г. Москва |
|
13 марта 2020 г. |
Дело N А40-187293/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 марта 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Савенкова О.В.,
судей Панкратовой Н.И., Бондарева А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зиньковской Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента городского имущества города Москвы и Правительства Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 21.11.2019
по делу N А40-187293/19 (133-1531), принятое судьей Михайловой Е.В.
по иску ООО "СВЕТЛАНА" (ИНН 7709576358, ОГРН 1047796846767)
к Департаменту городского имущества города Москвы (ИНН 7710489036, ОГРН
1027739813507), Правительству Москвы (ИНН 7705031674, ОГРН 1037739510423)
о признании права на применение льготной ставки,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Мурашкина Ю.А. по доверенности в порядке передоверия от 19.11.2019 диплом ААН 1401723 р/н 15f-0201-11w от 30.06.2014, Дементьева М.В. по доверенности от 06.03.2020 диплом ВСГ 5474831 р/н 145 от 09.06.2011;
от ответчиков: Апрелов С.А. по доверенностям от 28.11.2019, 09.09.2019 диплом ДВС 1097827 р/н 943 от 13.04.2001;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СВЕТЛАНА" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Правительству Москвы и Департаменту городского имущества города Москвы (далее - истец, Департамент) о признании за истцом права на предоставление имущественной поддержки в виде установления льготной ставки арендной платы по Договору аренды от 19.07.2001 г. N 01-0813/01 в размере 4500 руб., за 1 кв. метр на период с 01.01.2017 года по 31.12.2017, с 01.01.2018 по 31.12.2018, с 01.01.2019 по 31.12.2019 года и обязании Департамента произвести перерасчет задолженности по Договору аренды от 19.07.2001 г. N 01-0813/01 за период с 01.01.2017 по дату вступления в законную силу решения по данному делу в соответствии со льготной арендной ставкой в размере 4500 рублей за 1 кв.м.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21.11.2019 по делу N А40-187293/19 исковые требования удовлетворены. При этом суд первой инстанции исходил из обоснованности и доказанности заявленных исковых требований.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчики обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просили отменить решение суда первой инстанции и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Заявители апелляционной жалобы указывают на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального права.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчиков требования апелляционной жалобы поддержал по изложенным в ней мотивам, просил решение суда первой инстанции отменить и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Представители истца требования апелляционной жалобы не признал. Просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 19.07.2001 между Департаментом государственного и муниципального имущества города Москвы (правопредшественником Департамента, арендодателем) и Региональным благотворительным общественным фондом помощи начинающим ученым, специалистам, изобретателям, рационализаторам, предпринимателям, деятелям культуры и искусства (арендатором) был заключен Договор N 1-813/2001 (далее - Договор), по которому арендатору в аренду передано нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Москва, Лялин пер., д. 20, стр. 1, общей площадью 126,6 кв.м. (далее - Помещение), для использования под офис на срок до 25.04.2006 г.
Согласно протоколу-соглашению от 16.05.2006 г. о переуступке прав на аренду недвижимого имущества по Договору права и обязанности арендатора переданы ответчику, целевое назначение Помещения - под парикмахерскую.
В соответствии со ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Дополнительным соглашением от 04.08.2015 (далее - Дополнительное соглашение) срок Договора продлен до 30.06.2025 и установлена с 04.08.2015 г. ставка арендной платы по результатам оценки рыночной стоимости нежилого помещения в размере 13859 руб. за 1 кв.м. в год (без учета НДС).
Договор является действующим, не прекращен.
Общество полагая, что является субъектом права требовать применения в расчетах льготной ставки арендной платы, обращалось с заявлением о реализации указанного права к собственнику Помещения.
Так, 21.11.2016, 20.11.2017, 28.11.2018 истец обращался в Департамент с заявлением об установлении минимальной ставки арендной платы на 2017, 2018, 2019 годы соответственно, приложив пакет документов для принятия решения.
