г. Владимир |
|
18 марта 2020 г. |
Дело N А11-5116/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 марта 2020 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента строительства и архитектуры администрации Владимирской области на решение Арбитражного суда Владимирской области от 30 декабря 2019 года по делу N А11-5116/2019, принятое по заявлению администрации города Владимира о признании незаконным разрешения на строительство от 29.11.2018 N 33-000-122-2018 многоквартирного жилого дома (корпус 1, 2, 3) с подземным паркингом, встроенными нежилыми помещениями и встроенно-пристроенным детским садом, выданное Департаментом строительства и архитектуры администрации Владимирской области (600005, г. Владимир, ул. Токарева, д. 1), третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Стройкомплекс", общество с ограниченной ответственностью "Предприятие Альтерна"
при участии:
от администрации города Владимира - Кутковский В.В. по доверенности от 22.01.2020 N 01-17/16 сроком действия до 30.12.2021, диплом о высшем юридическом образовании, Костина С.Н. по доверенности от 22.01.2020 N 01-17/18 сроком действия до 30.12.2021, Симонова Л.П. по доверенности от 16.07.2019 N 01-17/56;
от Департамента строительства и архитектуры Администрации Владимирской области - не явились, извещены надлежащим образом;
от ООО "Специализированный застройщик "Стройкомплекс" - не явились, извещены надлежащим образом;
от ООО "Предприятие Альтерна" - не явились, извещены надлежащим образом
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Владимира (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным разрешения на строительство от 29.11.2018 N 33-000-122-2018 многоквартирного жилого дома (корпуса 1, 2, 3) с подземным паркингом, встроенными нежилыми помещениями и встроенно-пристроенным детским садом, выданное Департаментом строительства и архитектуры администрации Владимирской области (далее - Департамент); об обязании Департамента строительства и архитектуры администрации Владимирской области отменить разрешение на строительство от 29.11.2018 N 33-000-122-2018 многоквартирного жилого дома (корпуса 1, 2, 3) с подземным паркингом, встроенными нежилыми помещениями и встроенно-пристроенным детским садом.
Заявлением от 09.12.2019 N 32-26/82 Администрация изменила предмет заявленных требований, просила суд признать незаконным выданное Департаментом строительства и архитектуры администрации Владимирской области разрешение на строительство от 29.11.2018 N 33-000-122-2018 многоквартирного жилого дома (корпус 1, 2, 3) с подземным паркингом, встроенными нежилыми помещениями и встроенно-пристроенным детским садом.
Рассмотрев ходатайство об уточнении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции счел возможным его принять.
В соответствии с определениями арбитражного суда от 17.04.2019, 20.05.2019 к участию в рассмотрении дела в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Стройкомплекс", общество с ограниченной ответственностью "Предприятие Альтерна".
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 30 декабря 2019 года по делу N А11-5116/2019 требования удовлетворены. Разрешение на строительство от 29.11.2018 N 33-000-122-2018 многоквартирного жилого дома (корпус 1, 2, 3) с подземным паркингом, встроенными нежилыми помещениями и встроенно-пристроенным детским садом, выданное Департаментом строительства и архитектуры администрации Владимирской области признано недействительным.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Департамент строительства и архитектуры администрации Владимирской области обратился с апелляционной жалобой, в которой просит Решение Арбитражного суда Владимирской области от 19.12.2019 г. по делу N А11-5116/2019 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Ответчик считает вынесенное решение суда незаконным и необоснованным в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, полагает, что положения СП 118.13330.2012 по расчету общей площади здания, указанные в решении Арбитражного суда, не могут применяться к подземному паркингу (автостоянке). Кроме того, по мнению ответчика, заявитель не указывает, какое именно нарушенное право в сфере предпринимательской или мной экономической деятельности он хочет восстановить, избрав подобный способ защиты.
Представитель заявителя в судебном заседании представил письменные пояснения в порядке ст. 81 АПК РФ, против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание представители ответчика и третьих лиц не явились, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Как следует из материалов дела, в соответствии с Законом Владимирской области от 04.07.2018 N 61-ОЗ "О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципального образования город Владимир Владимирской области и исполнительными органами государственной власти Владимирской области" с 01.01.2018 Департамент был наделен полномочиями органов местного самоуправления муниципального образования город Владимир в области градостроительной деятельности, в том числе уполномочен на выдачу разрешений на строительство объектов капитального строительства.
ООО "Специализированный застройщик "Стройкомплекс" является собственником земельного участка с кадастровым номером 33:22:032121:3413, расположенного: Владимирская область, МО г. Владимир, (городской округ), г. Владимир, ул. Комиссарова, д.15, площадью 12326 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: многоквартирные жилые дома секционного, галерейного, коридорного типа, в том числе со встроенными, пристроенными и встроенно-пристроенными помещениями, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана соответствующая запись 13.09.2018.
Также в собственности ООО "Специализированный застройщик "Стройкомплекс" находится земельный участок с кадастровым номером 33:22:032121:7, расположенный: Владимирская область, МО г. Владимир, (городской округ), г. Владимир, ул. Комиссарова, д.11а, площадью 1987 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: многоквартирный жилой дом количеством этажей 9-17, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана соответствующая запись 18.04.2018.
Департаментом 23.10.2018 в отношении земельного участка с кадастровым номером 33:22:032121:3413 утвержден градостроительный план земельного участка N RU33301-0000314.
ООО "Специализированный застройщик "Стройкомплекс" 28.11.2018 обратилось в Департамент с заявлением о выдаче разрешения на строительство "Многоквартирного жилого дома (корпус 1,2,3) с подземным паркингом, встроенными нежилыми помещениями и встроенно-пристроенным детским садом" на земельном участке с кадастровым номером 33:22:032121:3413.
Департамент, проверив представленные ООО "Специализированный застройщик "Стройкомплекс" документы на соответствие требованиям статьи 51 ГрК РФ, выдал Обществу разрешение на строительство от 29.11.2018 N 33-000- 122-2018 многоквартирного жилого дома (корпус 1, 2, 3) с подземным паркингом, встроенными нежилыми помещениями и встроенно-пристроенным детским садом.
21 декабря 2018 года между ООО "Специализированный застройщик "Стройкомплекс" и ООО "Предприятие Альтерна" заключен договор аренды земельного участка N 10, согласно которому земельные участки с кадастровыми номерами 33:22:032121:3413 и 33:22:032121:7 переданы ООО "Специализированный застройщик "Стройкомплекс" в аренду ООО "Предприятие Альтерна" сроком на 11 месяцев.
В связи с передачей права на земельные участки с кадастровыми номерами 33:22:032121:3413 и 33:22:032121:7 Департаментом 26.12.2018 в разрешение на строительство от 29.11.2018 N 33-000-122-2018 внесены изменения, название застройщика ООО "Специализированный застройщик "Стройкомплекс" заменено на застройщика ООО "Предприятие Альтерна".
Законом Владимирской области от 06.12.2018 N 129-ОЗ прекращено осуществление исполнительными органами государственной власти Владимирской области полномочий органов местного самоуправления муниципального образования город Владимир Владимирской области в области градостроительной деятельности.
Администрация, осуществляя исполнительные и распорядительные функции в целях организации выполнения норм действующего законодательства, обеспечивая при этом законные права и интересы всего населения и отдельных граждан города Владимира, а также органов местного самоуправления, полагая, что выданное разрешение на строительство от 29.11.2018 N 33-000-122-2018 при отсутствии проекта планировки, нарушении градостроительных нормативов, действующего законодательства в области градостроительной деятельности нарушает права и законные интересы Администрации и граждан, предусмотренные статьей 132 Конституции Российской Федерации, статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", обратилась в Арбитражный суд Владимирской области с рассматриваемым требованием.
В обоснование заявленного требования Администрация указала, что разрешение на строительство выдано с нарушением градостроительного законодательства, Департаментом не проведена проверка соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка. Администрация пояснила, что до получения разрешения на строительство должен быть утвержден проект планировки территории. Согласно градостроительному плану земельного участка проект планировки территории не утверждался. Департаментом при выдаче разрешения на строительство допущены нарушения нормативов градостроительного проектирования Владимирской области, утвержденных постановлением Департамента от 18.07.2016 N 04. Проектная документация и разрешение на строительство предусматривает строительство объекта общей площадью 35063,53 кв.м., что превышает допустимую общую площадь объекта более чем в 2 раза. Согласно положениям градостроительного плана земельного участка общая площадь встроенных, пристроенных и встроено-пристроенных помещений "Многоквартирных жилых домов" может составлять не более 15% от площади жилого дома. Вместе с тем, площадь нежилых помещений превышает допустимую площадь более чем на 50 % и является несоответствием (нарушением) требований к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка. Администрация также указала, что согласно оспариваемому разрешению на строительство объект капитального строительства планируется разместить в пределах одного земельного участка с кадастровым номером 33:22:032121:3413, при этом земельный участок с кадастровым номером 33:22:032121:7 для размещения детских игровых площадок встроенного детского сада на 66 мест выведен в раздел "иные показатели". В градостроительном плане земельного участка указано, что разрешено застроить 40% земельного участка, вместе с тем, учитывая площадь подземного паркинга площадь застройки превышает указанный размер застройки. При выдаче разрешения на строительство нарушены требования противопожарных норм в части требований обеспечения кругового проезда вокруг здания. Администрация пояснила, что согласно статье 36 Устава муниципального образования город Владимир, утвержденного решением Владимирского городского Совета народных депутатов от 29.06.2005 N 231, Администрация осуществляет исполнительные и распорядительные функции в целях организации выполнения норм действующего законодательства, обеспечивая при этом законные права и интересы всего населения и отдельных граждан города Владимира, а также органов местного самоуправления. Строительство местных дорог, организация транспортного обслуживания, предоставление общедоступного образования, включая дошкольное, создание условий для оказания населению медицинской помощи, обеспечение жителей услугами связи, общественного питания, бытового обслуживания отнесены действующим законодательством к вопросам местного значения (статья 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Вышеуказанные общественные нужды должны учитываться при планировании развития территории, а строительство необходимых для удовлетворения таких нужд объектов необходимо предусматривать градостроительной документацией. Строительство многоквартирного дома (корпус 1, 2, 3) с подземным паркингом, встроенными нежилыми помещениями и встроено-пристроенным детским садом, с существенными нарушениями требований градостроительного законодательства влечет нарушение прав органа местного самоуправления и граждан, проживающих на территории города Владимира.
