г. Самара |
|
17 марта 2020 г. |
Дело N А72-9807/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2020 года
Постановление в полном объеме изготовлено 17 марта 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балашевой В.Т.,
судей Буртасовой О.И., Кузнецова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горянец Д.Д.,
при участии:
от истца - представитель Гареева Е.В., доверенность от 02.07.2019 N 24-Д,
от ответчика - представитель Иванов А.А., доверенность от 09.01.2020 N 1,
от Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области - представитель Кочергина М.В., доверенность от 09.01.2020 N 2,
от Областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения Ульяновской области - представитель Ведерников С.С., доверенность от 06.03.2020 N 284,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 марта 2020 года апелляционную жалобу Областного государственного казенного учреждения социального обслуживания "Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 18 декабря 2019 года по делу N А72-9807/2019 (судья Овсяникова Ю.А.), по иску акционерного общества "Федеральная пассажирская компания", г. Москва в лице Куйбышевского филиала, г. Самара (ОГРН 1097746772738, ИНН 7708709686) к Областному государственному казенному учреждению социального обслуживания "Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске", г. Ульяновск (ОГРН 1117325004983, ИНН 7325105880) о взыскании 340 572 руб. 07 коп. убытков, третьи лица: Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области (ОГРН 1197325000058, ИНН 7325163762), Государственное учреждение - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1027301167046, ИНН 7325019720), Областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области (ОГРН 1087327005501, ИНН 7327049416), Министерство труда и социальной защиты РФ (ИНН 7710914971, ОГРН 1127746460885),
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Федеральная пассажирская компания" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с иском к Областному государственному казенному учреждению социального обслуживания "Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске" (далее - ответчик, Учреждение) о взыскании убытков в сумме расходов в размере 340 572 руб. 07 коп. при оказании услуг по перевозке льготных категорий граждан сверх заключенных контрактов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области, Государственное учреждение - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области, Министерство труда и социальной защиты РФ.
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 18.12.2019 по делу N А72-9807/2019 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать, признать Учреждение ненадлежащим ответчиком по делу.
Доводы заявителя жалобы мотивированы несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; неправильным применением норм материального и процессуального права.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2020 апелляционная жалоба принята к производству и назначена к рассмотрению на 10.03.2020 на 14 час. 10 мин.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Представители ответчика и Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы, а представитель истца просил оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
На основании статей 123 и 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции принял определение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся третьих лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, в совокупности с исследованными доказательствами, арбитражный апелляционный суд считает обжалуемое решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между Учреддением (заказчик) и Обществом в лице Куйбышевского филиала АО "ФПК" (исполнитель, перевозчик) 19.02.2018 заключен государственный контракт N 21-18/ФКБШ на возмездное оказание услуг по перевозке граждан - получателей специальных услуг на железнодорожном транспорте в поездах дальнего следования в 2018 году (далее - контракт), по условиям которого исполнитель (перевозчик) по заданию заказчика обязался заключить договоры перевозки с пассажирами к месту лечения и обратно, предъявившими для заключения договора перевозки специальные талоны на право безденежного проезда в поезде дальнего следования, выданные заказчиком, и обеспечить перевозку данных пассажиров.
По условиям контракта (раздел 2) изготовление бланков специальных талонов по заявкам заказчика осуществляет исполнитель, а заказчик самостоятельно определяет порядок и осуществляет выдачу специальных талонов пассажирам.
Исполнитель ведет отдельный финансовый и статистический учет пассажиров по установленным тарифам для оплаты перевозок пассажиров и расчета цены перевозки пассажиров на 2018 год, а заказчик осуществляет контроль за количеством специальных талонов, выданных в пределах средств, предусмотренных в бюджете Ульяновской области на эти цели.
Цена государственного контракта определена как стоимость изготовления бланков специальных талонов и стоимость фактически выполненных по установленным тарифам перевозок пассажиров и составляет 6 000 000 руб. (п.1.3 контракта)
Исполнитель (перевозчик) до 15 числа календарного месяца, следующего за отчетным, предоставляет заказчику счет за выполненные услуги с приложением отчета и реестра выполненных перевозок. Расчет между сторонами по условиям контракта осуществляется в соответствии с реестром выполненных перевозок и отчетом о понесенных расходах в течение 7 банковских дней с даты получения от исполнителя счета с приложением подтверждающих документов (раздел 3 контракта).
