город Омск |
|
17 марта 2020 г. |
Дело N А75-21905/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 марта 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1118/2020) общества с ограниченной ответственностью "Медиафарм" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.01.2020 по делу N А75-21905/2019 (судья Истомина Л.С.), принятое по заявлению Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу (ОГРН 1047200660870, ИНН 7202130767) к обществу с ограниченной ответственностью "Медиафарм" (ОГРН 1138602012493, ИНН 8602206839) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - заявитель, Территориальный орган Росздравнадзора, административный орган) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Медиафарм" (далее - ООО "Медиафарм", общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и об аннулировании лицензии от 03.06.2014 N ЛО-86-02-000352-14, действующей бессрочно, в соответствии с частью 11 статьи 20 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании Закон N 99-ФЗ).
Определением суда от 16.12.2019 требование об аннулировании лицензии выделенов отдельное производство, в рамках данного дела рассмотрено требование Территориального органа Росздравнадзора о привлечении ООО "Медиафарм" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.01.2020 по делу N А75-21905/2019 ООО "Медиафарм" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного приостановления фармацевтической деятельности, осуществляемой по адресу: г. Сургут, ул. Пушкина, д. 14/2, модульный магазин "Спорттовары" (аптека готовых лекарственных форм), сроком на 90 (девяносто) суток.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что ООО "Медиафарм" на основании решений судов по делам N N А75-12221/2019, А75-6889/2019, А75-17360/2019 уже привлекалось к административной ответственности за непредоставление при проверки перечисленных в обжалуемом решении документов. На момент принятия обжалуемого решения все нарушения исправлены, устранены, следовательно, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявления Территориального органа Росздравнадзора о привлечении Общества к ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, поскольку согласно части 5 статьи 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции не учтено, что ООО "Медиафарм" не извещалось о проведении внеплановой документарной проверки; проверка проводилась во время приостановления деятельности, помещение опечатано, доступ в помещение был не возможен.
Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили. От Территориального органа Росздравнадзора поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое суд апелляционной инстанции посчитал необходимым удовлетворить.
В связи с изложенным апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.
ООО "Медиафарм" осуществляет фармацевтическую деятельность на основании лицензии на осуществление фармацевтической деятельности от 03.06.2014 N ЛО-86-02-000352-14, действующей бессрочно, выданной Службой по контролю и надзору в сфере здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по адресу осуществления деятельности юридического лица: 628426, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. Пушкина, д. 14/2, модульный магазин "Спорттовары" (Аптека готовых лекарственных форм) (т. 1 л.д. 63-65).
На основании приказа территориального органа Росздравнадзора от 07.10.2019 N П72-294/19 в период с 14.10.2019 по 11.11.2019 в отношении общества проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля за устранением нарушений, выявленных в ходе внеплановой проверки, проведенной с 30.07.2019 по 26.08.2019, и исполнения выданного предписания от 26.08.2019 N И72-3150/19, срок для исполнения которого истек 26.09.2019 (т. 1 л.д. 47-49).
При проведении проверки в аптеке готовых лекарственных форм по адресу: 628426, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. Пушкина, д. 14/2, выявлены следующие нарушения:
1. Лекарственные препараты, подлежащие предметно-количественному учету в аптечной организации, на момент проверки 18.10.2019 в шкафу для хранения медикаментов в торговом зале отсутствуют.
