г. Владимир |
|
11 апреля 2024 г. |
Дело N А39-4311/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.04.2024.
Постановление в полном объеме изготовлено 11.04.2024.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Руденковой Ю.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Счетной палаты Республики Мордовия (ИНН 1326198767, ОГРН 1061326024583) на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 13.12.2023 по делу N А39-4311/2023, принятое по заявлению администрации городского поселения Рузаевка Рузаевского муниципального района Республики Мордовия о признании недействительным представления Счетной палаты Республики Мордовия от 10.03.2023 N 02-02/84 в части.
В судебном заседании приняли участие представители Счетной палаты Республики Мордовия - Сафонов И.Н. по доверенности от 28.02.2024 сроком действия 1 год (т. 5, л.д. 48) (представлен диплом о высшем юридическом образовании) (т. 5, л.д. 10); Коровкин И.В. по доверенности от 28.02.2024 сроком действия 1 год (специалист) (т. 5, л.д. 47).
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
На основании предложения Главы Республики Мордовия, плана работы Счетной палаты Республики Мордовия на 2023 год, приказа от 29.02.2022 N 87 Счетной палатой Республики Мордовия (далее по тексту -Счетная палата) в период с 12.01.2023 по 28.02.2023 проведено контрольное мероприятие в отношении администрации городского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия (далее по тексту - Администрация) "Проверка законности и эффективности использования бюджетных средств, выделенных в 2022 году городскому поселению Рузаевка Рузаевского муниципального района Республики Мордовия в рамках регионального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" государственной программы Республики Мордовия "Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства"".
По результатам контрольного мероприятия Счетной палатой составлен акт от 16.02.2023 и 10.03.2023 вынесено представление N 02-02/84, в соответствии с которым Администрации предложено в числе прочего принять меры в отношении неправомерно предоставленных квартир: расторгнуть договора мены, заключенные с гражданами: Аксеновой Т.Д., Мамедовой Е.О., Айзатуллиной O.Н., Антоновой Т.Н., Горшковым В.В., Фалилеевой А.А., которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, а также после введения в действие Федерального закона от 27.12.2019 N 473-ФЗ; в соответствии с частью 8.2. статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации указанным гражданам предоставить выплату возмещения за изымаемые жилые помещения, находящиеся в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу; после расторжения договоров мены, руководствуясь статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, распределить вышеуказанные квартиры между гражданами, проживающими в многоквартирных домах, признанными до 01.01.2017 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу.
Не согласившись с представлением, в части принятия мер в отношении неправомерно предоставленных квартир Аксеновой Т.Д., Мамедовой Е.О., Фалилеевой А.А., Горшкову В.В., Антоновой Т.Н., Айзатуллиной О.Н. не основаны на законе и нарушают права и законные интересы как объекта контрольного мероприятия, Администрация обратилась в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании его недействительным.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство строительства и архитектуры Республики Мордовия, Аксенова Татьяна Дмитриевна, Мамедова Екатерина Олеговна, Фалилеева Анна Александровна, Горшков Владимир Викторович, Антонова Татьяна Николаевна, Айзатуллина Ольга Николаевна, Администрация Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Республики Мордовия, публично-правовая компания "Фонд развития территорий", Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
Решением от 13.12.2023 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе Счетная палата ссылается на нарушение норм материального права.
По мнению Счетной палаты, суд необоснованно применил пункт 41 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 1 (2019), та как указанный Обзор был утвержден Президиумом Верховного суда Российской Федерации 24.04.2019, то есть до введения в действие части 8.2 статьи 32 ЖК РФ (28.12.2019), которой предусмотрено ограничение права выбора обеспечения жилищных прав при переселении граждан из аварийного жилья. Следовательно, данный пункт Обзора судебной практики не учитывает особенностей применения положений части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. Считает, что основания для заключения соглашений о возможном предоставлении благоустроенных жилых помещений Аксеновой Т.Д., Мамедовой Е.О., Фалилеевой А.А., Горшкову В.В., Антоновой Т.Н., Айзатуллиной О.Н. и передаче им на праве собственности иных жилых помещений согласно договорам мены на основании статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации у Администрации отсутствовали, поскольку положения части 8 указанной статьи при таких обстоятельствах не применяются, так как они приобрели расселяемые квартиры после вступления в действие Федерального закона N 473-ФЗ и после признания многоквартирных домов, в которых они располагались, аварийными и подлежащим сносу, поэтому указанные договоры мены подлежат расторжению.
Лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу в установленном законом порядке не представили, явку в судебное заседание не обеспечили.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
В соответствии с положениями статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное, в том числе, местной администрацией:
1) нарушение положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
2) нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
Одним из видов бюджетных нарушений является нецелевое использование бюджетных средств.
Согласно части 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Как следует из материалов дела в декабре 2013 года проведены экспертизы о техническом состоянии и возможности дальнейшей эксплуатации жилых домов, расположенных по адресам: Республика Мордовия, г. Рузаевка, ул. Чичаева, д.5; ул. Луначарского, д. 164; ул. Беднодемьяновская, д.4; ул. Суворова, д. 16. Согласно заключениям экспертов данные жилые помещения непригодны для проживания. В соответствии с заключениями межведомственной комиссии выявлены основания для признания вышеупомянутых жилых помещений аварийными и подлежащим сносу. Постановлением Администрации от 30 декабря 2016 года N 996 вышеуказанные многоквартирные дома признаны аварийными и подлежащими сносу, соответственно жилые помещения, находящиеся в них, - непригодными для проживания.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 6 февраля 2019 года N 53 утверждена Государственная программа Республики Мордовия "Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства", где в подпрограмму "Переселение граждан из аварийного жилого фонда в Республике Мордовия" включены рассматриваемые многоквартирные дома.
Министерство строительства и архитектуры Республики Мордовия и Администрация заключили соглашение N 35 о предоставлении и использовании субсидии на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда по этапу 2022-2023 годов от 29.04.2022, которое регулирует обязательственные взаимодействия сторон по предоставлению и использованию консолидированной субсидии на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда по этапу 2022-2023 годов на реализацию подпрограммы "Переселение граждан из аварийного жилого фонда в Республике Мордовия", входящего в состав национального проекта "Жилье и городская среда".
На основании пункта 2.2.5 соглашения Администрация обязуется обеспечить приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, а также в домах блокированной застройки в муниципальную собственность, строительство таких домов (включая подготовку проектной документации в целях строительства таких домов), строительство индивидуальных жилых домов, а также приобретение таких индивидуальных жилых домов, в том числе для целей последующего предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма, или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, или договору найма жилого помещения маневренного фонда в связи с переселением из аварийного жилищного фонда, или договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда, выплату гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения. входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемое жилое помещение в соответствии с частью 7 статьи 32 ЖК РФ, что позволит обеспечить расселение 90% общей площади аварийного жилищного фонда, предусмотренной этим этапом Подпрограммы без учета общей площади аварийного жилищного фонда, расселение которого запланировано в рамках данного этапа без использования средств Фонда.
Администрацией бюджетные средства, предусмотренные на реализацию мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2022 году, израсходованы в общей сумме 329 738,68 тыс. рублей, из них: 11139,19 тыс. рублей на заключение шести муниципальных контрактов на приобретение шести жилых помещений в многоквартирных домах; 318 599,49 тыс. рублей на реализацию двух контрактов на строительство многоквартирных домов (включая подготовку проектной документации в целях строительства таких домов).
Во исполнение условий соглашения N 35 от 29.04.2022 Администрация после окончания строительства многоквартирного жилого дома 90, расположенного по ул.Карла Маркса гп Рузаевка за счет предоставленной субсидии, в том числе средств Фонда ЖКХ, были распределены квартиры для лиц, проживающих в жилых помещениях, признанных аварийными и подлежащими сносу:
1) Квартира 3 в доме 16 по ул. Суворова г.п. Рузаевка площадью 39,1 кв. м. на основании договора купли-продажи от 02.06.2020 N АА 0981938 по реестру N13/23-н/13-2020-1-867 была приобретена Аксеновой Т.Д. и Мамедовой Е.О. за 550,0 тыс. рублей, по 1/2 доли каждой, право собственности зарегистрировано Управлением Росреестра по Республике Мордовия 03.06.2020.
Согласно постановлению от 06.06.2022 N 715 Администрации "Об изъятии земельных участков и жилых помещений" земельный участок с кадастровым номером 13:25:0102030:213, площадью 1070 кв. м, расположенный под многоквартирным домом по адресу: г.п. Рузаевка, ул. Суворова, д.16 и квартира N 3 с кадастровым номером 13:25:0102030:513 в указанном доме изъяты для муниципальных нужд.
