г. Челябинск |
|
16 марта 2020 г. |
Дело N А47-12183/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 марта 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Арямова А.А., Бояршиновой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления по размещению наружной рекламы и объектов наружной информации администрации города Оренбурга на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 18.12.2019 по делу N А47-12183/2019.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "ОРЕНЗНАКЪ" - Бурцева С.Л. (паспорт, приказ от 01.11.2018);
Управления по размещению наружной рекламы и объектов наружной информации администрации города Оренбурга - Кирина С.А. (паспорт, доверенность от 16.01.2020), Еремина Е.Е. (паспорт, доверенность от 16.01.2020).
Общество с ограниченной ответственностью "ОРЕНЗНАКЪ" (далее - заявитель, ООО "ОРЕНЗНАКЪ", общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным уведомления N 01-23/1482 от 21.05.2019 Управления по размещению наружной рекламы и объектов наружной информации администрации города Оренбурга (далее - заинтересованное лицо, Управление) содержащие требование исчислить и уплатить НДС по ставке 20% (далее - уведомление).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 18.12.2019 заявленные требования удовлетворены.
С указанным решением суда не согласилось управление, обратившись с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Податель апелляционной жалобы считает не соответствующим обстоятельствам дела вывод суда о том, что ООО "ОРЕНЗНАКЪ" в период со дня заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования "город Оренбург" производило оплату без НДС.
Указывает, что при реализации договоров на установку и размещение рекламных конструкций НДС не может исчисляться с 01.01.2019 в размере 18 процентов, то есть в сумме, которая не соответствовала бы реально сформированной цене. Оплата договоров по ставке 20 процентов с одновременным уменьшением цены договора по существу означает взимание налога за счет иного экономического источника - муниципального образования "город Оренбург".
По мнению подателя жалобы, вывод суда о том, что осуществляемая управлением деятельность по передаче прав на установку и эксплуатацию рекламных конструкций производится Управлением в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий, поэтому данные операции под налоговое освобождение, предусмотренное подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса, основан на неверном толковании норм материального права.
Также считает, что судом неверно отклонен довод о применении разъяснений, изложенных в письмах Министерства финансов РФ от 27.09.2017 N 03-07-11/62674, от 28.01.2018 N 03-07-11/4405, от 01.11.2018 N 03-07-11/78754, а также письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 13.03.2013 N 03-07-15/7660.
Судом апелляционной инстанции, в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приобщен к материалам дела отзыв на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представители управления поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме, представитель заявителя - возражения на нее.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Департаментом градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга (далее - Департамент) и обществом (рекламо-распространитель) по итогам торгов 23.01.2014 заключены договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории МО "город Оренбург", в том числе N N 14д-1232, 14ц-1251, 14л-1271, 14ц-1310 (л.д. 16-58, т. 1), в приложениях N 2 к которым содержатся расчеты размера платы за установку и эксплуатацию рекламной конструкции по каждому из договоров.
Решением Оренбургского городского Совета от 28.04.2016 N 146 утверждено Положение об Управлении по размещению наружной рекламы и объектов наружной информации администрации города Оренбурга.
Согласно указанному Положению, Управление учреждено в результате реорганизации в форме выделения из департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга, является правопреемником департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга в сфере наружной рекламы в соответствии с передаточным актом, осуществляет функции главного администратора доходов бюджета города. Контрольно-ревизионным управлением администрации г.Оренбурга по результатам ревизии принято решение о направлении объекту контроля - Управлению - предписания от 14.05.2019 N 13, согласно которому недополучено в бюджет города Оренбурга (недоначислено к оплате рекламораспространителям) по договором на установку и эксплуатацию рекламных конструкций 2 657 158,42 рублей за период 2016, 2017, 2018, январь-март 2019, недополучен доход в бюджет города Оренбурга за период с 27.04.2017 по 31.03.2019 в размере 2 214 544,19 рублей, Управлению предписано в срок до 20.06.2019 произвести перерасчет оплаты по договорам, заключенным с рекламо-распространителями в соответствии с условиями торгов и заключенных договоров и на основании решений Оренбургского городского Совета от 28.04.2014 N 795, от 27.04.2017 N 321 (л.д. 13-15, т. 1).
Управлением в адрес общества 21.05.2019 направлено уведомление N 01-23/1482 о перерасчете размера платы за установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории МО "город Оренбург", Обществу предложено в течение 5 календарных дней с момента получения настоящего уведомления оплатить задолженность в размере 18796,32 рублей.
Не согласившись с данным уведомлением, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о неправомерности оспариваемого уведомления.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 19 Закона о рекламе, установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются.
Согласно пункту 5.1 статьи 19 названного федерального закона заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.
Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции не является ни договором аренды, ни иным договором, предусматривающим переход права владения и пользования в отношении государственного либо муниципального имущества. Отношения по использованию земельных участков для размещения средств наружной рекламы оформляется специальным договором - договором на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Договор на эксплуатацию рекламного места (договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции) представляет собой самостоятельный гражданско-правовой договор, наделяющий хозяйствующий субъект правом на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по договоренности с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция и не предусматривающий перехода прав владения и (или) пользования в отношении имущества собственника. При этом законом прямо установлен срочный характер такого договора и определен порядок его заключения - путем проведения торгов (конкурса или аукциона).
Департаментом и Обществом 23.01.2014 заключены договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования "город Оренбург", размер платы за установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории муниципального образования "город Оренбург", согласно приложению N 2 к Договорам, определяется по следующей формуле (в рублях за год): П = БС x S x К1 x К2 x К3 x К4, где: П - плата, подлежащая перечислению по договору (рублей в год без НДС); БС - базовая ставка, размер которой принимается равной 100 рублям (без НДС); S - площадь информационного поля рекламной конструкции (квадратных метров); коэффициент К1, учитывающий особенности размещения отдельных типов рекламных конструкций; коэффициент К2, отражающий степень применения освещения рекламной конструкции; коэффициент К3, стимулирующий внедрение более сложных современных технологий; коэффициент К4, учитывающий территориальную привязку.
Решением Оренбургского городского Совета от 28.04.2014 N 795 утвержден Порядок расчета размера платы по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории муниципального образования "город Оренбург" (далее - Порядок N 795), согласно которому, размер платы за установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории муниципального образования "город Оренбург" определяется по следующей формуле (в рублях за год): П = БС x S x К1 x К2 x К3 x К4, где: П - плата, подлежащая перечислению по договору (рублей в год без НДС); БС - базовая ставка, размер которой принимается равной 100 рублям (без НДС); S - площадь информационного поля рекламной конструкции (квадратных метров); коэффициент К1, учитывающий особенности размещения отдельных типов рекламных конструкций, коэффициент К2, отражающий степень применения освещения рекламной конструкции; коэффициент К3, стимулирующий внедрение более сложных современных технологий; коэффициент К4, учитывающий территориальную привязку.
Как следует из заключенных Департаментом и Обществом договоров от 23.01.2014 на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования "город Оренбург", Департамент вправе в случае изменения базовой ставки и (или) Порядка расчета размера платы изменять размер платы по договору в одностороннем порядке (пункт 2.1.3.); рекламораспространитель обязан своевременно вносить в полном объеме плату, определенную п. 4.1. настоящего договора. В случае получения от департамента дополнительного соглашения о перерасчета размера платы по настоящему договору в связи с изменением базовой ставки и (или) Порядка расчета платы рекламораспространитель обязан подписать полученное дополнительное соглашение в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента получения (пункт 3.2.6.); рекламораспространитель вносит плату по настоящему договору согласно расчету (приложение N 2), являющемуся неотъемлемой частью настоящего договора. Размер годовой платы по настоящему договору рассчитывается в соответствии с Порядком расчета размера платы за установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории МО "город Оренбург" и составляет (указан размер платы по каждому договору), в том числе НДС (пункт 4.1.); в случае изменения Порядка расчета размера платы по настоящему договору размер платы подлежит пересмотру по инициативе департамента, оформляется дополнительным соглашением к настоящему договору и направляется для подписания рекламораспространителю (пункт 4.4.).
В силу пункта 1 статьи 143 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками НДС признаются: организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
В пункте 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации установлен перечень операций, которые не признаются объектом налогообложения.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации исключают из числа объектов налогообложения НДС выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость", статья 143 Налогового кодекса Российской Федерации не называет публично-правовые образования в качестве плательщиков НДС.
Вместе с тем, государственные (муниципальные) органы, имеющие статус юридического лица (государственные или муниципальные учреждения), в силу пункта 1 статьи 143 Налогового кодекса Российской Федерации могут являться плательщиками налога по совершаемым ими финансово-хозяйственным операциям, если они действуют в качестве самостоятельных хозяйствующих субъектов, а не реализуют публично-правовые функции соответствующего публично-правового образования и не выступают от его имени в гражданских правоотношениях в порядке, предусмотренном статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Вопросы наружной рекламы и установки рекламных конструкций урегулированы статьей 19 Закона N 38-ФЗ "О рекламе", согласно части 5 которой установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором, а также содержит нормы о полномочиях органов местного самоуправления в названной области общественных отношений: устанавливать конкретные сроки договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в муниципальной собственности, либо на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, заключать договоры на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Управление, являясь органом администрации города Оренбурга и осуществляя управленческие функции в пределах своих полномочий в области размещения объектов наружной рекламы, в том числе по заключению возмездных договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках и другом имуществе, находящемся в собственности муниципального образования, муниципальное имущество в оперативное управление не получало, при этом плата за возможность установки и эксплуатацию рекламных конструкций вносится владельцами рекламных конструкций в качестве дохода в местный бюджет.
