13 марта 2020 г. |
А11-3319/2019 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Тарасовой Т.И.,
судей Новиковой Л.П., Назаровой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шемякиной Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях на решение Арбитражного суда Владимирской области от 11.12.2019 по делу N А11-3319/2019 по иску общества с ограниченной ответственностью "Знак качества" (ОГРН 1133702028261, ИНН 3702713713) к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях (ОГРН 1133340004401, ИНН 3329056771) о взыскании 56 930 руб. 78 коп., без участия сторон.
Общество с ограниченной ответственностью "Знак качества" (далее -ООО "Знак качества", истец) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях (далее - Управление, ответчик) о взыскании неосновательного обогащения за период с 01.07.2016 по 31.12.2018 в сумме 51 775 руб. 74 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 06.03.2019 по 30.09.2019 в сумме 2121 руб. 56 коп., судебных расходов в сумме 20 804 руб. 54 коп. (с учетом уточнений а порядке с статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 11.12.2019 суд первой инстанции исковые требования удовлетворил в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и отказать в удовлетворении иска в полном объеме.
Оспаривая законность принятого судебного акта, заявитель указывает, что истцом не подтверждено право собственности Российской Федерации и возникновение неосновательного обогащения на стороне ответчика.
По мнению заявителя, расходы на оплату услуг представителя возмещению не подлежат, поскольку напрямую не связаны с рассмотрением дела в суде (оплата консультационных услуг).
Стороны явку полномочных представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает жалобу в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, 13.12.2013 решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: город Иваново, улица Ермака, дом 40/9, в качестве управляющей организации избрано ООО "Многофункциональное предприятие жилищного хозяйства N 2" (переименовано в ООО "Знак качества"), а также утверждены существенные условия договора на управление домом, в том числе размер платы за содержание и ремонт общего имущества.
Российская Федерация является собственником нежилого помещения общей площадью 91 квадратных метров, расположенного в названном доме, право собственности на которое возникло на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", поскольку нежилое помещение является защитным сооружением гражданской обороны, что подтверждается инвентаризационной карточкой ЗС ГО N 38/595 и паспортом убежища N 595.
В период с 01.07.2016 по 31.12.2018 истец исполнял обязанности по оказанию услуг и выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также по оказанию коммунальных услуг.
По данным истца, размер платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, коммунальные услуги составляет 51 775 руб. 74 коп. (расчет произведен по тарифам, установленным решениями общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме, а также постановлениями администрации города Иваново).
По утверждению истца, задолженность ответчиком до настоящего времени не оплачена.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по внесению платы за содержание и ремонт общего имущества дома, коммунальные услуги за названный период послужило истцу основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как установлено в статье 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В статье 39 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплена обязанность собственников помещений в многоквартирном доме нести бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В силу статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
При этом вышеуказанные нормы права не устанавливают каких-либо отличий в несении расходов на содержание общего имущества собственников жилых помещений в многоквартирном доме и собственников нежилых помещений в этом же доме.
В соответствии с частью 2 статьи 154 названного Кодекса плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В силу подпункта "а" пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг холодное водоснабжение - снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения.
Согласно подпункту "г" пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг одним из видов коммунальных услуг является электроснабжение, то есть снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
На основании пункта 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с положениями части 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляет управляющая организация, плату за помещение вносят этой организации.
Суд установил, что управляющей организацией в спорном многоквартирном доме в заявленный период являлось ООО "Знак качества". Договорные отношения между истцом и ответчиком на содержание и текущий ремонт общего имущества дома в спорном периоде отсутствовали.
Факт оказания ООО "Знак качества" услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома и поставке коммунальных услуг подтвержден документально. Доказательств, свидетельствующих о невыполнении истцом спорных услуг либо о выполнении их ненадлежащим образом, в материалы дела не представлено.
Право собственности ответчика на нежилое помещение, расположенное в спорном многоквартирном доме, возникло на основании Постановления N 3020-1, поскольку оно является защитным сооружением гражданской обороны, что подтверждается инвентаризационной карточкой ЗС ГО и паспортом сооружения, письмом МЧС России по Ивановской области от 31.07.2019 N 3593-3-2-16.
По расчету истца, долг ответчика по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома и поставке коммунальных услуг за период с 01.07.2016 по 31.12.2018 составил 51 775 руб. 74 коп.
Поскольку ответчик доказательств оплаты долга не представил, наличие и размер задолженности, не опроверг, суд взыскал с ответчика плату по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома и оплату коммунальных услуг.
Истцом также заявлено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 42 постановления от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", если законом или соглашением сторон установлена неустойка за нарушение денежного обязательства, на которую распространяется правило абзаца 1 пункта 1 статьи 394 Гражданского кодекса Российской Федерации, то положения пункта 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации не применяются. В этом случае взысканию подлежит неустойка, установленная законом или соглашением сторон, а не проценты, предусмотренные статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 4 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В рассматриваемом случае к правоотношениям сторон подлежат применению положения пункта 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающего ответственность за нарушение срока внесения платы за помещение.
В соответствии с частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Принимая во внимание, что право требования начисления в отношении ответчика неустойки (пени) истцу предоставлено в силу закона, а ответчик свои обязательства по внесению платы за содержание и ремонт общего имущества дома не исполнил, суд находит требование истца о применении данного вида гражданско-правовой ответственности обоснованным.
