г. Челябинск |
|
16 марта 2020 г. |
Дело N А07-23838/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 марта 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Арямова А.А., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.12.2019 по делу N А07-23838/2019.
В судебном заседании принял участие представитель индивидуального предпринимателя Колесникова Сергея Павловича - Савоськин М.И. (паспорт, доверенность от 10.11.2019, диплом).
Индивидуальный предприниматель Колесников Сергей Павлович, (далее - заявитель, ИП Колесников С.П., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан к Государственному комитету Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству (далее - заинтересованное лицо, комитет) с заявлением о признании незаконным решения Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству, об отказе в выдаче заявителю разрешений на перевозку пассажиров и багажа легковым такси на территории Республики Башкортостан с использованием транспортных средств: ГАЗ 32213, г/н Н434ТС102.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.12.2019 (резолютивная часть объявлена 26.11.2019) требования заявителя удовлетворены: признано незаконным решение Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству от 13.06.2019 N 08-17/43 об отказе в выдаче разрешения на перевозку пассажиров и багажа легковым такси на территории Республики Башкортостан с использованием транспортного средства ГАЗ 32213, г/н Н434ТС102.
Также решением суда первой инстанции взыскано с Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству в пользу предпринимателя 300 руб. судебных расходов по уплате госпошлины.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству (далее также - податель жалобы, апеллянт) обратился с апелляционной жалобой в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении требований предпринимателя.
В обоснование доводов апелляционной жалобы, ссылаясь на положения пункта 2 Правил перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным транспортом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112, отмечает, что к легковому такси относится транспортное средство (далее - ТС) категории М1, используемое для перевозки пассажиров и имеет помимо места водителя не более 8 мест для сидения.
Поскольку транспортное средство - ГАЗ 32213, государственный номер Н434ТС102, заявленное предпринимателем в качестве легкого такси, относится к транспортным средствам категории М2, в свидетельстве о регистрации указан тип ТС Автобус, то обжалуемое решение Гостранса РБ об отказе в выдаче разрешения на перевозку пассажиров и багажа легковым такси является правомерным и основания для удовлетворения требований заявителя не имеется.
Отзыв на апелляционную жалобу заявителем не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путём размещения указанной информации на официальном сайте в сети Интернет, в судебное заседание представитель заинтересованного лица не явился.
С учетом мнения заявителя в соответствии со статьями 123, 156, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя заинтересованного лица.
В судебном заседании представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ИП Колесников С.П. обратился 16.05.2019 в комитет с заявлением (вх. N 703) о выдаче разрешения на перевозку пассажиров и багажа легковым такси на территории Республики Башкортостан.
В ответ на заявление предпринимателя, комитетом направлено уведомление N 08-17/43 об отказе в выдаче разрешения в связи с несоответствием типа транспортного средства требованиям законодательства в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
Не согласившись с решением Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству об отказе в выдаче разрешения на перевозку пассажиров и багажа легковым такси на территории РБ с использованием транспортного средства ГАЗ 32213, государственный номер Н434ТС102, ИП Колесников С.П. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования предпринимателя, суд первой инстанции исходил из того, что при оценке соответствия ТС, заявленного к использованию в деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, следует исходить из определения "транспортное средство категории "М1", закрепленного в Правилах перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112, и из того, что материалами дела подтверждается факт соответствия ТС, в отношение которого предпринимателем поданы заявления о выдаче разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, определению "транспортное средство категории "M1" и, соответственно, понятию "легковое такси".
Исследовав письменные доказательства по делу, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Так, согласно части 2 статьи 9 Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси выдается при наличии у юридического лица или индивидуального предпринимателя на праве собственности или на условиях лизинга транспортных средств, предназначенных для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, и при условии соответствия требованиям, установленным Федеральным законом от 21.04.2011 N 69-ФЗ и принимаемыми в соответствии названным Федеральным законом законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" на основании названного Федерального закона Правительство Российской Федерации утверждает правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а также правила перевозок грузов автомобильным транспортом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 утверждены Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил закреплены, в том числе следующие понятия, используемые в Правилах:
- "легковое такси" - транспортное средство категории "M1", используемое для перевозок пассажиров и багажа в соответствии с публичным договором фрахтования;
- "транспортное средство категории "M1" - транспортное средство, которое используется для перевозки пассажиров и имеет, помимо места водителя, не более 8 мест для сидения.
Таким образом, в соответствии с Правилами критериями отнесения ТС к категории "M1" является только использование указанного ТС для перевозки пассажиров и количество мест для сидения, помимо места водителя, - не более 8.
