г. Москва |
|
19 марта 2020 г. |
Дело N А41-67938/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 марта 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратьевой Н.А.,
судей: Диаковской Н.В., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Гаджиевым М.М.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Красногорскэнергосбыт" на решение Арбитражного суда Московской области от 26.12.2019 по делу N А41-67938/19, по иску акционерного общества "Красногорскэнергосбыт" к обществу с ограниченной ответственностью "Дирекция эксплуатации зданий" о взыскании,
при участии в заседании:
от АО "КЭС" - Токарева Т.В. по доверенности от 09.01.2020;
от ООО "ДЭЗ" - Сергеев С.С. по доверенности от 03.04.2019,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Красногорскэнергосбыт" (истец, АО "КЭС") обратилось в суд с иском, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Дирекция эксплуатации зданий" (ответчик, ООО "ДЭЗ") о взыскании задолженности по оплате за потребленную электроэнергию по договору энергоснабжения N 533 от 01.06.2017 с сентября 2018 г. по февраль 2019 г. в размере 11 415 529, 86 руб.; неустойку в соответствии с п. 2 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" за несвоевременную оплату долга в размере 1 760 461, 58 руб.; неустойку за каждый день просрочки, начиная с 24.12.2019 по день фактической уплаты суммы задолженности на сумму основного долга.
Решением Арбитражного суда Московской области от 26.12.2019 по делу N А41-67938/19 заявленные требования удовлетворены частично.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении иска, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в письменных пояснениях, просил решение суда первой инстанции в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу ч. 5 ст. 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений
Поскольку от лиц, участвующих в деле, соответствующих возражений не поступало, законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверяется апелляционным судом только в обжалуемой части.
Изучив апелляционную жалобу, письменные пояснения, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Между сторонами заключен договор энергоснабжения N 533 от 01.06.2007 (далее - договор), по условиям которого гарантирующий поставщик в лице АО "КЭС" обязался поставлять (продавать) абоненту электрическую энергию (мощность) на условиях, предусмотренных настоящим договором и действующим законодательством, в объеме договорных величин потребления электрической энергии, а абонент обязуется оплачивать принятую электроэнергию (мощность) в соответствии с условиями настоящего договора.
Как указывает истец, ответчиком ненадлежащим образом исполнялись обязательства по оплате поставленной в периоды сентябрь 2018 г. - февраль 2019 г. электрической энергии, в результате чего образовалась задолженность в размере 11 415 529, 86 руб. (с учетом удовлетворенного судом ходатайства об уточнении исковых требований).
Истцом в адрес ответчика была направлена претензия об оплате задолженности по договору, однако указанная претензия осталась без ответа.
Поскольку ответчик не погасил задолженность, АО "КЭС" обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Согласно п. 1 ст. 309, п. 1 ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В настоящем деле рассматривается спор, возникший в связи с исполнением договора, являющегося по своей правовой природе договором энергоснабжения, к этим правоотношениям применимы нормы параграфа 6 главы 30 ГК РФ, а также общие положения об обязательствах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (ст. 544 ГК РФ).
Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении (п. 1 ст. 541 ГК РФ).
В силу п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 36 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - правила N 354) расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.
Согласно п. 38 правил N 354, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Пунктом 40 правил N 354 предусмотрено, что потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 306).
В соответствии с п. 1 правил N 306, "норматив потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме" - определяемый в соответствии с настоящими Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг, а также размера расходов потребителей в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
Согласно п. 4(1) Правил N 306, при определении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома: а) в отношении холодной и горячей воды - этажность, износ внутридомовых инженерных систем, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая), вид системы горячего водоснабжения, оснащенность в местах общего пользования водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием; б) в отношении электроэнергии - количество и типы потребляющих электроэнергию оборудования и устройств, износ внутридомовых инженерных систем.
Пунктом 7(1) Правил N 306 предусмотрено, что при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме используются следующие показатели: в) в отношении электрической энергии - кВт·час на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Установление нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме производится по инициативе уполномоченных органов, ресурсоснабжающих организаций, а также управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных или иных специализированных потребительских кооперативов либо их объединений (п. 9 Правил N 306).
