г. Самара |
|
18 марта 2020 г. |
Дело N А72-15208/2019 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Сергеевой Н.В., рассмотрев единолично без проведения судебного заседания и без извещения сторон по имеющимся в деле доказательствам апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 17 декабря 2019 г. по делу N А72-15208/2019 (судья Коннова О.В.), принятое в порядке упрощенного производства по заявлению акционерного общества "ЭнергоремонТ Плюс" к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области о признании недействительным и отмене решения от 10.06.2019 г. о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования,
УСТАНОВИЛ:
Определением от 04.10.2019 вышеуказанное заявление акционерного общества "ЭнергоремонТ Плюс" (далее - общество, АО "ЭнергоремонТ Плюс") к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области (далее - управление) принято к производству Арбитражного суда Ульяновской области, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 АПК РФ, для сторон установлены сроки для представления в суд и друг другу доказательств по делу.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам, предусмотренным главой 29 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 17 декабря 2019 г. признано недействительным решение N 083S19190004416 от 10.06.2019 государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области обязано устранить допущенные нарушения прав и законных интересов акционерного общества "ЭнергоремонТ Плюс", распределены расходы по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, предусмотренным статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что в данной ситуации страхователем дополняющие сведения представлены на иных лиц, т.е. на тех, на которых ранее сведения не представлялись. Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ, пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения камеральной проверки представленных заявителем сведений индивидуального (персонифицированного) учета (СЗВ-М (дополняющая)) за октябрь 2018 года управлением установлено нарушение заявителем пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), что выразилось в следующем: 14.02.2019 страхователем представлены сведения за отчетный период октябрь 2018 года (представлена дополняющая форма СЗВ-М на 6 застрахованных лиц), в исходной форме за октябрь 2018 года, представленной страхователем 12.11.2018, сведения об указанных застрахованных лицах отсутствовали.
По результатам проверки управлением составлен акт от 19.04.2019 N 083S18190003651, на основании которого принято решение N 083S19190004416 от 10.06.2019 о привлечении страхователя - общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленный срок сведений предусмотренных п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 3 000 руб.
Обществу направлено требование N 083S01190004737 от 10.07.2019, в котором предложено добровольно уплатить сумму штрафа в установленный срок.
Не согласившись с вышеуказанным решением, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением, рассматриваемым в рамках настоящего дела.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
12.11.2018 общество предоставило в управление отчет по форме СЗВ-М за октябрь 2018 года в установленный Законом N 27-ФЗ срок по имевшимся на дату представления сведениям. Однако по причине технических настроек системы учета, в отчете по форме СЗВ-М за октябрь 2018 года информация о застрахованных лицах в отношении шести работников не отразилась. Причина сбоя системы не зависела от сотрудников общества. Обществом самостоятельно были представлены сведения в отношении вышеуказанных застрахованных лиц после выявления факта сбоя программного обеспечения путем направления дополняющей формы СЗВ-М. Кроме того, общество указало, что спорное решение вынесено в отношении ненадлежащего лица - Волжского филиала АО "ЭнергоремонТ Плюс", а не общества как юридического лица.
Управление с требованиями заявителя не согласилось по доводам, изложенным в отзыве, указав, что финансовые санкции не применяются в случае представления страхователем уточненных (исправленных) сведений в отношении только того застрахованного лица, в ранее представленных сведениях о котором страхователем выявлены ошибки. Управление указало, что в данном случае расхождения в представленных обществом сведениях по формам СЗВ-М за октябрь 2018 года и по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год были выявлены управлением, а не страхователем, которому 13.02.2019 по ТКС был направлен протокол проверки. Кроме того указало, что спорное решение вынесено в отношении общества как юридического лица, поскольку все указанные в решении реквизиты (ИНН, юридический адрес, КПП) указывают на то, что решение вынесено в отношении юридического лица, а не его филиала. Кроме того, данное решение было направлено по адресу юридического лица, а также по адресу филиала.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" заявитель является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 указанного Закона страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно статье 1 Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15 -го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
При реализации указанной нормы под работающими гражданами понимаются лица, указанные в статье 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Таким образом, работодатель, зарегистрированный в Пенсионном фонде Российской Федерации в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию, обязан представлять отчетность по индивидуальному (персонифицированному) учету, в том числе по форме СЗВ-М, в соответствии с нормами действующего законодательства в отношении застрахованных лиц, работающих в организации по трудовому договору или гражданско-правовому договору, на вознаграждения по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы, поскольку на указанных лиц распространяется режим обязательного пенсионного страхования и при уплате страховых взносов у них образуются пенсионные права.
Согласно статье 8 Закона N 27-ФЗ сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, представляемые в соответствии с настоящим Федеральным законом в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации.
