г. Саратов |
|
11 апреля 2024 г. |
Дело N А57-7310/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2024 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лыткиной О. В.,
судей Савенковой Н. В., Самохваловой А. Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Толстовой Д. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Ситиматик" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 20 января 2024 года по делу N А57-7310/2023,
по иску акционерного общества "Ситиматик", Саратовская область, г. Саратов (ИНН 7725727149)
к садовому некоммерческому товариществу "Керамзит", Саратовская область, Энгельсский район, тер. Снт Керамзит (ИНН 6437008428),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований: ООО "Ситиматик" (ИНН: 6732054083), ИП Копырзова Владимира Николаевича, Копырзова Алексея Владимировича,
о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО за период с мая 2020 года по июль 2022 года в размере 39099 руб. 26 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
от акционерного общества "Ситиматик" - Нетреба Н. В. по доверенности от 18.12.2023,
от СНТ "Керамзит" - Игнатьевой Е. А. по доверенности от 10.01.2024, председателя Семилет А. С.,
третьи лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением обратилось акционерное общество "Ситиматик" (далее - АО "Ситиматик", истец) к садовому некоммерческому товариществу "Керамзит" (далее - СНТ "Керамзит", ответчик) о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО с мая 2020 года по июль 2022 года в размере 39099 руб. 26 коп.
Судом в ходе рассмотрению дела к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: ООО "Ситиматик", ИП Копырзов Владимир Николаевич, ИП Копырзов Алексей Владимирович.
Решением арбитражного суда Саратовской области от 20.01.2024 в удовлетворении исковых требований отказано.
Отказывая в иске, суд исходил из того, что СНТ "Керамзит", как источник образования отходов, не включено в территориальную схему обращения с отходами Саратовской области. Индивидуальной контейнерной площадки товарищество не имеет, услуги по вывозу ТКО в спорный период Товариществу оказывали ИП Копырзов В. Н. и ИП Копырзов А. В., которые предоставляли бункер для складирования ТКО и транспортировали их. Представленные истцом маршрутные журналы ООО "Ситиматик" суд посчитал недостаточным доказательством оказания услуг непосредственно товариществу.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Ситиматик" обратилось с апелляционной жалобой, указывая на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Истец указывает на отсутствие у ИП Копырзова В.Н. и ИП Копырзова А. В. права на сбор, транспортировку и размещение ТКО. Представленные ответчиком доказательства не подтверждают факта оказания ИП Копырзовым В. Н. и ИП Копырзовым А.В. услуг. На регионального оператора законом не возлагается обязанность по организации мест накопления ТКО. В то же время ответчик имеет право размещать ТКО на близлежащей контейнерной площадке общего пользования по адресу: Саратовская область, Энгельсский район, п. Прибрежный, ул. Шоссейная, д. 65, факт вывоза отходов с которой подтверждается представленными истцом документами. Просит решение отменить, иск - удовлетворить.
Представитель истца доводы жалобы поддержал и настаивал на ее удовлетворении.
Представители ответчика решение считают законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Третьи лица в судебное заседание не явились. О месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения сторон, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области и АО "Управление отходами" (переименованным в АО "Ситиматик") на основании протокола о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора от 25 декабря 2017 года заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Саратовской области (Зона деятельности N 1).
По результатам конкурсного отбора, проведенного в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.09.2016 N 881, на основании протокола о результатах проведения конкурсного отбора от 21 мая 2018 г. АО "Управление отходами" является победителем конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Саратовской области (Зона деятельности 2).
20 июня 2018 года заключено соглашение N 2 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами. Зона деятельности определена территориальной схемой обращения с отходами, в т. ч. с ТКО, в Саратовской области, утвержденной приказом министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области N707 от 22.09.2016.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее Закон N 89-ФЗ) Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Статьей 24.7 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что Региональный оператор заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Пункт 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ закрепляет, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. При этом договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
В соответствии с положениями пункта 8(4) Правил N 1156 договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается при направлении региональным оператором соответствующего предложения потребителю либо в случае непосредственного направления потребителем заявки на заключение договора.
Из пунктов 8(11), 8(12) указанных Правил следует, что потребитель обязан в течение 15 рабочих дней со дня получения соответствующего предложения регионального оператора подписать договор на осуществление обращения с ТКО либо представить мотивированный отказ от его подписания. В случае непредставления мотивированного отказа от подписания договора в установленный срок, такое соглашение считается заключенным на условиях типового договора на обращение с ТКО.
Для эффективного вовлечения в договорные правоотношения по обращению с ТКО всех собственников данных отходов и в исключение из общего правила, установленного пунктом 2 статьи 438 ГК РФ, в пунктах 8(12), 8(15), 8(17) Правил обращения с ТКО предусмотрено, что договор считается заключенным на условиях типового договора в следующих случаях: (1) уклонение потребителя от заключения конкретного договора; (2) неурегулирование возникших у сторон разногласий по его условиям; (3) ненаправление потребителем в установленный срок заявки на заключение конкретного договора и необходимых для этого документов.
