г. Красноярск |
|
17 марта 2020 г. |
Дело N А33-37859/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена "10" марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен "17" марта 2020 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Юдина Д.В.,
судей: Бабенко А.Н., Шелега Д.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г.,
в отсутствии лиц, участвующих в деле (их представителей),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Уярском районе Красноярского края (межрайонного)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "21" января 2020 года по делу N А33-37859/2019
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Уярском районе Красноярского края (межрайонное) (ИНН 2440005170, ОГРН 1022401115054, далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Муниципальному бюджетному учреждению "Комплексный центр социального обслуживания населения" Ирбейского района (ИНН 2416005820, ОГРН 1042400781169, далее - ответчик) о взыскании финансовых санкций за непредставление страхователем в установленный срок сведений по форме СЗВ-М (дополняющая) за май 2019 года необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в отношении 39 застрахованных лиц в общей сумме 19 500 рублей, на основании решения от 10.10.2019 N 205S19190039049.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 21 января 2020 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, Управление Пенсионного фонда обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять новое решение по данному делу. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на то, что выводы суда первой инстанции о том, что учреждение самостоятельно выявило ошибку и направило дополняющую форму СЗВ-М до выявления Управлением Пенсионного фонда, являются необоснованными, так как в представленной 03.07.2019 "дополняющей" отчетности СЗВ-М сведения на 39 застрахованных лиц не были представлены в "исходной" форме СЗВ-М за май 2019 года.
Ответчик отзыв на апелляционную жалобу не направил.
Стороны, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству и публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих уполномоченных представителей не направили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
МБУ "Комплексный центр социального обслуживания населения" Ирбейского района 10.06.2019 представлены в Пенсионный фонд сведения в отношении 86 застрахованных лиц по форме СЗВ-М за май 2019 года (тип формы - исходная), получен положительный протокол.
01.07.2019 учреждением предоставлена отменяющая форма СЗВ-М за май 2019 года на 35 застрахованных лиц, получен положительный протокол пенсионного органа.
03.07.2019 страхователем в Управление предоставлена дополняющая форма СЗВ-М за май 2019 года на 39 застрахованных лиц, которые не были представлены в исходной СЗВ-М за май 2019 года, составлен положительный протокол.
05.09.2019 Управлением составлен акт N 205S18190035980 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в котором зафиксирован факт несвоевременного предоставления страхователем сведений в отношении 39 застрахованных лиц за отчетный период май 2019 года. Акт был направлен страхователю по почте 05.09.2019, что подтверждается представленным в материалы дела почтовым реестром. В указанном акте страхователю разъяснено, что рассмотрение материалов проверки состояться 10.10.2019.
Письменных возражений на акт Пенсионного фонда страхователь не представил, рассмотрение материалов правонарушения проводилось в отсутствие представителя страхователя.
По результатам рассмотрения материалов проверки Пенсионным фондом вынесено решение "О привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" N 205S19190039049 от 10.10.2019, в соответствии с которым страхователь привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 19 500 рублей. Согласно списку почтовых отправлений от 10.10.2019, указанное решение направлено в адрес страхователя по почте.
Требованием N 205S01190046044 от 07.11.2019 страхователю предложено в добровольном порядке оплатить сумму штрафных санкций в размере 19 500 рублей в срок до 27.11.2019. Требование направлено страхователю 07.11.2019, что подтверждается реестром почтовых отправлений.
Неисполнение ответчиком требования к установленному сроку явилось основанием для обращения пенсионного фонда в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовых санкций.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит основания для его изменения или отмены, исходя из следующего.
Согласно части 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Пенсионный фонд просит взыскать с ответчика финансовые санкции за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за май 2019 года в отношении 39 застрахованных лиц в общей сумме 19 500 рублей на основании части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" организации признаются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, установлены Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ).
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона N 27-ФЗ).
На основании пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
- страховой номер индивидуального лицевого счета;
- фамилию, имя и отчество;
- идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В силу статей 8, 9, 15 Федерального закона N 27-ФЗ указанные сведения предоставляются в соответствующий орган пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета) и Инструкцией по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 N 192 п.
Указанные сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Сведения о застрахованных лицах".
Согласно разделу 3 "Тип формы" - выбирают один из предлагаемых кодов: "исхд", "доп", "отмн".
Код "исхд" (исходная форма) используется при первичной подаче формы СЗВ-М за отчетный период.
Код "доп" (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период.
Код "отмн" (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Следовательно, при выявлении страхователем ошибок в ранее представленных сведениях о застрахованных лицах за данный период все исправления и корректировки вносятся в формах "доп" и "отмн".
Абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ установлено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Из толкования данной нормы следует, что законодателем установлено два состава правонарушения, влекущих привлечение к ответственности страхователя за ненадлежащее исполнение предусмотренных обязанностей в виде финансовой санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица: непредставление страхователем в установленный срок индивидуальных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона; представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона.
При этом под непредставлением сведений в установленный срок следует понимать непредставление сведений в отношении всех или части застрахованных лиц; представление неполных сведений - это представление не всех сведений в отношении одного застрахованного лица; представление недостоверных сведений - представление сведений, не соответствующих действительности.
Из материалов дела следует, что ответчик самостоятельно выявил ошибку и направил дополняющую форму СЗВ-М до выявления Управлением Пенсионного фонда указанного факта (с учетом подачи отменяющей формы).
В силу статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Следовательно, положения Федерального закона N 27-ФЗ предусматривают право страхователя корректировать сведения, предоставляемые в Пенсионный фонд.
При этом, статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в Пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения Пенсионным фондом, и представить в Пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Согласно пункту 39 Инструкции N 766н, в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Повторно изучив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что страхователь самостоятельно выявил ошибки и направил дополняющую форму СЗВ-М до выявления Управлением Пенсионного фонда указанного факта.
Доказательств того, что именно Фонд уведомил страхователя о тех ошибках, которые были фактически исправлены учреждением и предложил представить уточненные данные, в материалы дела не представлено.
Таким образом, страхователь реализовал свое право на исправление ошибки, представив уточняющие сведения.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Управлением Пенсионного фонда, страхователь реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что допускает не применять к нему финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и скорейшем устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда Российской Федерации, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Данные выводы суда первой инстанции соответствуют правовой позиции Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 по делу N А73-910/2017.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для применения к обществу финансовых санкций, предусмотренных абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
В апелляционной жалобе заявитель указывает на необоснованность выводов суда первой инстанции о том, что учреждение самостоятельно выявило ошибку и направило дополняющую форму СЗВ-М до выявления Управлением Пенсионного фонда, так как в представленной 03.07.2019 "дополняющей" отчетности СЗВ-М сведения на 39 застрахованных лиц не были представлены в "исходной" форме СЗВ-М за май 2019 года.
Суд апелляционной инстанции отклоняет указанный довод апелляционной жалобы как ошибочный, основанный на неверном толковании норм права, поскольку Управлением Пенсионного фонда не было учтено то обстоятельство, что самостоятельное выявление страхователем ошибки, до ее обнаружения Управлением Пенсионного фонда, которую ответчик откорректировал путем представления в фонд дополнительных сведений за спорный период, свидетельствует о возможности в таком случае не применять к ответчику финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
При подаче апелляционной жалобы Управление Пенсионного фонда на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не понесены, в связи с чем, не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "21" января 2020 года по делу N А33-37859/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.В. Юдин |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-37859/2019
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УЯРСКОМ РАЙОНЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ МЕЖРАЙОННОЕ
Ответчик: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "КОМПЛЕКСНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ" ИРБЕЙСКОГО РАЙОНА