Лекарственные препараты без вторичных упаковок (блистеры целые) и с нарушением первичной упаковки (блистеры расстриженные), выявленные в ходе проверки 26.08.2019, не поставлены на предметно-количественный учет, а именно:
* Лирика капс. 300 мг блистеры N 14, серия АН3313, годен до 11.2021, производства Pfizer - 5 блистеров + расстриженные поштучно 2 капс. + 11 капс.;
* Лирика капс. 150 мг блистеры N 14, серия СА9885, годен до 02.2022, производства Pfizer - 8 блистеров + 7 капс.;
* Нурофен плюс капс. N 12, серия НВ076, годен до 06.2022, производитель Reckitt Benckiser - 15 блистеров + 6 капс.;
* - Прегабалин-рихтер капс. 300 мг N 14, производитель Гедеон Рихтер - 5 блистеров;
- Тропикамид капли глазные 1,0% 10 мл, серия 0907101, годен до 04.2022, производитель К.О. Ромфарм Компани C.P.JI. - 16 флаконов;
- Тропикамид-СОЛОфарм капли глазные 1,0% 10 мл, серия 030519, годен до 06.2022, производитель Солофарм - 20 флаконов;
- Тропикамид капли глазные 1,0% 10 мл, серия 60519, годен до 06.2021, производитель ФГУП "Московский эндокринный завод" - 5 флаконов;
- Мидриацил капли глазные 1,0% 15 мл, серия 18H07CD, годен до 07.08.8.2021, производитель с.а. Алкон-Куврер н.в. - 1 флакон.
Реализация данных лекарственных препаратов не подтверждена рецептами или требованиями медицинских организаций (согласно пункту 14 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.07.2017 N 403н "Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями,
индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность" (далее - приказ N 403н), рецепты формы 148-1/у-88 хранятся три года).
На товарных остатках отдела запасов ООО "Медиафарм" согласно предоставленной ведомости по состоянию на 14.08.2019 лекарственные препараты, подлежащие предметно-количественному учету и находящиеся в шкафу для хранения медикаментов в торговом зале без вторичных упаковок - блистеры целые и с нарушением первичной упаковки (расстриженные), отсутствовали.
В предоставленных обществом актах уничтожения лекарственных средств N 43 от 04.09.2019 и N 44 от 19.09.2019, актах о приеме-передаче товарно-материальных ценностей на уничтожение, счетах на оплату услуг по сбору, транспортировке и обезвреживанию отходов класса Г и накладных лекарственные препараты, подлежащие предметно-количественному учету, указаны в других количествах, а именно:
- Лирика капс. 300 мг блистеры N 14, серия АН3313, выявлено количество: - 5 блистеров по 14 капс. + расстриженные поштучно 2 капс. + 11 капс. поштучно, или 5,9 блистера, или 83 капс.; в Акте о приеме-передаче товарно-материальных ценностей на уничтожение и Акте уничтожения лекарственных средств N 44 от 19.09.2019 указано -10 (без указания единиц измерения) по накладной N 110198214-001 от 01.08.2019. Копия накладной не представлена;
- Лирика капс. 150 мг блистеры N 14, серия СА9885, выявленное количество: 8 блистеров или 112 капс. + 7 капс.; в Акте о приеме-передаче товарно-материальных ценностей на уничтожение и Акте уничтожения лекарственных средств N 44 от 19.09.2019 указано - 10 (без указания единиц измерения) по накладной N 414045-16 от 01.08.2019. Копия накладной не представлена;
- Нурофен плюс капс. N 12, серия НВ076, выявленное количество: 15 блистеров + 6 капс., или 15,5 блистера или 186 капс.; в Акте о приеме-передаче товарно-материальных ценностей на уничтожение и Акте уничтожения лекарственных средств N 43 от 04.09.2019 указано - 1 442 (без указания единиц измерения) по накладной N 13007-С8040 от 04.09.2019. Представлена копия накладной от 24.09.2019 N 2245895, ООО "Агроресурсы" на поставку нурофен плюс таблетки, покрытые пленочной оболочкой, N 12 в количестве 796 упаковок;
- Тропикамид-СОЛОфарм капли глазные 1,0% 10 мл, серия 030519, выявленное количество: 20 флаконов; в Акте о приеме-передаче товарно-материальных ценностей на уничтожение и Акте уничтожения лекарственных средств N 43 от 04.09.2019 указано 4 566 (без указания единиц измерения) по накладной N 13005-С8040 от 03.06.2019. Копия накладной не представлена.
Недостающее количество перечисленных лекарственных препаратов и другие наименования лекарственных препаратов, подлежащих предметно-количественному учету, перечисленные в актах, на дату проверки в аптеке общества отсутствовали. Документы, подтверждающие их движение, не предоставлены. На остатках товара ООО "Медиафарм" по состоянию на 14.08.2019 данные лекарственные препараты не числились.
2. По запросам от 23.10.2019 N N И72-3901/19, И72-3903/19 от оптовой организации АО НПК "Катрен", г. Тюмень получена информация об отгрузке ООО "Медиафарм" лекарственных препаратов:
Прегабалин-Рихтер 0,3 N 56, капс. - 100 уп., накладная N 824921-16 от 12.08.2019;
Прегабалин-СЗ 0,3 N 14, капс. - 1 200 уп., накладная N 10731109-16 от 15.10.2019;
Тропикамид, 1,0% 10 мл, - 1500 уп., накладная N 1102946-16 от 22.10.2019;
Тропикамид 1,0% 10 мл, - 482 уп., накладная N 1119004-16 от 25.10.2019;
Тропикамид 1,0% 10 мл, - 118 уп., накладная N 1119004-16 от 22.10.2019;
Тропикамид 1,0% 10 мл, - 960 уп., накладная N 1128681-16 от 28.10.2019.
На дату выезда по месту осуществления фармацевтической деятельности ООО "Медиафарм" - 18.10.2019 лекарственные препараты, подлежащие предметно-количественному учету, по накладной N 824921-16 от 12.08.2019 в аптеке готовых лекарственных форм не выявлены. Данные препараты не поставлены на предметно- количественный учет, записи в журнале учета отсутствуют, на приход не поставлены, на остатках не числятся. При этом товарная накладная подписана электронной цифровой подписью директора ООО "Медиафарм" Дудкина А.В. 19.08.2019.
3. В нарушение требований статьи 59 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", Правил уничтожения лекарственных препаратов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 N 674, Акты уничтожения лекарственных средств N 43 от 04.09.2019, N 44 от 19.09.2019 оформлены с нарушениями: не указаны единицы измерения, серии лекарственных препаратов, акты не направлялись в уполномоченный орган. Причина уничтожения лекарственных препаратов "утрата лекарством изначальных форм и консистенции" не подтверждается комиссионным актом.
4. Договор аренды от 11.01.2019 N 002 на помещение, занимаемой аптекой готовых лекарственных форм, заключенный на срок по 31.12.2020, не зарегистрирован в установленном порядке.
Результаты проверки отражены в акте N 175 от 11.11.2019 (т. 1 л.д. 32-42).
По факту выявленных нарушений в отношении ООО "Медиафарм" составлен протокол об административном правонарушении от 15.11.2019 N 136 по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
На основании статьи 23.1 КоАП РФ, части 2 статьи 202 АПК РФ административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "Медиафарм" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Удовлетворяя заявление Территориального органа Росздравнадзора, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, и отсутствии нарушений установленного КоАП РФ порядка привлечения к административной ответственности.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Примечанием к указанной норме Кодекса установлено, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Объективную сторону вменяемого предпринимателю правонарушения по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ образует осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований.
Объектом указанного нарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, оборону страны и безопасность государства.
Субъектами данного правонарушения являются лица, осуществляющие лицензируемые виды предпринимательской деятельности и имеющие соответствующие лицензии.
С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные данной статьей, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности регулируются Законом N 99-ФЗ).
В соответствии со статьей 3 Закона N 99-ФЗ лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Согласно пункту 47 статьи 12 Закона N 99-ФЗ фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования фармацевтической деятельности установлен Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности" (далее - Положение о лицензировании N 1081).
Пунктом 6 указанного Положения о лицензировании предусмотрено, что осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом одного из требований, предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения.