То есть заключение договора возможно как способами, приведенными в пунктах 2, 3 статьи 434 ГК РФ, так и путем применения норм, содержащихся в указанных пунктах Правил N 1156, когда при наступлении поименованных в них обстоятельств договор считается заключенным на условиях типового договора по цене, определенной региональным оператором на основании установленного тарифа.
Согласно положениям пункта 8(17) Правил N 1156 договор оказания услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и требуемые документы в указанный срок.
Судом установлено, что на официальном сайте регионального оператора в сети "Интернет" была опубликована публичная оферта, адресованная всем собственникам объектов, расположенных в зоне деятельности регионального оператора.
Поскольку в пятнадцатидневный срок Товарищество не направило региональному оператору заявку в письменной форме на заключение договора, договор между истцом и ответчиком считается заключенным на условиях типового договора независимо от отсутствия договора в виде единого документа, подписанного потребителем и региональным оператором.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что индивидуальной контейнерной площадки товарищество не имеет и более того в спорный период не было включено в территориальную схему обращения с отходами.
В отзыве на исковое заявление ответчик указывал, что территория товарищества огорожена и в спорный период на его земельном участке с целью размещения ТКО на въезде после шлагбаума, исключающего доступ третьих лиц, на площадке с твердым покрытием был установлен контейнер-бункер, куда складировались ТКО. Вывоз бункера в дачный сезон осуществляли в 2020 году ИП Копырзов В.Н., в 2021 году ИП Копырзов В. Н. на основании заключенных договоров.
Указанные лица, будучи привлеченными в настоящем деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, подтвердили факт оказания услуг в спорных период.
Судом первой инстанции оценив указанные доводы пришел к выводу, что что региональный оператор факт оказания услуг товариществу по обращению с ТКО не доказал, поскольку такие услуги были оказаны ответчику третьими лицами.
Вместе с тем судом первой инстанции не учтено следующее.
Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункты 1, 3 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ).
Согласно пункту 6 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление ТКО осуществляется в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) ТКО, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Потребителям запрещается осуществлять складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО (пункт 15 Правил N 1156).
Места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах (пункт 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039).
В соответствии с пунктом 4 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ, схему размещения мест (площадок) накопления ТКО определяют органы местного самоуправления, которые также осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласование создания места (площадки) накопления ТКО с органом местного самоуправления осуществляется на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (пункт 4 Правил N 1039). Порядок рассмотрения заявки и принятия решения предусмотрен в разделе II Правил N 1039.
Обустройство мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра регулируется Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила от 31.08.2018 N 1039).
В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления ТКО с органами местного самоуправления (далее - уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка) (пункт 4 Правил от 31.08.2018 N 1039).
По результатам рассмотрения заявки уполномоченный орган принимает решение о согласовании или отказе в согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 7 Правил от 31.08.2018 N 1039).
В соответствии с пунктом 6 указанных Правил по запросу уполномоченного органа территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченный осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, подготавливает заключение на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов и направляет его в уполномоченный орган в срок не позднее 5 календарных дней со дня поступления запроса.
В данном случае товарищество с заявкой об организации индивидуальной контейнерной площадки в орган местного самоуправления не обращалось. Заключение о соответствии места сбора ТКО требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в спорный не выдавалось, а потому ответчик не мог в нарушение вышеприведенных норма Закона и Правил, самовольно организовывать место накопления ТКО и заключать договоры на их вывоз с иными хозяйствующими субъектами, кроме регионального оператора. При этом на регионального оператора не может быть возложена обязанность по организации мест накопления ТКО.
Поэтому при отсутствии в реестре контейнерных площадок (мест накопления ТКО) информации об источниках образования ТКО потребители вправе пользоваться любой контейнерной площадкой общего пользования, находящейся в собственности муниципального образования. Близлежащая контейнерная площадка для ответчика расположена по адресу: Саратовская область, Энгельсский район, п. Прибрежный, ул. Шоссейная, д. 65.
Поскольку в спорный период СНТ "Керамзит", как источник образования отходов, не было включено в территориальную схему обращения с отходами, на регионального оператора возлагается обязанность доказать факт реального оказания услуг (пункт 14).
Как было указано ранее, в отсутствие индивидуальной контейнерной площадки, ответчик имел право складировать ТКО на близлежащей контейнерной площадке общего пользования. В подтверждение факта оказания услуг региональным оператором представлены маршрутные журналы ООО "Ситиматик", с которым у истца заключен договор на сбор и транспортировку ТКО N РО-7mp2019. Согласно представленным документам услуги мусоровозами оказывались по адресу: п. Прибрежный, ул. Шоссейная, д. 65. Также между сторонами подписаны акты оказанных услуг за спорный период. При анализе представленных истцом документов судом апелляционной инстанции не установлено нарушение периодичности вывоза ТКО, предусмотренной пунктом 17 Приложения N 1 Правил N 354 и пунктом 11 СанПиН 2.1.3684-21.