04.03.2019 истец вновь обратился в Департамент с заявлением об установлении минимальной ставки арендной платы на 2017-2019 год.
Письмом от 22.05.2019 N ДГИ-1-34769/19-1 Департамент указал, что согласно вступившему в законную силу судебному акту по делу N А40-161859/16 установлена ставка арендной платы в размере 3500 руб. за 1 кв.м. и произведен перерасчет, о чем выдан расчет задолженности по Договору аренды.
Согласно расчету ответчика за период с 01.01.2014 по 31.12.2016 по Договору за истцом числилась переплата в размере 37227, 84 руб. Однако ввиду того, что ответчиком не произведен перерасчет арендной ставки по льготным тарифам, за период с января 2017 по 22.05.2019 за истцом числится задолженность в размере 2626983,45 руб.
Департамент начислял арендную плату по Договору в размере рыночной ставки, определенной по итогам оценки в размере, установленном Дополнительным соглашением.
Удовлетворяя требования иска, суд первой инстанции принял во внимание, что Федеральным законом от 30.06.2008 N 108-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 108-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) добавлена статья 17.1.
В соответствии с п. 1 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения торгов или аукционов на право заключения таких договоров, за исключением специально установленных законом случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно части 3 указанной статьи в порядке, предусмотренном частью 1 й статьи, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении: 1) государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям; 2) государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями; 3) государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления.
Согласно п. 4.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 г. N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - постановление Пленума ВАС РФ N 73) для заключения договора аренды на новый срок без проведения торгов стороны должны достичь соглашения о новых условиях договора о сроке и арендной плате с соблюдением положений ч. 9 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ.
В соответствии с ч. 9 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ по истечении срока договора аренды, указанного в ч. ч. 1 и 3 ст. 17.1, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий: размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации; минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года.
Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.
В п. 4.3 постановления Пленума ВАС РФ N 73 указано, что если при заключении договора аренды на новый срок между сторонами возникнут разногласия относительно условий, указанных в п. п. 1 и ч. 9 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ преддоговорный спор по требованию любой из сторон может быть передан на рассмотрение суда (ст. 446 ГК РФ).
Условие об арендной плате устанавливается судом на основании данных о размере такой платы, определенных оценщиком (п. 1 ч. 9 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ) на момент истечения срока предыдущего договора аренды.
При заключении договора на новый срок, в том числе при продлении срока действия договора путем подписания дополнительного соглашения, у сторон возникают новые правоотношения, которые в соответствии с частью 1 статьи 422 ГК РФ должны соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим на момент их возникновения.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что Договор, заключенный в соответствии с пунктом 1 статьи 621 ГК РФ на новый срок, является новым договором аренды. (п.31 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 января 2002 г. N 66) в связи с чем, при заключении договора на новый срок соблюдение требований законодательства о защите конкуренции является необходимым.
Согласно п. 1 постановления Пленума ВАС РФ N 73 договор аренды названного имущества, заключенный на новый срок без проведения торгов, является ничтожным (ст. 168 ГК РФ), равно как и соглашение о продлении такого договора.
Такими правилами, наряду со ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ, являлись положения ч. 4 ст. 53 указанного Закона, в соответствии с которыми до 1 июля 2015 г. разрешалось заключение на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды, указанных в ч.ч. 1 и 3 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ и заключенных до 1 июля 2008 г. с субъектами малого или среднего предпринимательства при условии отсутствия на момент заключения такого договора аренды на новый срок оснований для его досрочного расторжения, предусмотренных гражданским законодательством.
При этом заключение предусмотренных данной нормой договоров аренды возможно на срок не более чем до 1 июля 2015 г. То есть, на всех остальных арендаторов данная преференция не распространялась и заключение на новый срок договоров аренды, заключенных до 1 июля 2008 г. внесения процедуры торгов, было возможно только по правилам ч.ч. 1 и 3 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ.