В соответствии с постановлением от 20.12.2022 N 2996 Администрации "О распределении жилых помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Республика Мордовия, Рузаевский муниципальный район, г. п. Рузаевка, город Рузаевка, улица Карла Маркса, дом 90, по программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда городского поселения Рузаевка на 2019-2025 годы" квартира N3 площадью 42,3 кв. м. в указанном доме распределена гр. Аксеновой Т.Д. и Мамедовой Е.О.
Согласно договору мены квартир 13 АА 1221407 от 28.12.2022 гр. Аксенова Т.Д., Мамедова Е.О. и Администрация г. п. Рузаевка в связи с признанием жилого дома по адресу: г.о. Рузаевка, ул. Суворова N 16 аварийным и подлежащим сносу, где расположена квартира N 3, принадлежащая указанным гражданам, общей площадью 39,1 кв. м. произвели обмен данной квартиры на квартиру N 3 в доме 90 по ул. Карла Маркса г.п. Рузаевка, принадлежащую администрации г.о. Рузаевка.
2) Квартира 3 в доме 5 по ул. Чичаева г.п. Рузаевка площадью 36,1 кв. метра на основании договора купли-продажи АА 0981844 от 07.05.2020 по реестру N 13/23-н/13-2020-1-704 была приобретена гр. Горшковым В.В. за 780,0 тыс. рублей, право собственности зарегистрировано Управлением Росреестра по Республике Мордовия 08.05.2020.
Согласно постановлению от 06.06.2022 N 715 администрации г.п. Рузаевка "Об изъятии земельных участков и жилых помещений" земельный участок с кадастровым номером 13:25:0105078:39, площадью 760 кв. м, расположенный под многоквартирным домом по адресу: г.п. Рузаевка, ул. Чичаева д.5 и квартира N 3 с кадастровым номером 13:25:0108093:296 в указанном доме изъяты для муниципальных нужд.
В соответствии с постановлением Администрации от 20.12.2022 N 2996 "О распределении жилых помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Республика Мордовия, Рузаевский муниципальный район, городское поселение Рузаевка, город Рузаевка, улица Карла Маркса, дом 90, по программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда городского поселения Рузаевка на 2019-2025 годы" распределена квартира N14 площадью 42,9 в указанном доме гр. Горшкову В.В.
Согласно договору мены квартир от 23.12.2022 гр. Горшков В.В. и Администрация в связи с признанием жилого дома по адресу: г.п. Рузаевка, ул. Чичаева N 5 аварийным и подлежащим сносу, где расположена квартира N3, принадлежащая указанному гражданину, общей площадью 36,1 кв. метра произвели обмен данной квартиры на квартиру N14 в доме 90 по ул. Карла Маркса г.п. Рузаевка, принадлежащую администрации г.п. Рузаевка.
3) Квартира 1 в доме 164 по ул. Луначарского г.п. Рузаевка площадью 71,4 кв. м. на основании договора купли-продажи от 02.06.2020 была приобретена гр. Фалилеевой А.А. за 990,0 тыс. рублей, право собственности зарегистрировано Управлением Росреестра по Республике Мордовия 05.06.2020.
Согласно постановлению Администрации от 06.06.2022 N 715 "Об изъятии земельных участков и жилых помещений" земельный участок с кадастровым номером 13:25:0103024:221, площадью 600 кв. м, расположенный под многоквартирным домом по адресу: г.п. Рузаевка, ул. Луначарского д. 164 и квартира N 1 с кадастровым номером 13:25:0103024:565 в указанном доме изъяты для муниципальных нужд.
В соответствии с постановлением от 20.12.2022 N 2996 Администрации "О распределении жилых помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Республика Мордовия, Рузаевский муниципальный район, городское поселение Рузаевка, город Рузаевка, улица Карла Маркса, дом 90, по программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда городского поселения Рузаевка на 2019-2025годы" распределена квартира N33 площадью 77,7 в указанном доме гр. Фалилеевой А.А.
Согласно договору мены квартир от 23.12.2022 гр. Фалилеева А.А. и Администрация в связи с признанием жилого дома по адресу: г.п. Рузаевка, ул. Луначарского N 164 аварийным и подлежащим сносу, где расположена квартира N1, принадлежащая указанной гражданке, общей площадью 71,4 кв. метра произвели обмен данной квартиры на квартиру N33 в доме 90 по ул. Карла Маркса г.п. Рузаевка, принадлежащую администрации г.п. Рузаевка.
4) Квартира 2 в доме 164 по ул. Луначарского г.п. Рузаевка площадью 31,6 кв. метра на основании договора купли-продажи от 02.06.2020 была приобретена гр. Антоновой Т.Н. за 990,0 тыс. рублей, право собственности зарегистрировано Управлением Росреестра по Республике Мордовия 05.06.2020.
Согласно постановлению Администрации от 06.06.2022 N 715 "Об изъятии земельных участков и жилых помещений" земельный участок с кадастровым номером 13:25:0103024:221, площадью 600 кв. м, расположенный под многоквартирным домом по адресу: г.п. Рузаевка, ул.Луначарского д. 164 и квартира N 2 с кадастровым номером 13:25:0103024:566 в указанном доме изъяты для муниципальных нужд.
В соответствии с постановлением Администрации от 20.12.2022 N 2996 "О распределении жилых помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Республика Мордовия, Рузаевский муниципальный район, городское поселение Рузаевка, город Рузаевка, улица Карла Маркса, дом 90, по программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда городского поселения Рузаевка на 2019-2025 годы" распределена квартира N10 площадью 34,8 в указанном доме гр. Антоновой Т.Н.
Согласно договору мены квартир от 23.12.2022 гр. Антонова Т.Н. и Администрация в связи с признанием жилого дома по адресу: г.п. Рузаевка, ул. Луначарского N 164 аварийным и подлежащим сносу, где расположена квартира N2, принадлежащая указанной гражданке, общей площадью 36,1 кв. метра произвели обмен данной квартиры на квартиру N10 в доме 90 по ул. Карла Маркса г.п. Рузаевка, принадлежащую Администрации.
5) Квартира 4 в доме 4 по ул. ул. Беднодемьяновская г.п. Рузаевка площадью 27,9 кв. метра на основании договора дарения квартиры от 22.08.2020 была подарена Айзатуллиной О.Н., право собственности зарегистрировано Управлением Росреестра по Республике Мордовия 27.08.2020.
Согласно постановлению Администрации от 06.06.2022 N 715 "Об изъятии земельных участков и жилых помещений" земельный участок с кадастровым номером 13:25:0105078:73 площадью 764,41 кв.м, расположенный под многоквартирным домом по адресу: г.п. Рузаевка, ул. Беднодемьяновская д.4 и квартира N 4 с кадастровым номером 13:25:0105078:170 в указанном доме изъяты для муниципальных нужд.
В соответствии с постановлением Администрации от 20.12.2022 N 2996 "О распределении жилых помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Республика Мордовия, Рузаевский муниципальный район, городское поселение Рузаевка, город Рузаевка, улица Карла Маркса, дом 90, по программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда городского поселения Рузаевка на 2019-2025 годы" распределена квартира N7 площадью 33,1 в указанном доме гр. Айзатуллиной О.Н.
Согласно договору мены квартир от 23.12.2022 гр. Айзатуллина О.Н. и администрация г.п. Рузаевка в связи с признанием жилого дома по адресу: г.п. Рузаевка, ул. ул. Беднодемьяновская N 4 аварийным и подлежащим сносу, где расположена квартира N4, принадлежащая указанной гражданке, общей площадью 27,9 кв. м. произвели обмен данной квартиры на квартиру N7 в доме 90 по ул. Карла Маркса г.п. Рузаевка, принадлежащую Администрации.
В акте по результатам контрольного мероприятия от 16.02.2023 и в оспариваемом представлении от 10.03.2023 N 02-02/84 Счетной палатой Администрации вменяется нарушение положений части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации при предоставлении гр. Аксеновой Т.Д. и Мамедовой Е.О. квартиры N 3, гр. Горшкову В.В. квартиры N 14, гр. Фалилеевой А.А. квартиры N 33, гр. Антоновой Т.Н. квартиры N 10, Айзатуллиной О.Н. квартиры N 7 в доме 90 по ул. Карла Маркса г.п. Рузаевка.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 2 Закона N 185-ФЗ переселение граждан из аварийного жилищного фонда - это принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда - это предоставление Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства целевых бюджетных средств на безвозвратной и безвозмездной основе, в том числе, на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Согласно части 3 статьи 16 Закона N 185-ФЗ переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.
В пункте 1 части 6 статьи 16 Закона N 185-ФЗ установлено, что полученные за счет средств Фонда средства бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средства местных бюджетов могут расходоваться, в числе прочего, на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, в том числе для целей последующего предоставления гражданам жилых помещений по договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в данном доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Закона N 185-ФЗ имеет право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Данные разъяснения приведены в пункте 41 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.04.2019.
Региональной программой предусмотрено, что мероприятия Программы реализуются в муниципальных образованиях, участвующих в Программе, в том числе путем приобретения жилых помещений в многоквартирных домах для целей их последующего предоставления гражданам в связи с переселением из аварийного жилищного фонда, в том числе по договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда.
В соответствии Региональной программой субсидии могут быть направлены муниципальными образованиями Республики Мордовия исключительно: на приобретение у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) или в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и (или) на строительство таких домов;
на выплату гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации;
на приобретение жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками домов, в которых расположены эти помещения, для предоставления их гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда.
на выплату гражданам, не имеющим иного пригодного для проживания жилого помещения, находящегося в собственности или занимаемого на условиях социального найма, субсидии на приобретение (строительство) жилых помещений.
В случае строительства, приобретения муниципальными образованиями Республики Мордовия жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилищного фонда по цене, превышающей предельную стоимость одного квадратного метра общей площади жилых помещений, предоставляемых гражданам в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", финансирование расходов на оплату стоимости такого превышения осуществляется за счет дополнительных источников финансирования, которыми могут быть средства местных бюджетов, а также внебюджетные средства.
Строящееся или приобретаемое жилье в рамках программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда должно соответствовать установленным требованиям, приведенным в приложении 3.
Суд установил, что Администрация после окончания строительства многоквартирного жилого дома 90, расположенного по ул.Карла Маркса гп Рузаевка за счет предоставленной субсидии, в том числе средств Фонда ЖКХ, передала жилые помещения на основании договоров мены гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, что не противоречит пункту 3 статьи 2 и пункту 1 части 6 статьи 16 Закона N 185-ФЗ, а также Региональной программе.
Федеральным законом от 27.12.2019 N 473-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда" (далее - Закон N 473-ФЗ) статья 32 ЖК РФ дополнена частью 8.2.
В силу части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.
Таким образом, как верно указывает Счетная палата Республики Мордовия, положения части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации не подлежат применению в отношении лиц, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции до 28.12.2019.
Вместе с тем правило, установленное частью 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, относится к случаям возмещения гражданам стоимости приобретенных ими в аварийном жилищном фонде жилых помещений. В рассматриваемом случае Администрация использовала механизм предоставления владельцам новых жилых помещений на основании заключенных с ними договоров мены, следовательно, в отношении спорных жилых помещений, приобретенных после 28.12.2019, Администрация не обязана была руководствоваться нормой части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. Аналогичная правовая позиция отражена в постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21.12.200 по делу N 82-10374/2021.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что представление Счетной палаты в оспариваемой части не соответствует действующему законодательству и незаконно возлагает на Администрацию в сфере ее экономической деятельности обязанность по принятию мер по устранению выявленных нарушений.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Таким образом, Арбитражный суд Республики Мордовия полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 13.12.2023 по делу N А39-4311/2023 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Счетной палаты Республики Мордовия оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-4311/2023
Истец: Администрация городского поселения Рузаевка Рузаевского муниципального района Республики Мордовия
Ответчик: Счетная палата Республики Мордовия
Третье лицо: Администрация Рузаевского муниципального района, Айзатуллина Ольга Николаевна, Аксенова Татьяна Дмитриевна, Антонова Татьяна Николаевна, Горшков Владимир Викторович, Мамедова Екатерина Олеговна, Министерство строительства и архитектуры Республики Мордовия, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерсто энергетики и жилищно-комунального хозяйства Республики Мордовия, ПАО "Фонд развития территории", Фалилеева Анна Александровна, Толмачева М.В., Управление по вопросам миграции МВД по РМ