Срок действия государственного контракта определен сторонами с момента подписания до 31.12.2018, а в случае достижения цены контракта ранее срока окончания оказания услуг, государственный контракт прекращает свое действие с момента осуществления сторонами взаиморасчетов.
26.09.2018 сторонами было заключено дополнительное соглашение N ФКБШ-18-21-240 на увеличение цены вышеуказанного контракта на 10% от первоначальной суммы.
Указанный государственный контракт заключен в соответствии с нормами Федерального закона от 5.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в целях организации перевозки льготной категории граждан, имеющей право на бесплатный проезд к месту санаторно-курортного лечения и обратно (федеральных льготников).
Заявкой от 10.09.2018 ответчик направил истцу заказ на изготовление бланков специальных талонов в количестве 100 штук на 2018 год.
Перевозчик письмом от 14.09.2018 предупредил заказчика о перерасходе сверх суммы контракта на 1 000 000 руб.
Письмом от 01.10.2018 заказчик уведомил истца о ведении подготовительной работы по заключению нового государственного контракта на сумму 1 000 000 руб. до конца года.
По состоянию на 01.10.2018 остаток по заключенному 19.02.2018 государственному контракту по расчету истца составлял 73 633 руб. 73 коп.
С сентября по ноябрь включительно сторонами велась переписка по вопросу заключения нового контракта.
На предложение истца от 14.09.2018 о заключении контракта со сроком перевозки по 30.11.2018 включительно ответчик письмом от 01.10.2018 указал, что ограничить срок оказания услуг до 30.11.2018 не представляется возможным, поскольку это приведет к росту социальной напряженности среди получателей данного вида услуги, тем более что учреждение обязано исполнять полномочия до 31.12.2018.
Письмами от 12.10.2018 исх-6943/ФПКФ КБШ и 01.11.2018 исх-7483/ФПКФ КБШ истец проинформировал ответчика о необходимости заключить новый государственный контракт, предусмотрев перевозку пассажиров с момента заключения по 30.11.2018 включительно, либо предусмотреть заключение контракта на декабрь 2018 года на условиях 100% предоплаты, так как за услуги, оказанные в декабре 2018 года отчет об оказанных услугах и реестр перевозок формируются автоматически до 15 числа месяца, следующего за текущим. Кроме того, истец проинформировал ответчика о том, что денежные средства по контракту N 21-18/ФКБШ исчерпаны, но имеются случаи обращения в билетные кассы Куйбышевского железнодорожного агентства граждан - получателей социальных услуг для оформления железнодорожных проездных документов по специальным талонам, дающим право бесплатного проезда к месту лечения и обратно на декабрь 2018 года. Также ответчик был предупрежден о необходимости прекращения выдачи бланков специальных талонов с датой выезда в декабре 2018 года, не подтвержденных оплатой, и принятия мер по изъятию ранее выданных талонов.
20.11.2018 письмом N 73-ИОГВ-08.ПО.02-ОГУ.07-1036 заказчик сообщил, что с 01.01.2019 полномочия в части обеспечения граждан с ограниченными возможностями здоровья, техническими средствами реабилитации, протезами и протезно- ортопедическими изделиями, а также в части обеспечения льготных категорий граждан путёвками на санаторно-курортное лечение и проезду к месту лечения будут переданы Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ. По государственным контрактам, заключенным в текущем году, оплата за оказанные услуги осуществляется заказчиком, с которым заключен контракт.
19.11.2018 между истцом и ответчиком заключен новый государственный контракт N 415-18/ФКБШ на сумму 1 700 000 руб. аналогичного содержания, сроком действия до 31.12.2018. Согласно пункту 8.3 Контракта, перевозки пассажиров осуществляются в период с 01.10.2018 по 30.11.2018.
29.11.2018 заключено дополнительное соглашение N ФКБШ-18-415-450 на увеличение цены вышеуказанного контракта на 10% от первоначальной суммы, до 1 870 000 руб.
