г. Самара |
|
17 марта 2020 г. |
А55-26167/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 марта 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Бажана П.В. и Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Маскиным К.А.,
с участием:
от Индивидуального предпринимателя Туринцевой Нины Васильевны - Паладьев М.А., доверенность от 25.11.2019,
от Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования
Самарской области - Дмитриенко Е.В., доверенность от 09.01.2020,
от Федерального агентства лесного хозяйства - не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Индивидуального предпринимателя Туринцевой Нины Васильевны
на решение Арбитражного суда Самарской области от 26 декабря 2019 года по делу N А55-26167/2019 (судья Кулешова Л.В.)
по заявлению Индивидуального предпринимателя Туринцевой Нины Васильевны
к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования
Самарской области, Россия 443013, г. Самара, Самарская область, ул. Дачная д. 4 б;
к Федеральному агентству лесного хозяйства, 115184, г. Москва, ул. Пятницкая д.59/19,
о признании незаконными ненормативного акта,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Туринцева Нина Васильевна обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать незаконными действия Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области выразившиеся во внесении предложений Министерства к Федеральному агентству лесного хозяйства (далее Рослесхоз) от 03.04.2015 г. N 27-05-02/5811, от 11.01.2017 г. N 27-05-02/317 по отнесению лесов к защитным лесам и выделению особо защитных участков лесов, установлению и изменении их границ, отнесению лесов к эксплуатационным, резервным лесам, установлению и изменении их границ на территории Самарской области в части отнесения и выделения в выделах 14, 15, 16, 17 квартала N 137 Задельненского участкового лесничества Ново-Буянского лесничества Самарской области особо защитных участков лесов "Участки лесов вокруг санаториев, детских лагерей, домов отдыха, пансионатов, туристических баз и других лечебных и оздоровительных учреждений". Также заявитель просит признать незаконным Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 24.05.2017 г. N 219 "Об отнесении лесов к защитным и установлении их границ, о выделении особо защитных участков лесов и установлении их границ на территории Самарской области" в части отнесения выделов 14, 15, 16, 17 квартала N 137 Задельненского участкового лесничества Ново-Буянского лесничества Самарской области к особо защитным участкам лесов "Участки лесов вокруг санаториев, детских лагерей, домов отдыха, пансионатов, туристических баз и других лечебных и оздоровительных учреждений".
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, представителем ИП Туринцевой Н.В. представлено заявление об уточнении заявленных требований (вх. N 233870 от 28.11.2019), согласно которому просит суд: признать незаконным Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 24.05.2017 г. N219 "Об отнесении лесов к защитным и установлении их границ, о выделении особо защитных участков лесов и установлении их границ на территории Самарской области" в части отнесения выделов 14, 15, 16, 17 квартала N137 Задельненского участкового лесничества Ново-Буянского лесничества Самарской области к особо защитным участкам лесов "Участки лесов вокруг санаториев, детских лагерей, домов отдыха, пансионатов, туристических баз и других лечебных и оздоровительных учреждений.
При этом заявитель указывает, что в соответствии с лесохозяйственным регламентом Ново-Буянского лесничества квартал N 137 Задельнического участкового лесничества Ново-Буянского лесничества относится к зеленым зонам. Поэтому оспариваемый приказ Рослесхоза противоречит п. 38 Приказа Рослесхоза от 12.12.2011 N 516 и п.п. 28 п. 23 Приказа Минприроды России от 29.03.2018 N 122. Обосновывая ущемление своих прав и законных интересов заявитель указывает на получение отрицательного заключения Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области на проект освоения лесов по договору аренды лесного участка от 14.02.2019 N 181/09.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26 декабря 2019 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В апелляционной жалобе, предприниматель Туринцева Нина Васильевна просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении своих требований.
В судебном заседании представитель ИП Туринцевой Н.В. доводы апелляционной инстанции поддержал в полном объеме.
Представитель Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в представленном в материалы дела отзыву.
В судебном заседании представитель Федеральному агентству лесного хозяйства участия не принял, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
На основании статей 156 и 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционные жалобы в отсутствие представителей иных лиц, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании Протокола заседания аукционной комиссии от 31.01.2019 между Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - арендодатель, Министерство) и Индивидуальным предпринимателем Туринцевой Н.. В. (арендатор, заявитель) заключен договор аренды лесного участка N 181/09 от 14.02.2019 (далее - Договор), с кадастровым номером 63:01:0344002:590 для осуществления рекреационной деятельности, согласно которому арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, определенный в п. 1.2 настоящего Договора.