Вместе с тем, требования к ТС указанной категории установлены не только Правилами, но и отраслевыми актами, регламентирующими порядок отнесения ТС к категории "M1".
В частности, Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), принятым решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 (далее - Технический регламент), установлены требования к безопасности транспортных средств перед выпуском их в обращение предприятием-изготовителем, требования к узлам и агрегатам (в частности, пунктом 1 приложения N 8 к тормозной системе, подпунктом 2.3 пункта 2 приложения N 8, таблицей 9.2 приложения N 8 для ТС категорий "М1" и "М2" установлены различные требования к рулевому управлению, к устройствам освещения, к системе сигнализации и к двигателям указанных ТС), а также технические характеристики транспортных средств в зависимости от категории транспортных средств. При этом требования безопасности для транспортных средств категорий "М1" и "М2" различны.
Так, для ТС категории "М1" устанавливаются более высокие требования к уровню безопасности, чем для ТС категории "М2", что связано с возможностью использования ТС категории "М1" для осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что количество пассажирских мест, вопреки выводам суда первой инстанции, не является единственным критерием отнесения ТС к категории "М1".
Суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что именно на основании соответствия ТС вышеуказанным требованиям производитель определяет тип выпускаемого им ТС.
На основании пункта 8 Технического регламента документами, удостоверяющими соответствие требованиям Технического регламента при выпуске в обращение, для транспортных средств, оценка соответствия которых проводилась в форме одобрения типа, является одобрение типа транспортного средства (далее - ОТТС).
В силу пункта 6 Технического регламента под ОТТС понимается документ, удостоверяющий соответствие выпускаемых в обращение транспортных средств, отнесенных к одному типу, требованиям технического регламента.
Согласно подпункту "в" пункта 11 раздела III Правил заполнения бланков одобрения типа транспортного средства, одобрения типа шасси, уведомления об отмене документа, удостоверяющего соответствие техническому регламенту, свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности, утвержденных Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 09.12.2014 N 232, тип транспортного средства присваивается его изготовителем.
При этом изменение типа ТС действующим законодательством не предусмотрено.
Согласно пункту 5.4.26, 5.4.29 Положения о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 года N 294, рассмотрение, утверждение и регистрация одобрения типа транспортного средства относится исключительно к компетенции Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - Росстандарт).
Для изменения категории транспортного средства со стороны предприятия-изготовителя требуется обеспечение соответствия всем требованиям, установленным для транспортных средств категории "М1".
Кроме того, в соответствии с Техническим регламентом "тип транспортного средства (шасси, компонента)" - транспортные средства (шасси, компоненты) с общими конструктивными признаками, зафиксированными в техническом описании, изготовленные одним изготовителем.
Согласно данным, размещенным на официальном сайте Росстандарта (www.gost.ru), содержащем сведения об одобрениях типа транспортного средства N N E-RU.MT02.00002.Р14, E-RU.MT02.00002.Р12, E-RU.MT02.00002.Р16, автомобили ГАЗ 3221 и его модификации являются не ТС категории "М1", а ТС категории "М2" и не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров легковым транспортом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ), транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации, предназначенные для участия в дорожном движении, подлежат обязательной сертификации или декларированию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В силу пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ после внесения изменения в конструкцию зарегистрированных транспортных средств, в том числе в конструкцию их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения, необходимо проведение повторной сертификации или повторного декларирования соответствия.
В соответствии с пунктом 9.1 постановления Госстандарта Российской Федерации от 01.04.1998 N 19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов" изменением типа транспортного средства считается внесение изменений в конструкцию, влекущих изменение характеристик данного типа транспортного средства, на которые распространяются требования нормативного документа. Изменение конструктивных признаков, характеризующих тип транспортного средства, доводится до сведения органа по сертификации.
Таким образом, любая модификация типа транспортного средства доводится до органа, который предоставил официальное утверждение данному типу транспортного средства. Тип транспортного средства, указанный в паспорте транспортного средства, должен соответствовать сведениям, указанным в ОТТС (сертификате соответствия).
Федеральным законом от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ) закреплены права и обязанности органов полиции.
Пунктом 3 Методических рекомендаций по организации проверки выполнения требований к находящимся в эксплуатации транспортным средствам в случае внесения изменений в их конструкцию, направленных письмом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 20.11.2015 N 13/5-8230 (далее - Методические рекомендации), предусмотрено, что органам полиции поручено выдавать владельцу транспортного средства свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности.
При этом ни Методическими рекомендациями, ни Федеральным законом от 07.02.2011 N 3-ФЗ органам полиции не предоставлено право выдавать документы, подтверждающие изменение типа ТС.