В обоснование исковых требований, истец указал, что по состоянию на 18.12.2018 все денежные средства по государственному контракту N 415-18/ФКБШ были исчерпаны, однако со стороны ответчика продолжалась выдача талонов, дающих право бесплатного проезда, в связи с чем, за ответчиком начала образовываться задолженность за оформленные железнодорожные проездные документы по специальным талонам.
На письма о необходимости заключения дополнительных контрактов и погашения задолженности длительное время ответы не поступали.
В декабре 2018 года между истцом и ответчиком заключены семь государственных контрактов аналогичного содержания на суммы до 100 000 руб. с датой осуществления перевозок до 24.12.2018 и условием об осуществлении окончательного расчета по истечении 3 банковских дней после подписания акта выполненных работ за перевозки, произведенные в IV квартале 2018 г. (N N 469-18/ФКБШ, 470-18/ФКБШ, 471-18/ФКБШ, 472-18/ФКБШ, 472-18/ФКБШ, 474-18/ФКБШ, 476-18/ФКБШ от 24.12.2018), однако общая сумма заключенных контрактов не перекрыла сумму образовавшейся задолженности.
Всего по расчету истца перевозчиком в 2018 году осуществлены перевозки льготных категорий граждан по выданным ответчиком талонам на право бесплатного проезда на сумму 9 629 438,30 руб., что подтверждается представленными в материалы дела отчетами и актами, а оплачена была сумма 9 288 866,23 руб.; неоплаченная разница составила 340 572 руб. 07 коп.
В целях возмещения понесенных расходов, истец обращался к ответчику с требованием погасить задолженность. Ответчик на претензию истца сообщил об отказе в удовлетворении предъявленных требований.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества с настоящим иском в арбитражный суд о взыскании с Учреждения убытков в сумме расходов в размере 340 572 руб. 07 коп. при оказании услуг по перевозке льготных категорий граждан сверх заключенных контрактов.
Ответчик требования не признал, пояснил, что талоны на право безденежного проезда приобретались Учреждением в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В рамках заключенных контрактов, Учреждению были предоставлены бланки талонов, которые по распоряжению Учреждения переданы в Областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области, которое выдавало талоны гражданам - получателям социальных услуг, проживающим на территории Ульяновской области. На основе выданных талонов, граждане приобретали билеты в кассах АО "ФПК". В связи с этим, АО "ФПК" формировало реестр, на основании которого выставляли Учреждению счет и акты выполненных работ. Все приобретенные талоны были распределены в начале года по распоряжениям Учреждения. Последующие контракты были заключены на оплату услуг по безденежному проезду по ранее выданным талонам. В 2018 году Учреждение заключило девять государственных контрактов на сумму 9 029 000 руб. 00 коп., в декабре 2018 г. Учреждение заключило 7 контрактов со сроком по 24.12.2018 на общую сумму 559 000 руб. 00 коп. Согласно актам о выполнении сторонами обязательств по государственному контракту на возмездное оказание услуг по перевозке граждан- получателей социальных услуг от 26.12.2018 г. оплата за оказанные услуги произведена в полном объеме. Таким образом, обеспечение граждан специальными талонами или именными направлениями осуществлялись Ульяновскими областными государственными казенными учреждениями социальной защиты населения Ульяновской области по месту жительства. Выдача талонов, дающих право бесплатного проезда, гражданам - получателям социальных услуг для оформления железнодорожных агентств Учреждением не производилось, задолженности за 2018 г. перед истцом Учреждение не имеет.
Также ответчик пояснил, что в настоящее время в его Уставе не предусмотрен такой вид деятельности учреждения как обеспечение санаторно-курортным лечением, у Учреждения отсутствует федеральное финансирование на обеспечение граждан санаторно-курортным лечением, а также правовые основания проведения аукционов на обеспечение талонами на право безденежного проезда. Реестр граждан, проживающих на территории Ульяновской области, имеющих право на получение путёвок на санаторно-курортное лечение передан Фонду социального страхования 28.12.2019 Учреждение является казенным учреждением и все денежные средства, находящиеся в распоряжении Учреждения, имеют целевой характер и используются с согласия Учредителя Учреждения - Министерства семьи, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области. Учреждение не является организацией, которая самостоятельно, за счёт внутренних резервов, может возместить убытки и расходы АО "ФПК". В 2018 году оказание социальных услуг в виде предоставления путёвок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно финансировалось Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. В 2018 г. Учреждению были выделены лимиты в размере 390 710,7 тысяч рублей. Всего израсходовано 390 267,9 тысяч рублей, процент исполнения составил 99,89%. Экономия была достигнута уменьшением сумм контрактов и не была перечислена в Учреждение, о чём свидетельствует отчёт N 647-н. Таким образом, Учреждение считает, что является ненадлежащим ответчиком по возмещению убытков и расходов АО "ФПК".
