г. Ессентуки |
|
18 марта 2020 г. |
Дело N А20-5105/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 марта 2020 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
судьи Егорченко И.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Наниковым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кабардино-Балкарской Республики на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 25.12.2019 по делу N А20-5105/2019, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по иску Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кабардино-Балкарской Республики, г. Нальчик (ОГРН 1020700001794, ИНН 0711026775)
к обществу с ограниченной ответственностью "Капитал МС", г. Москва (ОГРН 1027806865481, ИНН 7813171100) к обществу с ограниченной ответственностью Медицинский центр "Диагност", г. Нальчик (ОГРН 1070721002923, ИНН 0721024625)
о взыскании задолженности,
при участии в судебном заседании представителя Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кабардино-Балкарской Республики Дзоева А.Р. (доверенность от 09.01.2020), представителя общества с ограниченной ответственностью "Капитал МС" Шахмурзаевой З.Ю. (доверенность от 21.10.2019), представителя общества с ограниченной ответственностью Медицинский центр "Диагност" Айшаевой Е.Ю. (директор),
УСТАНОВИЛ:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Кабардино-Балкарской Республики (далее - ТФОМС КБР, фонд, истец) обратился в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью Медицинский центр "Диагност" (далее - ООО МЦ "Диагност") о взыскании денежных средств, использованных по нецелевому назначению, в размере 364 000 рублей, а также к обществу с ограниченной ответственностью "Капитал МС" (далее - ООО "Капитал МС") о взыскании штрафа в размере 36 400 рублей.
Дело рассмотрено по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке упрощенного производства, 11.12.2019 принята резолютивная часть решения, согласно которой в удовлетворении исковых требований отказано. 25.12.2019 по заявлению истца составлено мотивированное решение.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТФОМС КБР подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на то, что фондом при проведении медико-экономического контроля выявлены факты нецелевого использования ООО МЦ "Диагност" средств обязательного медицинского страхования, что является основанием для удовлетворения исковых требований в полном объеме, как к медицинской организации, так и к страховой медицинской организации.
В силу пункта 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" (далее - постановление Пленума N 10) определением суда от 23.01.2020 апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение апелляционной жалобы назначено без проведения судебного заседания, вызова сторон, осуществления протоколирования в письменной форме и использования средств аудиозаписи.
В абзаце 3 пункта 47 постановления Пленума N 10 указано, что судебное заседание проводится с ведением протокола в письменной форме и осуществлением протоколирования с использованием средств аудиозаписи в том случае, если с учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционных жалоб, представления и возражений относительно них суд вызывает лиц, участвующих в деле, в судебное заседание.
В соответствии с абзацем 2 пункта 49 постановления Пленума N 10 лица, участвующие в деле, могут быть вызваны в судебное заседание суда апелляционной инстанции с учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно нее (часть 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением суда от 18.02.2020 рассмотрение апелляционной жалобы назначено в судебное заседание на 11.03.2020.
В судебном заседании представитель ТФОМС КБР поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представители ООО "Капитал МС", ООО МЦ "Диагност" возражали против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 25.12.2019 по делу N А20-5105/2019 подлежит отмене, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, 02.02.2015 между фондом и ЗАО "Капитал медицинское страхование" в г. Нальчике заключен договор о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования N 6, по условиям которого территориальный фонд принимает на себя обязательства по финансовому обеспечению деятельности страховой медицинской организации в сфере обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными в территориальной программе обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств.
Согласно подпункту 2.23 пункта 2 договора страховая медицинская организация обязалась осуществлять контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи застрахованным лицам в медицинских организациях, с которыми страховой медицинской организацией заключены договоры на оказание и оплату медицинской помощи, в том числе путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи в соответствии с порядком, утвержденным приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 01.12.2010 N 230.
В соответствии с пунктом 6.4 договора страховая медицинская организация несет ответственность перед территориальным фондом за ненадлежащее исполнение условий настоящего договора в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 11.1 приложения N 3 к договору за не выявление дефектов, соответствующих перечню оснований для отказа (уменьшения) оплаты медицинской помощи, установленному в порядке организации контроля страховая медицинская организация оплачивает штраф в размере 10% от необоснованно оплаченной суммы.
В соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), Приказом ФФОМС от 16.04.2012 N 73 "Об утверждении Положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования" (далее - Приказ ФФОМС N 73), приказом ТФОМС КБР от 07.11.2017 N 341 комиссией фонда проведена плановая комплексная проверка соблюдения ООО МЦ "Диагност" законодательства об обязательном медицинском страховании, целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования за период деятельности с 01.01.2015 по 30.09.2017, по результатам которой составлен акт от 20.11.2017.
Проведенным медико-экономическим контролем в целях установления соответствия сведений об объемах оказанной медицинской помощи застрахованным лицам на основании представленных к оплате медицинской организацией реестров счетов условиям договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию территориальной программе ОМС, способам оплаты медицинской помощи и тарифам на оплату медицинской помощи, установлено, что медицинские работники, участвующие в реализации государственного задания ООО МЦ "Диагност" по выполнению государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, на момент настоящей проверки имеют сертификаты специалистов по профилю оказания медицинской помощи.
При этом, в период с 23.11.2016 по 01.02.2017 отсутствовали сертификаты специалиста по специальности "рентгенология" у Апшева Ю.Х. и Камбиева Э.Л.
Согласно справкам "Реестр пациентов" от 20.11.2017 в указанный период (с 23.11.2016 по 01.02.2017) врачом - рентгенологом Апшевым Ю.Х. оказано 46 диагностических услуг застрахованным гражданам, врачом - рентгенологом Камбиевым Э.Л. оказано 45 диагностических услуг застрахованным гражданам, всего за указанный период оказана 91 диагностическая услуга на общую сумму 364 000 рублей, подлежащих 100% снятию с оплаты (уменьшение оплаты) по коду дефекта 5.6. "включение в реестр счетов случаев оказания медицинской помощи специалистом, не имеющим сертификата или свидетельства об аккредитации по профилю оказание медицинской помощи" п. 5.6. Приложения 8 "Перечня оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшение оплаты медицинской помощи)" к Приказу ФФОМС N 230 и п.п. 5.6. Приложения 5 к Тарифному соглашению и от 27.01.2016 п.п. 5.6. Приложение 28 к Тарифному соглашению и от 23.01.2017 "Перечень оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшение оплаты медицинской помощи), а также уплаты медицинской организацией штрафа, в том числе за неоказание, несвоевременное оказание, либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества в медицинских организациях сферы ОМС Кабардино-Балкарской Республики "рентгенология".
Фонд, руководствуясь статьями 38, 40 Закона N 326-ФЗ, пунктами 3, 46, 66, 70 Порядка N 230 проведен повторный медико-экономический контроль.
При проведении повторного медико-экономического контроля выявлены факты ненадлежащего выполнения ООО "Капитал МС" договорных обязательств, выявлены нарушения, допущенные ООО "Капитал МС" в организации и проведении медико-экономического контроля, что является нарушением договорных обязательств, ответственность за которое предусмотрена пункта 11.1. "Невыявление дефектов, соответствующих перечню оснований для отказа (уменьшения) в оплате медицинской помощи" в виде штрафа в размере 10 процентов необоснованно оплаченной суммы, Приложение N 3 (Перечень санкций за нарушение договорных обязательств) к договору.
По итогам контрольных мероприятий фондом составлены акты повторного медико-экономического контроля N 450, N 451 от 22.05.2019.
Фондом в адрес ООО МЦ "Диагност" направлено письмо от 03.06.2019 N 1390 с приложением актов повторного медико-экономического контроля N 450, N 451 от 22.05.2019.
11.06.2019 фондом в адрес ООО МЦ "Диагност" направлено письмо N 1483 с разъяснениями по случаям оказания медицинской помощи специалистами, не имеющими сертификата специалиста.
ООО МЦ "Диагност" не выполнено требование по возврату (возмещению) средств ОМС в бюджет ТФОМС КБР, необоснованно полученных (и использованных) средств ОМС за неисполнение договорных обязательств.
14.06.2019 акты повторного медико-экономического контроля по случаям нарушений, выявленных в ходе плановой комплексной проверки ООО МЦ "Диагност", направлены фондом также в адрес ООО "Капитал МС".
ООО "Капитал МС" в адрес ТФОМС КБР письмом от 17.06.2019 N 466 направлен протокол разногласий к актам повторного медико-экономического контроля N 450, N 451 от 22.05.2019.
