город Томск |
|
18 марта 2020 г. |
Дело N А27-22472/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 марта 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Бородулиной И.И., |
|
|
Логачева К.Д., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Легачевой А.М., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (N 07АП-1433/20), на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 23.12.2019 по делу N А27-22472/2019 по заявлению акционерного общества "Управление по профилактике и рекультивации" (ОГРН 1024201300970, ИНН 4212005449), Кемеровская область, город Ленинск-Кузнецкий к Государственному учреждению - Кузбасскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1024200697663, ИНН 4207009857), город Кемерово о признании недействительными в части решений от 24.06.2019 NN 34(о.с.с.р), 34(о.с.с.в), 34н/с,
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Дроздова Л.Н., представитель по доверенности от 24.12.2019, паспорт;
от заинтересованного лица: без участия (извещен);
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Управление по профилактике и рекультивации" (далее - АО "УПиР", страхователь, общество) обратилось с заявлением о признании недействительными решений Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 6) (далее - ГУ КРОФСС РФ, Фонд): - от 24.06.2019 N 34 (о.с.с.р.) "о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" в части непринятия к зачету 80535 руб. 98 коп. - от 24.06.2019 N 34 (о.с.с.в.) "о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах" в части доначисления 72135 руб. 87 коп. страховых взносов, 3644 руб. 81 коп. пени, 14427 руб. 17 коп. штрафа. - от 24.06.2019 N 34 н/с "о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в части доначисления 85223 руб. 98 коп. страховых взносов, 3906 руб. 22 коп. пени, 17044 руб. 80 коп. штрафа.
В предварительном судебном заседании представитель АО "УПиР" заявил ходатайство об уточнении требований, просит признать недействительными решения: - от 24.06.2019 N 34 (о.с.с.р.) "о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" в части непринятия к зачету 80535 руб. 98 коп., - от 24.06.2019 N 34 (о.с.с.в.) "о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах" в части доначисления 72093 руб. 75 коп. страховых взносов, 3644 руб. 81 коп. пени, 14418 руб. 76 коп. штрафа, - от 24.06.2019 N 34 н/с "о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в части доначисления 85213 руб. 81 коп. страховых взносов, 3905 руб. 76 коп. пени, 17042 руб. 76 коп. штрафа. Ходатайство признано судом соответствующим статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и удовлетворено.
Решением суда от 23.12.2019 требования заявителя удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Фонд обратился с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Кемеровской области от 23.12.2019 г. по делу N А27-22472/2019 отменить, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Апелляционная жалоба мотивирована нарушением норм материального права. В обоснование жалобы ее податель указывает на отсутствие оснований для принятия к зачету расходов по листкам нетрудоспособности, оформленных с нарушением требований п.п. 56, 58,60 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н, считает, что не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда работников к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемые страхователем лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством Российской Федерации, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами, Кемеровская область не относится к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, также указывает на то, что суммы единовременного пособия в размере 15% среднемесячного заработка за каждый год работы в угольной промышленности Российской Федерации, предусмотренные в коллективном договоре, производятся в рамках трудовых отношений работников с работодателем и подлежат обложению страховыми взносами.
Общество в отзыве, представленном в суд в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представитель в судебном заседании доводы апелляционной жалобы отклонил, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыв, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции, ГУ КРОФСС РФ (филиал N 6) в отношении АО "УПиР" была проведена выездная проверка, по результатам которой составлены акты от 30.05.2019 N 6000034 (о.с.с.р.), от 30.05.2019 N 6000034 (о.с.с.в), от 30.05.2019 N 600034 н/с.
13.06.2019 АО "УПиР" поданы возражения к актам проверки.
24.06.2019 ГУ КРОФСС (филиал N 6) с учетом результатов рассмотрения возражений страхователя вынесены решения: - N 34 (о.с.с.р.) "о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", - N 34 (о.с.с.в.) "о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах", - N 34 н/с "о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
По решению N 34 (о.с.с.р.) "о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" ГУ КРОФСС решено не принимать к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенные АО "УПиР" с нарушением законодательства об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением листков нетрудоспособности в сумме 81988 руб. 24 коп.
По решению N 34 (о.с.с.в.) "о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах" страхователю предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации 72135 руб. 87 коп.; на сумму страховых взносов обществу начислена пеня в сумме 3644 руб. 81 коп. АО "УПиР" привлечено к ответственности предусмотренной ч. 1 ст. 47 Федерального закона 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N212-ФЗ) в виде штрафа в размере 14427 руб. 17 коп.
По решению N 34 н/с "о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" АО "УПиР" предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Россйиской Федерации в сумме 85223 руб. 98 коп.; на сумму страховых взносов обществу начислена пеня в сумме 3906 руб. 22 коп. АО "УПиР" привлечено к ответственности предусмотренной ст. 26.29 Федерального закона N 125-ФЗ в виде штрафа в размере 17044 руб. 80 коп.
Не согласившись с указанными решениями, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддерживает, апелляционную жалобу считает не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу статьи 65 АПК РФ заявитель не освобожден от обязанности подтвердить нарушение своих прав и законных интересов оспариваемыми ненормативными правовыми актами, решениями, действиями (бездействием) государственных органов и их должностных лиц.
Решение N 34 (о.с.с.р.) "о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" оспаривается обществом в части непринятия к зачету расходов 80535 руб. 98 коп.
Положениями частей 1 и 4 статьи 4.7 Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрено, что территориальный орган страховщика по месту регистрации страхователя проводит камеральные и выездные проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения. В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Отношения в системе обязательного социального страхования регулирует Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ) в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, который определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.
Основы правового статуса личности в Российской Федерации установлены Конституцией Российской Федерации, в силу статьи 39 которой каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе в случае болезни. Социальные пособия устанавливаются законом. В Российской Федерации охраняется здоровье людей, устанавливаются пособия и иные гарантии социальной защиты.
В силу статьи 1 Федерального закона N 165-ФЗ обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, в том числе вследствие заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей) и других событий.
Отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора (подпункт 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона N 165-ФЗ).
Согласно статье 183 Трудового кодекса Российской Федерации при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Содержащаяся в Федеральном законе N 165-ФЗ норма предоставляющая страховщикам право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением закона, корреспондирует с пунктом 18 Раздела IV Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, в соответствии с которым расходы по государственном социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе, не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
К видам страхового обеспечения отнесено пособие по временной нетрудоспособности. В пункте 1 статьи 22 названного Закона установлено, что основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (подпункт 5 пункта 2 статьи 8 Федерального закона N 165-ФЗ).
Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предусматривает со стороны работодателя возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ) случаях, путем предоставления пострадавшему работнику в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплаты расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию, следовательно, основным видом обеспечения по данному виду страхования является выплата пособия по временной нетрудоспособности.
В силу пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 255-ФЗ обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случаях утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы.
Исходя из положений статьи 12 Федерального закона N 165-ФЗ, статьи 15 Федерального закона N 125-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Согласно части 5 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности.
С учетом изложенных норм права и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 19.07.2011 N 282/11, условиями, необходимыми для возмещения страхователю расходов по обязательному социальному страхованию, являются наличие между страхователем и застрахованным лицом трудовых отношений; подтверждение наступления страхового случая листком нетрудоспособности; документальное подтверждение выплаты пособия застрахованному лицу.
В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
В силу пункта 1 Порядка N 624н листок нетрудоспособности выдается застрахованным лицам, являющимся гражданами Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающим на территории Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства, указанным в статье 2 Федерального закона N 255-ФЗ.
Медико-социальная помощь, гарантируемая гражданам Российской Федерации законодательством об охране здоровья, оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения.
Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Государственной гарантией оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи является ее финансирование за счет средств обязательного медицинского страхования, а также бюджетных средств.
В качестве основания непринятия к зачёту 80535 руб. 98 коп. расходов в решении от 24.06.2019 N 34 (о.с.с.р.) указано оформление листков нетрудоспособности с нарушением требований Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н: - лист нетрудоспособности N 220303509147, выданный на имя Гавринева Л.В., имеет потертость и исправление в ячейке "пол", в связи с чем к зачету не принято 26727 руб. 74 коп.; - листы нетрудоспособности N 177901764040, N 220328489192, выданные на имя Минаева П.А., Росинского А.Г. имеют опечатки в ячейках "с какого числа", по "какое число" (вместо "2016 г." указан "2015 г."), в связи с чем к зачету не принято 7023 руб. 42 коп. расходов; - лист нетрудоспособности N 210198547542, выданный на имя Балышева С.И., имеет опечатку в таблице "освобождение от работы": вместо даты "30.03.2016", следовало указать "29.03.2016", так как данный листок нетрудоспособности является продолжением листка N 210197141270, в связи с чем к зачету не принято 25025 руб. 70 коп.; - в листах нетрудоспособности N 199930280398, N 199930283571, выданных на имя Егорова В.О., Сорокина В.А., даты нетрудоспособности обведены черной гелевой ручкой, в связи с чем к зачету не принято 9035 руб. 34 коп.; - лист нетрудоспособности N 2203055059031, выданный на имя Иванова Н.В. в графе "Подпись врача" содержит исправление черной гелевой ручкой подписи, выполняемой синей шариковой ручкой, в связи с чем к зачету не принято 11251 руб. 68 коп.
Кроме того, в решении от 24.06.2019 N 34 (о.с.с.р.) указано на начисление пособия по временной нетрудоспособности с нарушением части 5 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N255-ФЗ) в связи с увеличением календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности и подлежащих оплате, в связи с чем к зачету не принято 1472 руб. 10 коп.
В соответствии с пунктом 56 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н, записи в листке нетрудоспособности выполняются на русском языке печатными заглавными буквами чернилами черного цвета либо с применением печатающих устройств. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручки. Не допускается использование шариковой ручки.
При наличии ошибок в заполнении листка нетрудоспособности он считается испорченным и взамен него оформляется дубликат листка нетрудоспособности.
Пунктом 58 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н, предусмотрено, что при заполнении раздела "ЗАПОЛНЯЕТСЯ ВРАЧОМ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ" листка нетрудоспособности: в ячейках "м " "ж " проставляется соответствующая отметка "V";
Согласно пункту 60 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н, в таблице "Освобождение от работы" в графе "С какого числа" указывается дата (число, месяц и год), с которой гражданин освобожден от работы; в графе "По какое число" указывается дата (число, месяц и год) (включительно), по которую гражданин освобожден от работы.
При амбулаторном лечении продление листка нетрудоспособности осуществляется со дня, следующего за днем осмотра гражданина врачом. Каждое продление листка нетрудоспособности записывается в отдельные строки граф таблицы.
Таким образом, листки нетрудоспособности N 220303509147, N 177901764040, N 220328489192, N 210198547542, N 210197141270, N 199930280398, N 199930283571, N 2203055059031 оформлены с нарушением указанных требований.
Согласно пункту 68 Порядка N 624н, за нарушение установленного порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности медицинские организации, а также медицинские работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В письме Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.09.2011 N 14-03-11/15-11575 разъяснено, что наличие в листке нетрудоспособности, заполненным рукописно, технических недочетов заполнения не является основанием для работодателя требовать переоформления листка нетрудоспособности и отказывать в назначении и выплате пособий, если при этом все записи в листке нетрудоспособности читаются.
Исследовав представленные сторонами доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, учитывая установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в рассматриваемом случае у Фонда социального страхования отсутствовали основания для вынесения решения в оспариваемой части.
В судебном заседании судом исследованы подлинные листы нетрудоспособности. При этом судом установлено, что допущенные исправления, такие как: исправление в ячейке "пол" листа нетрудоспособности N 220303509147, выданного на имя Гавринева Л.В.; указание в одной из позиций листков N 177901764040, N 220328489192 "2015 г." вместо "2016 г.", выделение черной гелевой ручкой плохо читаемых чисел в датах нетрудоспсобности в листках N 199930280398, N 199930283571; выполнение в подписи врача первых начальных букв синей шариковой ручкой, с последующим полным выполнением подписи черной гелевой ручкой в листке N 2203055059031, - не носит существенного характера.
Сведения в соответствующих графах сопоставимы с данными, отраженными в иных позициях. Какие-либо противоречия, свидетельствующие о внесении не соответствующих действительности сведений, в листах нетрудоспособности отсутствуют.
Проставление в таблице "освобождение от работы": вместо "30.03.2016" даты "29.03.2016" в листе нетрудоспособности N 210198547542, выданном на имя Балышева С.И., является технической опечаткой. Указанный лист является продолжением листка нетрудоспособности N 210197141270, в котором отражен период освобождения от работы с 29.03.2019. Период нахождения в стационаре: "с 28.03.2016 по 06.04.2016", указанный в листке нетрудоспособности N 210198547542, совпадает с периодом, указанным в листке нетрудоспособности N 210197141270.
Таким образом, число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности, определенный страхователем, соответствует фактическому периоду нетрудоспособности лица.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера, отклоняются судебной коллегией апелляционного суда, поскольку Фондом социального страхования не доказано, что вышеперечисленные недостатки в оформлении спорных листков нетрудоспособности влияют на данные, имеющие существенное значение для принятия к зачету расходов по обязательному социальному страхованию.
При этом, ни факт выдачи спорных листков нетрудоспособности, ни выплата работникам пособия по социальному страхованию не поставлены заинтересованным лицом под сомнение, уплата страхователем соответствующих страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности Фондом социального страхования также не оспаривается.
Создание обществом "искусственной" ситуации для получения средств Фонда социального страхования в ходе проведения проверки не установлено и из материалов дела не усматривается.
В соответствии с правовыми позициями, изложенными в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 10605/12, от 26.11.2013 N 9383/13, сам по себе факт выдачи листков нетрудоспособности медицинским учреждением, при наличии иных условий для получения гражданами пособий по временной нетрудоспособности, не является основанием для отказа в принятии к зачету этих расходов; определяющее значение имеет факт наступления страхового случая в виде временной нетрудоспособности; с учетом пункта 6 части 1 статьи 4.2 Федерального закона N 255-ФЗ негативные последствия несоблюдения медицинскими учреждениями нормативных требований возлагаются непосредственно на эти учреждения, а не на страхователя, который в отличие от страховщика правом контроля правильности оформления и соблюдения Порядка выдачи листков нетрудоспособности медицинскими организациями не наделен.
В данном случае неправильное оформление листков нетрудоспособности не было вызвано действиями страхователя, а выявленные недостатки в оформлении спорных листков нетрудоспособности не являются его ошибкой и не влияют на данные, имеющие существенное значение для принятия к зачету расходов по обязательному социальному страхованию. Указанные нарушения являются ошибками медицинских учреждений и за их совершение не может быть возложена ответственность на Предприятие.
Таким образом, сам по себе факт оформления листков нетрудоспособности с нарушением Порядка N 624н, при наличии условий для получения застрахованными лицами пособий по временной нетрудоспособности, не является основанием для отказа в принятии к зачету произведенных страхователем расходов.
С учетом изложенного, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные доказательства в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, судебная коллегия апелляционного суда считает, что Фондом социального страхования не представлено доказательств, подтверждающих неправомерность действий общества, наличие у него цели в виде неправомерного возмещения средств из Фонда социального страхования, в связи с чем приходит к выводу об отсутствии оснований для непринятия к зачету расходов общества на выплату пособия работникам заявителя.
Решение от 24.06.2019 N 34 (о.с.с.в.) "о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах" оспаривается обществом в части доначисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на общую сумму 72093 руб. 75 коп., а также, начисленных 3644 руб. 81 коп. пени, 14418 руб. 76 коп. штрафа.
Как следует из текста решения от 24.06.2019 N 34 (о.с.с.в.), в качестве основания доначисления 36679 рублей 64 коп. страховых взносов, 798 руб. 37 коп. пени, 7335 руб. 92 коп. штрафа ГУ КРОФСС указано, что обществом не начислены страховые взносы на суммы стоимости проезда работников в пределах территории Российской Федерации к месту использования ежегодного отпуска и обратно в период январь, март-декабрь 2016 года, оплачиваемого работодателем в соответствии с пунктом 5.3.9 раздела 5 Коллективного договора.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 этого Закона, стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством Российской Федерации, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами.
Пунктом 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 19.02.1993 N 4521-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" предусмотрено, что государственные гарантии и компенсации распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
Такой коэффициент введен в Кемеровской области на основании Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 01.08.1989 N 601 "О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Кемеровской области и на территории городов Воркуты и Инты" и составляет 1,3.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 09.07.2009 N 2138/09, поскольку в Кемеровской области начисляют заработную плату с использованием районного коэффициента, к данной области применяются гарантии и компенсации, установленные для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
В соответствии со статьей 313 ТК РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.
Статьей 325 ТК РФ предусмотрено, что лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации. Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, не относящиеся к бюджетной сфере, устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами.
В соответствии с Федеральным отраслевым соглашением по угольной промышленности на 2013-2016 годы, в организациях, расположенных в районах республик Бурятии, Хакасии, а также Приморского, Хабаровского, Красноярского и Забайкальского краев, Амурской, Иркутской, Кемеровской областей, работодатель производит один раз в три года оплату стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации работника и членов его семьи к месту использования ежегодного отпуска и обратно любым видом транспорта, в том числе личным легковым (кроме такси), а также стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов на человека.
Таким образом, не подлежит обложению страховыми взносами оплата стоимости проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Условие об оплате расходов проезда к месту отдыха и обратно у общества предусмотрено коллективным договором.
Поскольку в рассматриваемом случае между работниками общества и работодателем заключен коллективный договор в целях создания системы социально-трудовых отношений, максимально способствующей стабильной и эффективной деятельности, повышению материального и социального обеспечения работников, укреплению деловой репутации; усиления социальной ответственности сторон за результаты производственно-экономической деятельности; создания условий, способствующих повышению безопасности труда; обеспечения роста мотивации и производительности труда работников за счет предоставления предусмотренных настоящим договором социальных гарантий, компенсаций и льгот, а также роста благосостояния и уровня социальной защиты работников, их семей и неработающих пенсионеров; создания благоприятного климата в трудовых коллективах, основанные на коллективном договоре, не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Довод ГУ КРОФСС о том, что филиалом правомерно доначислены суммы страховых взносов на сумму оплаты стоимости проезда работников к месту проведения отпуска и обратно, судом первой инстанции рассмотрен и обоснованно отклонен, поскольку Кемеровская область приравнена к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, в связи с чем оплата стоимости проезда работников общества к месту отпуска и обратно не подлежит.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что спорные выплаты не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов в соответствии с положениями Федерального закона N 212-ФЗ, в связи с чем доводы Фонда подлежат отклонению.
Таким образом, по указанным выплатам у Фонда отсутствовали основания для доначисления взносов и применения штрафных санкций.
Также решением от 24.06.2019 N 34 (о.с.с.в.) "о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах" обществу за 2016 год доначислены страховые взносы на сумму единовременного пособия в размере 15% среднемесячного заработка за каждый год работы в угольной промышленности - 32561 руб. 13 коп., сумма пени - 752 руб. 64 коп., штрафа - 6512 руб. 24 коп.
В целях квалификации спорных выплат в качестве объекта обложения страховыми взносами на обязательное социальное страхование необходимо установить, что произведенные в адрес работника выплаты начислены плательщиком страховых взносов по трудовому договору и не входят в перечень сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
В силу статьи 56 ТК РФ, трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Статьей 135 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. При этом системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
В соответствии со статьей 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
При этом сам по себе тот факт, что выплата произведена работодателем в пользу работника, не свидетельствует о том, что она произведена в рамках трудовых отношений и относится к объекту обложения страховыми взносами.
Согласно статье 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями (часть 3 статья 41 Кодекса).
В отличие от трудового договора, который в соответствии со статьями 15 и 16 ТК РФ регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно статье 40 указанного Кодекса регулирует социально-трудовые отношения.
Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Таким образом, эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Позиция об этом приведена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 N 17744/12, определении Верховного суда Российской Федерации от 22.07.2016 N 304-КГ16-7665.
Материалами дела подтверждается, что выплаты спорных сумм (единовременное пособие работникам, обладающим правом на пенсионное обеспечение с правом выхода на пенсию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в размере 15% среднемесячного заработка за каждый год работы на предприятиях угольной промышленности Российской Федерации; суммы компенсации стоимости проезда работников организации, к месту проведения отпуска и обратно; суммы компенсации работникам стоимости проезда работников организации и членов его семьи в пределах территории РФ к месту использования ежегодного отпуска и обратно) осуществлены на основании коллективного договора ОАО "УПиР" на 2013-2016.
Таким образом, спорные выплаты, произведенные на основании коллективного договора, носят социальный характер, не обусловлены выполнением трудовой функции и условиями труда, не включаются в состав оплаты труда, следовательно, не относятся к объекту обложения страховыми взносами.