Нормативы потребления устанавливаются: в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, - по каждому виду потребляемых коммунальных ресурсов (за исключением тепловой энергии), которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома, а также наличием ресурсопотребляющего оборудования и устройств, включенных в состав общего имущества (п. 10 Правил N 306).
Срок действия нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме составляет не менее 3 лет. Указанные нормативы в течение этого периода пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами (п. 14 Правил N 306).
Изменение нормативов потребления коммунальных услуг, и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке, определенном для их установления (п. 15 Правил N 306).
В соответствии с пунктами 19, 23 Правил N 306, нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются с применением расчетного метода. Применяемые для установления нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме методы указываются в нормативном правовом акте об утверждении соответствующих нормативов.
Согласно п. 29 Правил N 306, нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по каждому виду коммунальных ресурсов включают нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, электрической энергии во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома), а также объем коммунальных ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
Нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме не включают расходы коммунальных ресурсов, возникшие в результате нарушения требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных систем, Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 г. N 25 "Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями", и Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность".
Согласно пункту 37 приложения N 1 к Правилам N 306 норматив потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме рассчитывается на основании расхода электрической энергии по следующим группам оборудования, являющегося общим имуществом МКД: осветительные установки - исходя из определяемых уполномоченным органом суммарной мощности установленных осветительных приборов, количества часов работы в году и коэффициента, учитывающего наличие перегоревших ламп, находящихся в стадии замены; силовое оборудование лифтов, включая схемы управления и сигнализации, освещение кабин лифтов и лифтовых шахт, - исходя из определяемых уполномоченным органом суммарной мощности установленного оборудования, количества часов работы в году и среднегодового коэффициента использования мощности в режиме работы (подъем и спуск кабины), а также суммарной мощности установленного оборудования, количества часов работы в году и среднегодового коэффициента использования мощности в режиме ожидания; системы противопожарного оборудования и дымоудаления, дверные запирающие устройства, усилители телеантенн коллективного пользования, насосное оборудование холодного и горячего водоснабжения, а также системы отопления и другое оборудование - исходя из мощности установленного оборудования и определяемых уполномоченным органом количества часов работы в году и среднегодового коэффициента использования мощности.
Согласно этому же пункту, определение нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды с применением расчетного метода производится по формуле 34, как отношение суммарного годового потребления электрической энергии (кВт.ч) соответствующей группой оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирных домах к произведению общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах и количества месяцев в году (12).
Пунктом 3 преамбулы к Правилам N 306 установлено, что разъяснения по применению Правил, утвержденных настоящим Постановлением, дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России).
Согласно разъяснениям Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.12.2015 N 42868-ОД/04, при определении норматива потребления коммунальных услуг по электроснабжению на общедомовые нужды многоквартирного дома учитываются помещения, отвечающие критериям, установленным статьей 36 ЖК РФ.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, к общему имуществу МКД относятся помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Пунктом 2 Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписано не позднее 1 июня 2017 г. утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений настоящего постановления.
Распоряжением N 63-РВ от 22.05.2017 Министерства Жилищно-коммунального хозяйства Московской области (далее - распоряжение N 63-РВ) утверждены нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Московской области (приложение 2); установлено, что нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД, определены расчетным методом и вводятся в действие с 01.06.2017. Признано утратившим силу распоряжение Министерства ЖКХ Московской области от 20.10.2016 N 200-РВ "Об утверждении нормативов в целях содержания общего имущества в МКД (нормативов потребления коммунальных услуг на ОДН) на территории Московской области" с 01.06.2017.
Приложением 2 к распоряжению N 63-РВ от 22.05.2017 установлены нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Московской области: МКД, не оборудованные лифтами и электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения 0,61 кВт/ч в месяц на кв.м.; МКД, оборудованные лифтами и не оборудованные электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения 2,88 кВт/ч в месяц на кв.м.