Согласно представленному истцом расчету сумма процентов за период с 06.03.2019 по 30.09.2019 составляет 2121 руб. 56 коп.
Ответчик оспаривает период начисления процентов, указывая на то, что о наличии задолженности он узнал в ходе рассмотрения настоящего дела.
Проверив правильность произведенного истцом расчета, арбитражный суд счел его не правильным, исходя из следующего.
В соответствии с положениями статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании:
1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;
2) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.
В соответствии с Письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 11.02.2016 N 4869-ОГ/04 "О разъяснении отдельных положений жилищного законодательства" платежные документы, на основании которых вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, регламентированы частью 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354. Оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме является выполнением стандарта по управлению многоквартирным домом (подпункт "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416).
В соответствии с пунктом 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Надлежащих доказательств выставления ООО "Знак качества" платежных документов или направления информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги до обращения истца в суд не представлено.
Как следует из материалов дела, исковое заявление с приложенными к нему документами, в том числе платежными квитанциями, получено ответчиком 06.03.2019.
Учитывая изложенное, суд счел правомерным начисление неустойки с 11.03.2019. Согласно расчету суда размер неустойки, начисленной на основании пункта 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации за период с 11.03.2019 по 30.09.2019, составляет 3624 руб. 30 коп.
Однако истцом заявлено о взыскании неустойки в сумме 2121 руб. 56 коп., что не нарушает права ответчика.
Управление Росимущества по делу выступает органом государственной власти, осуществляющее полномочия собственника в отношении федерального имущества, на которое возложены обязанности по осуществлению функций главного распорядителя средств федерального бюджета (пункт 5.47 Положения N 432).
Поскольку Управление Росимущества при рассмотрении настоящего дела, являлось уполномоченным органом на представление интересов Российской Федерации, являвшейся собственником спорного имущества, само Росимущество осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание как агентства, так и его территориальных органов (статья 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации), суд пришел к выводу о взыскании спорной суммы с Российской Федерации в лице территориального органа Росимущества за счет средств казны Российской Федерации.
Рассмотрев требование о взыскании с ответчика судебных расходов, руководствуясь статьями 101, 106, 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, разъяснениями, данными в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", оценив в совокупности представленные заявителем доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая объем фактически оказанных заявителю услуг, степень сложности рассмотренного дела, суд пришел к выводу, что судебные расходы на представителя подлежат удовлетворению в сумме 20 000 руб. (составление иска, претензии, участие в четырех судебных заседаниях).
Расходы истца в сумме 804 руб. 54 коп. в связи с отправкой адрес ответчику копии исковых материалов, претензии подтверждены почтовыми кассовыми чеками, в связи с этим арбитражный суд данные расходы счел обоснованным и подлежащим удовлетворению.
При таких обстоятельствах, суд удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Выводы суда первой инстанции являются верными.
Довод апеллянта о том, что Управление не является надлежащим ответчиком несостоятелен, т.к. право собственности ответчика на нежилое помещение, расположенное в спорном многоквартирном доме, возникло на основании Постановления N 3020-1, поскольку оно является защитным сооружением гражданской обороны, что подтверждается инвентаризационной карточкой ЗС ГО и паспортом сооружения, письмом МЧС России по Ивановской области от 31.07.2019 N 3593-3-2-16.
Ссылка на чрезмерность взысканных судом судебных расходов несостоятельна, т.к. вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств тому не представлено. Взысканная сумма соответствует принципу разумности, определена исходя из объема оказанных услуг (составление иска, претензии, участие в четырех судебных заседаниях), сложности дела, сложившегося в данной местности уровня оплаты услуг адвокатов по представлению интересов доверителей в арбитражном процессе.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Одновременно апелляционный суд считает необходимым уточнить пункт 1 резолютивной части решения, указав, что денежные средства подлежат взысканию с межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, поскольку в настоящем случае именно Управление является уполномоченным органом, которому переданы полномочия по управлению этим имуществом ( пункт 19 постановления Пленума ВС РФ от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 11.12.2019 по делу N А11-3319/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу межрегионального территориального управления Федерального агентства
по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях - без удовлетворения.
Уточнить пункт 1 резолютивной части решения, указав: "Взыскать с межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, в пользу общества с ограниченной ответственностью "Знак качества", г. Иваново, долг в сумме 51 775 руб. 74 коп., неустойку в сумме 2121 руб. 56 коп., расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2156 руб., расходы на оплату услуг представителя в сумме 20 000 руб., судебные расходы в сумме 804 руб. 54 коп.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.И. Тарасова |
Судьи |
Л.П. Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-3319/2019
Истец: ООО "ЗНАК КАЧЕСТВА"
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ ВО ВЛАДИМИРСКОЙ, ИВАНОВСКОЙ, КОСТРОМСКОЙ И ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТЯХ
Хронология рассмотрения дела:
25.06.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-11258/20
13.03.2020 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-1321/20
11.12.2019 Решение Арбитражного суда Владимирской области N А11-3319/19
29.10.2019 Определение Арбитражного суда Владимирской области N А11-3319/19