г. Москва |
|
17 марта 2020 г. |
Дело N А41-34701/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 марта 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Терешина А.В., Шальневой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Магомадовой К.С.,
при участии в заседании:
от публичного акционерного общества "Нефтяная компания "Роснефть": Смирнов Б.В. по нотариально удостоверенной доверенности от 28.11.18, зарегистрированной в реестре за N 77/321-н/77-2018-11-56,
от общества с ограниченной ответственностью "РУАНТ": Чернов О.П. по доверенности от 18.12.18,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы публичного акционерного общества "Нефтяная компания "Роснефть" и общества с ограниченной ответственностью "РУАНТ" на решение Арбитражного суда Московской области от 29 ноября 2019 года по делу N А41-34701/19, по иску публичного акционерного общества "Нефтяная компания "Роснефть" к обществу с ограниченной ответственностью "РУАНТ", с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, акционерное общество "РН-ТРАНС", открытое акционерное общество "Российские железные дороги", общество с ограниченной ответственностью "ТПК",
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Нефтяная компания (ПАО "НК) "Роснефть" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью (ООО) "РУАНТ" о взыскании штрафа за сверхнормативный простой вагонов-цистерн в размере 7 657 200 рублей, 61 286 рублей расходов по уплате государственной пошлины (т. 1, л.д. 2-9).
Иск заявлен на основании статей 309, 310, 330, 401 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Московской области от 27 мая 2019 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены акционерное общество (АО) "РН-ТРАНС" и открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД") (т. 7, л.д. 71).
Определением Арбитражного суда Московской области от 25 сентября 2019 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено ООО "ТПК" (т. 20, л.д. 131).
До вынесения судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу спора, ПАО "НК "Роснефть" в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнило заявленные требования, просило взыскать с ООО "РУАНТ" штраф за сверхнормативный простой вагонов-цистерн в размере 2 732 700 рублей, 36 664 рубля расходов по уплате государственной пошлины.
Решением Арбитражного суда Московской области от 29 ноября 2019 года иск был удовлетворен частично: с ООО "РУАНТ" в пользу ПАО "НК "Роснефть" был взыскан штраф в размере 2 440 200 рублей и расходы по госпошлине в размере 32 739 рублей 59 копеек, в остальной части иска отказано (т. 21, л.д. 71-77).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ПАО "НК "Роснефть" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение изменить в части отказа в удовлетворении исковых требований в размере 292 500 рублей, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела (т. 21, л.д. 81-93).
ООО "РУАНТ", также не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение изменить, ссылаясь на необходимость снижения взысканной неустойки (т. 21, л.д. 122-124).
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266-268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционных жалоб, заслушав представителей сторон, участвующих в судебном заседании, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 19.06.15 между ОАО "НК "Роснефть" (Поставщик) и ООО "РУАНТ" (Покупатель) было заключено Генеральное соглашение N N 100015/04841Д, по условиям которого Поставщик обязался передать, а Покупатель принять и оплатить биржевой товар в количестве и качестве, по номенклатуре по ценам и срокам поставки согласно выписке из реестра договоров, условиям, установленными Правилами проведения организационных торгов в секции "Нефтепродукты" ЗАО "СПбМТСБ" (т. 1, л.д. 33-35).
Поставка товара осуществлялась на условиях "франко-вагон станция отправления", что означает доставку Биржевого товара Поставщиком до железнодорожной станции, являющейся пунктом отправления, с последующей организацией Поставщиком от своего имени, но за счет Покупателя транспортировки товара железнодорожным транспортом до железнодорожных станций назначения, указанных покупателем.
Согласно разделу 01. Приложения N 01 к Правилам проведения организованных торгов в секции "Нефтепродукты" АО "СПбМТСБ" (Правила торгов) Поставщик обязуется выполнить и/или организовать от своего имени, но за счет Покупателя выполнение услуг, связанных с транспортировкой товара железнодорожным транспортом, включая услуги по организации перевозки товара составе третьих лиц. Поставщик организует заказ вагонов, заказ плана перевозки, погрузку (налив) товара в вагоны, оформляет транспортную железнодорожную накладную и предоставляет погруженный товар в распоряжение перевозчика. Поставщик вправе привлекать третьих лиц в целях исполнения обязательств по оказанию услуг, связанных с транспортировкой товара железнодорожным транспортом на предложенных третьими лицами условиях.