Из примечания к приложению 2 к распоряжению 3 63-РВ от 22.05.2017 прямо следует, что при определении размера расходов на оплату коммунального ресурса электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме учитывается общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяемая как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам (п.1); при определении размера расходов на оплату коммунального ресурса электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме не должны учитываться площади чердаков, подвалов и других помещений, не указанных в пункте 1 настоящих примечаний (п.2); при определении нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме учтены показатели расходов электрической энергии при содержании и эксплуатации общего имущества в многоквартирном доме, включая расходы на освещение чердаков и подвалов (п. 3).
Таким образом, как следует из указанного распоряжения, принятого в порядке, предусмотренным нормами ЖК РФ, не отмененного и не измененного в установленном порядке, при определении нормативов учтены показатели расходов электрической энергии на содержание общего имущества в МКД, в процессе которых используется энергетический ресурс, включая технические этажи, чердаки и подвалы.
Следовательно, в оплачиваемый собственниками жилых помещений МКД расчет объёма потребленной электрической энергии на содержание общего имущества МКД уже включены показатели расхода потребленной электрической энергии, используемой при содержании и эксплуатации чердаков и подвалов.
Как указано в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2015, при определении стоимости услуг по передаче электрической энергии потребитель услуг и исполнитель услуг не вправе самостоятельно изменять величины ставок тарифов, указанных в правовом акте, которым утвержден тариф.
Согласно п. 4 примечания к Постановлению администрации городского округа Красногорск Московской области от 26.12.2018 N 3532/12 "Об утверждении размера платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда городского округа Красногорск, для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, а также для собственников помещений, которые на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, на территории городского округа Красногорск", расходы на коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определяются в соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации и распоряжением N 63-РВ.
Вывод суда первой инстанции о том, что включение в расходы на оплату электроэнергии в целях содержания общего имущества собственников помещений в МКД площадей подвалов и чердаков является незаконным, соответствует сложившейся правоприменительной практике (определения Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2015 N 305-ЭС15-782, от 19.06.2015, N 305-ЭС15-2617, от 19.06.2015 N 305-ЭС15-1689, от 19.06.2015 N 305-ЭС15-2485, от 19.06.2015 N 305-ЭС15-2517, от 19.06.2015 N 305-ЭС15- 2545, от 19.06.2015 N 305-ЭС15-2487, от 22.06.2015 N 305-ЭС15-1385, от 26.10.2015 N 305-ЭС15-8748, от 26.10.2015 N 305-ЭС15-8068, от 08.05.2015 N 310-ЭС14-8432).
Так, в частности, в Определении N 304-ЭС19-16030 от 05.09.2019 по делу N А70-17564/18 Верховный суд Российской Федерации согласился с выводами суда первой инстанции о том, что включение в расходы на оплату электроэнергии в целях содержания общего имущества собственников помещений в МКД площадей подвалов и чердаков является незаконным.
В данном случае норматив, введенный распоряжением N 63-РВ, не оспорен, недействительным не признан.
Доводы апелляционной жалобы о том, что расходы на оплату электроэнергии в целях содержания общего имущества собственников помещений в МКД следует учитывать площади подвалов и чердаков прямо противоречат распоряжению N 63-РВ.
Доводы истца о том, что данное распоряжение не соответствует положениям ст. 36 ЖК РФ ошибочны и сделаны без учета надлежащего толкования положений данных актов, поскольку в распоряжении прямо указано на то, что при определении нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме уже учтены показатели расходов электрической энергии при содержании и эксплуатации общего имущества в многоквартирном доме, включая расходы на освещение чердаков и подвалов.
Иных распоряжений, изменивших данный норматив, уполномоченным органом не принималось. Доказательств об обратном в дело не представлено.
Разъяснения Минстроя России от 29.12.2015, на которые ссылается истец, не противоречат разъяснениям Министерства ЖКХ Московской области от 18.11.2019 N 12ТГ-31061.
Согласно письму Министерства ЖКХ Московской области от 18.11.2019 N 12ТГ31061, нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению в целях содержания общего имущества в МКД утверждены распоряжением N 63-РВ, расчетным методом и в соответствии с требованиями Правил N 306, из расчета на один квадратный метр общей площади. При определении нормативов, утвержденных распоряжением N 63-РВ, учтены показатели расходов электроэнергии на содержание общего имущества в МКД, в процессе эксплуатации которых используется энергетический ресурс, включая технические этажи, чердаки и подвалы, что соответствует требованиям Правил N 306.