В соответствии с Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 144-ФЗ ч. 4 ст. 53 Закона N 135-ФЗ утратила силу с 1 июля 2013 г. Заключение договоров на новый срок (которые были заключены до 1 июля 2015 г.), предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества по правилам, предусмотренным ч.ч. 9 - 11 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ, допускается только в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, расположенных на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя (ч. 4.1 ст. 53 Закона N 135-ФЗ).
То есть, законодатель установил условия перезаключения на новый срок договоров аренды государственного и муниципального имущества, ограничив возможность заключения названных договоров без проведения публичных процедур только для определенной категории субъектов предпринимательской деятельности. (п.25 обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017)).
Федеральным законом от 27.12.2018 N 572-ФЗ в ч. 9 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ внесены изменения. Согласно указанной редакции нормы возможность заключения договоров переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества на новый срок предоставлена как по истечении срока договора аренды государственного или муниципального имущества, заключенного по результатам проведения торгов так и без их проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральная Антимонопольная Служба в письме "О продлении договора аренды государственного (муниципального) имущества" дала разъяснения,о том, что договор аренды государственного или муниципального имущества, продленный на основании ч. 9 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ, может быть продлен по тем же основаниям неограниченное количество раз при условии соблюдения требований, установленных данной частью статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ.
Суд первой инстанции указал, что предоставление преференции в форме льготной оплаты аренды подлежит при наличии к тому правовых предпосылок, к числу которых относится соблюдение требований к заявительному порядку обращения по вопросу о предоставлении такой льготы.
Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от N 209-ФЗ от 27.11.2017 г. "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях в соответствии с федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению.
На основании ч. 7 ст. 19 Закона города Москвы от 26 ноября 2008 года N 60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве" (далее - Закон N 60) порядок использования движимого и недвижимого имущества города Москвы, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе на льготных условиях, устанавливается Правительством Москвы.
В соответствии со ст. 16 Закона N 60 одним из основных принципов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за предоставлением поддержки.
Нормативным актом, регламентирующим порядок применения льготной ставки арендной платы, является постановление Правительства Москвы от 25.12.2012 г. N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" (далее - постановление Правительства Москвы N 800-ПП).
Льготная арендная ставка на 2017-2019 годы согласно постановлению Правительства Москвы N 800-ПП устанавливается в размере 4500 рублей за кв.м. в год
В соответствии с п. 2.1 постановления Правительства Москвы N 800-ПП ставка арендной платы (п. 1) устанавливается субъектам малого предпринимательства (пп. 1.2 и 1.3) при условии представления в Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также принятия Межведомственной комиссией по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства в порядке, установленном Правительством Москвы, до 1 января текущего года решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы, указанной в пункте 1 постановления.
На основании п.п. 5.1 и 5.3 Положения о Межведомственной комиссии по предоставлению поддержки субъектам малого предпринимательства, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП (далее - Положение), в целях принятия Межведомственной комиссии (далее - Комиссия) решения о предоставлении субъектам малого предпринимательства имущественной поддержки в виде применения минимальной ставки арендной платы за кв.м. объекта нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы, установленной Правительством Москвы, субъекты малого предпринимательства направляют в Департамент или Комиссию обращение с приложением документов.
Указанное решение подлежит ежегодному подтверждению в порядке, установленном Положением, если иное не предусмотрено решением Комиссии.
При принятии Комиссией решения, указанного в абзаце первом настоящего пункта, арендная плата подлежит установлению со дня обращения в Департамент или Комиссию за предоставлением имущественной поддержки в размере, рассчитанном исходя из минимальной ставки арендной платы за кв. м объекта нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы, установленной Правительством Москвы.
Суд первой инстанции указал, что субъект малого предпринимательства, претендующий на получение имущественной поддержки в виде льготной ставки арендной платы на арендуемый объект нежилого фонда, находящийся в имущественной казне города Москвы, должен представить в Департамент или Комиссию по предоставлению поддержки субъектам малого предпринимательства пакет документов, предусмотренных п. 5.1 Положения.