В соответствии с пунктом 06.14. Приложения N 01 к Правилам торгов Покупатель возвращает порожние цистерны в срок, предусмотренный пунктом 06.19. Приложения N 01 к Правилам торгов, в технически исправном и коммерчески пригодном состоянии по полным перевозочным документам на станцию отправления, указанную в первой транспортной железнодорожной накладной, оформленной на груженый рейс, либо иную станцию по усмотрению поставщика.
Подпунктом 06.19.1. Приложения N 01 к Правилам торгов закреплено, что срок нахождения (использования) цистерн у Покупателя (грузополучателя) на станции назначения не должен превышать 2-х (двух) суток.
Согласно подпункту 06.19.2. Приложения N 01 к Правилам торгов срок нахождения (использования) цистерн у Покупателя (грузополучателя) определяется как период с даты прибытия груза на станцию назначения согласно календарному штемпелю на транспортной железнодорожной накладной (груженый рейс) в графе "Прибытие на станцию назначения" по дату отправления порожней цистерны на станцию погрузки или другую станцию, указанную Поставщиком, согласно календарному штемпелю на транспортной железнодорожной накладной на возврат порожней цистерны в графе "Оформление приема груза к перевозке".
В силу подпункта 06.19.3. Приложения N 01 к Правилам торгов срок нахождения (использования) цистерн у Покупателя (грузополучателя) определяется согласно записям в транспортных железнодорожных накладных (квитанций), либо согласно данным Главного вычислительного центра (ГВЦ) - филиала ОАО "РЖД", либо согласно данным из иной автоматизированной базы данных ОАО "РЖД" в электронном формате.
Подпунктом 06.19.4. Приложения N 01 к Правилам торгов закреплено, что отсчёт срока нахождения (использования) цистерн у Покупателя (грузополучателя) начинается с 00 часов 00 минут дня следующего за днем прибытия груженой цистерны на станцию назначения, и продолжается до момента отправки порожней цистерны на первоначальную станцию отправления либо на иную станцию, указанную Поставщиком. Неполные сутки считаются за полные.
18.07.16 между ПАО "НК "Роснефть" (Поставщик) и ООО "РУАНТ" (Покупатель) было заключено генеральное соглашение N 100016/05827Д, по условиям которого Поставщик обязался передать, а Покупатель принять и оплатить биржевой товар в количестве и качестве, по номенклатуре, по ценам и срокам поставки согласно выписке из реестра договоров, условиям, установленными Правилами проведения организационных торгов в секции "Нефтепродукты" ЗАО "СПбМТСБ" (т. 1, л.д. 42-44).
Поставка товара осуществлялась на условиях "франко-вагон станция отправления", что означает доставку Биржевого товара Поставщиком до железнодорожной станции, являющейся пунктом отправления, с последующей организацией Поставщиком от своего имени, но за счет Покупателя транспортировки товара железнодорожным транспортом до железнодорожных станций назначения, указанных покупателем.
В соответствии с подпунктом 06.19.2. Приложения N 01 к Правилам торгов срок нахождения (использования) цистерн у Покупателя (грузополучателя) определяется как период с даты прибытия груза на станцию назначения согласно календарному штемпелю на транспортной железнодорожной накладной (груженый рейс) в графе "Прибытие на станцию назначения" по дату передачи порожних цистерн с путей необщего пользования Покупателем (грузополучателем) перевозчику.
Для целей расчета срока нахождения (использования) цистерн у Покупателя (грузополучателя) Поставщик использует данные Главного вычислительного центра (ГВЦ) - филиала ОАО "РЖД" и (или) данные ЭТРАН, и (или) данные из иной автоматизированной базы данных ОАО "РЖД" в электронном формате, при этом, дата прибытия цистерн определяется по сведениям о дате прибытия на станцию назначения (груженый) рейс, а дата передачи порожней цистерны - по дате оформления порожней цистерны к перевозке (порожний рейс).