В части доводов ответчика об оказании услуг в спорный период ИП Копырзовым В.Н. и ИП Копырзовым А.В. суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В пункте 4 Обзора от 13.12.2023 Верховный Суд РФ указал, что если потребителем до начала деятельности регионального оператора был заключен договор на оказание услуг по сбору и вывозу ТКО, такой договор сохраняет силу до прекращения обязательств в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Договор с региональным оператором начинает действовать с момента прекращения договора, заключенного с иным лицом.
В рассматриваемом случае региональный оператор начал свою деятельность в зоне 2 Саратовской области с июля 2019 года, а, следовательно, после указанной даты иные лица осуществлять сбор и транспортировку ТКО не могли..
Кроме того, договор между СНТ "Керамзит" и ИП Копырзовым В.Н. N П2020/082 заключен 01.05.2020 на срок до 20.09.2020. Предметом договора является обязанность исполнителя оказать заказчику услуги по транспортировке и передаче лицензированной организации отходов в твердой фазе, перечень которых указан в приложении к лицензии, исключая те, что согласно разъяснениям Росприроднадзора от 06.12.2017 N АА-10-01-36/26733 относятся к ТКО (твердым коммунальным отходам) с территории заказчика.
В подтверждение факта оказания услуг представлены акты об их принятии, а также ИП Копырзовым В. Н. выдана справка об оказании услуг в соответствии с договором и их оплате заказчиком.
Аналогичные условия в части предмета содержит договор N П2021/188 от 29.04.2021 между СНТ "Керамзит" и ИП Копырзовым А.В. Срок действия договора до 30.09.2021.
Таким образом, из предмета договора следует, что услуги по транспортировке ТКО исполнители по указанным договорам не оказывали.
Кроме того, представленные в материалы доказательства, а именно: акты оказанных услуг и справки предпринимателей не являются безусловными доказательствами оказания услуг. В материалы дела не представлены маршрутные журналы, путевые листы; отсутствует информация о наличии у указанных лиц транспортных средств, способных транспортировать бункеры БМ-8 (8 м3); не представлены платежные документы, подтверждающие оплату оказанных услуг; не представлены документы, подтверждающие договорные отношения с оператором ТКО, осуществляющим деятельность по обработке, обезвреживанию, захоронению отходов.
Спорным периодом по настоящему делу является также 2022 год, когда ответчик не представляет доказательств оказания ему услуг третьими лицами.
Сам факт наличия лицензии на транспортировку ТКО дает право владельцу мусоровоза осуществлять транспортировку ТКО по договору с региональным оператором, но не осуществлять самостоятельную деятельность, связанную с обращением ТКО.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что СНТ "Керамзит", не имея индивидуальной контейнерной площадки, без обращения к уполномоченному органу за разрешением о бестарном способе сбора ТКО, должно было использовать контейнерную площадку общего пользования, в данном случае близлежащую по адресу: п. Прибрежный, ул. Шоссейная, д. 65. С учетом представления истцом доказательств реального оказания услуг у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в иске.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает, что между истцом и ответчиком заключен договор N 50/312/00117219 от 04.08.2022 с протоколом разногласий, урегулированных решением арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-27811/2022 от 28.04.2003. В информации по предмету договора согласовано место нахождения контейнерной площадки общего пользования по адресу: п. Прибрежный, ул. Шоссейная. В части расположения близлежащей контейнерной площадки спора между сторонами не было, что следует из содержания протокола разногласий и судебного акта N А57-27811/2022.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу об удовлетворении иска в полном объеме.
На основании вышеизложенного решение суда подлежит отмене в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
АО "Ситиматик" следует возвратить справку на возврат государственной пошлины от 05.02.2024 по делу N А57-25183/2023, копию платежного поручения от 17.10.2022 N35050, поскольку копия платежного поручения в отсутствие его оригинала, приложенного к справке, не может служить достоверным доказательством подтверждения оплаты суммы государственной пошлины.
Судебные расходы по иску и апелляционной жалобе возложены на ответчика в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 20 января 2024 года по делу N А57-7310/2023 отменить.
Иск удовлетворить.
Взыскать с садового некоммерческого товарищества "Керамзит" в пользу акционерного общества "Ситиматик" задолженность за оказанные услуги по обращению с ТКО за период с мая 2020 года по июль 2022 года в размере 39099 руб. 26 коп., судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение иска в размере 2000 руб.
Взыскать с садового некоммерческого товарищества "Керамзит" в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3000 рублей.
Акционерному обществу "Ситиматик" возвратить справку на возврат государственной пошлины от 05.02.2024 по делу N А57-25183/2023, копию платежного поручения от 17.10.2022 N 35050.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О. В. Лыткина |
Судьи |
Н. В. Савенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-7310/2023
Истец: АО Ситиматик
Ответчик: СНТ Керамзит
Третье лицо: ИП Копырзов Владимир Николаевич, Копырзов Алексей Владимирович, ООО "Ситиматик"