Фондом не представлено доказательств того, что спорные выплаты являлись оплатой труда работников или иным вознаграждением за труд, то есть носили систематический характер, зависели от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы или трудового вклада работников, исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа.
Также заявителем оспаривается решение от 24.06.2019 N 34 (о.с.с.в.) "о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах" в части доначисления 2852 руб. 98 коп. страховых взносов на суммы расходов не принятых к зачету за счет средств ФСС по листкам нетрудоспособности, оформленных с нарушением требований действующего законодательства, 2093 руб. 80 коп. пени, 570 руб. 60 коп. штрафа.
Согласно статье 12 Федерального закона N 212-ФЗ тариф страхового взноса в Фонд социального страхования составляет 2,9%.
База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 1 части 1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ плательщик страховых взносов вправе в пределах расчетного периода зачесть сумму превышения расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством над суммой начисленных страховых взносов по указанному виду обязательного социального страхования в счет предстоящих платежей по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Начисление страховых взносов произведено ГУ КРОФСС в связи с непринятием к зачету сумм пособий по временной нетрудоспособности по листкам нетрудоспособности N 220303509147, N 177901764040, N 220328489192, N 210198547542, N 210197141270, N 199930280398, N 199930283571, N 2203055059031 на общую сумму 72093 руб. 75 коп.
Вместе с тем ранее изложено, сам по себе факт оформления листков нетрудоспособности с нарушением Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утв. Приказом от 29.11.2011 N 624н, при наличии условий для получения гражданами пособий по временной нетрудоспособности, не является основанием для отказа в принятии к зачету этих расходов.
Таким образом, основания для начисления страховых взносов на сумму 2852 руб. 98 коп., а также 2093 руб. 80 коп. пени, 570 руб. 60 коп. штрафа отсутствовали.
АО "УПиР" оспаривается решение ГУ КРОФСС (филиал N 6) от 24.06.2019 N 34 н/с "о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в части доначисления 85213 руб. 81 коп. страховых взносов, 3905 руб. 76 коп. пени, 17042 руб. 76 коп. штрафа.
Согласно решению от 24.06.2019 N 34 н/с, основанием для доначисления страховых взносов явился вывод ГУ КРОФСС (филиал N 6) о занижении базы для исчисления страховых взносов на суммы: - выплат, связанных с оплатой стоимости проезда работников и членов их семей к месту отдыха и обратно, в связи с чем произведено доначисление 30209 руб. 61 коп. взносов, 1366 руб. 83 коп. пени, 6041 руб. 92 коп.; - единовременных пособий в размере 15% среднемесячного заработка за каждый год работы в угольной промышленности, в связи с чем произведено доначисление 54315 руб. 55 коп. страховых взносов, 2507 руб. 60 коп. пени, 10863 руб. 11 коп. штрафа; - выплат по листкам временной нетрудоспособности N 220303509147, N 177901764040, N 220328489192, N 210198547542, N 210197141270, N 199930280398, N 199930283571, N 2203055059031, в связи с чем произведено начисление 688 руб. 65 коп. недоимки, 31 руб. 33 коп. пени, 137 руб. 73 коп. штрафа.
Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" устанавливает правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях.
В соответствии со статьей 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, если в соответствии с указанными договорами заказчик обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 1, 2, 8 части 1 статьи 20.2 указанного закона не подлежат обложению страховыми взносами: - государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию; - все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), - стоимость проезда работников к месту проведения отпуска и обратно и стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов, оплачиваемые страхователем лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством Российской Федерации, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Принимая во внимание вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии доказательств несоответствия оспариваемого в части решения действующему законодательству, равно как и доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем правомерно удовлетворил заявленные ОАО "Управление по профилактике и рекультивации" требования.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, представленным доказательствам дана правильная правовая оценка. Приведенные Фондом социального страхования в жалобе доводы не свидетельствуют о нарушениях судом норм материального права и процессуального права, повлиявших на исход дела, и не могут быть признаны достаточным основанием для отмены обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется. Поскольку Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 23.12.2019 по делу N А27-22472/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-22472/2019
Истец: АО "Управление по профилактике и рекультивации"
Ответчик: ГУ Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 6
Хронология рассмотрения дела:
10.07.2020 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2541/20
18.03.2020 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1433/20
23.12.2019 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-22472/19
21.11.2019 Определение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-22472/19