Согласно подпункту 06.19.3. Приложения N 01 к Правилам торгов, Покупатель обязуется обеспечить слив товара и передать порожние цистерны перевозчику в срок, указанный в подпункте 06.19.1.
В силу подпункта 06.19.4. Приложения N 01 к Правилам торгов отсчет срока нахождения (использования) цистерн у Покупателя (грузополучателя) начинается с 00 часов 00 минут дня следующего за днем прибытия груженой цистерны на станцию назначения, и продолжается до 24 часов 00 минут даты передачи порожних цистерн с путей необщего пользования Покупателем (грузополучателем) перевозчику. Время использования цистерн свыше установленного срока является сверхнормативным простоем цистерн и исчисляется в сутках, при этом неполные сутки считаются за полные.
В соответствии с подпунктом 06.19.8 Приложения N 01 к Правилам торгов, в случае несогласия Покупателя с данными по сверхнормативному простою цистерн, указанными Поставщиком в претензии, Покупатель обязан в течение 30 календарных дней со дня получения претензии предоставить Поставщику оформленные и заверенные надлежащим образом грузополучателем копии транспортных железнодорожных накладных (груженый рейс) с проставленной датой в графе "Прибытие на станцию назначения" и памяток приемосдатчика (форма ГУ-45) с проставленной датой в графе "уборка" вместе с ведомостями подачи и уборки вагонов (форма ГУ-46) с проставленными отметками в пункте "Время уборки".
Согласно редакции Правил торгов, действовавшей по состоянию на июнь 2015 года, в соответствии с пунктом 06.14. Приложения N 01 к Правилам торгов Покупатель возвращает порожние цистерны в срок, предусмотренный пунктом 06.19. настоящего Приложения N 01 к Правилам торгов, в технически исправном и коммерчески пригодном состоянии по полным перевозочным документам на станцию указанную в первой транспортной железнодорожной накладной, на груженый рейс, либо иную станцию по усмотрению поставщика.
Пунктом 15.05. Приложения N 01 к Правилам торгов установлено, что в случае сверхнормативного использования цистерн на станции назначения Покупатель уплачивает Поставщику неустойку:
- в размере 1 500 рублей за каждые, в том числе неполные, сутки сверхнормативного использования каждой цистерны;
- или возмещает документально подтвержденные расходы поставщика, понесенные им в связи с уплатой неустойки/расходов организациям, с которыми Поставщиком заключены Договоры на организацию транспортировки товара Покупателя.
Право выбора порядка определения неустойки (фиксированная сумма) или возмещение расходов принадлежит Поставщику.
Согласно подпункту 06.19.12. Приложения N 01 к Правилам торгов Покупатель несет ответственность за действия грузополучателя по соблюдению срока нахождения арендованных цистерн Поставщика на станции назначения (на путях общего пользования станции назначения и/или на подъездных путях грузополучателя) как за свои собственные.
Во исполнение условий соглашений сторон за период с июля 2016 года по август 2018 года поставщиком осуществлена поставка нефтепродуктов в адрес покупателя (его грузополучателей) в вагонах - цистернах.
Получив информацию о фактах сверхнормативного простоя вагонов, ПАО "НК "Роснефть" направило в адрес ООО "РУАНТ" претензии об уплате неустойки за сверхнормативное использование вагонов с приложением к каждой претензии повагонного расчета, которые ответчиком были оставлены без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с заявленными исковыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для взыскания штрафа в размере 292 500 рублей в связи с непредставлением доказательств совершения ответчиком нарушений, повлекших начисление данного штрафа.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (ст. 310 ГК РФ).
По правилам части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 АПК РФ).
Как указывалось выше, в период с июля 2016 года по август 2018 года ООО "РУАНТ" было допущено превышение срока нахождения (использования) цистерн, предусмотренного пунктом 06.19.1 Приложения к Правилам.