Для представления указанной ежемесячной отчетности постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п утверждена форма СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах". В поле "Тип формы (код)" отчета по форме СЗВ-М предусмотрено проставление одного из ниже перечисленных кодов: "исхд", "доп" и "отмн":
- код "исхд" (исходная форма) - впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период;
- код "доп" (дополняющая форма) - подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
- код "отмн" (отменяющая форма) - подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ установлено, что органы Пенсионного фонда обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных названным Федеральным законом.
Согласно статье 17 Закона N 27-ФЗ при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
Статьей 17 Закона N 27-ФЗ установлена ответственность страхователя за непредставление в установленный срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ, в виде финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах установлена также статьей 15 Закона N 27-ФЗ, одновременно предоставляющей страхователю право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Указание о возможности страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах и соответственно неприменения финансовых санкций содержится в пунктах 37, 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (действует с 19.02.2017, далее -Инструкция N 766н).
Согласно пункту 37 указанной Инструкции при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки управление установило, что 12.11.2018 общество представило сведения за октябрь 2018 года в отношении 782 застрахованных лиц, то есть в установленный законом срок. Указанные сведения были приняты управлением.
14.02.2019 общество от управления получило уведомление об устранении ошибок в представленных сведениях (в сведениях за октябрь 2018 года отсутствовали сведения в отношении 6 застрахованных лиц).
В этот же день 14.02.2019 общество представило сведения по дополняющей форме в отношении 6 застрахованных лиц, ранее не указанных в исходной форме.
В соответствии с пунктом 39 Инструкции N 766н за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений о каждом застрахованном лице либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Таким образом, финансовые санкции не подлежат применению при условии исправления страхователем ошибок в сведениях в установленный срок, а также в случае самостоятельного выявления ошибки до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В связи с этим, учитывая, что общество 14.02.2019, в день получения от управления уведомления о наличии ошибок в представленных сведениях, представило в управление соответствующие дополнительные сведения, основания для начисления управлением страхователю финансовых санкций отсутствуют, что следует и из правовой позиции, изложенной, в частности, в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, от 05.07.2019 N 308-ЭС19-975.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Из анализа норм действующего пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных страхователей и освобождение их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Указанный подход подлежит распространению также и на страхователей, представивших в органы пенсионного фонда уточненные (исправленные) индивидуальные сведения о застрахованных лицах, в отношении которых соответствующим органом пенсионного фонда страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, до истечения установленного срока.
То обстоятельство, что дополнительные сведения были представлены в отношении застрахованных лиц, не указанных в первоначальных сведениях о застрахованных лицах за спорный период, не может лишать общество возможности без применения к нему штрафных санкций исправить допущенную ошибку и представить дополнительные сведения о застрахованных лицах, о которых первоначально такие сведения не подавались.
Исправляя ошибку в первоначально представленных сведениях о застрахованных лицах за октябрь 2018 года, до истечения срока, установленного в уведомлении управления об устранении имеющихся расхождений, общество реализовало свое право на исправление представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в управление дополнительных сведений за этот период, которые ранее не представлялись.
Страхователь воспользовался правом, предоставленным статьей 15 Закона N 27-ФЗ, дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Управлением не установлено, что представленные дополняющие сведения являются неполными и (или) содержат недостоверные сведения.
Довод управления о том, что правонарушение, вменяемое страхователю, состоит в непредставлении сведений на 6 застрахованных лиц в установленный срок, суд не принимает, так как статья 15 Закона N 27-ФЗ предоставляет право страхователю дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах, то есть не исключительно непосредственно в сведениях, уже представленных по форме СЗВ-М, но также и путем представления сведений на лиц по форме "дополняющая", ошибочно не включенных в форму первоначальных сведений.
Довод управления о неприменении вышеуказанной правовой позиции, в частности, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, с 01.10.2018, т.е. с учетом приказа Минтруда России от 14.06.2018 N 385н, судом отклоняется, так как новая редакция пункта 39 Инструкции N 766н не лишает страхователя права скорректировать свою отчетность, тем более что сведения по форме "исходная" были представлены обществом и приняты управлением.
Взаимосвязанные положения статьи 15 Закона N 27-ФЗ, пунктов 37, 39 Инструкции N 766н и Постановления N 83п позволяют установить, что исправления и корректировки сведений в установленный срок при выявлении ошибки (ошибок) в ранее представленных сведениях в отношении застрахованных лиц вносились и вносятся в форму СЗВ-М в особом порядке и не квалифицируются в качестве правонарушения, предусмотренного статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Инструкция N 766н разработана в соответствии с положениями Закона N 27-ФЗ, который имеет большую юридическую силу относительно приказа от 14.06.2018 N 385н. Указанные выше положения Закона N 27-ФЗ, предоставляющие заявителю право дополнять и уточнять ранее переданные им сведения о застрахованных лицах, не изменились и подлежат применению к спорным правоотношениям.
В целом по смыслу статей 15, 17 Закона N 27-ФЗ, по мнению суда, законодатель устанавливает режим сотрудничества между страхователями и Пенсионным фондом, обратный подход не будет стимулировать добросовестных страхователей к последующему контролю своей отчетности для создания дополнительной гарантии защиты прав застрахованных лиц.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что к страхователю финансовые санкции в рассматриваемом случае применяться не должны, в связи с чем оспариваемое решение управления следует признать недействительным.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения камеральной проверки представленных заявителем сведений индивидуального (персонифицированного) учета (СЗВ-М (дополняющая)) за октябрь 2018 года управлением установлено нарушение заявителем пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), что выразилось в следующем: 14.02.2019 страхователем представлены сведения за отчетный период октябрь 2018 года (представлена дополняющая форма СЗВ-М на 6 застрахованных лиц), в исходной форме за октябрь 2018 года, представленной страхователем 12.11.2018, сведения об указанных застрахованных лицах отсутствовали.
По результатам проверки управлением составлен акт от 19.04.2019 N 083S18190003651, на основании которого принято решение N 083S19190004416 от 10.06.2019 о привлечении страхователя - общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленный срок сведений предусмотренных п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 3 000 руб.
Обществу направлено требование N 083S01190004737 от 10.07.2019, в котором предложено добровольно уплатить сумму штрафа в установленный срок.
Не согласившись с вышеуказанным решением, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением, рассматриваемым в рамках настоящего дела.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
12.11.2018 общество предоставило в управление отчет по форме СЗВ-М за октябрь 2018 года в установленный Законом N 27-ФЗ срок по имевшимся на дату представления сведениям. Однако по причине технических настроек системы учета, в отчете по форме СЗВ-М за октябрь 2018 года информация о застрахованных лицах в отношении шести работников не отразилась. Причина сбоя системы не зависела от сотрудников общества. Обществом самостоятельно были представлены сведения в отношении вышеуказанных застрахованных лиц после выявления факта сбоя программного обеспечения путем направления дополняющей формы СЗВ-М. Кроме того, общество указало, что спорное решение вынесено в отношении ненадлежащего лица - Волжского филиала АО "ЭнергоремонТ Плюс", а не общества как юридического лица.
Управление с требованиями заявителя не согласилось по доводам, изложенным в отзыве, указав, что финансовые санкции не применяются в случае представления страхователем уточненных (исправленных) сведений в отношении только того застрахованного лица, в ранее представленных сведениях о котором страхователем выявлены ошибки. Управление указало, что в данном случае расхождения в представленных обществом сведениях по формам СЗВ-М за октябрь 2018 года и по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год были выявлены управлением, а не страхователем, которому 13.02.2019 по ТКС был направлен протокол проверки. Кроме того указало, что спорное решение вынесено в отношении общества как юридического лица, поскольку все указанные в решении реквизиты (ИНН, юридический адрес, КПП) указывают на то, что решение вынесено в отношении юридического лица, а не его филиала. Кроме того, данное решение было направлено по адресу юридического лица, а также по адресу филиала.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" заявитель является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 указанного Закона страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно статье 1 Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15 -го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
При реализации указанной нормы под работающими гражданами понимаются лица, указанные в статье 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Таким образом, работодатель, зарегистрированный в Пенсионном фонде Российской Федерации в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию, обязан представлять отчетность по индивидуальному (персонифицированному) учету, в том числе по форме СЗВ-М, в соответствии с нормами действующего законодательства в отношении застрахованных лиц, работающих в организации по трудовому договору или гражданско-правовому договору, на вознаграждения по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы, поскольку на указанных лиц распространяется режим обязательного пенсионного страхования и при уплате страховых взносов у них образуются пенсионные права.
Согласно статье 8 Закона N 27-ФЗ сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, представляемые в соответствии с настоящим Федеральным законом в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации.
Для представления указанной ежемесячной отчетности постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п утверждена форма СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах". В поле "Тип формы (код)" отчета по форме СЗВ-М предусмотрено проставление одного из ниже перечисленных кодов: "исхд", "доп" и "отмн":
- код "исхд" (исходная форма) - впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период;
- код "доп" (дополняющая форма) - подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
- код "отмн" (отменяющая форма) - подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ установлено, что органы Пенсионного фонда обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных названным Федеральным законом.
Согласно статье 17 Закона N 27-ФЗ при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
Статьей 17 Закона N 27-ФЗ установлена ответственность страхователя за непредставление в установленный срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ, в виде финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах установлена также статьей 15 Закона N 27-ФЗ, одновременно предоставляющей страхователю право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Указание о возможности страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах и соответственно неприменения финансовых санкций содержится в пунктах 37, 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (действует с 19.02.2017, далее -Инструкция N 766н).