Согласно подпункту "г" пункта 5 приведенного Положения о лицензировании N 1081 к лицензионным требованиям при осуществлении фармацевтической деятельности относится, в том числе, соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения: аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, - правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, требований части 6 статьи 55 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" и установленных предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Оценивая правомерность привлечения Общества к административной ответственности по эпизодам, указанным в протоколе об административном правонарушении от 15.11.2019 N 136, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 1 статьи 58.1 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон N 61-ФЗ)).
Предметно-количественный учет лекарственных средств для медицинского применения ведут производители лекарственных средств, организации оптовой торговли лекарственными средствами, аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность, и медицинские организации, осуществляющие обращение лекарственных средств для медицинского применения, путем регистрации любых связанных с их обращением операций, при которых изменяется их количество и (или) состояние, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения (далее - специальные журналы) (пункт 3 статьи 58.1 Закона N 61-ФЗ).
Правила ведения и форма журнала лекарственных препаратов, подлежащих предметно-количественному учету, утверждены приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17.06.2013 N 378н "Об утверждении правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, и правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения" (далее - Приказ N 378н).
В свою очередь, правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, утверждены приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.07.2017 N 403н (далее - Правила отпуска).
Пунктом 3 Правил отпуска предусмотрено, что отпуск лекарственных препаратов по рецептам осуществляется: аптеками; аптечными пунктами; индивидуальными предпринимателями (за исключением отпуска наркотических средств и психотропных веществ, включенных в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 N 681 (далее - Перечень, наркотические и психотропные лекарственные препараты). Отпуск наркотических и психотропных лекарственных препаратов по рецептам осуществляется аптеками и аптечными пунктами, имеющими лицензию на деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений. Отпуск иммунобиологических лекарственных препаратов по рецептам осуществляется аптеками и аптечными пунктами.
Все лекарственные средства, за исключением включенных в Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, должны отпускаться аптечными учреждениями (организациями) только по рецептам, оформленным в установленном порядке на рецептурных бланках соответствующих учетных форм.
Согласно пункту 4 Правил отпуска по рецептам, выписанным на рецептурных бланках формы N 148-1/у-88, отпускаются лекарственные препараты, включенные в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету.
В силу пункта 14 Правил отпуска остаются и хранятся у субъекта розничной торговли рецепты (с отметкой "Лекарственный препарат отпущен") на: наркотические и психотропные лекарственные препараты списка II, психотропные лекарственные препараты списка III - в течение пяти лет; лекарственные препараты, отпускаемые бесплатно или со скидкой, - в течение трех лет; комбинированные лекарственные препараты, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, внесенные в списки II и III Перечня, изготовленные в аптечной организации, лекарственные препараты, обладающие анаболической активностью, лекарственные препараты, подлежащие предметно-количественному учету, - в течение трех лет.
Лекарственные препараты "тропикамид" и "лирика" (прегабалин) подлежат предметно-количественному учету, согласно разделу IV приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.04.2014 N 183н "Об утверждении перечня лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учёту" (далее - Приказ N 183н). Вместе с тем предметно-количественный учет указанных препаратов Обществом не осуществлялся.
Материалы дела свидетельствуют о том, что обществом лекарственные препараты "тропикамид" и "лирика" (прегабалин), отпущены без рецепта врача, реализация таких препаратов не была учтена в специальном журнале, что нарушает вышеприведенные нормы.
Доказательств ведения журнала операций, связанных с обращением указанных лекарственных препаратов, подлежащих предметно-количественному учету, обществом ни в ходе проверки, ни в материалы настоящего дела не представлено.
Реализация лекарственных средств не подтверждена рецептами или требованиями медицинских организаций, которые согласно пункту 14 Правил отпуска должны храниться три года.
В нарушение статьи 59 Федерального закона N 61 "Об обращении лекарственных средств" акты уничтожения лекарственных препаратов от 04.09.2019 N 43, от 19.09.2019 N 44 в ООО "Медиафарм" оформлены с нарушением Правил уничтожения недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств, регламентированных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 N 674 (далее - Правила N 674) и не могут служить законным основанием для списания лекарственных препаратов, подлежащих предметно-количественному учету.
