город Ростов-на-Дону |
|
15 марта 2020 г. |
дело N А32-10856/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 марта 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ефимовой О.Ю.
судей Емельянова Д.В., Филимоновой С.С.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в отсутствие участвующих в деле лиц в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Жилищно-строительного кооператива N 204 на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.12.2019 по делу N А32-10856/2019 по заявлению Жилищно-строительного кооператива N 204 (ИНН 2308042952, ОГРН 1062308033700) к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края, при участии третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания - Краснодар", о признании недействительным и отмене решения,
УСТАНОВИЛ:
Жилищно-строительный кооператив N 204 (далее - ЖСК N 204) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - ГЖИ КК) о признании недействительным решения N 2633 от 20.11.2018 о внесении изменений в реестр лицензий Краснодарского края в части включения в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО "ГУК-Краснодар" сведений о многоквартирном жилом доме N 21, расположенном по проспекту Чекистов в городе Краснодаре.
Решением от 25.12.2019 суд отказал в удовлетворении заявления.
Не согласившись с принятым судебным актом, ЖСК N 204 обжаловал его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе кооператив просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что в повестку дня общего собрания членов ЖСК N 204 вопрос о ликвидации ЖСК N 204 никогда не включался, и общее собрание членов ЖСК N 204 никогда не принимало решения о ликвидации ЖСК N 204; решение общего собрания собственников помещений в МКД-21, оформленное протоколом N 1 от 29 октября 2018 года, о ликвидации ЖСК N 204 принято с нарушением норм ст. 61 ГК РФ, п.2 ст.44 и ст.123 ЖК РФ, не относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме и в силу ст. 181.5 ГК РФ является ничтожным. ЖСК N 204 с заявлением об исключении ЖСК N 204 из сведений об управлении МКД-21 не обращался.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Суд рассматривает дело в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, на рассмотрение в Государственную жилищную инспекцию Краснодарского края поступило заявление общества с ограниченной ответственностью Городская управляющая компания - Краснодар", ИНН 2311104687, лицензия от 30.04.2015 N 135, о внесении изменений в реестр лицензий Краснодарского края сведений об МКД в связи с заключением договора управления с собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу г Краснодар, ул. им. Стасова, дом 21, проспект Чекистов, дом 21.
По результатам рассмотрения заявления ГЖИ КК вынесено решение N 2633 от 20.11.2018 о внесении изменений в реестр лицензий Краснодарского края в части включения сведений о многоквартирном доме, расположенном по адресу: город Краснодар, проспект Чекистов, д. 21 в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат ООО "ГУК - Краснодар".
Считая незаконным решение Госжилинспекции N 2633 от 20.11.2018, ЖСК N204 оспорил его в судебном порядке.
В силу статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений ст. 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными действий (акта) должностных лиц органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
В силу ч. 1 ст. 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
В соответствии с ч. 2 ст. 195 Жилищного кодекса Российской Федерации каждым субъектом Российской Федерации ведется соответствующий реестр лицензий, содержащий раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Согласно ч. 2 ст. 198 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в ч. 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ч. 3 ст. 198 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр утвержден Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее -Порядок).
В соответствии с п. 2 Порядка изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения: а) адрес многоквартирного дома; б) основания заключения и (или) расторжения договора управления многоквартирным домом; в) копию договора управления многоквартирным домом; г) данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу п. 3 Порядка к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются документы поименованные в подп. "а" - "е".
Рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора в течение десяти рабочих дней с даты поступления заявления.
В соответствии с п. 5 Порядка в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий: а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка; б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении; в) отсутствия противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям; г) отсутствия судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении; д) выполнение лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
На основании п. 7 Порядка по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления; в) о приостановлении рассмотрения заявления.
Согласно пункту 8 Порядка решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка.
В соответствии с пунктом 9 Порядка основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления являются:
а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным пунктами 2 и 3, подпунктами "г" и "д" пункта 5 настоящего Порядка;
б) отсутствие оснований для внесения изменений в реестр, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.
В силу п. 10 Порядка основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления является, в том числе выявленные по итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, недостоверность сведений, а также наличие противоречий сведений, представленных лицензиатом, сведениям, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления (подп. "а").
В пункте 15 Порядка установлено, что при приостановлении рассмотрения заявления по основаниям, указанным в пункте 10 настоящего Порядка, орган государственного жилищного надзора в случае наличия в реестре сведений об управлении многоквартирного дома, указанного в заявлении, другим лицензиатом, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих лицензиатов (подп. "а").
В силу пункта 17 Порядка по результатам рассмотрения материалов, указанных в пункте 15 настоящего Порядка, орган государственного жилищного надзора принимает в отношении каждого лицензиата соответствующее решение из предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 7 настоящего Порядка.
Внесение изменений в реестр лицензий Краснодарского края осуществляется согласно требованиям части 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с Порядком и сроками внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр.
Совместным приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.09.215 N 368/691/пр утвержден состав сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляют управляющие организации, подлежащих обязательному размещению в ГИС ЖКХ.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что ООО "ГУК-Краснодар" обратилось в Государственную жилищную инспекцию Краснодарского края с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Краснодарского края сведений о многоквартирном доме, расположенном по адресу: город Краснодар, проспект Чекистов, дом 21 в связи с заключением договора управления с собственниками помещений в многоквартирном доме на основании решения, оформленного протоколом внеочередного общего собрания N 1 от 29.10.2018.