Согласно пункту 37 указанной Инструкции при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки управление установило, что 12.11.2018 общество представило сведения за октябрь 2018 года в отношении 782 застрахованных лиц, то есть в установленный законом срок. Указанные сведения были приняты управлением.
14.02.2019 общество от управления получило уведомление об устранении ошибок в представленных сведениях (в сведениях за октябрь 2018 года отсутствовали сведения в отношении 6 застрахованных лиц).
В этот же день 14.02.2019 общество представило сведения по дополняющей форме в отношении 6 застрахованных лиц, ранее не указанных в исходной форме.
В соответствии с пунктом 39 Инструкции N 766н за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений о каждом застрахованном лице либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Таким образом, финансовые санкции не подлежат применению при условии исправления страхователем ошибок в сведениях в установленный срок, а также в случае самостоятельного выявления ошибки до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В связи с этим, учитывая, что общество 14.02.2019, в день получения от управления уведомления о наличии ошибок в представленных сведениях, представило в управление соответствующие дополнительные сведения, основания для начисления управлением страхователю финансовых санкций отсутствуют, что следует и из правовой позиции, изложенной, в частности, в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, от 05.07.2019 N 308-ЭС19-975.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Из анализа норм действующего пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных страхователей и освобождение их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Указанный подход подлежит распространению также и на страхователей, представивших в органы пенсионного фонда уточненные (исправленные) индивидуальные сведения о застрахованных лицах, в отношении которых соответствующим органом пенсионного фонда страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, до истечения установленного срока.
То обстоятельство, что дополнительные сведения были представлены в отношении застрахованных лиц, не указанных в первоначальных сведениях о застрахованных лицах за спорный период, не может лишать общество возможности без применения к нему штрафных санкций исправить допущенную ошибку и представить дополнительные сведения о застрахованных лицах, о которых первоначально такие сведения не подавались.
Исправляя ошибку в первоначально представленных сведениях о застрахованных лицах за октябрь 2018 года, до истечения срока, установленного в уведомлении управления об устранении имеющихся расхождений, общество реализовало свое право на исправление представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в управление дополнительных сведений за этот период, которые ранее не представлялись.
Страхователь воспользовался правом, предоставленным статьей 15 Закона N 27-ФЗ, дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Управлением не установлено, что представленные дополняющие сведения являются неполными и (или) содержат недостоверные сведения.
Довод управления о том, что правонарушение, вменяемое страхователю, состоит в непредставлении сведений на 6 застрахованных лиц в установленный срок, суд не принимает, так как статья 15 Закона N 27-ФЗ предоставляет право страхователю дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах, то есть не исключительно непосредственно в сведениях, уже представленных по форме СЗВ-М, но также и путем представления сведений на лиц по форме "дополняющая", ошибочно не включенных в форму первоначальных сведений.
Довод управления о неприменении вышеуказанной правовой позиции, в частности, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, с 01.10.2018, т.е. с учетом приказа Минтруда России от 14.06.2018 N 385н, судом отклоняется, так как новая редакция пункта 39 Инструкции N 766н не лишает страхователя права скорректировать свою отчетность, тем более что сведения по форме "исходная" были представлены обществом и приняты управлением.
Взаимосвязанные положения статьи 15 Закона N 27-ФЗ, пунктов 37, 39 Инструкции N 766н и Постановления N 83п позволяют установить, что исправления и корректировки сведений в установленный срок при выявлении ошибки (ошибок) в ранее представленных сведениях в отношении застрахованных лиц вносились и вносятся в форму СЗВ-М в особом порядке и не квалифицируются в качестве правонарушения, предусмотренного статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Инструкция N 766н разработана в соответствии с положениями Закона N 27-ФЗ, который имеет большую юридическую силу относительно приказа от 14.06.2018 N 385н. Указанные выше положения Закона N 27-ФЗ, предоставляющие заявителю право дополнять и уточнять ранее переданные им сведения о застрахованных лицах, не изменились и подлежат применению к спорным правоотношениям.
В целом по смыслу статей 15, 17 Закона N 27-ФЗ, по мнению суда, законодатель устанавливает режим сотрудничества между страхователями и Пенсионным фондом, обратный подход не будет стимулировать добросовестных страхователей к последующему контролю своей отчетности для создания дополнительной гарантии защиты прав застрахованных лиц.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что к страхователю финансовые санкции в рассматриваемом случае применяться не должны, в связи с чем оспариваемое решение управления следует признать недействительным.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 17 декабря 2019 г. по делу N А72-15208/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции, только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Судья Н.В.Сергеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-15208/2019
Истец: АО "ЭНЕРГОРЕМОНТ ПЛЮС"
Ответчик: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЗАСВИЯЖСКОМ РАЙОНЕ Г. УЛЬЯНОВСКА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