город Ростов-на-Дону |
|
17 марта 2020 г. |
дело N А32-20246/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Емельянова Д.В., Ефимовой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Семченко Ю.В.,
при участии:
от ИП главы крестьянского (фермерского) хозяйства Кобелевой Ольги Станиславовны: представитель Кобелева А.В. по доверенности от 10.03.2020, паспорт; Кобелев А.А. по доверенности от 21.12.2018, паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Кобелевой Ольги Станиславовны
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 27.12.2019 по делу N А32-20246/2019
по заявлению индивидуального предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства Кобелевой Ольги Станиславовны
(ИНН 234000676714, ОГРНИП 318237500143152)
к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края
(ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399)
при участии третьих лиц: индивидуального предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства Шестакова Сергея Александровича
(ИНН 234081369765, ОГРНИП 316237100059251), индивидуального предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства Юсубова Мустафы Агабалы-Оглы (ИНН 234081631518, ОГРНИП 313237110000014), акционерного общества фирмы "Агрокомплекс" им. Н.И. Ткачева
(ИНН 2328000083, ОГРН 1022303554635)
о признании решений об отказе в предоставлении в аренду земельных участков незаконными; об обязании,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель глава крестьянского фермерского хозяйства Кобелева Ольга Станиславовна (далее - заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о признании решений об отказе в предоставлении в аренду земельных участков в Кущевском районе от 19.03.2019 N 52-10849/19-32-12, от 19.03.2019 N 52-10845/19-32-12, от 04.02.2019 N 52-3897/19-32-12, от 12.03.2019 N 52-9291/19-32-12 - незаконными; об обязании департамента в течение месяца с даты вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Кобелевой Ольгой Станиславовной земельных участков в аренду без проведения торгов из земель сельскохозяйственного назначения 23:17:0702006:1 площадью 1 005 566 кв. м, расположенный по адресу Краснодарский край, Кущевский район, с/о Шкуринский, 23:17:0701000:16 площадью 182 754 кв. м, расположенный по адресу Краснодарский край, Кущевский район, с/о Среднечубурский, 23:17:0701000:15 площадью 330 тыс. кв. м, расположенный по адресу Краснодарский край, Кущевский район, с/о Среднечубурский, 23:17:0301000:24 площадью 1 034 319 кв. м, расположенный по адресу Краснодарский край, Кущевский район, с/о Раздольненский сроком на 5 лет.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.12.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, индивидуальный предприниматель глава крестьянского фермерского хозяйства Кобелева Ольга Станиславовна обжаловала его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Апелляционная жалоба мотивирована тем, что департамент, как уполномоченный орган по распоряжению имуществом субъекта Российской Федерации - Краснодарский край, должен обеспечить распоряжение земельными участками на принципах публичности, открытости и прозрачности. Способ защиты является надлежащим, так как заявление подано на решение об отказе в предоставлении участков без торгов, а не оспаривается проведение торгов, так как они могли быть в случае поступления второй заявки от участника согласно этой статьи, то есть участника госпрограммы поддержки в сфере сельского хозяйства.
В отзывах на апелляционную жалобу Департамент имущественных отношений Краснодарского края и акционерное общество фирма "Агрокомплекс" им. Н.И. Ткачева просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители ИП главы крестьянского (фермерского) хозяйства Кобелевой Ольги Станиславовны доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме, просили решение суда первой инстанции отменить.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие Департамента имущественных отношений Краснодарского края, индивидуального предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства Шестакова Сергея Александровича, индивидуального предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства Юсубова Мустафы Агабалы-Оглы, акционерного общества фирмы "Агрокомплекс" им. Н.И. Ткачева, извещенных надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, предприниматель обратился к заинтересованному лицу, с заявлением о предоставлении земельных участков в аренду без проведения торгов из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами:
23:17:0702006:1 площадью 1 005 566 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Кущевский район, с/о Шкуринский;
23:17:0701000:16 площадью 182754 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, Кущевский район, с/о Среднечубурский;
23:17:0701000:15 площадью 330000 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, Кущевский район, с/о Среднечубурский;
23:17:0301000:24 площадью 1034319 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, Кущевский район, с/о Раздольненский.
