г. Москва |
|
13 марта 2020 г. |
Дело N А40-126375/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 марта 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.А.Свиридова,
судей: |
С.Л.Захарова, И.В.Бекетовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А.Шевцовой, |
Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве на решение Арбитражного суда г.Москвы от 18.12.2019 по делу N А40-126375/19 (93-1028) судьи Позднякова В.Д.
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Росреестра по Москве
третьи лица: 1) Правительство Москвы, 2) Департамент строительства г.Москвы, 4) ГКУ УПТ, 3) Семенов А.С.
о признании недействительным сообщения в части
при участии:
от заявителя: |
Аугулис Р.Р. по дов. от 28.11.2019; |
от ответчика: от третьих лиц: |
Панин А.А, по дов. от 30.12.2019; 1) Аугулис Р.Р. по дов. от 10.01.2020; 2,4) Шепель Н.В. по дов. от 13.01.2020; 3) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее департамент) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании решения Управления Росреестра по Москве (далее управление), изложенное в уведомлении от 25.03.2019 N 77/007/024/2018-332, об отказе в государственной регистрации перехода права собственности на объект недвижимости, расположенный по адресу: г.Москва, пос.Терехово, д.10, а именно: 1/6 доли в праве недвижимого имущества с кадастровым номером 77:22:0020114:1156, принадлежащей Семенову Андрею Сергеевичу.
Решением арбитражного суда 18.12.2019 указанные требования удовлетворены в полном объеме, поскольку суд пришел к выводу о том, что оспариваемое решение является незаконным и необоснованным и нарушает права и интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Считает, что судом неполно выяснены обстоятельства по делу, нарушены нормы материального и процессуального права.
Письменные мотивированные отзывы на апелляционную жалобу в порядке ст.262 АПК РФ не представлены.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя и Правительства Москвы поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Представитель Департамента строительства г.Москвы и ГКУ УПТ поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Представитель третьего лица - Семенов А.С. в судебное заседание не явился. В соответствии со ст.ст.123, 156 АПК РФ дело рассмотрено отсутствие его представителя.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Департаментом городского имущества города Москвы обеспечен выпуск распоряжения от 24.05.2016 N 244-РП "Об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества для целей строительства транспортно-пересадочного узла на территории Мневниковской поймы (СевероЗападный административный округ города Москвы) предусматривающее изъятие объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: г.Москва, пос.Терехово, д. 10 в порядке Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 43-ФЗ), Положением о порядке взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при осуществлении мероприятий, направленных на обеспечение объектов капитального строительства в рамках реализации Адресной инвестиционной программы города Москвы, утвержденным постановлением Правительства от 25.02.2014 N 77-ПП.
Объект недвижимого имущества принадлежат на праве долевой собственности:
- Токареву Анатолию Петровичу (2/3 доля в праве), о чем в ЕГРН сделана запись регистрации от 24.06.2015 N 77-77/004-77/004/273/2015-361/4;
- Матвеевой Ольге Сергеевне (1/6 доля в праве), о чем в ЕГРН сделана запись регистрации от 15.10.2001 N 77-01/13-129/2001-576.2-4;
- Семенову Андрею Сергеевичу (1/6 доля в праве), о чем в ЕГРН сделана запись регистрации от 18.07.2018 N 77:22:0020114:156-77/009/2018-1.
В соответствии с п.2 Постановления 77-ПП установлено, что органы исполнительной власти города Москвы обеспечивают осуществление государственными унитарными предприятиями (государственными предприятиями, казенными предприятиями) города Москвы мероприятий, направленных на обеспечение строительства объектов капитального строительства в рамках реализации адресной инвестиционной программы города Москвы, при предоставлении указанным государственным унитарным предприятиям города Москвы в установленном порядке субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности либо при передаче указанным государственным унитарным предприятиям города Москвы в установленном порядке полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению государственных контрактов при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности в порядке, установленном настоящим постановлением.
Согласно приказу Департамента строительства города Москвы от 13.07.2018 N Пр-279/18 права и обязанности государственного заказчика по государственному контракту от 26.06.2018 N 0173200001518000079 на оказание услуг по исполнению функций технического заказчика с выполнением проектно-изыскательных работ по объекту, указанному в п.4 (освобождение территории Мневниковской поймы (в границах ТПУ: снос зданий, строений, гаражей и объектов недвижимости, находящихся в собственности города Москвы), приложения к приказу N Пр-279/18 переданы Государственному казенному учреждению города Москвы "Управление подготовки территорий".
В соответствии с со ст.10, ст.11 Федерального закона N 43-ФЗ между Государственным казенным учреждением города Москвы "Управление подготовки территорий" и Семеновым Андреем Сергеевичем заключено соглашение об изъятии для государственных нужд города Москвы объектов недвижимого имущества от 08.10.2018 (далее - Соглашение об изъятии).
В соответствии с п.п.2.1, 2.2 Соглашения об изъятии Семенову А.С. была выплачена денежная компенсация в размере 6 220 593 руб. В соответствии с разделом 6 Соглашения об изъятии, оно является основанием для государственной регистрации прекращения права долевой собственности правообладателей на изымаемые объекты недвижимости и перехода права долевой собственности к городу Москве.
В соответствии с разделом 6 Соглашения об изъятии, оно является основанием для государственной регистрации прекращения права долевой собственности правообладателей на изымаемые объекты недвижимости и перехода права долевой собственности к городу Москве.
В соответствии с ч.1, п/п.5 ч.2 ст.14, ст.18 Закона о недвижимости Департаментом городского имущества города Москвы было направлено в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по г.Москве) заявление от 23.11.2018 N 77/077/024/2018-332 о государственной регистрации перехода права долевой собственности на объект недвижимого имущества расположенный по адресу: г.Москва, пос.Терехово, д. 10, подлежащий изъятию для государственных нужд города Москвы, принадлежащий Семенову А.С. (1/6 долей в праве).
Посчитав, что сделка с вышеуказанным недвижимым имуществом подлежит обязательному нотариальному удостоверению, управлением были принято решение об отказе в государственной регистрации оформленное уведомлением от 25.03.2019 N 77/007/024/2018-332.
Не согласившись с вышеуказанным решением, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии со ст.198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.5 ст.200 АПК РФ с учетом ч.1 ст.65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно.
Согласно ч.3 ст.3, ч.1 ст.29 и ч.1 ст.14 Федерального закона от 13.07.2016 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о недвижимости) при предоставлении документов для регистрации прав на недвижимое имущество Управлением осуществляется правовая экспертиза документов, целью которой является установление юридических фактов, являющихся бесспорным основанием для возникновения, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество. Представленные документы изучаются как на подлинность, так и на соответствие их формы и содержания требованиям законодательства, действовавшего на момент их издания и в месте издания с целью установления отсутствия оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления.
В соответствии с ч.1, ст.21 Закона о недвижимости, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно с п.1 ст.422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии со ст.153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
В соответствии с п.1 ст.42 Закона о недвижимости (в редакции, действовавшей на дату принятия решения об отказе - 25.03.2019), сделки по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, в том числе при отчуждении всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, подлежат нотариальному удостоверению.
При этом в соответствии со ст.60 Федерального закона N 218-ФЗ основанием для государственной регистрации прав на изъятые для государственных или муниципальных нужд земельный участок и (или) расположенные на таком земельном участке объекты недвижимости является заключенное в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд или вступившее в силу решение суда об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд.
Вместе с тем, ст.60 не предусматривает обязательного нотариального удостоверения соглашения об изъятии.
В соответствии со ст.56.9 Земельного кодекса РФ действительно установлено, что к соглашению об изъятии недвижимости, предусматривающему изъятие земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества путем предоставления возмещения за них собственнику или обмена на иное недвижимое имущество, применяются правила гражданского законодательства о купле-продаже или мене.
Однако нормы о купле - продажи или мене, закрепленные в Гражданском кодексе РФ, не содержат обязательного нотариального удостоверения, указанная норма содержится только в ст.42 Федерального закона N 218-ФЗ в части сделок по отчуждению долей в праве общей собственности.
Вместе с этим, ст.42 Федерального закона N 218-ФЗ, устанавливающая обязательный порядок нотариального удостоверения сделок по отчуждению долей в праве общей собственности, направлена на защиту прав долевых собственников, в том числе, при соблюдении права преимущественного приобретения доли. В отношениях же с публичными образованиями изъятие земельных участков и помещений для государственных нужд происходит в отношении всех долевых собственников.
Соглашение об изъятии заключено с участием публичного органа, то есть с осуществлением публичного контроля, поэтому дополнительного контроля со стороны нотариата не требуется.
В силу ст.56.11 ЗК РФ основанием для государственной регистрации прав на изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества является либо заключенное соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд, либо вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества.
Поскольку оспариваемое решение, изложенное в уведомлении, нарушает права и законные интересы заявителя, а также создает обществу препятствия для осуществления обычной хозяйственной деятельности, то апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, учитывая, поскольку указанные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 18.12.2019 по делу N А40-126375/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-126375/2019
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ-ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "УПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ТЕРРИТОРИЙ", ДЕПАРТАМЕНТ СТРОИТЕЛЬСТВА ГОРОДА МОСКВЫ, Семенов Андрей Сергеевич