В соответствии со статьей 119 Федерального закона N 18-ФЗ от 10.01.03 "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности грузополучателя (получателя) при осуществлении перевозок грузов железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
При этом, согласно пункту 3.1. Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ N 45 от 18.06.03, оформление Актов общей формы по причине отсутствия перевозочных документов на вагоны (заготовок), находящиеся на выставочных путях, принадлежащих владельцу пути необщего пользования, не предусмотрено.
В пункте 6.18.8 Приложения N 01 к Правилам торгов в секции нефтепродуктов ЗАО "СПбМТСБ" приведены случаи, когда вина покупателя (грузополучателя) в сверхнормативном простое цистерн отсутствует:
- ограничение погрузки грузов, их перевозок, перевозок порожних грузовых вагонов на железнодорожные станции в связи с необеспечением выгрузки грузополучателями, неприёмом порожних грузовых нагонов получателями (логистический контроль);
- временное прекращение погрузки и перевозки грузов, перевозок порожних грузовых вагонов в определенных железнодорожных направлениях (конвенционное запрещение);
- отсутствие технической/технологической возможности станции назначения;
- отсутствие в ЭТРАН заготовок перевозочных документов на отправку порожней цистерны.
В соответствии пунктами 4.1-4.3 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей общего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ N 26 от 18.06.03, время нахождения вагонов под погрузкой, выгрузкой на железнодорожных путях необщего пользования, при обслуживаемых локомотивом владельца пользователя этих путей, исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожных выставочных путях на основании памятки приемосдатчика до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути и сдачи их перевозчику на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика.
Согласно пункту 06.19.2 Правил торгов срок нахождения (пользования) цистерн у покупателя (грузополучателя) определяется как период с даты прибытия груза на станцию назначения согласно календарному штемпелю на транспортной железнодорожной накладной (груженый рейс) в графе "Прибытие на станцию назначения" по дату передачи порожних цистерн с путей необщего пользования покупателем (грузополучателем) перевозчику.
В соответствии с пунктом 06.19.5 Правил торгов датами передачи порожних цистерн с путей необщего пользования покупателем (грузополучателем) перевозчику согласно отметкам в памятках приёмосдатчика (Форма ГУ-45) в графе "уборка" и в ведомости подачи и уборки вагонов (форма ГУ-46) в пункте "Время уборки", дата передачи порожних цистерн с путей необщего пользования покупателем (грузополучателем) перевозчику определяется по дате (времени) отметок в памятке приёмосдатчика (форма ГУ-45) в графе "уборка" и в ведомости подачи и уборки вагонов (форма ГУ-46) в пункте "время уборки", и/или в Акте общей формы (Форма ГУ-23).
Таким образом, акт общей формы является дополнительным документом и не составляется в случае отсутствия перевозочных документов на вагоны (обязанность владельцев вагонов), находящихся на выставочных путях, принадлежащих владельцу пути необщего пользования (п. 3.1. "Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом", утвержденных Приказом МПС РФ N 45 от 18.06.03).
Аналогичный вывод содержится в письме филиала ОАО "РЖД" исх. N 18721/СКТЦФТО от 19.11.19, в котором также указано, что в ряде случаев, время простоя порожних вагонов на станции назначения произошло по вине самих владельцев вагонов, которые разместили перевозочные документы (заготовку) в системе ЭТРАН позже даты разгрузки вагонов н уведомления о ее окончании перевозчика (т. 19, л.д. 81-82).
По вагону N 57680985 (претензия истца N 73-47085/пр) ПАО "НК "Роснефть" представлены корешок дорожной ведомости (т. 13, л.д. 80), памятка акта приёмосдатчика 132 на уборку вагона (т. 13, л.д. 105), согласно которым уведомление о завершении грузовой операции было получено ОАО "РЖД" 22.02. в 15:15, уборка вагона была произведена 24.02 в 08:50.
Как правильно указал суд первой инстанции, дата уборки вагона подтверждает получение ОАО "РЖД" заготовки от собственника, поскольку приёму вагона к грузоперевозке предшествует заготовка от собственника, а приём должен произойти не позднее 3-х часов с момента получения заготовки.