Департаментом приняты решения об отказе в предоставлении заявителю в аренду испрашиваемых земельных участков от 19.03.2019 N 52-10849/19-32-12, от 19.03.2019 N 52-10845/19-32-12 от 04.02.2019 N 52-3897/19-32-12 от 12.03.2019 N 52-9291/19-32-12.
Полагая, что у департамента не имелось правовых оснований для отказов в предоставлении в аренду земельных участков, предприниматель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В соответствии с положениями статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с рассматриваемым требованием, являются установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права потребовать исполнения определенного обязательства от ответчика, наличия у ответчика обязанности исполнить это обязательство и факта его неисполнения последним.
Статей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Между тем, заявитель должен доказать факт нарушения его права оспариваемым действием либо правовым актом, а также подтвердить факт несоответствия (противоречия) данного действия либо ненормативного правового акта закону.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу пункта 6 Постановления пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, отсутствие хотя бы одного из указанных условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований (часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в спорный период) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом. Такой способ предоставления обеспечивает публичность, открытость и прозрачность процедур предоставления земельных участков, гарантирует равный доступ всех лиц к приобретению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (подпункт 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи.
Пунктом 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации установлены основания заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Нормой подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность заключения без проведения торгов договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации на основаниях, установленных Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Согласно пункту 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (в редакции от 03.07.2016) земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов. В случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" регламентировано, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.18 Земельного кодекса).
Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе (пункт 4 статьи 39.18 Земельного кодекса).
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением, и о проведении аукциона на право заключения договора аренды для целей, указанных в заявлении о предоставлении участка (подпункт 1 пункта 7 статьи 39.18 Земельного кодекса).
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предоставление заявителю в аренду испрашиваемых земельных участков в любом случае должно осуществляться по правилам статьи 39.18 Земельного кодекса.
При этом, то обстоятельство, что претенденты участвуют в государственных программах поддержки сельского хозяйства, не имеет правового значения при рассмотрении заявления в порядке статьи 39.18 Земельного кодекса.
Соответствующие разъяснения приведены Министерством экономического развития Российской Федерации в письме от 25.05.2017 N Д23и-3022, в котором также указано, что представление документов о программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности не влияет на вышеуказанный порядок предоставления земельных участков при наличии заявления иных лиц, желающих приобрести соответствующий земельный участок
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
Согласно правовой позиции, высказанной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.10.2013 N 8127/13, лица, участвующие в деле, обязаны соблюдать принципы арбитражного процесса по опровержению доказательств, представленных другой стороной.
В соответствии с части 1 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
06.11.2018 в департамент поступило заявление предпринимателя о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:17:0701000:16 в аренду без проведения торгов на основании подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Письмом от 18.01.2019 N 52-1394/19-32-12 департамент сообщил заявителю о том, что в порядке подпункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации на основании поданного заявления департаментом будет опубликовано извещение в средствах массовой информации и в случае, если после истечения 30 дней со дня опубликования извещения заявления о намерении участвовать в аукционе от иных заинтересованных лиц не поступят, то департамент обеспечит подготовку проекта договора аренды испрашиваемого земельного участка и направит его заявителю (пункт 4 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации).
В случае же поступления заявлений о намерении участвовать в аукционе от иных заинтересованных лиц департаментом будет принято решение об отказе в предоставлении заявителю земельного участка без проведения торгов и о проведении аукциона на право заключения договора аренды испрашиваемого земельного участка.
Извещение N 010219/0015474/02 о приеме заявлений о намерении участвовать в аукционе было опубликовано 05.02.2019.
В установленные в извещении сроки поступили следующие заявления о намерении участвовать в аукционе: по электронной почте - от Головко К.А., Ивановича И.Н.; лично или через представителя - от ИП главы КФХ Юсубова М.А., ИП главы КФХ Сайко СВ., Чернышева В.Н., ИП главы КФХ Тригуба И.И.
Ввиду вышеизложенного, департамент письмом от 19.03.2019 N 52-10845/19-32-12 сообщил заявителю об отказе в предоставлении земельного участка 23:17:0701000:16 в аренду без проведения торгов на основании того, что в департамент поступили заявление от иных лиц о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды вышеуказанного земельного участка (пункт 7 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации).
Извещение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка 23:17:0701000:16 N 280319/0015474/05 опубликовано 28.03.2019.
В установленные в извещении сроки заявки на участие в аукционе подали ИП глава КФХ Сайко СВ., ИП глава КФХ Юсубов М.А.
Как следует из протокола о результатах аукциона от 30.04.2019 N 5, аукцион признан несостоявшимся виду того, что в аукционе участвовал только один участник (ИП глава КФХ Сайко СВ. для участия в аукционе не прибыл).
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, письмом от 15.05.2019 N 52-19180/19-32-12 департамент направил в адрес ИП главы КФХ Юсубова М.А. проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:17:0701000:16.
Вышеуказанный договор аренды подписан обеими сторонами и зарегистрирован в установленном законом порядке.
06.11.2018 в департамент поступило заявление предпринимателя о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:17:0702006:1 в аренду без проведения торгов на основании подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Письмом от 18.01.2019 N 52-1390/19-32-12 департамент сообщил заявителю о том, что в порядке подпункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации на основании поданного заявления департаментом будет опубликовано извещение в средствах массовой информации и в случае, если после истечения 30 дней со дня опубликования извещения заявления о намерении участвовать в аукционе от иных заинтересованных лиц не поступят, то департамент обеспечит подготовку проекта договора аренды испрашиваемого земельного участка и направит его заявителю (пункт 4 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации).
Извещение N 0102119/0015474/01 о приеме заявлений о намерении участвовать в аукционе было опубликовано 05.02.2019.
В установленные в извещении сроки поступили следующие заявления о намерении участвовать в аукционе: по электронной почте - от Головко К.А., Ивановича И.Н.; лично или через представителя - от ИП главы КФХ Юсубова М.А., ИП главы КФХ Сайко СВ., Чернышова В.Н., ИП главы КФХ Тригуба И.И., ИП главы КФХ Шестакова СА.
Ввиду вышеизложенного, департамент письмом от 19.03.2019 N 52-10849/19-32-12 сообщил заявителю об отказе в предоставлении земельного участка 23:17:0702006:1 в аренду без проведения торгов на основании того, что в департамент поступили заявление от иных лиц о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды вышеуказанного земельного участка (пункт 7 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации).
Извещение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка 23:17:0702006:1 N 280319/0015474/04 было опубликовано 28.03.2019.
В установленные в извещении сроки заявки на участие в аукционе подали ИП глава КФХ Сайко СВ., ИП глава КФХ Юсубов М.А. и ИП глава КФХ Шестаков С.А.
Как следует из протокола о результатах аукциона от 30.04.2019 N 4 победителем аукциона был признан ИП глава КФХ Шестаков С.А.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, письмом от 15.05.2019 N 52-19196/19-32-12 департамент направил в адрес ИП главы КФХ Шестакова С.А. проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:17:0702006:1.
Вышеуказанный договор аренды подписан обеими сторонами и зарегистрирован в установленном законом порядке.
06.11.2018 в департамент поступило заявление предпринимателя о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:17:0701000:15 в аренду без проведения торгов на основании подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Письмом от 24.12.2018 N 52-57873/18-32-12 департамент сообщил заявителю о том, что в порядке подпункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации на основании поданного заявления департаментом будет опубликовано извещение в средствах массовой информации и в случае, если после истечения 30 дней со дня опубликования извещения заявления о намерении участвовать в аукционе от иных заинтересованных лиц не поступят, то департамент обеспечит подготовку проекта договора аренды испрашиваемого земельного участка и направит его заявителю (пункт 4 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации).