ООО "Капитал МС" в добровольном порядке не исполнило требования истца по уплате штрафа.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований в части взыскания с ООО "Капитал МС" штрафа руководствовался тем, что на общество не возложена обязанность выявлять при проведении форматно-логического контроля полученных от медицинской организации реестров счетов за оказанную медицинскую помощь факты включения в них случаев оказания медицинской помощи специалистом, не имеющим сертификата или свидетельства об аккредитации по профилю оказания медицинской помощи. При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие в справочнике ошибок форматно-логического контроля Q013 такой ошибки, ООО "Капитал МС" не может нести ответственность за не выявление данного дефекта в реестре счетов, предъявленных медицинскими организациями. Отказывая в удовлетворении требования в части взыскания с ООО МЦ "Диагност" денежных средств, использованных по нецелевому назначению, суд первой инстанции сослался на то, что в актах повторного медико-экономического контроля N 450 и N 451 от 22.05.2019 не содержатся обязательные данные, которые должны указываться, согласно форме акта (приложение N 7 к Порядку организации и проведения контроля). Кроме того, суд указал, что фонд не уведомил ООО МЦ "Диагност" о планируемом проведении повторного медико-экономического контроля, чем нарушил порядок осуществления территориальным фондом обязательного медицинского страхования контроля за деятельностью страховых медицинских организаций, установленный разделом VI Порядка организации и проведения контроля, что подтверждает и тот факт, что экспертизы были проведены специалистами, не имеющими на то полномочий. Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу, что вышеуказанные акты составлены с нарушениями законодательства и не могут быть приняты в качестве допустимых доказательств по делу.
Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определение правового положения субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения регулирует Закон N 326-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 40 Закона N 326-ФЗ контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи осуществляется путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи.
На основании части 11 статьи 40 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд в порядке, установленном Федеральным фондом, вправе осуществлять контроль за деятельностью страховых медицинских организаций путем организации контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, проводить медико-экономический контроль, медико-экономическую экспертизу, экспертизу качества медицинской помощи, в том числе повторно, а также контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.
Право фонда на обращение в арбитражный суд с соответствующими требованиями вытекает из наличия у него полномочий по контролю за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями, а также обусловлено тем, что штраф подлежит зачислению в бюджет фонда и в дальнейшем используется на выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования. Иного, внесудебного порядка возврата в бюджет обязательного медицинского страхования средств, использованных медицинскими организациями не по целевому назначению, действующее законодательство не предусматривает.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.
Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (статья 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, в системе действующего правового регулирования средства обязательного медицинского страхования, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования, имеют особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, должны обеспечить их целевое использование.
В силу пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования (пункт 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ).
Согласно статье 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование и имеющие сертификат специалиста.
Таким образом, сертификат специалиста удостоверяет специальное право на занятие определенной медицинской деятельностью.
Для осуществления медицинской и фармацевтической деятельности специалисты должны соответствовать квалификационным требованиям, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 07.07.2009 N 415н "Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения" (далее - Приказ N 415н) и квалификационным характеристикам, предусмотренным Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденным приказами Минздравсоцразвития Российской Федерации от 06.11.2009 N 869 и от 23.07.2010 N 541н.
В соответствии с Порядком N 230, включение в реестр счетов случаев оказания медицинской помощи специалистом, не имеющим сертификата, является основанием для отказа в оплате медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования.
Судом апелляционной инстанции установлено, что сотрудниками территориального фонда в ходе проверки, проведенной в соответствии с Законом N 326-ФЗ, Приказом ФФОМС N 73, приказом ТФОМС КБР от 07.11.2017 N 341, выявлен факт отсутствия действующего сертификата специалиста по специальности "рентгенология" у следующих сотрудников ООО МЦ "Диагност": Апшева Ю.Х. и Камбиева Э.Л.
Согласно справкам "Реестр пациентов" от 20.11.2017 в указанный период (с 23.11.2016 по 01.02.2017) врачом - рентгенологом Апшевым Ю.Х. оказано 46 диагностических услуг застрахованным гражданам, врачом - рентгенологом Камбиевым Э.Л. оказано 45 диагностических услуг застрахованным гражданам, всего за указанный период оказана 91 диагностическая услуга на общую сумму 364 000 рублей, подлежащих 100 % снятию с оплаты (уменьшение оплаты) по коду дефекта 5.6. "включение в реестр счетов случаев оказания медицинской помощи специалистом, не имеющим сертификата или свидетельства об аккредитации по профилю оказание медицинской помощи" п. 5.6. Приложения 8 "Перечня оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшение оплаты медицинской помощи)" к Приказу ФФОМС 230 и п.п. 5.6. Приложения 5 к Тарифному соглашению и от 27.01.2016 п.п. 5.6. Приложение 28 к Тарифному соглашению и от 23.01.2017 "Перечень оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшение оплаты медицинской помощи), а также уплаты медицинской организацией штрафа, в том числе за неоказание, несвоевременное оказание, либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества в медицинских организациях сферы ОМС Кабардино-Балкарской Республики "рентгенология".