Третье лицо - Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области, в отзыве пояснило, что в связи с Уведомлением Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11.05.2018 N 13- 3/10/П-З162, с 01.01.2019 полномочия по обеспечению техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением, переданы в Ульяновское Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации. В связи с этим, в ходе предварительных переговоров Учреждению было предложено произвести расчёты по оказанию услуг по бесплатному проезду к месту лечения и обратно до конца 2018 года. На данное предложение, АО "ФПК" отметило, что в связи с тем, что п.3.1. типовой формы государственного контракта, заключенного между истцом и ответчиком, предусмотрено предоставление платежных документов до 15 числа календарного месяца, следующего за отчётным, произвести оплату и оформить все необходимые документы до конца декабря 2018 г. не представляется возможным.
В целях недопущения социальной напряжённости среди получателей социальных услуг, ответчиком в адрес истца было направлено обращение от 01.10.2018 г. N 73- ИОГВ-08.ПО.02-ОГУ-07-858исх, в котором предлагалось изменить условия государственного контракта, а именно предоставить счёт за выполненные услуги по перевозки пассажиров в декабре 2018 г. не позднее 21.12.2018 г., установить срок действия государственного контракта до 31.12.2018 г. и производить перевозки пассажиров с момента заключения государственного контракта по 18.12.2018 г.
На указанное обращение Общество предложило заключить государственный контракт, предусмотрев перевозку пассажиров с момента заключения государственного контракта по 30.11.2018 включительно, либо предусмотреть заключение государственного контракта на декабрь 2018 г. на условиях 100% предоплаты. Также истцом в ответе на обращение было заявлено, что окончательный расчёт согласно п. 3.4. проекта государственного контракта будет произведён в январе 2019 г. по истечении 5 (пяти) банковских дней после подписания акта выполненных работ за перевозки, выполненные в декабре 2018 г.
25.12.2018 г. в адрес ответчика поступило обращение истца, в котором ответчику была предъявлена задолженность в размере 337 930,87 руб., а также было рекомендовано заключить государственный контракт на оказание услуг по перевозке граждан.
В связи с невозможностью досрочного определения количества получателей социальных услуг, а также с учетом того фактора, что после получения талона получатель социальных услуг мог воспользоваться льготой не сразу, а по истечении неопределенного времени, то есть уже после перехода полномочий от Учреждения к ФСС, то заключение государственного контракта на декабрь 2018 г. на условиях 100% предоплаты не предоставлялось возможным.
Заключение государственного контракта при условии произведения окончательного расчёта в январе 2019 г., также не предоставлялось возможным, по причине того, что Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области передало полномочия ГУ УРО ФСС РФ в части обеспечения граждан с ограниченными возможностями здоровья техническими средствамиреабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями, а также в части обеспечения льготных категорий граждан путёвками на санаторно-курортное лечение и проезду к месту лечения.