В апелляционной жалобе кооператив указал, что в повестку дня общего собрания членов ЖСК N 204 вопрос о ликвидации ЖСК N 204 никогда не включался, и общее собрание членов ЖСК N 204 никогда не принимало решения о ликвидации ЖСК N 204; решение общего собрания собственников помещений в МКД-21, оформленное протоколом N 1 от 29 октября 2018 года, о ликвидации ЖСК N 204 принято с нарушением норм ст. 61 ГК РФ, п.2 ст.44 и ст.123 ЖК РФ, не относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме и в силу ст. 181.5 ГК РФ является ничтожным.
Приведенные доводы были предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно им отклонены, исходя из следующего.
В ходе рассмотрения заявления ООО "ГУК-Краснодар" жилищной инспекцией была проведена проверка заявления и представленных документов на предмет соблюдения условий, установленных пунктом 5 Порядка, по результатам которой установлено следующее:
а) представленное заявление и прилагаемые к нему документы соответствуют положениям пунктов 2 и 3 Порядка;
Заявление и представленные копии документов прошиты и надлежащим образом заверены уполномоченным должностным лицом лицензиата.
б) сведения, отраженные в заявлении лицензиата, соответствуют представленным документам;
в) представленные лицензиатом сведения не противоречат информации, содержащейся в реестре лицензий Краснодарского края;
г) лицензиатом выполнены требования о размещении информации, указанной в заявлении, в соответствии с частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), а именно:
- в закрытой области на портале государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ) в разделе "Лицензирование" во вкладке "Реестр заявок" поданы заявки N 123063741, N123063737 с основанием "Заключение договора" по адресам многоквартирных домов, указанных в заявлении;
д) вступившее в законную силу решение суда о признании ООО "ГУК- КРАСНОДАР" банкротом, в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", отсутствует. Сообщений лицензиата, опубликованных в журнале "Вестник государственной регистрации" о принятии данного решения не имеется;
е) в ходе изучения содержания протоколов общих собраний собственников помещений от 23.10.2018 N 1, от 29.10.2018 N 1, признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах по основаниям, установленным статьей 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации не выявлено.
При таких обстоятельствах, у жилищной инспекции отсутствовали основания для отказа во внесении соответствующих изменений в реестр.
Как правильно отмечено судом первой инстанции, согласно жилищному законодательству собственники помещений в рамках общего собрания в любой момент могут принять решение об изменении способа управления.
При чем, такое право не ограничено исключительно основаниями ненадлежащего исполнения ранее заключенного договора управления.
Выбрав единожды способ управления домом и конкретную управляющую организацию, домовладельцы не лишаются возможности изменить этот способ управления домом и управляющую организацию, приняв об этом соответствующее решение в установленном законом порядке.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.11.2011 N 7677/11, собственники помещений в многоквартирном доме вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом не только в случае, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, но и в случае принятия ими решения о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом.
Из части 3 статьи 161 ЖК РФ следует, что способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, собственники помещений в многоквартирном доме вправе в любой момент изменить способ управления. Изменение способа управления многоквартирным домом является безусловным основанием для прекращения ранее заключенного договора управления таким домом со специализированной управляющей организацией, поскольку одновременное существование двух способов управления одним и тем же многоквартирным жилым домом не допускается. Данная позиция основана на толковании норм статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, обязывающей собственников помещений выбрать лишь один из определенных упомянутой статьей способов управления.
ЖСК N 204 не являлся управляющей организацией в понимании Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку ЖСК был образован исключительно для целей строительства дома и до вступления в силу положений жилищного кодекса.
Согласно статье 44 ЖК РФ вопрос о выборе способа управления находится в исключительной компетенции собственников помещений в МКД.
На общем собрании собственники помещений многоквартирного дома (протокол N 1 от 29.10.2018) выбрали новую управляющую компанию - ООО "ГУК - Краснодар".
Доводы о ничтожности решения собрания не подтверждены.
В материалы дела представлено решение Ленинского районного суда Краснодарского края от 04.04.2019 по делу N 2-2225/2019, которым отказано в удовлетворении требований о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 21 по проспекту Чекистов в г. Краснодаре, оформленного протоколом N 1 от 29.10.2018.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает как не имеющее значение для разрешения дела доводы кооператива о том, что ЖСК N 204 с заявлением об исключении ЖСК N 204 из сведений об управлении МКД-21 не обращался, как и ссылки на то, что жилищной инспекцией не было принято решение по кооперативу.
Оспариваемым решением жилищной инспекции была подтверждена и формализована воля собственников помещений на смену способа управления и выбор в качестве управляющей организации ООО "ГУК-Краснодар".
Государственная жилищная инспекция Краснодарского края действовала в рамках предусмотренной Жилищным кодексом Российской Федерации и Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр процедуры внесения изменений в реестр лицензий, в связи с чем, принятое решение N 2633 от 20.11.2018 о внесении изменений в реестр лицензий Краснодарского края, является законным.
В данном случае, ЖСК N 204 не доказал как несоответствие решения инспекции и процедуры его принятия закону, так и нарушения прав кооператива оспариваемым ненормативным актом. При этом суд исходит из отсутствия доказательств ничтожности общего собрания собственников помещений избравших ООО "ГУК-Краснодар" в качестве управляющей компании.
В силу ст.ст. 198-201 АПК РФ доказанность нарушения оспариваемым ненормативным актом прав заявителя по делу, является обязательным условием удовлетворения требований, рассматриваемых в порядке главы 24 АПК РФ.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Решение суда от 25.12.2019 является законным и обоснованным. Основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.12.2019 по делу N А32-10856/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Д.В. Емельянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-10856/2019
Истец: Жилищно-строительный кооператив N204
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Краснодарского края
Третье лицо: ООО "ГОРОДСКАЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ - КРАСНОДАР", ООО "ГУК-Краснодар"