В соответствии с п. 1.2. договора предоставляемый лесной участок имеет следующие характеристики: площадь 0,6340 га, местоположение: Самарская область, г.о.Самара, Красноглинский район, Ново-Буянское лесничество, Задельненское участковое лесничество, квартал N 137, выделы 14,16, кадастровый номер 63:01:0344002:590, номер учетной записи в государственном лесном реестре 57-2018-11, вид разрешенного использования: осуществление рекреационной деятельности.
Согласно п. 6.1 Договора срок действия соглашения устанавливается с даты государственной регистрации права аренды лесного участка, передаваемого в соответствии с договором, и составляет 49 лет (дата государственной регистрации в Управлении Росреестра по Самарской области 05.03.2019 за N 63:01:0344002:590-63/001/2019-3).
В соответствии с п.п. ж. п. 3.4 договора арендатор обязан соблюдать установленные режимы особо охраняемых природных территорий, особо защитных участков лесов, осуществлять мероприятия в соответствии с лесохозяйственным регламентов лесничества и проектом освоения лесов.
Согласно приложению N 1 к договору арендованные участки относятся к особо защитным участкам лесов с назначением "зеленые зоны, участки лесов вокруг лечебных и оздоровительных учреждений (1 км).
Аналогичная характеристика лесных участков указана в акте приема-передачи лесного участка от 14.02.2019, являющегося приложением N 5 к договору.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 3.4 Договора арендатор обязан в течение 6 месяцев со дня заключения настоящего Договора разработать и представить арендодателю проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы; не позднее не позднее чем за 6 месяцев до окончания срока действия проекта освоения лесов разработать и представить Арендодателю проект освоения лесов на следующий срок для проведения государственной экспертизы.
Индивидуальный предприниматель Туринцева Нина Васильевна обратилась в Министерство лесного хозяйство, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области с заявлением от 20.06.2019 N 27/15611 о проведении государственной экспертизы на проект освоения лесов, разработанный на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0344002:590, предоставленный в аренду.
По результатам рассмотрения указанного заявления Министерство письмом от 19.07.2019 N 27-05-02/16888 сообщило, что приказом от 16.07.2019 N 704 "Об утверждении заключения по государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка от 14.02.2019 N 181/09" утверждено отрицательное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов. Отрицательное заключение государственной экспертизы от 16.07.2019 N 704 проекта освоения лесов на лесной участок, арендованный Туринцевой Н.В., выдано в связи с несоответствием объектов, указанных арендатором, Перечню объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2013 г. N 849-р.
Не согласившись с отказом Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, заявитель обратился в арбитражный суд с вышеназванными требованиями.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основании своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено Федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Лесохозяйственный регламент Ново-Буянского лесничества Самарской области утвержден приказом Министерства 31.07.2018 N 405, размещен на официальном сайте Министерства и находится в общем доступе, в т.ч. в информационно-правовой базе "Консультант плюс".
Названный документ имеет отсылку к оспариваемому приказу Рослесхоза от 24.05.2017 г. N 219. Выделы 14-17 квартала 137 Задельнинского участкового лесничества Ново-Буянского лесничества Самарской области отнесены к особо защитным участкам лесов как участки лесов вокруг санаториев, детских лагерей, домов отдыха, пансионатов, туристических баз и других лечебных и оздоровительных учреждений.
В разделе 3.2 названного Лесохозяйственного регламента указано, что правовой режим особо защитных участков лесов регламентируется статьями 102, 107 Лесного кодекса Российской Федерации, приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 14.12.2010 N 485 "Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов". На особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. Также установлены ограничения по особо защитным участкам лесов.
Заявитель указывает, что ему стало известно о несоответствии приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 24.05.2017 г. N 219 приказу Минприроды России от 29.03.2018 N 122, только после получения приказа от 16.07.2019 N704. До этого заявитель как арендатор не знал об отнесении арендованного участка лесов к особо защитным участкам лесов с назначением "зеленые зоны, участки лесов вокруг лечебных и оздоровительных учреждений (1 км)., а также ограничениям в его использовании.