Так, сведения о количестве подлежащих уничтожению лекарственных средств, указанные в актах уничтожения лекарственных препаратов от 04.09.2019 N 43, от 19.09.2019 N 44 документально не подвержены, не указаны единицы измерения, серии лекарственных препаратов. Причины уничтожения лекарственных препаратов "утрата лекарством изначальных форм и консистенции" не подтверждается комиссионным актом.
Так, препарат Лирика капс. 300 мг блистеры N 14, серия АН3313, выявлено количество: - 5 блистеров по 14 капс. + расстриженные поштучно 2 капс. + 11 капс. поштучно, или 5,9 блистера, или 83 капс. При этом в Акте о приеме-передаче товарно-материальных ценностей на уничтожение и Акте уничтожения лекарственных средств N 44 от 19.09.2019 указано -10 (без указания единиц измерения) по накладной N 110198214-001 от 01.08.2019. Копия накладной не представлена.
Нурофен плюс капс. N 12, серия НВ076, выявленное количество: 15 блистеров + 6 капс., или 15,5 блистера или 186 капс. При этом в Акте о приеме-передаче товарно-материальных ценностей на уничтожение и Акте уничтожения лекарственных средств N 43 от 04.09.2019 указано - 1 442 (без указания единиц измерения) по накладной N 13007-С8040 от 04.09.2019. Указанная накладная не представлена, а представлена иная копия накладной от 24.09.2019 N 2245895 ООО "Агроресурсы" на поставку нурофен плюс таблетки, покрытые пленочной оболочкой, N 12 в количестве 796 упаково.
Тропикамид-СОЛО фарм капли глазные 1,0% 10 мл, серия 030519, выявленное количество: 20 флаконов. При этом в в Акте о приеме-передаче товарно-материальных ценностей на уничтожение и Акте уничтожения лекарственных средств N 43 от 04.09.2019 указано - 4 566 (без указания единиц измерения) по накладной N 13005-С8040 от 03.06.2019. Копия накладной не представлена.
В нарушение пункта 13 Правил N 674 акты уничтожения лекарственных средств (или их копии, заверенные в установленном порядке) в течение 5 рабочих дней со дня их составления в уполномоченный орган не направлялись.
Недостающее количество перечисленных лекарственных препаратов и другие наименования лекарственных препаратов, подлежащих предметно-количественному учету, перечисленные в актах, на дату проверки в аптеке общества отсутствовали. Документы, подтверждающие их движение, не предоставлены. На остатках товара ООО "Медиафарм" по состоянию на 14.08.2019 данные лекарственные препараты не числились.
Материалы дела свидетельствуют о том, что приобретение и реализация лекарственных препаратов не подтверждена товарно- сопроводительными документами, рецептами или требованиями медицинских организаций, которые согласно пункту 14 Правил отпуска должны храниться три года.
Указанные нарушения образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Более того, лицензионным требованием, установленным подпунктом "а" пункта 5 Положения о лицензировании N 1081 является наличие у лицензиата для осуществления фармацевтической деятельности помещения и оборудование, принадлежащего ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения работ (услуг), которые составляют фармацевтическую деятельность, соответствующих установленным требованиям (за исключением медицинских организаций и обособленных подразделений медицинских организаций).
Вместе с тем, административным органом установлено, что договор аренды от 11.01.2019 N 002 на помещение, занимаемой аптекой готовых лекарственных форм, заключенный на срок по 31.12.2020, не зарегистрирован в установленном порядке, что также образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В силу изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в действиях Общества признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о принятии Обществом всех зависящих от него мер для соблюдения требований законодательства при осуществлении лицензионной деятельности, в материалах дела не содержится. Заинтересованным лицом не доказано, что правонарушение было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного юридического лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению вышеуказанных требований законодательства Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Дело об административном правонарушении рассмотрено, а решение в полном объеме изготовлено судом первой инстанции в пределах срока давности, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Учитывая тот факт, что Общество, не обеспечив выполнение лицензионных требований и условий в области лицензируемого вида деятельности, нарушило требования при осуществлении фармацевтической деятельности, чем подвергает угрозе жизнь и здоровье граждан, суд первой инстанции правомерно назначил Обществу наказание в виде административного приостановления фармацевтической деятельности, осуществляемой по адресу: г. Сургут, ул. Пушкина, д. 14/2, модульный магазин "Спорттовары" (аптека готовых лекарственных форм), сроком на 90 (девяносто) суток.
Наказание назначено Обществу с учетом характера и степени общественной опасности совершенного административного правонарушения, учитывая, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.05.2019 N 667 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 964" с 01.12.2019 прегабалин и тропикамид включены в список сильнодействующих веществ, за нарушение правил приобретения, хранения, учета и отпуска которых предусмотрена уголовная ответственность.
В рассматриваемом случае материалами дела установлено, что Обществом закупались лекарственные средства, подлежащие предметно-количественному учету, однако учет этих препаратов не велся. Назначенное обществу наказание по решениям Арбитражного суда Ханты- Мансийского автономного округа - Югры от 14.06.2019 по делу N А75-6889/2019 (административный штраф - 100 000 рублей), от 14.08.2019 по делу N А75-12221/2019 (административный штраф 150 000 рублей), от 11.10.2019 по делу N А75-17360/2019 (приостановление деятельности на 40 суток) не возымело действия на поведение ООО "Медиафарм", которое продолжило противоправное деяние и не приняло мер по устранению выявленных грубых нарушений лицензионных требований при осуществлении фармацевтической деятельности.
Таким образом, в рассматриваемом случае наказание назначено судом первой инстанции в пределах санкции части 4 статьи 14.1 КоАП РФс учетом установленных по делу обстоятельств, отягчающих административную ответственность (повторное совершение однородного административного правонарушения).
Довод апелляционной жалобы о том, что в нарушение требований части 5 статьи 4.1 КоАП РФ Общество повторно привлечено к административной ответственности за совершение одних и тех же действий, является необоснованным.
Наличие судебных актов по делам N N А75-12221/2019, А75-6889/2019, А75-17360/2019 не свидетельствует о привлечении Общества к административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
Положения данной нормы неприменимы к обстоятельствам, послужившим основанием для привлечения ООО "Медиафарм" к административной ответственности на основании протокола об административном правонарушении от 15.11.2019 N 136, поскольку по факту совершения Обществом в аптеке готовых лекарственных форм по адресу: 628426, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. Пушкина, д. 14/2, описанных в указанном протоколе противоправных действий, не имеется актов, перечисленных в пункте 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Обществом допущены самостоятельные аналогичные правонарушения по разным адресам осуществления лицензионной деятельности, следовательно, оно подлежит административной ответственности за каждое административное правонарушение.
Указанный вывод согласуется с разъяснениям, содержащимися в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ", согласно которым в случае совершения лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое из них.
Таким образом, отсутствуют основания для вывода о повторности привлечения заявителя к ответственности за совершение одного и того же административного правонарушения.
Отклоняя довод апелляционной жалобы о том, что внеплановая выездная проверка ООО "Медиафарм", по итогам которой в отношении последнего составлен протокол об административном правонарушении от 15.11.2019 N 136, проводилась во время приостановления деятельности ООО "Медиафарм" в связи с привлечением Общества к административной ответственности по статьи 6.4 КоАП РФ, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Вступившим в законную силу постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2019 по делу N А75-12221/2019 установлено, что постановлением о назначении административного наказания от 15.04.2019 по делу N 5-1250/2019 ООО "Медиафарм" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде приостановления деятельности в аптеке, расположенной по адресу: ХМАО - Югра, г. Сургут, ул. Пушкина, д. 14/3, на срок 30 суток с 14.03.2019.
