г. Саратов |
|
17 марта 2020 г. |
Дело N А06-10336/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 11.03.2020 года.
Полный текст постановления изготовлен - 17.03.2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Комнатной Ю.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козинской А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Центр временного размещения вынужденных переселенцев и беженцев "Волжанка" Министерства внутренних дел Российской Федерации"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 16 декабря 2019 года по делу N А06-10336/2019 (судья Ковальчук Т.А.)
по заявлению Федерального казенного учреждения "Центр временного размещения вынужденных переселенцев и беженцев "Волжанка" Министерства внутренних дел Российской Федерации" (ОГРН: 1023001938530, ИНН: 3004001610, 416370, Астраханская область, с. Икряное, ул. 1 Мая, д. 19)
к Государственному Учреждению - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Икрянинском районе Астраханской области (ОГРН: 1023001941500, ИНН: 3004006168, 416370, Астраханская область, с. Икряное, ул. О.Кошевого, д. 5)
об отмене решения N 040V2190000121 от 23.05.2019.
при участии в судебном заседании:
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Центр временного размещения вынужденных переселенцев и беженцев "Волжанка" Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Икрянинском районе Астраханской области (далее - Управление) об отмене решения от 23.05.2019 N 040V2190000121 (с учетом уточнений в связи с опечаткой).
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 16 декабря 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Федеральное казенное учреждение "Центр временного размещения вынужденных переселенцев и беженцев "Волжанка" Министерства внутренних дел Российской Федерации" не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 28.01.2020, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта арбитражного суда первой инстанции проверяется апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Икрянинском районе Астраханской области в отношении Федерального казенного учреждения "Центр временного размещения вынужденных переселенцев и беженцев "Волжанка" Министерства внутренних дел Российской Федерации" проведена выездная проверка по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2016 по 31.12.23016.
По результатам проверки составлен Акт выездной проверки от 17.04.2019 N 040V10190000235, в котором отражены выявленные нарушения, а именно: занижение базы для начисления страховых взносов плательщиком в 2016 году, не включены в базу для начисления страховых взносов суммы расходов, связанные с прохождением медицинского осмотра (обследования) работника по договорам, заключенным на срок менее одного года.
Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Икрянинском районе Астраханской области от 23.05.2019 N 040V2190000121 (л.д. 8-11) Федеральное казенное учреждение "Центр временного размещения вынужденных переселенцев и беженцев "Волжанка" Министерства внутренних дел Российской Федерации" привлечено к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) в виде штрафа в размере 361,51 руб., а также страхователю доначислены страховые взносы в общем размере 1 807,57 руб. и пени в размере 53,92 руб.
Не согласившись с решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Икрянинском районе Астраханской области от 23.05.2019 N 040V2190000121, заявитель обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Учреждением неправомерно в объект обложения страховыми взносами не включены денежные средства, выплаченные за оказание медицинских услуг работникам по договорам, заключённым на срок менее одного года.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно части 5 статьи 18 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 250-ФЗ (в редакции от 28 декабря 2017 года) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" признан утратившим силу Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3738).
Одновременно статьей 20 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 250-ФЗ установлено, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, до 01 января 2017 года для расчетных периодов, истекших до указанной даты, действует порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, установленные статьей 15 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ, Закон N 212-ФЗ).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ организации, производящие выплаты физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением денежных выплат, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона (пункт 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ), которая содержит перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с данным Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Частью 1 статьи 8 Закона 212-ФЗ предусмотрено, что база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
Из буквального толкования приведенных норм права следует, что к объектам обложения страховыми взносами относятся, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам.
Иные выплаты, не являющиеся оплатой труда работников (вознаграждением за труд), не предусмотренные трудовыми договорами, не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18, подпунктам 1, 2 пункта 2 статьи 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы, вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений страховых взносов.
В соответствии с частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
Пункт 5 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ предусматривал, что не подлежат обложению страховыми взносами, в том числе, суммы платежей (взносов) плательщика страховых взносов по договорам на оказание медицинских услуг работникам, заключаемым на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управление по результатам проверки пришло к выводу о том, что подлежат обложению страховыми взносами выплаты, связанные с прохождением медицинского осмотра (обследования) работника по договорам, заключенным на срок менее одного года, а именно по следующим договорам (л.д. 12-25):
- договор от 27.05.2016 N 83 на оказание медицинских услуг. Согласно пункту 5.1 срок действия договора до 31.12.2016;
- договор от 08.06.2016 N 228 на предоставление платных медицинских услуг. Согласно пункту 5.1 срок действия - до полного исполнения сторонами обязательств;
- договор от 27.06.2016 N 124 на оказание медицинских услуг. Согласно пункту 8.1 срок действия договора до 31.12.2016;
- договор от 14.11.2016 N 139 на оказание медицинских услуг. Согласно пункту 5.1 срок действия договора до 31.12.2016.
При этом, на сумму медицинских услуг, оказанных по вышеуказанным договорам Учреждение не начислило страховые взносы.
Однако из содержания пункта 5 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не следует, что суммы платежей (взносов) плательщика страховых взносов по договорам на оказание медицинских услуг работникам, заключаемым на срок менее одного года, формируют объект обложения страховыми взносами, дополнительно к установленному в статье 7 Закона N 212-ФЗ.
В соответствии с правовой позицией, изложенной, в том числе, в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 N 17744/12, от 03.12.2013 N 10905/13, от 10.12.2013 N 11031/13, в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 04.09.2017 N 303-КГ17-6952, сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и работником не является основанием для вывода о том, что все выплаты, производимые в пользу последнего, представляют собой оплату его труда.
В пункте 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.06.1999 N 42 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с взиманием подоходного налога" подчеркнуто, что при рассмотрении споров о размере налогооблагаемого дохода на налоговом органе лежит бремя доказывания факта и размера дополнительно вмененного налогоплательщику дохода.
Указанная правовая позиция применима по аналогии и к определению бремени доказывания в рассматриваемом деле.
Согласно пункту 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.07.2000 N 55 "Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации", законодательством не установлено, что объектом для исчисления страховых взносов являются любые доходы. Основанием для исчисления страховых взносов являются выплаты, начисленные работнику за определенный трудовой результат (исполнение служебных обязанностей, выполнение работы, оказание услуги).
Следовательно, статья 9 Закона N 212-ФЗ, предусматривающая перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, устанавливает исключения только из тех выплат, которые подлежат обложению страховыми взносами в соответствии со статьей 7 Закона N 212-ФЗ.
В соответствии с положениями части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения, возлагается на орган, его принявший, исходя из чего в данном случае именно Управление должно доказать, что перечисленные Учреждением денежные средства являлись выплатами, начисленными в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Из судебного акта и материалов дела не следует, что осуществлявшиеся Учреждением выплаты зависели от квалификации работников, сложности, качества, количества, конкретных условий выполнения самой работы. Соответственно, они не являлись оплатой труда работников (вознаграждением за труд) и не могут быть включены в объект обложения страховыми взносами.
Данная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.10.2019 N 306-ЭС19-9697.
Из материалов дела следует и Управлением иного не установлено, что спорные выплаты не являются стимулирующими или компенсационными выплатами, включаемыми в оплату труда, вознаграждением за труд, оплатой труда работника.
Указанные выплаты осуществлялись Учреждением вне зависимости от квалификации работника, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, поэтому указанные выплаты не являются объектом для начисления страховых взносов, и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Спорные денежные суммы, под понятие выплат, начисляемых в пользу работника в рамках трудовых отношений, не подпадают.
Факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работником не свидетельствует сам по себе о том, что все денежные средства получаемые работником от работодателя представляют собой оплату его труда, в частности факт компенсации расходов оплату стоимости медицинских услуг не является вознаграждением за выполненную работу.
Аналогичные выводы содержатся в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 N 17744/2012, от 03.12.2013 N 10905/13, от 10.12.2013 N 11031/13, в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.09.2017 N 303-КГ17-6952.
При таких обстоятельствах оснований для доначисления Федеральному казенному учреждению "Центр временного размещения вынужденных переселенцев и беженцев "Волжанка" Министерства внутренних дел Российской Федерации" страховых взносов в сумме 1 807,57 руб. не имелось.
С учетом того, что пени в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ являются средством обеспечения исполнения обязанности по уплате страховым взносов и установления судом отсутствия у Учреждения оснований для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, начисление пени по страховым взносам в сумме 53,92 руб., на суммы доначисленных Управлением страховых взносов, является необоснованным.
Ответственность по ст. 47 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ установлена за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов.
Поскольку совершение ФКУ "Центр временного размещения вынужденных переселенцев и беженцев "Волжанка" Министерства внутренних дел Российской Федерации" соответствующего нарушения не нашло своего подтверждения в ходе судебного разбирательства по настоящему делу, привлечение к ответственности по указанной статье в виде штрафа в размере 361,51 руб. за несвоевременную уплату страховых взносов также является неправомерным.
При указанных обстоятельствах, заявленные требования ФКУ "Центр временного размещения вынужденных переселенцев и беженцев "Волжанка" Министерства внутренних дел Российской Федерации" подлежат удовлетворению.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, разрешая спор, пришел к выводам, не соответствующим фактическим материалам дела, не установил всех обстоятельств, имеющих значение для дела.
Следовательно, решение Арбитражного суда Астраханской области от 16 декабря 2019 года по делу N А06-10336/2019 об отказе в удовлетворении заявленных требований подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В связи с чем, следует принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных Федеральным казенным учреждением "Центр временного размещения вынужденных переселенцев и беженцев "Волжанка" Министерства внутренних дел Российской Федерации" требований.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 16 декабря 2019 года по делу N А06-10336/2019 отменить.
Принять по делу N А06-10336/2019 новый судебный акт.
Признать недействительным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Икрянинском районе Астраханской области о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 23.05.2019 N 040V2190000121.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-10336/2019
Истец: Федеральное казенное учреждение "Центр временного размещения вынужденных переселенцев и беженцев "Волжанка" Министерства внутренних дел Российской Федерации"
Ответчик: АО УПФР в Икрянинском район, Управление Пенсионного фонда РФ в Икрянинском районе Астраханской области