Отклоняя данный довод суд первой инстанции правомерно указал, что договор аренды лесного участка N 181/09 от 14.02.2019 между Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области и Индивидуальным предпринимателем Туринцевой Н.. В заключен на основании Протокола заседания аукционной комиссии от 31.01.2019. Согласно приложению N 1 к договору арендованные участки относятся к особо защитным участкам лесов с назначением "зеленые зоны, участки лесов вокруг лечебных и оздоровительных учреждений (1 км).
Следовательно, на момент размещения извещения о проведении аукциона на заключение договора аренды данных земельных участков, но в любом случае, не позднее даты заключения договора аренды, т.е. 14.02.2019 заявителю было известно, что выделы 14-17 квартала 137 Задельнинского участкового лесничества Ново-Буянского лесничества Самарской области отнесены к особо защитным участкам лесов как участки лесов вокруг санаториев, детских лагерей, домов отдыха, пансионатов, туристических баз и других лечебных и оздоровительных учреждений.
Поскольку на этот момент Лесохозяйственный регламент Ново-Буянского лесничества Самарской области, утвержденный приказом Министерства 31.07.2018 N 405 и имеющий отсылку к оспариваемому Приказу, находился во всеобщем доступе и был опубликован на сайте Министерства, где также были опубликованы и документы, связанные с проведением аукциона, в котором принимала участие Туринцева Н.В., на заключение договора аренды лесных участков выделов 14-17 квартала 137 Задельнинского участкового лесничества Ново-Буянского лесничества Самарской области, суд приходит к выводу, что заявитель знал о наличии и содержании приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 24.05.2017 г. N 219 "Об отнесении лесов к защитным и установлении их границ, о выделении особо защитных участков лесов и установлении их границ на территории Самарской области" не позднее 14.02.2019. Следовательно, заявление об оспаривании данного ненормативного акта должно быть подано в суд не позднее 14.05.2019.
Названный документ имеет отсылку к оспариваемому приказу Рослесхоза от 24.05.2017 г. N 219. Поэтому заявитель имел реальную возможность получить текст данного документа еще до заключения договора аренды. Возможность получения этого документа подтверждается фактом приложения текста данного Приказа к рассматриваемому заявлению.
Так же содержание Приказа в оспариваемой части в полной мере раскрывается его названием "Об отнесении лесов к защитным и установлении их границ, о выделении особо защитных участков лесов и установлении их границ на территории Самарской области".
Правовой режим особо защитных участков лесов регламентируется статьями 102, 107 Лесного кодекса Российской Федерации, приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 14.12.2010 N 485 "Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов" и оспариваемым приказом не устанавливался. Текст этого документа также является общедоступным.
С заявлением о признании незаконным Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 24.05.2017 г. N 219 "Об отнесении лесов к защитным и установлении их границ, о выделении особо защитных участков лесов и установлении их границ на территории Самарской области" в части отнесения выделов 14, 15, 16, 17 квартала N 137 Задельненского участкового лесничества Ново-Буянского лесничества Самарской области к особо защитным участкам лесов "Участки лесов вокруг санаториев, детских лагерей, домов отдыха, пансионатов, туристических баз и других лечебных и оздоровительных учреждений, заявитель обратилась в арбитражный суд через систему "Мой арбитр" 13.08.2018 г., то есть по истечении установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ срока на обращение в суд с соответствующим заявлением.
Статьей 117 АПК РФ предусматривается, что процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в арбитражный суд, в котором должно быть совершено процессуальное действие. Одновременно с подачей ходатайства совершаются необходимые процессуальные действия (подается заявление, жалоба, представляются документы и другое), в отношении которых пропущен срок (часть 3 статьи 117 Кодекса).
В настоящем случае ходатайство о восстановлении предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока не заявлено.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что требование заявителя является необоснованным и удовлетворению не подлежит. В том числе, по причине пропуска срока на обжалование, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 26 декабря 2019 года по делу N А55-26167/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-26167/2019
Истец: ИП Туринцева Нина Васильевна
Ответчик: Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей и природопользования Самарской области, Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Федеральное агенство лесного хозяйства, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз)