г. Пермь |
|
08 апреля 2019 г. |
Дело N А60-46226/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 апреля 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.М. Зарифуллиной,
судей Т.В. Макарова, С.И. Мармазовой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Д.Д. Малышевой,
при участии в судебном заседании:
от должника Акшенцевой О.А. - Танкиева К.В., паспорт, доверенность от 13.12.2018;
от кредитора Правительства Свердловской области - Кострицкий С.И., удостоверение, доверенность от 27.11.2017,
от иных лиц, участвующих в деле, представители не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу должника Акшенцевой Ольги Александровны
на определение Арбитражного суда Свердловской области
от 28 января 2019 года
о включении требования Правительства Свердловской области в лице министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области в размере 1 386 000 рублей 00 копеек в реестр требований кредиторов Акшенцевой Ольги Александровны в составе третьей очереди,
вынесенное судьей Л.М. Килиной
в рамках дела N А60-46226/2018
по заявлению Акшенцевой Ольги Александровны (ИНН 744410192474) о признании её несостоятельной (банкротом),
установил:
Акшенцева Ольга Александровна обратилась в арбитражный суд 08.08.2018 через систему "Мой Арбитр" с заявлением о признании себя банкротом.
Определением суда от 15.08.2018 заявление принято к производству арбитражного суда, возбуждено настоящее дело о банкротстве.
Определением суда от 20.09.2018 (резолютивная часть от 17.09.2018) заявление Акшенцевой Ольги Александровны (20.04.1985 г.р., уроженка г. Сибай Башкирской АССР; ИНН 744410192474; СНИЛС 146-807- 781 96; адрес регистрации: Челябинская обл., г. Магнитогорск, пр. К. Маркса, д. 75, кв. 37) признано обоснованным, в отношении нее введена процедура реструктуризации долгов гражданина. Финансовым управляющим имуществом должника утверждена Фогилева Флюра Сагмановна, член союза "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Альянс".
Сообщение о введении процедуры реструктуризации долгов гражданина опубликовано в газете "Коммерсантъ" N 178 от 29.09.2018, в ЕФРСБ сведения опубликованы 24.09.2018.
Решением суда от 17.01.2019 (резолютивная часть от 16.01.2019) Акшенцева Ольга Александровна признана несостоятельной (банкротом), введена процедура реализации имущества гражданина сроком до 16.07.2019. Исполняющим обязанности финансового управляющего имуществом должника утверждена Фогилева Флюра Сагмановна, член союза "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Альянс".
Сообщение о введении процедуры реализации имущества гражданина опубликовано в газете "Коммерсантъ" N 14 от 26.01.2019, стр. 147.
24.12.2018 в арбитражный суд поступило заявление Правительства Свердловской области в лице министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области о включении в реестр требований кредиторов в рамках дела о признании Акшенцева О.А. несостоятельной (банкротом), определением от 26.12.2018 заявление принято к производству суда. Заявитель просил восстановить пропущенный срок на включение в реестр требований кредиторов Акшенцевой О.А.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 28.01.2019 ходатайство Правительства Свердловской области в лице министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области о восстановлении пропущенного срока на включение в реестр требований кредиторов Акшенцевой О.А. удовлетворено. Требование кредитора Правительства Свердловской области в лице министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области в размере 1 386 000 рублей 00 копеек включено в реестр требований кредиторов Акшенцевой Ольги Александровны в составе третьей очереди.
Не согласившись с вынесенным определением, должник Акшенцева О.А. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований о включении в реестр кредиторов, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела
В обоснование жалобы ее заявитель указывает на то, что она состояла в трудовых отношениях с аппаратом губернатора Свердловской области и правительства Свердловской области. В соответствии с соглашением и положением о порядке и условиях предоставления государственным гражданским служащим Свердловской области субсидии для осуществления части расходов на приобретение жилою помещения за счет средств областного бюджета и определения ее размена, утвержденного указом губернатора Свердловской области от 21.05.2015 N 216-УГ (далее - положение) ей была предоставлена субсидия на приобретение жилого помещения, В государственный орган Акшенцевой О.А. предоставлены документы. подтверждающие использование средств субсидии на приобретение жилого помещения в целях, установленных законом Свердловской области. Обязательства исполнены Акшенцевой О.А. надлежащим образом. Акшенцева О.А. в результате использования полученной субсидии стала собственником жилого помещения 09.10.2017, чем реализовала, предоставленное ей законом право, на улучшение своих жилищных условий. Владела приобретенной квартирой до расторжения договора купли-продажи 08.12.2017. Установленный пунктом 34 положения перечень оснований возврата предоставленной субсидии является исчерпывающим, расширенному толкованию не подлежит. Такое основание, как расторжение договора купли-продажи по какой-либо причине, указанным пунктом не предусмотрено. В связи с чем, обязанности для возврату субсидии у Акшенцевой О.А. не возникло, требование кредитора о возврате субсидии, фактически использованной на цель, установленную законом и заключенным между кредитором и Акшенцевой О.А. соглашением, не основано на законе. В отношении нее применено дисциплинарное взыскание в виде выговора за совершение дисциплинарного проступка, выразившегося в ненадлежащем исполнении государственным гражданским служащим Свердловской области по его вине предусмотренных в п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", ею оспорено в судебном порядке. В связи с чем, ею заявлено ходатайство об отложении рассмотрения настоящего обособленного спора, которое необоснованно отклонено арбитражным судом, существенно ограничив право заявителя на предоставлении дополнительных доказательств вышеприведенных доводов.
До начала судебного разбирательства от Правительства Свердловской области в лице министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просят оставить определение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Указав на правомерность и обоснованность судебного акта. Доводы отзыва аналогичны доводам, указанным в заявлении о включении в реестр. Полагает, суд правомерно отклонил ходатайство об отложении судебного заседания, в отсутствие оснований, предусмотренных статьей 158 АПК РФ.
В судебном заседании представитель Акшенцевой О.А. поддержала доводы апелляционной жалобы, считает определение суда первой инстанции незаконным и необоснованным. Просит определение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить. Дополнительно пояснив, что денежные средства после расторжения договора купли-продажи Акшенцева О.А. получила, в настоящее время они находятся у нее. Новое жилье ею не приобретено, доказательства приобретения иного жилого помещения отсутствуют. Соглашение Акшенцевой О.А. было выполнено в полном объеме, субсидия была использована по целевому назначению, расторжение договора купли - продажи в данном случае не имеет правового значения.
Представитель Правительства Свердловской области в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве. Считает определение суда законным и обоснованным. Просит оставить определение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Дополнительно указав, обязательный досудебный порядок был ими соблюден, судом срок для включения в реестр требований кредиторов восстановлен. Доказательств целевого использования денежных средств должником не имеется, поскольку и на сегодняшний день должником не раскрыты обстоятельства нахождения денежных средств, поэтому требования Правительства Свердловской области должны быть включены в реестр требований кредиторов. То обстоятельство, что решение о применении к Акшенцевой О.А. дисциплинарного взыскания оспаривается, к настоящему делу не относится.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как установлено судом и следует из материалов дела, процедура банкротства в отношении должника была возбуждена 15.08.2018. Определением суда от 20.09.2018 в отношении должника введена процедура реструктуризации долгов гражданина, финансовым управляющим утверждена Фогилева Ф.С.
24.12.2018 в арбитражный суд поступило заявление Правительства Свердловской области в лице министерства по управлению государственным имуществом Свердловской Области о включении требования в реестр требований кредиторов должника. Поскольку денежные средства, предоставленные Акшенцевой О.А. в качестве субсидии для осуществления части расходов на приобретение жилого помещения за счет средств областного бюджета, не использованы по назначению и, как следствие, цель предоставления субсидии не достигнута.
Удовлетворяя заявление Правительства Свердловской области в лице министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области о включении требования в реестр требований кредиторов, суд первой инстанции восстановил срок для предъявления требований и признал обоснованными требование кредитора исходя из отсутствия доказательств, подтверждающих исполнение должником обязательств по целевому использованию субсидии и цель, на которую направлены средства областного бюджета, для осуществления части расходов на приобретение жилого помещения, не была достигнута.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее в пределах заявленных доводов и возражений, выслушав лиц, участвующих в деле, проанализировав нормы материального и процессуального прав, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
В соответствии со статьей 214.1 Закона о банкротстве отношения, связанные с банкротством граждан и не урегулированные настоящей главой, регулируются главами I - III.1, VII, VIII, параграфом 7 главы IX и параграфом 2 главы XI данного Федерального закона.
В силу пункта 2 статьи 213.8 Закона о банкротстве для целей включения в реестр требований кредиторов и участия в первом собрании кредиторов конкурсные кредиторы, в том числе кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества гражданина, и уполномоченный орган вправе предъявить свои требования к гражданину в течение двух месяцев с даты опубликования сообщения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом в порядке, установленном статьей 213.7 настоящего Федерального закона. В случае пропуска указанного срока по уважительной причине он может быть восстановлен арбитражным судом.
Согласно статьям 71 и 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны.
При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве суд должен исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.
При этом следует учитывать, что согласно пункту 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве", в силу пунктов 3 - 5 статьи 71 и пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны. При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.
Заявителем в рамках дела о банкротстве должника Акшенцевой О.А. предъявлено требование по установлению задолженности, возникшей в связи со следующими обстоятельствами.
Материалами дела установлено, подтверждено документально и не опровергнуто должником, что Акшенцева О.А. состояла в трудовых отношениях с аппаратом губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области, занимала должность заместителя заведующего секретариатом губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области.
В соответствии с Указом губернатора Свердловской области от 21.05.2015 N 219-УГ "Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления государственным гражданским служащим Свердловской области субсидии для осуществления части расходов на приобретение жилого помещения за счет средств областного бюджета и определения ее размера", на основании распоряжения Правительства Свердловской области от 23.09.2016 N881-РП "О предоставлении субсидии для осуществления части расходов на приобретение жилого помещения за счет средств областного бюджета лицам, замещающим должности государственной гражданской службы Свердловской области" с Акшенцевой Ольгой Александровной Правительством Свердловской области в лице временно исполняющего обязанности Председателя Правительства Свердловской области Орлова Алексея Валерьевича было заключено соглашение об использовании государственным гражданским служащим Свердловской области субсидии для осуществления части расходов на приобретение жилого помещения от 05.10.2016 N 182 (далее - соглашение).
Как следует из материалов дела, правительством Свердловской области в безналичной форме произведено перечисление средств субсидии О.А. Акшенцевой в размере 1 386 000 рублей.
Согласно пункту 31 Положения о порядке и условиях предоставления государственным гражданским служащим Свердловской области субсидии для осуществления части расходов на приобретение жилого помещения за счет средств областного бюджета и определения ее размера, утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 21.05.2015 N 219-УГ (далее - Положение), субсидия используется государственным гражданским служащим исключительно в целях, установленных законом Свердловской области, регулирующим особенности государственной гражданской службы Свердловской области. Средства субсидии должны быть направлены служащим на соответствующую оплату в течение одного года со дня перечисления средств на его счет, открытый в кредитной организации.
06.10.2017 Акшенцевой О.А. заключен договор купли-продажи жилого помещения, согласно которому Акшенцева О.А. обязуется принять и оплатить в соответствии с условиями договора квартиру, расположенную в жилом доме по адресу: г. Екатеринбург, ул. Бажова, д.68, кв.184.
Денежные средства в размере 1 386 000 рублей переданы Акшенцевой О.А. в счет оплаты части стоимости квартиры собственнику квартиры Н.В. Резник 06.10.2017, что подтверждается копией расписки Н.В. Резник.
Сторонами договора установлен следующий порядок оплаты стоимости квартиры: часть стоимости квартиры в размере 1 386 000 рублей Акшенцева О.А. оплачивается из средств субсидии; оставшаяся часть стоимости квартиры в размере 614 000 рублей оплачивается Акшенцевой О.А. наличными денежными средствами после регистрации договора, но не позднее 20.12.2017.