Вышеперечисленные нормативные правовые акты Правительства Москвы, а также статья 14 Закона N 209-ФЗ устанавливает в качестве основного принципа поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки, а также соблюдение норм Закона N 135-ФЗ.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции посчитал, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
Отменяя решение суда первой инстанции, Девятый арбитражный апелляционный суд принял во внимание, что подписывая Дополнительное соглашение к Договору, стороны фактически выразили свою волю, согласившись с условиями Дополнительного соглашения, в том числе и по размеру ставки арендной платы.
Согласно п. 4.3 постановления Пленума ВАС РФ N 73, если при заключении договора аренды на новый срок между сторонами возникнут разногласия относительно условий, указанных в п.п. 1 и 2 ч. 9 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ, преддоговорный спор по требованию любой из сторон может быть передан на рассмотрение суда (ст. 446 ГК РФ).
Условие об арендной плате устанавливается судом на основании данных о размере такой платы, определенных оценщиком (п. 1 ч. 9 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ) на момент истечения срока предыдущего договора аренды.
Указанным правом Общество не воспользовалось, при этом риск не совершения процессуальных действий лежит целиком на арендаторе.
В свою очередь, согласно п. 4 ст. 14 Закона N 209-ФЗ оказание поддержки субъектам малого предпринимательства должно производиться с соблюдением требований, установленных Законом N 135-ФЗ.
Действия Департамента по установлению ставки арендной платы по результатам оценки рыночной стоимости права пользования нежилым помещением полностью соответствуют положениям действующего законодательства, а именно требованиям ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ.
Так, согласно ч. 9 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ по истечении срока договора аренды, указанного в ч.ч. 1 и 3 настоящей статьи, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий:
1) размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации;
2) минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.
Как следует из материалов дела, Договор с истцом заключен без проведения торгов, что на момент заключения последнего не противоречило закону.
Вместе с тем, ч. 4 ст. 53 Закона N 135-ФЗ было установлено, что до 01.07.2015 разрешается заключение на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды, указанных в ч.ч. 1 и 3 ст. 17.1 настоящего закона и заключенных до 01.07.2008 с субъектами малого или среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в ч. 3 ст. 14 Закона N 209-ФЗ, и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при условии отсутствия на момент заключения такого договора аренды на новый срок оснований для его досрочного расторжения, предусмотренных гражданским законодательством. При этом заключение предусмотренных настоящей частью договоров аренды возможно на срок не более чем до 01.07.2015.
Однако ч. 4 ст. 53 Закона N 135-ФЗ утратила силу с 01.07.2013. в соответствии с Федеральным законом от 02.07.2013 N 144-ФЗ.
В случае продления срока действия договорных отношений после 01.07.2013 Департамент, в целях соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации обязан был руководствоваться ранее названной нормой, изложенной в ч. 9 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ.
Таким образом, при заключении последующих соглашений о продлении срока действия Договора у Департамента отсутствовали законные основания для применения к арендатору льготной ставки арендной платы, поскольку нормы закона обязывали Департамент при очередном продлении срока действия указанного договора аренды установить ставку арендной платы по результатам оценки рыночной стоимости права пользования спорным нежилым помещением.
Данная позиция подтверждается разъяснениями Федеральной антимонопольной службы России о применении ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ в письме от 24.04.2014 N ЦА/16309/14, согласно которому положения ч.ч. 9 - 11 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ применяются в отношении действующих договоров аренды государственного или муниципального имущества, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации, в т.ч. до 01.07.2008, не исключая субъектов малого и среднего предпринимательства, при условиях: если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации.
Договор аренды государственного или муниципального имущества, продленный на основании ч. 9 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ, может быть продлен по тем же основаниям неограниченное количество раз при условии соблюдения требований, установленных ч. 9 указанной статьи.