Вместе с тем, при определении размера расходов на оплату объема коммунального ресурса электроэнергии предоставленной на общедомовые нужды в МКД, рассчитывается с учетом общей площади помещений, входящих в состав общего имущества МКД (согласно сведениям, указанным в паспорте МКД), не включая площадь чердаков и подвалов.
Таким образом, в оплачиваемый собственниками жилых помещений МКД расчет объема потребленной электрической энергии на содержание общего имущества МКД уже включены показатели расхода потребленной электроэнергии, используемой при содержании и эксплуатации чердаков и подвалов.
Довод истца о том, что Распоряжение N 63-РВ противоречит федеральному законодательству и, в частности положениям ст. 36 ЖК РФ, основан на ошибочном толковании закона и не соответствует фактическим обстоятельствам, поскольку распоряжение N 63-РВ не изменяет перечень общедомового имущества.
Данным постановлением устанавливаются нормативы, для расчета которых были использованы количественные показатели, в том числе в указанный норматив заложена постоянная величина потребления электроэнергии при содержании чердаков и подвалов.
В свою очередь право истца на защиту своих интересов также не нарушено, поскольку пунктом 9 Правил N 306 предусмотрено, что нормативы устанавливаются, в том числе, по инициативе ресурсоснабжающих организаций.
Истец не был лишен возможности в установленном порядке обратиться в соответствующие органы для урегулирования данной ситуации.
При таких обстоятельствах судебная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае включение в расходы на оплату электроэнергии в целях содержания общего имущества собственников помещений в МКД площадей подвалов и чердаков является незаконным.
С учётом контррасчёта ответчика, произведённого на основании установленного распоряжением N 63-РВ норматива потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, сумма задолженности по оплате электроэнергии по договору энергоснабжения N 533 от 01.06.2007 за периоды: сентябрь 2018 - февраль 2019 составляет 2 095 342, 20 руб.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчиком из расчета, помимо площадей чердаков и подвалов, были также исключены площади колясочных, детских комнат, мастерских, технических этажей, комнат консьержа, электрощитовых и других мест общего пользования, не могут быть приняты во внимание апелляционным судом, поскольку данные обстоятельства документально не подтверждены.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Доказательства представляются лицами, участвующими в деле (ч. 1 ст. ст. 65, 66 АПК РФ).
Статья 68 АПК РФ предусматривает, что обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Вместе с тем, истец не представил в материалы дела доказательств, подтверждающих его доводы, не представил соответствующий контррасчет, а также доказательства, опровергающие расчет ответчика.
При этом как следует из пояснений ответчика, расчет ответчика произведен без учета площадей чердаков и подвалов, который был произведен с участием, как истца, так и ответчика в судебном заседании суда первой инстанции, в то время как возражений относительно правильности данного расчета, с учетом необходимости вычета площадей чердаков и подвалов, истцом заявлено не было.
Истцом также заявлено требование о взыскании неустойки в размере 1 760 461, 58 руб., рассчитанной исходя из суммы основного долга в размере 11 415 529, 86 руб.
Согласно п. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
На основании пункта 1 статьи 332 ГК РФ кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
В рассматриваемом случае заявленная к взысканию неустойка начислена истцом на основании абз. 10 п. 2 ст. 37 Федерального закона "Об электроэнергетике"
Согласно представленному ответчиком расчету неустойки, основанному на принятой судом позиции ответчика и размере основного долга, размер пени для ответчика составляет 347 065, 76 руб.
Расчет неустойки, представленный ответчиком, апелляционным судом проверен и признан верным.
Учитывая изложенное выше, апелляционный суд приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из доводов заявителя, материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается. Иных, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного акта доводов, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 26.12.2019 по делу N А41-67938/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-67938/2019
Истец: АО "КРАСНОГОРСКЭНЕРГОСБЫТ"
Ответчик: ООО "ДИРЕКЦИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЗДАНИЙ", ООО "ДЭЗ"
Хронология рассмотрения дела:
11.08.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-11416/20
19.03.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-2382/20
26.12.2019 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-67938/19
22.10.2019 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-67938/19