поскольку законодателем регламентирован порядок возврата суммы корректировки: либо в счет оплаты по строке отопление, либо возмещение потребителю. Возможность отнесения корректировки на иные статьи расходов, в том числе содержание и текущий ремонт, законодателем не предусмотрена.
Кроме того, суд первой инстанции в решении указал, что согласно Финансовому плану ТСЖ "Мир" на 2017 год средства в объеме 271 147,79 руб. было запланировано потратить на благоустройство и ремонт общего имущества дома.
Как указал заявитель, средства в объеме 271 147,79 рублей были направлены ТСЖ на ремонт крыши дома по Договору N 0309/17 от 29.09.17 и Договору N 0109/17 от 01.09.2017.
Согласно решению правления и Протоколу собрания правления от 30.03.2018 средства, сэкономленные по итогам 2017 года по статье "Отопление" направлены на ремонт общего имущества дома.
Кроме того, средства в объеме 126 000 рублей начислены собственникам в 2017 году по статье "Содержание" и были направлены ТСЖ на ремонт крыши дома по Договору N 0108/17 от 07.08.2017 г. в сумме 213 625,96 рублей.
Средства в объеме 38 948 рублей начислены собственникам в 2017 году по статье "Содержание" и были направлены ТСЖ на ремонт асфальта по Договору N 1/06-17 от 21.06.2017 г. в сумме 261 ООО рублей.
Средства в объеме 98 004 рублей начислены собственникам в 2017 году по статье "Содержание" и направлены ТСЖ на благоустройство газонов придомовой территории по Договору подряда от 01.06.2017 г. в сумме 57 120 рублей (41 412 рублей сумма договора +6188 рублей НДФЛ + 9 520 пенсионные взносы).
Таким образом, судом дана оценка хозяйственной деятельности ТСЖ "Мир" за 2017 год.
Истец не представил суду протокол общего собрания членов ТСЖ "Мир", на котором были бы утверждены расходы товарищества за 2017 год, в том числе расходы на проведение текущего ремонта и благоустройство в 2017 году, не подтвердил их законность.
Истец представил суду документы в виде договоров, актов выполненных работ и платежных поручений, подтверждающие выполнение работ по текущему ремонту и благоустройству на общую сумму на сумму 834914,29 руб. Представленные суду документы были приложены истцом к исковому заявлению и к возражениям на отзыв третьего лица Шишовой Н. А., а именно:
1)к заявлению истец приложил:
- договор N 0109/17 от 01.09.2017 на ремонт кровли 5-ого подъезда с ООО "Стройальянс" на сумму 237121,80 руб.;
- договор N 0309/17 от 29.09.2017 на ремонт кровли 4-ого подъезда с ООО "Стройальянс" на сумму 62665,93 руб.
2)к возражениям на отзыв третьего лица Шишовой Н. А. истец приложил:
- договор N 0108/17 от 07.08.2017 на ремонт кровли 1-ого подъезда с ООО "Стройальянс" на сумму 213626,96 руб.;
- договор N 0106/17 от 21.06.2017 с дополнительным соглашением к нему на ямочный ремонт дворовой территории с ООО "АВС" на сумму 261000,00 руб;
- договор на проведение работ по посадке и уходу за зелеными насаждениями на придомовой территории МКД N 10 по ул. Академика Платонова от 01.06.2017 с Вороновой Л. И. на сумму 47600,00 руб. и расходов на обязательное пенсионное страхование в размере 22% от суммы договора и на обязательное медицинское страхование в размере 5,1% от суммы договора (п. 2 ст. 425 НК РФ), всего расходов в сумме 60499,60 руб. (47600,00 + 47600*(22 + 5,1): 100).
Согласно представленным истцом платежным документам оплата по указанным договорам была произведена в 2017 году на сумму 768868,76 руб., в 2018 году - на сумму 62665,93 руб. При этом истец не представил в виде доказательства платежные поручения на оплату страховых взносов на медицинское страхование по договору с Вороновой Л. И. на сумму 2427,60 руб. (47600,00*5,1:100).
Расходы за 2017 год в сумме 834914,29 руб. по представленным истцом договорам на текущий ремонт и благоустройство не соответствуют сумме расходов 262944,00 руб. в финансовом плане ТСЖ "Мир" на 2017 год (т.1 л.д. 40-41, т. 2 л.д 20-21), указанной по статьям:
благоустройство в сумме 98004,00 руб.;
ремонт кровли в сумме 126000,00 руб.;
ремонт асфальта в сумме 38940,00 руб.
Таким образом вывод суда о том, что согласно Финансовому плану ТСЖ "Мир" на 2017 год средства в объеме 271 147,79 руб. было запланировано потратить на благоустройство и ремонт общего имущества дома, не соответствует обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам, так как в финансовом плане на 2017 год указана сумма в размере 262944,00 руб.
Кроме того, из представленного суду финансового плана следует, что он составлен и утверждён на период с 1 января по 31 декабря 2017 года.
При этом в самом плане указано на поступления до конца 2018 года (руб)" и " Расход до конца 2018 года (руб)", что свидетельствует о том, что план фактически создавался в 2018 году.
Согласно решению правления и Протоколу собрания правления от 30.03.2018 средства, сэкономленные по итогам 2017 года по статье "Отопление" направлены на ремонт общего имущества дома, т.е. решение принято 30.03.2018, тогда как работы выполнены в 2017 году.
Суд первой инстанции, отклоняя ссылку ответчика и третьих лиц на то, что Правилами не предусмотрена возможность направлять результат корректировки платы за коммунальную услугу по отоплению на погашение затрат по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, исходил из того, что само по себе отсутствие в Правилах N 354 указанных норм не исключает права собственников помещений - членов ТСЖ самостоятельно определять порядок и направления расходования уплачиваемых ими денежных средств.
При этом суд указал, что в рамках настоящего спора он не вправе давать оценку законности принятых на общем собрании собственников помещений - членов ТСЖ решений об использовании денежных средств, излишне уплаченных ими за коммунальные услуги.
Однако, в материалах дела отсутствуют доказательства принятия общим собранием собственников помещений - членов ТСЖ решений об использовании денежных средств, излишне уплаченных ими за коммунальные услуги.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что ТСЖ "Мир", в нарушение норм п.42(1) Правил N 354, не произвело корректировку платы за отопление за 2017 г., оспариваемое заявителем предписание является законным, заявленное требование удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст. ст.101-110, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 06 декабря 2019 года по делу N А55-9768/2019 отменить. Принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявления отказать.
Судебные расходы распределить.
Взыскать с Товарищества собственников жилья "Мир" в пользу Вараксиной Натальи Алексеевны судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции, перечисленной Вараксиной Н.А. при подаче апелляционной жалобы в сумме 150 рублей.
Исполнительный лист выдать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С.Драгоценнова |
Судьи |
Н.В.Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-9768/2019
Истец: ТСЖ "Мир"
Ответчик: Государственная Жилищная Инспекция Самарской области
Третье лицо: Вараксина Наталья Алексеевна, Выволокин Сергей Николаевич, Гарькин В.П., Гарькин Виталий Петрович, Гурановская Ольга Викторовна, Карпова Елизавета Георгиевна, Шишова Надежда Августовна, Щукин Сергей Евгеньевич
Хронология рассмотрения дела:
08.07.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-63061/20
13.03.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1077/20
18.12.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-20612/19
06.12.2019 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-9768/19
29.10.2019 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-9768/19
09.04.2019 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-9768/19