Как указано выше, Дополнительное соглашение о продлении срока действия Договора и изменении ставни арендной платы со льготной ставки на рыночную сторонами подписано 04.08.2015, прошло государственную регистрацию, Обществом не оспорено.
То есть, стороны Договора пришли к обоюдному соглашению об изменении существенных условий договора аренды спорного нежилого помещения и приняли на себя обязательства по их исполнению, в т.ч. в части уплаты арендных платежей исходя именно из ставки арендной платы, определенной по результатам оценки рыночной стоимости права пользования спорным нежилым помещением.
Письмом от 02.12.2015 г. Общество обратилось в Комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства с заявлением о предоставлении Обществу имущественной поддержки на установление минимальной ставки арендной ставки арендной платы на 2015-2016 г.
Письмом от 15.01.2016 N ДГИ-199246/15-101-1 Департамент сообщил, что вопрос предоставления Обществу имущественной поддержки на 2016 г. включен в повестку заседания Комиссии.
Письмом от 06.04.2016 г. N ДГИ-1-20391/16-1 Департамент сообщил Обществу о решении Комиссии по результатам обращения от 09.03.201 6г. N ДГИ-48283/16 по вопросу предоставления имущественной поддержки, в связи с чем принято решение об оказании имущественной поддержки на 2016 г. в виде установления ставки арендной платы в размере 3500 руб. за кв. метр в год.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 10.02.2017, оставленным без изменений постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2017, принят отказ ООО "Светлана" от части исковых требований о признании недействительным дополнительного соглашения от 04.08.2015 к Договору в части положений пункта 2 об установлении с 04.08.2015 г. ставки арендной платы за 1 кв.м. в год равной 13859 руб. Производство по делу N А40-161859/16 в указанной части прекращено. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 18.08.2017 решение Арбитражного суда города Москвы от 10.02.2017 в части отказа в удовлетворении исковых требований отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.
Решением от 20.06.2018 исковые требования удовлетворены. За Обществом признано право на льготную ставку арендной платы в размере 3500 руб. за 1кв.м. за период с 04.08.2015 по 31.12.2016.
Постановлениями от 26.09.2018 и от 31.01.2019 Девятый арбитражный апелляционный суд и Арбитражный суд Московского округа оставили решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную и кассационную жалобы Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Таким образом, данными судебными актами признано право Истца на льготную ставку арендной платы на период 2015-2016 г.г.
Вместе с тем, уведомлением от 06.04.2017 N 33-6-70891/17-(0)-0 Департамент уведомил Общество о том, что по Договору в соответствии с постановлениями Правительства Москвы N 800-ПП и от 25.12.2012 N 809-ПП за арендуемые Помещения с 01.01.2017 действует ставка арендной платы в размере 17769,39 руб. за 1 кв.м. в год.
Данное уведомление вручено истцу 18.04.2017, в установленном порядке не оспорено, недействительным не признано.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что истцом соблюден предусмотренный законом заявительный порядок предоставления имущественной поддержки и о том, что право на льготную ставку на период с 01.01.2017 по 31.12.2019 за ним сохранено в силу закона, не является обоснованным.
Как отмечено ранее, Общество является субъектом малого и среднего предпринимательства, арендует Помещения площадью менее 300 кв.м., Договор был заключен без проведения торгов.
Порядок определения арендной платы за объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, регламентирован следующими постановлениями Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП, от 25.12.2012 N 809-ПП, от 01.07.2013 N 424-ПП.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы N 424-ПП решение о наличии или отсутствии оснований для предоставления имущественной поддержки принимает Комиссия.
Согласно п. 1 постановления Правительства Москвы N 800-ПП с 1 января 2014 г. имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы в размере 3500 рублей за кв.м. в год предоставляется в том числе:
1.1. Субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м., находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов.
При этом исключений для указанных субъектов малого предпринимательства, позволяющих устанавливать льготную ставку арендной платы, минуя обращение в Межведомственную комиссию, законодателем предусмотрено не было.