Извещение N 211218/0015474/05 о приеме заявлений о намерении участвовать в аукционе было опубликовано надлежащим образом 26.12.2018.
В установленные в извещении сроки поступили следующие заявления о намерении участвовать в аукционе: по электронной почте - от Головко К.А., Ивановича И.Н.; лично или через представителя - от ИП главы КФХ Юсубова М.А., ИП главы КФХ Рокотянского А.С., Соболева А.В., ИП главы КФХ Васина В.В., ИП главы КФХ Харченко А.А.
Ввиду вышеизложенного, департамент письмом от 04.02.2019 N 52-3897/19-32-12 сообщил заявителю об отказе в предоставлении земельного участка 23:17:0701000:15 в аренду без проведения торгов на основании того, что в департамент поступили заявление от иных лиц о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды вышеуказанного земельного участка (пункт 7 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации).
Извещение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка 23:17:0701000:15 N 080219/0015474/03 опубликовано 11.02.2019.
В установленные в извещении сроки заявки на участие в аукционе подали ИП глава КФХ Сайко СВ., ИП глава КФХ Юсубов М.А. и ИП глава КФХ Харченко А. А.
Как следует из протокола о результатах аукциона от 27.03.2019 N 3 победителем аукциона был признан ИП глава КФХ Юсубов М.А.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, письмом от 04.04.2019 N 52-13627/19-32-12 департамент направил в адрес ИП главы КФХ Юсубова М.А. проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:17:0701000:15.
Вышеуказанный договор аренды был подписан обеими сторонами и зарегистрирован в установленном законом порядке.
19.11.2018 в департамент поступило заявление предпринимателя о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:17:0301000:24 в аренду без проведения торгов на основании подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Письмом от 18.01.2019 N 52-1249/19-32-12 департамент сообщил заявителю о том, что в порядке подпункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации на основании поданного заявления департаментом будет опубликовано извещение в средствах массовой информации и в случае, если после истечения 30 дней со дня опубликования извещения заявления о намерении участвовать в аукционе от иных заинтересованных лиц не поступят, то департамент обеспечит подготовку проекта договора аренды испрашиваемого земельного участка и направит его заявителю (пункт 4 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации).
В случае поступления заявлений о намерении участвовать в аукционе от иных заинтересованных лиц департаментом будет принято решение об отказе в предоставлении заявителю земельного участка без проведения торгов и о проведении аукциона на право заключения договора аренды испрашиваемого земельного участка.
Извещение N 300119/0015474/05 о приеме заявлений о намерении участвовать в аукционе было опубликовано 31.01.2019.
В установленные в извещении сроки поступили следующие заявления о намерении участвовать в аукционе: по электронной почте - от Головко К.А., Ивановича И.Н.; лично или через представителя - от ИП главы КФХ Васько А.В., Соболева А.В., Чернышова В.Н., ИП главы КФХ Тригуба И.И., ИП главы КФХ Шейкина А.В.
Ввиду вышеизложенного, департамент письмом от 12.03.2019 N 52-9291/19-32-12 сообщил заявителю об отказе в предоставлении земельного участка 23:17:0301000:24 в аренду без проведения торгов на основании того, что в департамент поступили заявление от иных лиц о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды вышеуказанного земельного участка (пункт 7 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации).
Извещение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка 23:17:0301000:24 N 210319/0015474/03 было опубликовано 21.03.2019.
В установленные в извещении сроки заявки на участие в аукционе подали ИП глава КФХ Шейкин А.В., АО фирма "Агрокомплекс" им Н.И. Ткачева, ООО "Кубаньагро-2010".
Как следует из протокола о результатах аукциона N 2 от 23.04.2019, победителем аукциона признано акционерное общество фирма "Агрокомплекс" им Н.И. Ткачева.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, письмом от 06.05.2019 N 52-18205/19-32-12 департамент направил в адрес акционерного общества фирмы "Агрокомплекс" им Н.И. Ткачева проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:17:0301000:24.
Вышеуказанный договор аренды подписан обеими сторонами и зарегистрирован в установленном законом порядке.
Исходя из общих принципов земельного законодательства и содержания абзаца 2 пункта 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и статьи 39.18 Земельного участка Российской Федерации, возможность предоставления земельного участка без проведения торгов связана с отсутствием заявлений от иных заинтересованных лиц о предоставлении данного земельного участка.
При этом, действующее законодательство не содержит иного порядка выявления иных лиц, заинтересованных в получении земельного участка по указанным основаниям, кроме порядка, указанного в статье 39.18 Земельного участка Российской Федерации.
Таким образом, департамент, как уполномоченный орган по распоряжению имуществом субъекта Российской Федерации - Краснодарский край, должен обеспечить распоряжение земельными участками на принципах публичности, открытости и прозрачности.
Письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.05.2017 N Д23и-3022 даны аналогичные разъяснения по вопросу о предоставлении в аренду земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, без проведения торгов.
В случае предоставления вышеуказанных земельных участков без опубликования извещения о предоставлении в порядке, предусмотренном подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного участка Российской Федерации, департамент создал бы для конкретного хозяйствующего субъекта, а именно предпринимателю преимущественные условия в получении земельных участков в аренду и воспрепятствовал бы доступу к земельным ресурсам лиц, имевших намерения приобрести права аренды данных земельных участков, что привело бы к нарушению пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", согласно которой органам государственной власти запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Таким образом, судом первой инстанции правомерно учтено, что в установленные в извещении сроки поступили заявления третьих лиц о намерении участвовать в аукционе, следовательно, суд не вправе был обязать департамент принимать решение о предоставлении спорных земельных участков заявителю без проведения торгов.
Суд апелляционной инстанции также отмечает, что возможность предоставления земельного участка без проведения торгов связана исключительно с отсутствием заявлений от иных заинтересованных лиц о предоставлении данного земельного участка.
При этом, ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не содержат иного порядка выявления иных лиц, заинтересованных в получении земельного участка по указанным основаниям, кроме порядка, указанного в статье 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Следовательно, предоставление земельного участка без проведения торгов допускается только в отсутствие заявлений от других заинтересованных лиц. Если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.10.2018 по делу N А32-42653/2017, от 26.07.2019 по делу N А32-24813/2018.
Кроме того, в случае, если у заявителя имелось намерение в заключении договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 23:17:0702006:1, 23:17:0701000:16, 23:17:0701000:15 и 23:17:0301000:24, он не был лишен возможности подачи заявки на участие в проводимых аукционах, участия в них в дальнейшем с целью заключения вышеуказанных договоров.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что избранный предпринимателем способ защиты является ненадлежащим, поскольку оспаривание отказов в предоставлении в аренду земельных участков при наличии на них зарегистрированных прав аренды третьих лиц, не приведет к восстановлению нарушенного прав заявителя.
Суд первой инстанции указал, что заявителем не утрачена процессуальная возможность (при наличии правовых оснований) для подачи самостоятельных исков (заявлений) об оспаривании торгов и заключённых на их основе договоров аренды земельных участков, с целью восстановления нарушенных прав.
У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен. Фактов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит. В связи с этим доводы апеллянта признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся только к несогласию с оценкой обстоятельств судом первой инстанции.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.12.2019 по делу N А32-20246/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Д.В. Емельянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-20246/2019
Истец: АО фирма "Агрокомплекс", ИП глава крестьянского фермерского хозяйства Кобелева Ольга Станиславовна, КФХ Глава Кобелева О.С.
Ответчик: Департамент Имущественных Отношений Краснодарского Края
Третье лицо: АО ФИРМА "АГРОКОМПЛЕКС" ИМ.Н.И.ТКАЧЕВА, ИП глава крестьянского фермерского хозяйства Шестаков Сергей Александрович, ИП глава крестьянского фермерского хозяйства Юсубов Мустафа АНАБАЛЫ-оГЛЫ