Объект налогообложения по налогу на добавленную стоимость, при получении Управлением платы по таким договорам отсутствует поскольку средства, полученные по вышеуказанным договорам, не являются доходом Управления и не могут использоваться Управлением по собственному усмотрению, а являются доходом бюджета муниципального образования.
Таким образом, осуществляемая Управлением деятельность по передаче прав на установку и эксплуатацию рекламных конструкций не является предпринимательской, денежные средства по сделкам подлежат зачислению в местный бюджет и выручкой Управления не являются, предоставление права установки рекламных конструкций производится Управлением в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий, поэтому данные операции подходят под налоговое освобождение, предусмотренное подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом N 303-ФЗ от 30.08.2018 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ о налогах и сборах" с 01.01.2019 ставка НДС повышена с 18 до 20 процентов.
Согласно пункту 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога предъявляется дополнительно к цене реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав.
В силу подпункта 1 пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога, то есть лицо, не являющееся плательщиком налога на добавленную стоимость в случае получения сумм данного налога от контрагентов обязано перечислить их в бюджет.
С учетом изложенного, управление, не являясь плательщиком НДС, перечисляло указанный налог в бюджет муниципального образования.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо само определяет способ защиты его нарушенного права. Требования по настоящему делу заявлены в соответствии с нормами главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Между тем, по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматриваются споры публично-правового характера, возникающие из административных, налоговых, финансовых и иных публичных правоотношений, в которых стороны находятся в отношениях власти и подчинения. При этом суд проверяет законность акта или действий органа, наделенного властными полномочиями.
В рассматриваемом случае управление и общество являются равноправными субъектами гражданско-правовых отношений по поводу использования определенного места установки рекламных конструкций.
Уведомление от 21.05.2019 N 01-23/1482 о перерасчете размера платы за установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории МО "город Оренбург" по ставке НДС 20% не является ненормативным правовым актом. Уведомляя, Управление по размещению наружной рекламы и объектов наружной информации действовало как сторона договора, реализуя свои гражданские права, а не властно-распорядительные полномочия.
Закон предусматривает определенный способ защиты в данной ситуации. Выбор способа защиты зависит от характера спорного правоотношения и регулирующих его норм права. Вместе с тем если нормы права предусматривают для конкретного правоотношения определенный способ защиты, то лицо, обратившееся в суд за защитой своего нарушенного права, вправе применять лишь этот способ.
Возможность выбора лицом, полагающим, что его права нарушены, того или иного способа защиты предполагает необходимость учета им характера допущенного в отношении него нарушения, поскольку выбранный им способ защиты должен способствовать восстановлению его нарушенного права и удовлетворять материально-правовой интерес.
Права каждого на судебную защиту его прав и свобод, в том числе на судебное обжалование решений и действий органов государственной власти и органов местного самоуправления, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не предопределяет возможность выбора гражданином или объединением граждан по своему усмотрению любых способов и процедур судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации федеральными законами (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21.04.2011 N 450-О-О, от 18.07.2006 N 367-О).
Гарантируя каждому судебную защиту прав и свобод, Конституция Российской Федерации одновременно предусматривает, что порядок судопроизводства определяется федеральным законодательством (пункт "о" статьи 71, часть 1 статьи 76).
Заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса лишь в установленном порядке, что не может рассматриваться как нарушение права на судебную защиту; закрепленные законодателем требования - при обеспечении каждому возможности обратиться в суд - обязательны для заявителя.
В связи с изложенным, оснований для удовлетворения заявленных требований у суда первой инстанции не имелось.
Суд апелляционной инстанции считает, что в удовлетворении требований общества следует отказать, а решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как вынесенное с нарушением норм процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 18.12.2019 по делу N А47-12183/2019 отменить.
В удовлетворении заявленных требований общества с ограниченной ответственностью "ОРЕНЗНАКЪ" отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-12183/2019
Истец: ООО "ОРЕНЗНАКЪ"
Ответчик: Управление по размещению наружной рекламы и объектов наружной информации администрации города Оренбурга
Хронология рассмотрения дела:
29.01.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7709/20
16.03.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1225/20
18.12.2019 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-12183/19
12.11.2019 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-12183/19