В силу п. 2.1. постановления Правительства Москвы N 800-ПП ставка арендной платы устанавливается субъектам малого предпринимательства (1.2. субъектам малого предпринимательства, осуществляющим деятельность в области здравоохранения или образования, имеющим лицензию на осуществление такой деятельности и арендующим объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов; 1.3. субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов, в случае, если указанные субъекты малого предпринимательства соответствуют одному из следующих условий) при условии представления в Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также принятия Межведомственной комиссией по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства в порядке, установленном Правительством Москвы, до 1 января текущего года решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы, указанной в пункте 1 настоящего постановления.
То есть, редакция от 24.02.2015 постановления Правительства Москвы N 800-ПП также обязывала субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м., находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов, обращаться в Комиссию с целью установления льготной ставки арендной платы.
Однако получения заключения отраслевого органа исполнительной власти не требовалось. При этом соответствие иным критериям, установленным постановлением Правительства Москвы N 424-ПП, для Общества, претендующего на льготную ставку арендной платы, является обязательным.
Согласно п. 1.1 постановления Правительства Москвы N 800-ПП в случае если в соответствии с договорами аренды, заключенными без проведения торгов, арендная плата установлена по ставке, определенной в установленном порядке на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы, имущественная поддержка предоставляется в порядке, предусмотренном пунктом 2.1 настоящего постановления.
В соответствии с п. 2.1. постановления Правительства Москвы N 800-ПП ставка арендной платы, указанная в п. 1 настоящего постановления, устанавливается субъектам малого предпринимательства при условии представления в Комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также принятия Комиссией в порядке, установленном Правительством Москвы, решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы, указанной в пункте 1 настоящего постановления.
Согласно ст. 16 Закона N 60 одним из основных принципов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за предоставлением поддержки.
Таким образом, на законодательном уровне прямо установлено, что в случае, если арендуемая площадь не превышает 300 кв.м., а условиями договора аренды установлено, что арендная плата определена по ставке на основании заключения независимого оценщика, льгота при уплате арендных платежей предоставляется арендатору не автоматически, а только по результатам обращения в Комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства, являясь преференцией, представление которой носит исключительно заявительный характер, в частности:
1) арендатору, желающему получить рассматриваемую преференцию необходимо во исполнение абз. 2 п. 1.1 обратиться в Комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства посредством подачи соответствующего заявления в Правительство Москвы либо Департамент;
2) в ходе рассмотрения поданного арендатором заявления от отраслевого органа исполнительной власти города Москвы в Комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства должно поступить заключение о наличии оснований для предоставления имущественной поддержки конкретному Арендатору;
3) после чего Комиссия должна на основании представленного заключения отраслевого органа принять решение о предоставлении имущественной поддержки в виде установления льготной ставки арендной платы.
Отсутствие хотя бы одного из трех вышеперечисленных критериев влечет не предоставление Департаментом преференции, влекущее начисление арендных платежей исходя из условий Договора.
Постановлением Правительства Москвы от 02.12.2016 N 812-ПП "О внесении изменений в правовые акты города Москвы", редакция п. 1.1 постановления Правительства Москвы N 800-ПП изменена, так абз. 2 п. 1.1 утратил силу с 01.01.2017.
Несмотря на то, что данный абзац утратил силу, постановлением Правительства Москвы от 02.12.2016 N 812-ПП в постановление Правительства Москвы N 800-ПП введен п. 1(1), по содержанию, идентичный утратившему силу абзацу.
Согласно п. 1(1) постановления Правительства Москвы N 800-ПП, действующему с 01.01.2017, в случае если в соответствии с договорами аренды, заключенными без проведения торгов, арендная плата установлена по ставке, определенной в установленном порядке на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы, имущественная поддержка предоставляется с 01.01.2017 в виде установления ставки арендной платы в размере 3500 руб. за кв.м. в год и в порядке, предусмотренном пунктом 2.1 настоящего постановления.