В соответствии с Правилами составления актов при перевозках грузов на железнодорожном транспорте, статьей 119 Устава железнодорожного транспорта, коммерческий акт является важным документом, который составляется в целях удостоверения обстоятельств, являющихся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом:
- несоответствие наименования, массы, количества мест груза, багажа, грузобагажа данным, указанным в перевозочном документе;
- повреждение (порча) груза, багажа, грузобагажа и возможные причины такого повреждения;
- обнаружение груза, багажа, грузобагажа без перевозочных документов, а также перевозочных документов без груза, багажа, грузобагажа;
- возвращение перевозчику похищенных груза, багажа, грузобагажа;
- непередача перевозчиком груза на железнодорожный путь необщего пользования в течение двадцати четырех часов после оформления документов о выдаче груза.
Для удостоверения иных не предусмотренных настоящей статьей обстоятельств оформляются акты общей формы и другие акты.
Порядок составления актов определяется правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом (ст. 119 УЖТ).
Согласно пункту 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом акт общей формы составляется на станциях для удостоверения, в числе прочего, случаев, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В суде первой инстанции представитель ОАО "РЖД" пояснил, что акты общей формы не являются обязательными для оформления, их составление исходит из того, по каким правилам работает станция, технологии её работы с документами, поэтому Северо-Кавказская железная дорога - Филиал ОАО "РЖД" правомерно сообщило об отсутствии актов общей формы в связи с отсутствием из оформления.
Поскольку согласно полученным по судебному запросу доказательствам от ОАО "РЖД", задержка вагонов по сумме неустойке в размере 264 000 рублей произошла по вине самого владельца вагонов, в связи с отсутствием заготовки (перевозочных документов на порожний вагон) в ЭТРАН, после разгрузки вагонов грузополучателем и уведомления об этом станции, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требования истца на сумму 292 500 рублей не могут быть удовлетворены в связи с недоказанностью истцом вины ответчика в сверхнормативном простое вагонов.
По претензии N 73-47409/пр на сумму 21 000 рублей суд первой инстанции установил, что сверхнормативный простой вагонов произошёл в связи форсмажорными обстоятельствами, а именно: закрытием станции в связи с метеоусловиями, что подтверждается Актами обшей формы (т. 19, л.д. 136-141, 146-150, т. 20, л.д. 1-3).
По претензии N 73-53909/пр на сумму 7 500 рублей судом первой инстанции установлено, что заявленный истцом простой вагонов произошёл в связи с закрытием станции назначения по причине проведения летних путевых работ, что следует из Акта с 03.06.18 по 05.06.18 (т. 29, л.д. 12-22).
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требования о взыскании неустойки в сумме 28 500 рублей.
В соответствии со статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
Неустойка является способом обеспечения обязательства, представляющим форму имущественной ответственности за его нарушение.
Пунктом 15.05. Приложения N 01 к Правилам торгов установлено, что в случае сверхнормативного использования цистерн на станции назначения Покупатель уплачивает Поставщику неустойку:
- в размере 1 500 рублей за каждые, в том числе неполные, сутки сверхнормативного использования каждой цистерны;
- или возмещает документально подтвержденные расходы поставщика, понесенные им в связи с уплатой неустойки/расходов организациям, с которыми Поставщиком заключены Договоры на организацию транспортировки товара Покупателя.
Право выбора порядка определения неустойки (фиксированная сумма) или возмещение расходов принадлежит Поставщику.
Исходя из представленных в материалы дела доказательств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для взыскания с ООО "РУАНТ" в пользу ПАО "НК "Роснефть" неустойки за сверхнормативный простой вагонов в размере 2 440 200 рублей.
Довод апелляционной жалобы ПАО "НК "Роснефть" о неправомерности отказа во взыскании неустойки в размере 264 000 рублей подлежит отклонению.