Анализ действующего законодательства позволяет прийти к выводу о том, что указанные органы уполномочены только на подтверждение соответствия ТС требованиям безопасности и установление категории управления ТС.
Из свидетельства о регистрации ТС 99 09 N 140399 от 30.04.2019 следует, что регистрационными подразделениями ГИБДД УМВД России по Республике Башкортостан внесены изменения в части категории управления ТС с "D" на "B" в связи с изменением количества пассажирских мест (л.д. 38).
При этом тип ТС остался неизменным (Автобус прочее), также судом установлено, что категория ТС, указанная в паспорте транспортного средства 52 НН 967380 осталось прежней (категория D) (л.д. 55)
Согласно Классификации транспортных средств по категориям, указанной в Приложении N 1 к техническому регламенту Таможенного Союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011) к категории М2 относятся автобусы, троллейбусы и специализированные пассажирские транспортные средства и их шасси.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что изменение категории управления ТС не влечет автоматического изменения типа ТС, поскольку указание в свидетельстве о регистрации ТС категории "В" свидетельствует только о том, что указанным ТС может управлять водитель, имеющий право на управление ТС категории "В", и не влечет автоматическое отнесение ТС к категории "М1".
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ от 12.08.1994 N 938) автомототранспортные средства подлежат государственной регистрации.
В силу пункта 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 собственники транспортных средств обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, в том числе, в случае возникновения обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Регистрация транспортных средств, изменение регистрационных данных, связанная с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации (пункт 4 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938).
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Таким образом, с учетом вышеприведенных норм суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что регистрация органами ГИБДД транспортных средств ГАЗ 32213 (государственный регистрационный номер Н434ТС102, свидетельство о регистрации ТС от 30.04.2019 99 09 N 140399, л.д. 38), равно как и получение свидетельств о соответствии ТС с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности 02 RU 016626 от 18.04.2019 подтверждает только возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации, но не свидетельствует об изменении одобрения типа транспортных средств.
По мнению суда апелляционной инстанции, уменьшение количества пассажирских мест ТС категории "М2" до восьми не является достаточным обстоятельством, свидетельствующим об изменении его категории на категорию "М1".
Данный вывод соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определение от 29.12.2017 N 305-КГ17-19681 по делу N А40-51670/2017).
Доказательств, подтверждающих, что спорные ТС, помимо уменьшения количества мест для сидения, приведены в соответствие по конструкции по всем узлам и агрегатам ТС, а также техническим характеристикам транспортного средства в соответствии с требованиями, установленными Техническим регламентом для автомобилей категории "М1", предпринимателем в материалы дела не представлено.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что ГАЗ 32213 (государственный регистрационный номер Н434ТС102) не соответствуют требованиям, предъявляемым Техническим регламентом к ТС категории "М1", как следствие, представленные заявителем документы о соответствии указанного ТС типу ТС, использование которых разрешено для перевозки пассажиров и багажа легковым такси, являются недостоверными.
Данное обстоятельство подтверждается и Свидетельствами о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкциями изменениями требованиям безопасности, выданными органами ГИБДД на спорный автомобиль и паспортом транспортного средства N 52 НН 967380, поскольку в графе тип ТС указано: специальное пассажирское ТС, но не легковое (М1).
В силу части 2.1 статьи 9 Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ основанием для отказа в выдаче разрешения является предоставление заявителем недостоверных сведений.
Учитывая, что материалами дела подтверждается недостоверность представленных предпринимателем в комитет сведений о соответствии ТС ГАЗ 32213 (государственный регистрационный номер Н434ТС102) требованиям законодательства в сфере организации перевозок пассажиров и багажа легковыми такси, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что комитетом обоснованно и правомерно отказано в выдаче заявителю разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
Таким образом, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения требований заявителя о признании незаконным решения Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству об отказе в выдаче заявителю разрешений на перевозку пассажиров и багажа легковым такси на территории Республики Башкортостан с использованием транспортных средств: ГАЗ 32213, г/н Н434ТС102.
С учетом изложенных правовых норм и обстоятельств дела, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что судом первой инстанции при принятии обжалуемого решения неправильно применены нормы материального права, что в силу пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ является основанием для удовлетворения апелляционной жалобы комитета и отмены судебного акта.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины в связи с подачей апелляционной жалобы не рассматривался, так как комитет освобожден от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.12.2019 по делу N А07-23838/2019 отменить.
В удовлетворении заявленных требований индивидуальному предпринимателю Колесникову Сергею Павловичу отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Иванова |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-23838/2019
Истец: Колесников С П
Ответчик: Государственный комитет РБ по транспорту и дорожному хозяйству