Внеплановая выездная проверка Общества, по итогам которой в отношении последнего составлен протокол об административном правонарушении от 15.11.2019 N 136, поводилась Территориальным органом Росздравнадзора в период с 14.10.2019 по 11.11.2019 с целью контроля за устранением нарушений, выявленных в ходе внеплановой проверки, проведенной с 30.07.2019 по 26.08.2019, и исполнения выданного предписания от 26.08.2019 N И72-3150/19, срок для исполнения которого истек 26.09.2019 (т. 1 л.д. 47-49).
Таким образом, период проведения проверки не совпадает с периодом приостановления деятельности ООО "Медиафарм" на основании постановления о назначении административного наказания от 15.04.2019 по делу N 5-1250/2019.
В рамках дела N А75-17360/2019 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного приостановления лицензионной деятельности аптечного пункта, расположенного по адресу: 628402, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. Московская, дом 32, корп. А, офис 28, на срок 40 суток.
В апелляционной жалобе не конкретизировано постановление, которым ООО "Медиафарм" привлечено к административной ответственности по статье 6.4 КоАП РФ, наличие иных постановлений судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах в связи с обнаружением при проведении в период с 14.10.2019 по 11.11.2019 проверки в аптеке готовых лекарственных форм по адресу: 628426, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. Пушкина, д. 14/2,
данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, выразившегося в длящимся нарушении обязательных лицензионных требований при осуществлении фармацевтической деятельности, территориальным органом Росздравнадзора правомерно и на законных основаниях в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от 15.11.2019 N 136.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, ООО "Медиафарм" знало о проведении в период с 14.10.2019 по 11.11.2019 внеплановой выездной проверки, что подтверждается письмом от 07.11.2019 N И72-4115/19, направленным в адрес территориального органа Росздравнадзора, в котором общество уведомило административный орган о невозможности обеспечить явку законного представителя 11.11.2019 к 15-00, и просило акт по результатам внеплановой выездной проверки направить по электронной почте ООО "Медиафарм" (т. 1 л.д. 44).
Существенных нарушений КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении судами первой и апелляционной инстанций не установлено.
Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Как следует из материалов дела, уведомление о составлении протокола по делу об административном правонарушении от 11.11.2019 N И72-4170/19 направлялось Обществу по электронной почте. Указанное уведомление получено и прочитано ООО "Медиафарм" 12.11.2019, что подтверждается соответствующей отметкой (т.1 л.д. 28). Факт получения уведомления о составлении протокола по делу об административном правонарушении от 11.11.2019 N И72-4170/19 ООО "Медиафарм" не опровергнут.
Таким образом, ООО "Медиафарм", получив уведомление о составлении протокола по делу об административном правонарушении от 11.11.2019 N И72-4170/19, имело возможность обеспечить явку своего представителя для составления протокола, уточнить либо получить у административного органа необходимую информацию, заявить ходатайство об отложении либо о переносе даты совершения назначенного процессуального действия.
Учитывая изложенное и принимая во внимание разъяснения, содержащихся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", о том, что извещение о времени и месте составления протокола может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью), суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для вывода о неизвещении ООО "Медиафарм" о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
Таким образом, удовлетворив заявленное Территориальным органом Росздравнадзора требование, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 204 АПК РФ заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, поэтому суд апелляционной инстанции не рассматривал вопрос о распределении расходов по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.01.2020 по делу N А75-21905/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-21905/2019
Истец: Территориальный орган Росздравнадзора по Тюменской обл., ХМАО - ЮГРЕ, И ЯНАО, Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Тюменской обл., ХМАО - ЮГРЕ, И ЯНАО
Ответчик: ООО "МЕДИАФАРМ"
Третье лицо: Управление по обеспечению деятельности административных и других коллегиальных органов администрации города Сургута