Исходя из совокупности представленных доказательств по делу: ведомостей подачи уборки вагонов, памяток приемосдатчика, предоставленной ОАО "РЖД" информации, суд первой инстанции установил, что грузополучатель, за действия которого отвечает ООО "РУАНТ", своевременно осуществил разгрузку вагонов и уведомил об окончании грузовой операции, но вагоны не были приняты к перевозке от него в связи с отсутствием в системе ЭТРАН заготовок перевозочных документов на отправку порожней цистерны от владельцев вагонов.
В связи с изложенным суд первой инстанции на основании пункта 6.18.8 Приложения N 01 к Правилам торгов в секции нефтепродуктов ЗАО "СПбМТСБ" правомерно отказал ПАО "НК "Роснефть" во взыскании неустойки в размере 264 000 рублей по этим вагонам, т.к. простой по вине самого владельца вагонов снимает ответственность с ООО "РУАНТ".
Вопреки доводам апелляционной жалобы ПАО "НК "Роснефть" ответчик не обязан был представлять акты общей формы.
На основании подпункта 06.19.2 Приложения N 1 Правил торгов срок нахождения (пользования) цистерн у Покупателя (грузополучателя) определяется как период с даты прибытия груза на станцию назначения согласно календарному штемпелю на транспортной железнодорожной накладной (груженый рейс) в графе "Прибытие на станцию назначения" по дату передачи порожних цистерн с путей необщего пользования Покупателем (грузополучателем) перевозчику.
В соответствии с подпунктом 06.19.5. Приложения N 1 Правил торгов датами передачи порожних цистерн с путей необщего пользования Покупателем (грузополучателем) перевозчику согласно отметкам в памятке приемосдатчика (Форма ГУ - 45) в графе "уборка" и в ведомости подачи и уборки вагонов (форма ГУ - 46) в пункте "Время уборки", дата передачи порожних цистерн с путей необщего пользования Покупателем (грузополучателем) перевозчику определяется по дате (времени) отметок в памятке приемосдатчика (Форма ГУ - 45) в графе "уборка" и в ведомости подачи и уборки вагонов (Форма ГУ -46) в пункте "Время уборки", и (или) в Акте общей формы (Форма ГУ-23).
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что акт общей формы является дополнительным документом, который не составляется в случае отсутствия перевозочных документов на вагоны (обязанность владельца вагонов), находящиеся на выставочных путях, принадлежащих владельцу пути необщего пользования (п. 3.1. Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом).
ПАО "НК "Роснефть", ссылаясь на подпункт 06.19.8 Приложения N 1 к Правилам торгов, указывает, что в случае несогласия ответчика с расчетом штрафа за сверхнормативный простой вагонов-цистерн под выгрузкой, обязанностью последнего является предоставить документы, подтверждающие отсутствие его вины в нарушении обязательства в течении 30-ти календарных дней со дня получения претензии.
Однако по условиям заключенного между сторонами Соглашения и Правил торгов в секции нефтепродуктов ЗАО "СПбМТСБ", в случае не предоставления ответчиком указанных документов по истечению 30-ти календарных дней, претензия истца не считается признанной ответчиком и он не утрачивает право на предоставление доказательств отсутствия его вины в дальнейшем, в т.ч. в суде.
Довод ООО "РУАНТ" о необходимости снижения суммы взысканной неустойки применительно к статье 333 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит отклонению.
В силу части 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.
Исходя из положений Гражданского кодекса Российской Федерации, законодатель придает неустойке три нормативно-правовых значения: как способ защиты гражданских прав; как способ обеспечения исполнения обязательств; как мера имущественной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств.
Право снижения размера неустойки как имущественной ответственности предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств.
Вместе с тем, решение суда о снижении неустойки не может быть произвольным. Уменьшение неустойки судом в рамках своих полномочий не должно допускаться, так как это вступает в противоречие с принципом осуществления гражданских прав своей волей и в своем интересе (статья 1 ГК РФ), а также с принципом состязательности (статья 9 АПК РФ).
Учитывая компенсационный характер гражданско-правовой ответственности, под соразмерностью суммы неустойки последствиям нарушения обязательства гражданское законодательство предполагает выплату кредитору такой компенсации его потерь, которая будет адекватна и соизмерима с нарушенным интересом.