В связи прекращением полномочий из Устава Учреждения исключены такие виды деятельности как оказание социальных услуг по предоставлению путёвок на санаторно- курортное лечение и бесплатного проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно. К полномочиям ответчика относится исключительно оказание социальной помощи лицам без определённого места жительства. Финансирование из федерального бюджета РФ на выполнение федеральных полномочий в бюджет Ульяновской области в 2019 г. не предусмотрено. Финансирование Учреждения осуществляется из областного бюджета Ульяновской области главным распорядителем средств в пределах доведённых лимитов бюджетных обязательств по основному виду деятельности. Таким образом, с 01.01.2019 Учреждение не вправе оказывать услуги по бесплатному проезду к месту лечения и обратно за счёт средств федерального бюджета в порядке Федерального закона от 05.04.2013 N 44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Областное государственное казённое учреждение социальной защиты населения Ульяновской области пояснило, что выдача гражданам талонов осуществлялась Областным государственным казённым учреждением социальной защиты населения Ульяновской области по месту жительства граждан. Непосредственно в адрес третьего лица они предоставлялись Учреждением вместе с распоряжением о распределении. Сведения о выданных талонах ОГКУСЗН по Ульяновской области направлялись в Учреждение. С 01.01.2019 данные полномочия были переданы Фонду социального страхования Российской Федерации. Таким образом, к компетенции ОГКУСЗН Ульяновской области не относились вопросы, касающиеся заключения государственных контрактов, либо взаиморасчетов с транспортной организацией. Обязательств перед последней, равно как и деловых переписок с ней ОГКУСЗН Ульяновской области не имело. ОГКУСЗН по Ульяновской области указывает, что ответчик добросовестно предоставил информацию о передаче полномочий и приложил возможные усилия для заключения дополнительных соглашений и государственных контрактов в рамках имеющихся бюджетных средств на момент возникновения спорных правоотношений, однако выйти за рамки годового бюджета и существенных условий заключенного государственного контракта бюджетному учреждению в силу специфики финансирования не представляется возможным.
ГУ УРО ФСС РФ пояснило, что Уведомлением Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11.05.2018 N 13-3/10/П-З162, с 01.01.2019 полномочия по обеспечению техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением, переданы в Ульяновское Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации. Однако Соглашением о передаче Фонду сведений, необходимых для осуществления с 01.01.2019 полномочий по предоставлению инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, проживающих на территории Ульяновской области, технических средств реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинский показаний путёвок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, дополнительным соглашением N2 не предусмотрена передача прав и обязанностей Фонду по неисполненным до 01.01.2019 г. ответчиком государственным контракта или обязательствам по оплате проезда к месту лечения и обратно. Учитывая данные обстоятельства, Фонд не является правопреемником Центра обеспечения граждан ТСР и СКЛ по его неисполненным обязательствам, возникшим у последнего до 01.01.2019 г., в том числе по неисполненным последним обязательствам перед АО "ПФК" по перевозке граждан- получателей социальных услуг.
Возражая относительно доводов ответчика, третьих лиц, Общество указало, что по условиям контрактов ответчик осуществлял контроль за количеством специальных талонов, выданных в пределах средств, предусмотренных в бюджете Ульяновской области на эти цели. Надлежащим ответчиком по данному делу является Учреждение, в которым заключались государственные контракты.
Разрешая спор, суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Как следует из пункта 1 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс, ГК РФ) за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета (пункт 5 статьи 790 Кодекса).
Пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" установлено, что потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2009 N 1118 утвержден Порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по оказанию отдельным категориям граждан государственной социальной помощи в части предоставления при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
В соответствии с указанным Порядком (п.5) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия, представляют в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в сроки и по формам, утверждаемым указанным Министерством:
а) предложения прогнозной численности отдельных категорий граждан, нуждающихся в очередном году в услугах по санаторно-курортному лечению;
б) отчет о предоставлении в отчетном году за счет субвенций федерального бюджета отдельным категориям граждан услуг по санаторно-курортному лечению;
в) сведения, необходимые для формирования системы учета получателей услуги по санаторно-курортному лечению.
В спорный период 2018 года действовало Постановление Правительства Ульяновской области от 19.12.2013 N 620-П "О порядке осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно" (утратило силу с 01.01.2019).
Данным постановлением установлены категории граждан из числа ветеранов и инвалидов, включенные в федеральный регистр лиц, имеющих право бесплатного проезда на междугороднем транспорте к месту санаторно-курортного лечения и обратно, проживающие на территории Ульяновской области, которые вправе воспользоваться железнодорожным транспортом (поезда всех категорий), водным транспортом третьей категории, автомобильным транспортом общего пользования и авиационным транспортом (экономический класс) при отсутствии железнодорожного сообщения.