Как указано выше, согласно п. 2.1. постановления Правительства Москвы N 800-ПП имущественная поддержка в виде установления льготной ставки арендной платы оказывается субъектам малого предпринимательства при условии представления в Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также принятия Комиссией в порядке, установленном Правительством Москвы, решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления льготной ставки арендной платы.
Как следствие, за лицом, арендующим объект Помещение площадью менее 300 кв.м., при наличии подписанного городом Москвой и арендатором договора аренды с установлением ставки арендной платы на основании заключения независимого оценщика, на законодательном уровне с 01.01.2017 сохранена обязанность по обращению арендатора в Комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства в целях получения преференции в виде льготы по уплате арендных платежей.
Девятый арбитражный апелляционный суд учитывает, что требование истца к Департаменту о признании права на предоставление имущественной поддержки является необоснованным.
Вышеперечисленные нормативные правовые акты Правительства Москвы, а также ст. 14 Закона N 209-ФЗ устанавливает в качестве основного принципа поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки, а также соблюдение требований Закона N 135-ФЗ.
В этой связи, с учетом заключенного Дополнительного соглашения, Департаментом арендная плата по Договору обоснованно начислялась исходя из рыночной стоимости права пользования объектом нежилого фонда на условиях договора аренды.
Вопрос о предоставлении имущественной поддержки в отношении Общества рассматривался, решением Комиссией по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства в установлении льготной ставки арендной платы отказано.
Более того, абз. 2 п. 1.1 постановления Правительства Москвы N 800-ПП, который фактически обязал лиц, арендующих помещения площадью менее 300 кв.м., в целях получения льготной ставки арендной платы обращаться в Комиссию, введен постановлением Правительства Москвы от 20.10.2015 N 678-ПП.
Указанное постановление Правительства Москвы от 20.10.2015 N 678-ПП вступило в силу 20.10.2015.
Соответственно, с указанной даты (с 20.10.2015) у Департамента отсутствовали правовые основания для установления имущественной поддержки арендатору в виде предоставления последнему льготной ставки арендной платы в отсутствие положительного решения Комиссии независимо от даты заключения Договора и дополнительных соглашений к нему.
Департамент не наделен правом принятия таких решений, а лишь уведомляет обратившихся лиц о принятии соответствующих решений Комиссией.
Довод истца о том, что право на применение льготной ставки возникло в силу п. 1 постановления Правительства Москвы N 800-ПП, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку п. 1 данного постановления определяет, что ставка арендной платы в размере 4500 рублей за кв.м. в год устанавливается субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м., по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов.
Следовательно, в п. 1 постановления Правительства Москвы N 800-ПП установлена льготная ставка по действующим договорам аренды, то есть договорам, срок действия которых не истек либо договор возобновлен на неопределенный срок.
Так как по Договору арендная плата установлена в размере рыночной стоимости права аренды, то порядок предоставления имущественной поддержки для Общества определяется в порядке, предусмотренном пунктом 2.1 постановления Правительства Москвы N 800-ПП, согласно которому имущественная поддержка в виде установления льготной ставки арендной платы оказывается субъектам малого предпринимательства при условии представления в Комиссию отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также принятия Комиссией в порядке, установленном Правительством Москвы, решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы, указанной в пункте 1(1) настоящего постановления.
Так как Комиссией положительного решения в отношении Общества о предоставлении в 2017-2019 г.г. имущественной поддержки не принималось, то оснований для удовлетворения иска не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266-268, п. 2 ст. 269, 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 21.11.2019 по делу N А40-187293/19 отменить, в удовлетворении иска - отказать.
Взыскать с ООО "СВЕТЛАНА" (ИНН 7709576358, ОГРН 1047796846767) в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску в размере 3000 (три тысячи) рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.В. Савенков |
Судьи |
Н.И.Панкратова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-187293/2019
Истец: ООО "СВЕТЛАНА"
Ответчик: ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ-ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ, ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