Как указал заявитель, при анализе сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год Акшенцевой Ольги Александровны выявлено, что в справке о доходах, расходах, об имуществе и имущественных обязательствах имущественного характера за 2017 год не отражено жилое помещение, приобретенное Акшенцевой О.А. с использованием субсидии, выделенной из областного бюджета в 2016 году, а также не указаны доходы от возможной продажи указанного жилого помещения.
Пунктом 3.3. договора установлено, что Акшенцева О.А. приобретает право собственности на квартиру с момента государственной регистрации перехода права собственности в установленном законом порядке.
Согласно письменному объяснению Акшенцевой О.А. от 01.11.2018 право собственности на квартиру у последней возникло 09.10.2017, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
В связи с невозможностью исполнения договора Акшенцевой О.А. заключено соглашение о расторжении договора от 08.12.2017. Согласно выписке из ЕГРП дата государственной регистрации прекращения права собственности Акшенцевой О.А. на квартиру - 12.12.2017.
Учитывая факт расторжения договора, приобретение Акшенцевой О.А. квартиры в 2017 году не состоялось. Сведений о направлении в 2017 году средств субсидии на оплату иных жилых помещений, приобретаемых на основании договора купли-продажи, а также на иные цели, предусмотренные пунктом 3 статьи 48 Закона Свердловской области от 15 июля 2005 года N 84 - 03 "Об особенностях государственной гражданской службы Свердловской области", Акшенцевой О.А. не представлено.
С правовыми нормами Положения, регламентирующими случаи и сроки возврата средств субсидии, Акшенцева О.А. ознакомлена под роспись 06.10.2016.
По состоянию на 31.12.2017 жилые помещения в собственности Акшенцевой О.А. отсутствуют, что подтверждается Справкой, представленной Акшенцевой О.А. 04.04.2018.
Согласно пояснениям Акшенцевой О.А. от 23.10.2018, представленным в ходе анализа Департаментом кадровой политики и контроля Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год, направленных ею в 2018 году, по состоянию на октябрь 2018 года денежные средства субсидии находятся у Акшенцевой О.А..
Таким образом, в нарушение требований Положения в 2016 - 2017 годах средства субсидии Акшенцевой О.А. не использованы по назначению и, как следствие, цель предоставления субсидии не достигнута.
В соответствии со статьей 53 ФЗ от 27.07.2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, может предоставляться право на единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Условия, порядок прохождения государственной гражданской службы Свердловской области, а также дополнительные государственные гарантии в сфере обеспечения жильем государственных гражданских служащих Свердловской области, установлены Законом Свердловской области от 15.07.2005 года N 84-03 "Об особенностях государственной гражданской службы Свердловской области" (далее - Закон Свердловской области N 84-03).
С соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 48 Закона Свердловской области N 84-03 государственным гражданским служащим Свердловской области при прохождении государственной гражданской службы Свердловской области может быть предоставлено право на получение субсидии для осуществления части расходов на приобретение жилого помещения, предоставляемой за счет средств областного бюджета.
Согласно части первой пункта 3 статьи 48 Закона Свердловской области N 84-03 субсидия для осуществления части расходов на приобретение жилого помещения предоставляется государственному гражданскому служащему Свердловской области при условии, что ему не предоставлялась субсидия на указанные цели, в том числе при прохождении федеральной гражданской службы или государственной службы Российской Федерации иных видов либо муниципальной службы. Иные условия и порядок предоставления государственным гражданским служащим Свердловской области субсидий для осуществления части расходов на приобретение жилого помещения, а также максимальный размер субсидии устанавливается нормативными правовыми актами Свердловской области, принимаемыми Губернатором Свердловской области.
В пункте 2 Положения предусмотрено, что субсидия предоставляется один раз за весь период прохождения государственной гражданской службы Российской Федерации служащим, имеющим стаж государственной гражданской службы в государственных органах Свердловской области не менее трех лет и состоящим в государственном органе Свердловской области на учете служащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с частью первой пункта 3 статьи 48 Закона Свердловской N 84-03 субсидия для осуществления части расходов на приобретение жилого помещения может быть использована исключительно в целях:
1) оплаты приобретаемого на основании договора купли-продажи жилого помещения;
2) оплаты паевого взноса, если государственный гражданский служащий Свердловской области является членом жилищного, жилищно-строительного или жилищного накопительного кооператива;
3) оплаты работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства;
4) погашения долга и (или) уплаты процентов по кредитам или займам (включая ипотечные) на приобретение жилого помещения (за исключением штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по указанным кредитам или займам), в том числе по кредитам или займам, обязательство по которым возникло у государственного гражданского служащего Свердловской области до возникновения права на получение субсидии для осуществления части расходов на приобретение жилого помещения;
5) уплаты цены по договору участия в долевом строительстве жилых помещений;
6) оплаты приобретаемого в собственность жилого помещения, созданного в результате осуществления инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений.
Согласно подпункту 5 пункта 31 Положения предоставленная субсидия подлежит возврату служащим в областной бюджет в случае использования средств субсидии на цели, не установленные законом Свердловской области, регулирующим особенности государственной гражданской службы Свердловской области в течение одного месяца со дня получения требования государственного органа Свердловской области о возврате субсидии.
Получатель субсидии для осуществления части расходов на приобретение жилого помещения за счет средств областного бюджета вправе распорядиться денежными средствами, если его участие в обязательствах либо совершение им любых не противоречащих закону сделок, направленных на улучшение жилищных условий.
Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами для правильного разрешения споров о распоряжении средствами областного бюджета для осуществления части расходов на приобретение жилого помещения является установление факта улучшения жилищных условий.
Недостижение цели договора, направленной на улучшение жилищных условий, подтверждается заключением соглашения о расторжении договора купли-продажи жилого помещения (квартиры) от 08.12.2017 и расторжением заключенного договора.
Уведомление о расторжении соглашения и требование о возврате субсидии получено О.А. Акшенцевой 19.11.2018. Как указал заявитель, до настоящего времени требование о возврате субсидии не исполнено.
С учетом изложенного, можно прийти к выводу о том, что цель, на которую направлены средства областного бюджета, для осуществления части расходов на приобретение жилого помещения, не была достигнута.
В соответствии с пунктом 35 Положения возврат предоставленной субсидии (неиспользованной части предоставленной субсидии) осуществляется служащим путем перечисления средств субсидии на счет областного бюджета.
В случае если служащим не исполнена обязанность по возврату предоставленной субсидии (неиспользованной части предоставленной субсидии), истребование субсидии осуществляется государственным органом Свердловской области, заключившим со служащим соглашение об использовании субсидии, в судебном порядке.
Рассмотрев данное требование кредитора, суд первой инстанции признал его правомерным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 142 Закона о банкротстве установление размера требований кредиторов осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 100 названного Закона.
В силу статей 71 и 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны. При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве суд должен исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности. При этом необходимо иметь в виду, что целью проверки обоснованности требований является недопущение включения в реестр необоснованных требований, поскольку такое включение приводит к нарушению прав и законных интересов кредиторов, имеющих обоснованные требования, а также должника и его учредителей (участников).
Согласно статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в арбитражном процессе, обязано доказать наличие тех обстоятельств, на которые оно ссылается в обоснование своих требований или возражений.
Стороны в соответствии со статьями 8, 9 АПК РФ пользуются равными правами на представление доказательств и несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в том числе представления доказательств обоснованности и законности своих требований или возражений.
В настоящее время должником не раскрыто обстоятельств нахождения денежных средств, их целевого использования после расторжения договора купли-продажи.
Заявитель просит восстановить пропущенный срок на включение в реестр требований кредиторов Акшенцевой О.А.
Сообщение о признании должника банкротом и введении процедуры реализации имущества опубликовано в газете "Коммерсант" от 29.09.2018 N 178, в ЕФРСБ сведения включены 24.09.2018.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан", для целей включения в реестр требований кредиторов и участия в первом собрании кредиторов конкурсные кредиторы, в том числе кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества должника, и уполномоченный орган вправе предъявить свои требования к должнику в течение двух месяцев со дня опубликования сообщения о признании обоснованным заявления о признании должника банкротом в порядке, установленном статьей 213.7 Закона.
В случае пропуска указанного срока по уважительной причине он может быть восстановлен судом (пункт 2 статьи 213.8 Закона о банкротстве). Вопрос о восстановлении срока разрешается судом в судебном заседании одновременно с рассмотрением вопроса об обоснованности предъявленного требования. Восстановление пропущенного срока на предъявление требования к должнику в целях участия в первом собрании кредиторов возможно на основании ходатайства кредитора только до дня проведения первого собрания (пункт 5 статьи 213.12 Закона о банкротстве).
Отказ в восстановлении срока может быть обжалован по правилам пункта 3 статьи 61 Закона о банкротстве.
Предъявление кредитором или уполномоченным органом требования с пропуском установленного пунктом 2 статьи 213.8 Закона о банкротстве срока или отказ в его восстановлении для целей участия в первом собрании кредиторов должника не является основанием для нерассмотрения судом этого требования для целей включения в реестр. Данные требования, в случае включения в реестр требований кредиторов должника, удовлетворяются на общих условиях (абзац второй пункта 4 статьи 213.19 Закона о банкротстве). В резолютивной части определения о включении такого требования в реестр требований кредиторов должника суд указывает на отсутствие у конкурсного кредитора или уполномоченного органа права принимать участие в первом собрании кредиторов должника.
Уведомление о расторжении соглашения и требование о возврате субсидии получено Акшенцевой О.А. 19.11.2018 года. В течении месяца со дня получения указанное требование не исполнено, соответственно с 20.12.2018 у Правительства Свердловской области в лице министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области появились основания для обращения в суд с иском о возврате полученной субсидии, который в настоящем случае подлежит рассмотрению в рамках дела о банкротстве как требование о включении в реестр требований должника требования кредитора в размере 1 386 000 рублей.
Установив, что предусмотренный обязательный порядок досудебного урегулирования заявителем соблюден, суд первой инстанции восстановил указанный срок заявителю.
Указание судом первой инстанции в судебном акте на принятие заявления к рассмотрению как в процедуре реализации гражданина и при разрешении вопроса о восстановлении срока восстановление на включение в реестр требований кредиторов со ссылкой на положения пункта 4 статьи 213.24 Закона о банкротстве не привело к принятию необоснованного решения и не является основанием к его отмене.
Довод заявителя жалобы о неправомерном отклонении судом ходатайства об отложении рассмотрения обоснованности заявления Правительства Свердловской области в лице министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, подлежит отклонению, поскольку судом не установлено соответствующих оснований, предусмотренных статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы возражений на заявленные требования, которые были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Указанные доводы не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права либо о несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При отмеченных обстоятельствах определение суда первой инстанции отмене не подлежит, апелляционную жалобу, с учетом приведенных в ней доводов, следует оставить без удовлетворения.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации уплата государственной пошлины за подачу настоящей апелляционной жалобы не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, 269, 270, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Свердловской области от 28 января 2019 года по делу N А60-46226/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Л.М. Зарифуллина |
Судьи |
Т.В. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-46226/2018
Должник: Акшенцева Ольга Александровна
Кредитор: НАО "ПЕРВОЕ КОЛЛЕКТОРСКОЕ БЮРО", ПАО "СБЕРБАНК РОССИИ", ПАО БАНК ВТБ, ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Правительство Свердловской области Министерство по управлению Государственным имуществом СО, СОЮЗ "САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ "АЛЬЯНС"
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО И СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ПАО АКЦИОНЕРНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК "РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ", Фогилева Флюра Сагмановна, АССОЦИАЦИЯ "САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА", СОЮЗ "САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ "АЛЬЯНС"