Таким образом, средства обязательного медицинского страхования получены медицинской организаций за оказание медицинских услуг специалистами при отсутствии (либо с истекшим сроком) сертификата специалиста по специальности "рентгенология" в общей сумме 364 000 рублей.
При таких обстоятельствах, руководствуясь положениями пункта 1 статьи 100 Закона N 323-ФЗ, положений Порядка N 230, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что денежные средства, полученные медицинской организацией, не связаны с предоставлением бесплатной медицинской помощи в системе ОМС и свидетельствуют о нецелевом использовании ООО МЦ "Диагност" денежных средств.
При этом, ссылка суда первой инстанции на пункт 42 Порядка N 230 о необходимости уведомления страховой медицинской организации о планируемом проведении повторного медико-экономического контроля является неверной, поскольку порядок проведения экспертиз, отличается от порядка проведения проверок в рамках государственного медико-экономического контроля. Положения пункта 42 Порядка N 230 содержат обязанность фонда уведомлять страховую медицинскую организацию о проведении реэкспертизы. При этом из содержания пункта 42 Порядка 230 и в целом положений указанного документа не следует обязанность фонда уведомлять страховую организацию о планируемом проведении повторного медико-экономического контроля.
Также необоснованным является вывод суда первой инстанции о несоответствии актов повторного медико-экономического контроля N 450 и N 451 от 22.05.2019 форме акта (приложение N 7 к Порядку организации и проведения контроля), поскольку форма акта медико-экономического контроля предусмотрена приложением N 1 к Порядку N 230.
Приложение N 1 к указанному порядку содержит форму подлежащего составлению акта по результатам проведенного медико-экономического контроля, которому представленные акты повторного медико-экономического контроля N 450 и N 451 от 22.05.2019 соответствуют по форме и по содержанию.
При таких обстоятельствах, исковые требования в части взыскания с ООО МЦ "Диагност" денежных средств, использованных по нецелевому назначению, в размере 364 000 рублей подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона N 326-ФЗ страховая медицинская организация, осуществляющая деятельность в сфере обязательного медицинского страхования - это страховая организация, имеющая лицензию, выданную в установленном законодательством Российской Федерации порядке, которая осуществляет отдельные полномочия страховщика в соответствии с настоящим Федеральным законом и договором о финансовом обеспечении ОМС, заключенным с территориальным фондом (далее - договор о финансовом обеспечении ОМС).
Права и обязанности страховых медицинских организаций определяются в соответствии с договорами о финансовом обеспечении ОМС, а также договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС (статья 19 Закона N 326-ФЗ).
Полномочия по контролю за использованием страховыми организациями средств ОМС, соблюдением условий договора финансового обеспечения страховой организацией и выполнением ею своих обязанностей возложены на территориальные органы Фонда медицинского страхования (подпункт 12 пункта 7 статьи 34 настоящего закона).
Согласно пункту 1 статьи 38 данного закона по договору о финансовом обеспечении ОМС страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой ОМС, за счет целевых средств.
Страховые медицинские организации отвечают по обязательствам, возникающим из договоров, заключенных в сфере обязательного медицинского страхования, в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями этих договоров (часть 8 статьи 14 Закона N 326-ФЗ).
В части 14 статьи 38 Закона N 326-ФЗ установлено, что в случае выявления нарушений договорных обязательств территориальный фонд при возмещении страховой медицинской организации затрат на оплату медицинской помощи уменьшает платежи на сумму выявленных нарушений или неисполненных договорных обязательств и применяет штрафные санкции согласно Перечню санкций за нарушения договорных обязательств, установленных договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования.