В соответствии с пунктом 73 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 7 от 24.03.16 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки. Доводы ответчика о невозможности исполнения обязательства вследствие тяжелого финансового положения, наличия задолженности перед другими кредиторами, наложения ареста на денежные средства или иное имущество ответчика, отсутствия бюджетного финансирования, неисполнения обязательств контрагентами, добровольного погашения долга полностью или в части на день рассмотрения спора, выполнения ответчиком социально значимых функций, наличия у должника обязанности по уплате процентов за пользование денежными средствами сами по себе не могут служить основанием для снижения неустойки.
По смыслу статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации уменьшение неустойки является правом суда, наличие оснований и пределов для ее снижения определяется судом в каждом конкретном случае самостоятельно, по своему внутреннему убеждению, исходя из собранных по делу доказательств.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 7 от 24.03.16 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", при оценке соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства необходимо учитывать, что никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения, а также то, что неправомерное пользование чужими денежными средствами не должно быть более выгодным для должника, чем условия правомерного пользования (пункты 3, 4 статьи 1 ГК РФ).
Доказательствами обоснованности размера неустойки могут служить, в частности, данные о среднем размере платы по краткосрочным кредитам на пополнение оборотных средств, выдаваемым кредитными организациями лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, либо платы по краткосрочным кредитам, выдаваемым физическим лицам, в месте нахождения кредитора в период нарушения обязательства, а также о показателях инфляции за соответствующий период.
Установив основания для уменьшения размера неустойки, суд снижает сумму неустойки.
Правила о снижении размера неустойки на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации применяются также в случаях, когда неустойка определена законом (пункт 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 7 от 24.03.16).
Таким образом, снижение неустойки возможно только в случае наличия достаточных доказательств в подтверждение ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств.
Как указывалось выше, по условиям соглашения сторон сумма неустойки составляет 1 500 рублей за каждые сутки сверхнормативного использования каждой цистерны.
При этом исходя из положений статьи 99 Устава железнодорожного транспорта РФ размер такой неустойки должен составлять 9 600 рублей за каждые сутки.
Следовательно, примененный истцом размер неустойки является минимальным. При расчете неустойки был учтен длительный срок нарушения ответчиком своих обязательств.
В отсутствие доказательств явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении ходатайства ООО "РУАНТ" о снижении неустойки.
Довод апелляционной жалобы ООО "РУАНТ" о том, что на стороне ПАО "НК "Роснефть" имеет место неосновательное обогащение, поскольку не производится перерасчет стоимости эксплуатации вагонов-цистерн за неиспользованные сутки, подлежит отклонению.
В разделе 04 Приложения N 01 к Правилам торгов предусмотрен порядок определения стоимости услуг Поставщика (Истца) по договору согласно Прейскуранту N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые Российскими железными дорогами" (утв. Постановлением ФЭК России N 47-т/5 от 17.06.03).
Согласно пункту 1.4 Прейскуранта N 10-01 плата за перевозку грузов по инфраструктуре РЖД исчисляется за расстояние, определяемое в соответствии с Тарифным руководством N 4, а не за количество суток использования вагонов-цистерн.
Следовательно, доводы о том, что на стороне ПАО "НК "Роснефть" имеет место неосновательное обогащение в случае досрочного прибытия груза на станцию назначения, не находят своего подтверждения, поскольку истец является продавцом нефтепродуктов, а не владельцем вагонов-цистерн и никаких коммерческих и финансовых преимуществ от данных обстоятельств не получает.
Иных доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции по существу, апелляционные жалобы не содержат.
При таких обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 29 ноября 2019 года по делу N А41-34701/19 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Катькина |
Судьи |
А.В. Терешин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-34701/2019
Истец: ПАО "НЕФТЯНАЯ КОМПАНИЯ "РОСНЕФТЬ"
Ответчик: ООО "РУАНТ"
Третье лицо: АО "РН-ТРАНС", ОАО "РЖД", ООО " ТПК "