Приложением N 6 названного Постановления Правительства Ульяновской области N620-П установлено, что предоставление социальных услуг в части обеспечения бесплатного проезда гражданам на междугородном транспорте к месту лечения и обратно осуществляется на основании государственных контрактов, заключаемых Ульяновским областным государственным казенным учреждением, наделенным полномочиями по организации обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением (далее - учреждение), функции и полномочия учредителя которого осуществляет исполнительный орган государственной власти Ульяновской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения (далее - уполномоченный орган), с организациями транспортного обслуживания, осуществляющими регулярные междугородные пассажирские перевозки (далее - транспортные организации), в порядке, установленном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Предоставление гражданам бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно осуществляется путем предоставления специальных талонов на право бесплатного получения проездных документов в поезде дальнего следования (далее - специальный талон) или именных направлений на приобретение проездных документов на авиационном, автомобильном и водном транспорте (далее - именное направление) (пункты 4,5).
Обеспечение граждан специальными талонами или именными направлениями осуществляется Областным государственным казенным учреждением социальной защиты населения Ульяновской области по месту жительства (далее - УОГКУСЗН).
Сведения о выданных специальных талонах и именных направлениях УОГКУСЗН представляет в учреждение с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в течение 10 дней с даты выдачи. Учреждение формирует электронный реестр граждан, обеспеченных специальными талонами или именными направлениями на приобретение проездных документов. (п.16,17 Приложения N 6).
Приложением N 7 указанного Постановления Правительства Ульяновской области N 620-П установлено, что финансирование расходов, связанных с исполнением части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее - федеральные полномочия), осуществляется за счет предоставления субвенций из федерального бюджета областному бюджету Ульяновской области через лицевой счет, открытый для учета средств областного бюджета Ульяновской области в Управлении Федерального казначейства по Ульяновской области.
Субвенции предоставляются областному бюджету Ульяновской области в соответствии с бюджетными ассигнованиями, предусмотренными в законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации.
Пунктом 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что при рассмотрении исков организаций, предоставивших потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, о взыскании с публично-правовых образований убытков, вызванных неполучением в связи с этим платы (далее - убытки), судам необходимо иметь в виду следующее.
В тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Следовательно, такие споры являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы.
Данные споры носят экономический характер и поэтому подведомственны арбитражному суду (статья 27 АПК РФ).
Необходимо учитывать, что публично-правовое образование может предотвратить возникновение у указанных организаций соответствующих убытков путем отмены или приостановления действия норм о тех или иных льготах, финансирование которых им не предполагается.
Если действие закона, предоставляющего льготы, не было приостановлено полностью или частично законом о бюджете на очередной год (пункт 4 статьи 83 БК РФ) и требования истца являются обоснованными по существу, суммы убытков могут быть взысканы с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.
Как установлено судом, в целях обеспечения прав льготной категории граждан из числа инвалидов и ветеранов, проживающих на территории Ульяновской области, на гарантированный федеральным законодательством бесплатный проезд к месту лечения и обратно (так называемых "федеральных льготников"), уполномоченным казенным учреждением в 2018 году Учреждение (переименовано в 2019 в ОГКУСО "ЦСА для лиц БОМЖ") - ответчиком по делу - были заключены государственные контракты с истцом и перевозчиком на оказание услуг по перевозке указанных пассажиров на основании специальных талонов, которые (бланки) изготавливались перевозчиком по заявкам заказчика и передавались последним в учреждение социальной защиты ОГКУСЗН, уполномоченное на заполнение указанных бланков и выдачу оформленных талонов получателям социальных услуг. Срок действия талонов составляет 2 месяца.
Учитывая, что оформленные талоны выдавались гражданам на протяжении всего 2018 года, данные талоны предъявлялись в кассу перевозчика до конца 2018 года, включая декабрь 2018 года, и перевозчик осуществлял перевозку указанных граждан по специальным талонам до конца декабря 2018 г.
По условиям государственных контрактов контроль за количеством выданных талонов должен осуществлять заказчик, а исполнитель - осуществлять финансовый и статистический учет осуществленных перевозок.
Отчет об оказанных услугах и реестр выполненных перевозок формировался исполнителем по истечении каждого календарного месяца, после чего оформлялся акт выполненных работ и осуществлялась оплата.