Согласно пункту 7 договора N 6 от 02.02.2015, заключенному между фондом и ООО "Капитал МС", страховая медицинская организация выплачивает штрафы, пеню и осуществляет восстановление средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, по условиям настоящего договора за счет собственных средств, а также в случае невыполнения условий настоящего договора в части осуществления контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, за счет средств, перечисленных территориальным фондом на расходы на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию путем перечисления на расчет счет территориального фонда в течение десяти рабочих дней с даты предъявления требований территориальным фондом.
В силу пункта 9 договора N 6 от 02.02.2015 при выявлении нарушений договорных обязательств территориальный фонд при возмещении страховой медицинской организации затрат на оплату медицинской помощи уменьшает платежи на суммы выявленных нарушений или неисполнение договорных обязательств и применяет штрафные санкции согласно приложению N 3 к настоящему договору.
Договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования от 02.02.2015 N 6, заключенным сторонами, установлен перечень санкций за нарушение договорных обязательств.
Как следует из пункта 11.11 перечня санкций за нарушение договорных обязательств по настоящему договору нарушение в виде не выявления дефектов, соответствующих перечню оснований для отказа (уменьшения) оплаты медицинской помощи, установленному в порядке организации контроля, влечет ответственность страховой организации в виде штрафа в размере 10 % от необоснованно оплаченной суммы.
Материалами дела подтверждено, что фондом в ходе проверки и в результате повторного медико-экономического контроля установлен факт нарушения обществом ООО "Капитал МС" договорных обязательств в виде не выявления дефектов, соответствующих перечню оснований для отказа (уменьшения) оплаты медицинской помощи, установленному в порядке организации контроля.
Истец предъявил к взысканию штраф в размере 10 % от необоснованно оплаченной суммы, который составляет 36 400 рублей.
Доказательств несоответствия суммы штрафа характеру и тяжести допущенных страховой организацией нарушений, а также степени ее вины и ущербу, причиненному в результате этих нарушений, ООО "Капитал МС" не представило.
Вывод суда первой инстанции о неправомерном отнесении на ООО "Капитал МС" ответственности за не выявление дефекта в реестре счетов, предъявленных медицинской организацией, поскольку на общество не возложена обязанность выявлять при проведении форматно-логического контроля полученных от медицинской организации реестров счетов за оказанную медицинскую помощь факты включения в них случаев оказания медицинской помощи специалистом, не имеющим сертификата или свидетельства об аккредитации по профилю оказания медицинской помощи, не соответствует правовому регулирования рассматриваемых правоотношений.
Статья 14 Закона N 326-ФЗ устанавливает обязанность страховой медицинской организации при осуществлении своей деятельности руководствоваться не только законодательными нормами, но и положениями договора финансового обеспечения. Права и обязанности страховой организации, а также меры ответственности за нарушения устанавливаются договором финансового обеспечения, заключаемым с территориальным органом фонда. Таким образом, данный закон закрепляет обязанность страховой медицинской организации осуществлять свою деятельность в соответствии с заключенным договором финансового обеспечения и нести ответственность согласно его условиям (статья 38 данного закона).
С учетом изложенного, исковые требования фонда о взыскании с ООО "Капитал МС" штрафа в размере 36 400 рублей подлежат удовлетворению.
При таких обстоятельствах, решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 25.12.2019 по делу N А20-5105/2019 в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с неправильным применением норм материального права, подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 25.12.2019 по делу N А20-5105/2019 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Капитал Медицинское страхование", г. Москва (ОГРН 1027806865481, ИНН 7813171100) в пользу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кабардино-Балкарской Республики, г. Нальчик (ОГРН 1020700001794, ИНН 0711026775) штраф в размере 36 400 рублей.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Медицинский центр "Диагност", г. Нальчик (ОГРН 1070721002923, ИНН 0721024625) в пользу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кабардино-Балкарской Республики, г. Нальчик (ОГРН 1020700001794, ИНН 0711026775) денежные средства в размере 364 000 рублей.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Капитал Медицинское страхование", г. Москва (ОГРН 1027806865481, ИНН 7813171100) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 рублей по иску.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Медицинский центр "Диагност", г. Нальчик (ОГРН 1070721002923, ИНН 0721024625) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 10 280 рублей по иску.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции, только по основаниям, предусмотренным пунктом 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
И.Н. Егорченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-5105/2019
Истец: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования КБР
Ответчик: ООО "Капитал МС", ООО МЦ "Диагност"
Хронология рассмотрения дела:
28.12.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-379/20
29.06.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4295/20
18.03.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-379/20
25.12.2019 Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-5105/19