Таким образом, при осуществлении перевозок по 24.12.2018 по условиям контрактов, составить отчетные документы, согласовать реестр выполненных перевозок и оформить акт оказанных услуг в текущем 2018 г. (на что указывал ответчик и Министерство в отзывах) не представлялось возможным.
Однако данное обстоятельство не может являться освобождением от исполнения условий контрактов в части оплаты осуществленных перевозок.
Суд соглашается с доводами истца, что ответчик также мог контролировать и прекратить выдачу талонов на право бесплатного проезда, не обеспеченных соответствующими денежными средствами по оплате данных перевозок.
Из представленной суду переписки следует, что в октябре, ноябре и декабре 2018 истец сообщал ответчику о перерасходе средств на оплату талонов и формированию задолженности. Предварительный размер долга был указан в письме АО "ФПК" от 25.12.2018 - 337 930,87 руб., однако указанное сообщение было ответчиком проигнорировано со ссылкой на передачу полномочий.
Однако Фонд социального страхования не может являться правопреемником по неисполненным ответчиком обязательствам, поскольку соответствующие полномочия переданы Фонду только с 01.01.2019, а перевозка льготной категории граждан, стоимость которой является предметом заявленных требований, осуществлена до указанной даты (по декабрь 2018 включительно).
В силу пунктов 1, 2 статьи 15 Кодекса лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статья 16 Кодекса).
В соответствии со ст.16.1 ГК РФ в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, ущерб, причиненный личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия, подлежит компенсации.
В подтверждение надлежащего исполнения обязательств по контрактам истцом в материалы дела представлены отчеты о понесенных расходах по перевозке граждан- получателей социальных услуг к месту лечения и обратно, реестры выполненных перевозок, контрольные купоны, подтверждающие оформление проездных документов), талоны на право безденежного проезда, со сроком действия по 31.12.2018.
Ответчик предъявленные истцом доказательства несения расходов на перевозку льготной категории граждан не оспорил.
Ссылки ответчика на судебную практику об отказе во взыскании неосновательного обогащения недобросовестным исполнителям работ сверх заключенных государственных контрактов в обход закона, судом отклонены правомерно, поскольку в рассматриваемом случае была осуществлена перевозка ветеранов ВОВ, инвалидов и сопровождающих их лиц в соответствии с гарантированными федеральным законодательством льготами на бесплатный проезд к месту лечения и обратно, расходы при реализации которых в силу закона не могут быть переложены на перевозчика, независимо от объема финансирования данных расходов из федерального бюджета.
Соглашением между Правительством Ульяновской области и Министерством здравоохранения и социального развития РФ предусмотрена передача на региональный уровень части федеральных полномочий по обеспечению социальными услугами лицами определенных категорий, проживающих на территории Ульяновской области, в том числе на право бесплатного проезда, за счет выделяемых из федерального бюджета субвенций бюджету Ульяновской области.
Указанное Соглашение было подписано 24.12.2009 (т.7 л.д.53) и действовало до 01.01.2019, до момента передачи указанных полномочий Фонду социального страхования.
Уведомлением Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11.05.2018 N 13-3/10/П-З162 полномочия по обеспечению техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением, переданы в Ульяновское Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с 01.01.2019.
Однако Соглашением о передаче Фонду сведений, необходимых для осуществления с 01.01.2019 полномочий по предоставлению инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, проживающих на территории Ульяновской области, технических средств реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинский показаний путёвок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, дополнительным соглашением N 2, не предусмотрена передача прав и обязанностей Фонду по неисполненным до 01.01.2019 ответчиком государственным контрактам или обязательствам по оплате проезда к месту лечения и обратно.
В соответствии с пунктами 2.5. государственных контрактов, заключенных между сторонами, установлено, что заказчик (ответчик) осуществляет контроль за количеством специальных талонов, выданных в пределах средств, предусмотренных в бюджете Ульяновской области на эти цели.
Обязанность по оплате льготных перевозок в силу контрактов по выданным талонам возникла у ответчика, в связи с чем, суд пришел к обоснованному выводу, что Учреждение в данном случает является надлежащим ответчиком по делу.
В соответствии с п.19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" к числу денежных обязательств казенных учреждений, исполнение которых осуществляется в порядке, установленном статьями 242.3 - 242.6 Кодекса, относятся в том числе их обязанности уплатить за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки или согласно положениям закона, иного правового акта, условиям договора, соглашения.
Заключение государственного (муниципального) контракта или иной гражданско- правовой сделки казенным учреждением не влечет взыскания образовавшейся задолженности за счет казны публично-правового образования, поскольку казенные учреждения, являясь юридическими лицами и выступая в суде в качестве истца и ответчика, отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами и обеспечивают исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с БК РФ (пункт 1, подпункт 8 пункта 3 статьи 50, пункт 4 статьи 123.22 ГК РФ, пункты 8, 9 статьи 161 БК РФ).
При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по ним от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (пункт 7 статьи 161, пункт 10 статьи 242.3, пункт 9 статьи 242.4, пункт 9 статьи 242.5 БК РФ).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Истцом в обоснование исковых требований, подтверждающих факт выполнения перевозок граждан - получателей социальных услуг в поездах дальнего следования к месту лечения и обратно, представлены также данные автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками "Экспресс", купоны кассира, подтверждающими продажу билетов и специальными талонами, предоставленными в железнодорожные кассы в обмен на льготный проездной документ (билет).
В подтверждение размера убытков, истцом в материалы дела представлены акты о выполнении сторонами обязательств по государственному контракту на возмездное оказание услуг по перевозке граждан-получателей социальных услуг, а также сопровождающих их лиц в поездах дальнего следования к месту лечения и обратно за декабрь 2018 г. от 24.12.2018 г., отчеты о понесенных расходах по перевозке граждан - получателей социальных услуг к месту лечения и обратно за декабрь 2018 г., счета N 12/1 от 25.12.2018 г., N 12/2 от 25.12.2018 г., N 12/3 от 25.12.2018 г., N 12/4 от 25.12.2018 г., реестр выполненных перевозок граждан - получателей социальных услуг, а также сопровождающих их лиц в поездах дальнего следования к месту лечения и обратно по региону Ульяновская область за декабрь 2018 г.
Оказание услуг по перевозке граждан-получателей социальных услуг в период декабрь 2018 года ответчиком и третьими лицами не оспаривается.
Согласно представленному в материалы дела истцом расчету размер не возмещенных расходов истца составил 340 572 руб. 07 коп.
Факт выдачи талонов сверх предусмотренных на эти цели средств бюджета Ульяновской области и предоставленных субвенций ответчиком по существу не оспорен, как и факт осуществления перевозки льготной категории граждан.
Акты сверки расчетов за период с 01.01.2018 по 27.12.2018 составлены и подписаны.
С учетом изложенного, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные исковые требования.
Повторно рассмотрев дело, арбитражный апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения иска соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права.
Приведенные в апелляционной жалобе не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на его обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Каких-либо новых обстоятельств, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность судебного акта, в апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд доводы заявителя жалобы отклоняет и считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права. Обстоятельства, имеющие значение, исследованы полно в соответствии с представленными доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Уплаченная при подаче апелляционной жалобы руководителем Учреждения Родычем А.Б. государственная пошлина подлежит возврату, поскольку ответчик на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 18 декабря 2019 года по делу N А72-9807/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Родычу Андрею Борисовичу из средств федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 руб., уплаченную по чеку-ордеру от 16.01.2020.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Т. Балашева |
Судьи |
О.И. Буртасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-9807/2019
Истец: АО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПАССАЖИРСКАЯ КОМПАНИЯ", АО "Федеральная пассажирская компания" в лице Куйбышевского филиала
Ответчик: ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ "ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЛЯ ЛИЦ БЕЗ ОПРЕДЕЛЕННОГО МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА И ЗАНЯТИЙ В Г. УЛЬЯНОВСКЕ", ОГКУСО "Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске"
Третье лицо: в лице Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, ГУ УЛЬЯНОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, МИНИСТЕРСТВО СЕМЕЙНОЙ, ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Министерство труда и социальной защиты РФ, Областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области, УЛЬЯНОВСКОЕ ОГКУ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В Г.УЛЬЯНОВСКЕ