Признавая разрешение на строительство от 29.11.2018 N 33-000-122-2018 многоквартирного жилого дома (корпус 1, 2, 3) с подземным паркингом, встроенными нежилыми помещениями и встроенно-пристроенным детским садом, выданное Департаментом строительства и архитектуры администрации Владимирской области недействительным, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у Департамента оснований для выдачи ООО "Специализированный застройщик "Стройкомплекс" разрешения на строительство от 29.11.2018 N 33-000-122-2018 многоквартирного жилого дома (корпус 1, 2, 3) с подземным паркингом, встроенными нежилыми помещениями и встроенно-пристроенным детским садом. Несоответствие проектной документации объекта "Многоквартирный жилой дом (корпус 1, 2, 3) с подземным паркингом, встроенными нежилыми помещениями и встроенно-пристроенным детским садом" требованиям градостроительного регламента в части определения площади встроенных, пристроенных и встроенно-пристроенных помещений относительно площади жилого дома, а также процента застройки относительно всей площади земельного участка влечет нарушение прав и охраняемых законом общественно значимых интересов.
Оценивая законность решения суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных законом. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами (часть 4 статьи 51 ГрК РФ).
Порядок выдачи разрешений на строительство регламентирован частью 7 статьи 51 ГрК РФ, положениями которой определено, что в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 названной статьи орган местного самоуправления либо подает его через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии.
К указанному заявлению, согласно приведенной норме, прилагаются следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута; 1.1) при наличии соглашения о передаче в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления полномочий государственного (муниципального) заказчика, заключенного при осуществлении бюджетных инвестиций, - указанное соглашение, правоустанавливающие документы на земельный участок правообладателя, с которым заключено это соглашение; 2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), реквизиты проекта планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка; 3) материалы, содержащиеся в проектной документации: а) пояснительная записка; б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ публичных сервитутов, объектов археологического наследия; в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам; г) архитектурные решения; д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно- технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; е) проект организации строительства объекта капитального строительства; ж) проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей; з) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда в случае строительства, реконструкции указанных объектов при условии, что экспертиза проектной документации указанных объектов не проводилась в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса; 4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса; 12 5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса); 6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в пункте 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома; 6.1) в случае проведения реконструкции государственным (муниципальным) заказчиком, являющимся органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления, на объекте капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, правообладателем которого является государственное (муниципальное) унитарное предприятие, государственное (муниципальное) бюджетное или автономное учреждение, в отношении которого указанный орган осуществляет соответственно функции и полномочия учредителя или права собственника имущества, - соглашение о проведении такой реконструкции, определяющее в том числе условия и порядок возмещения ущерба, причиненного указанному объекту при осуществлении реконструкции; 6.2) решение общего собрания собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме; 7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации; 8) документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта; 9) копия решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории в случае строительства объекта капитального строительства, в связи с размещением которого в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории, или в случае реконструкции объекта капитального строительства, в результате которой в отношении реконструированного объекта подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории или ранее установленная зона с особыми условиями использования территории подлежит изменению.
В соответствии с частью 11 статьи 51 ГрК РФ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи: 1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; 2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; 3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Частью 13 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Как следует из материалов дела и установлено судом, градостроительный план земельного участка N RU33301-0000314 (далее - ГПЗУ), утвержденный Департаментом 23.10.2018 в отношении земельного участка с кадастровым номером 33:22:032121:3413, разработан в соответствии с требованиями Градостроительного регламента, установленного Правилами землепользования и застройки муниципального образования (городской округ) город Владимир, утвержденными решением Совета народных депутатов г. Владимира от 31.10.2011 N 183, для территориальной зоны Ж-4 "Зона застройки многоэтажными жилыми домами", которая предназначена преимущественно для размещения многоквартирных жилых домов высотой от 9 до 17 этажей и объектов обслуживания жилой застройки.
Градостроительным регламентом территориальной зоны Ж-4 установлены виды разрешенного использования земельных участков, а также предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в соответствии с частью 1 статьи 38 ГрК РФ.
Вид разрешенного использования "Многоквартирные жилые дома секционного, галерейного, коридорного типа, в том числе со встроенными, пристроенными и встроенно-пристроенными помещениями" является основным видом разрешенного использования для территориальной зоны Ж-4 с установленными предельными (минимальными и (или) максимальными) размерами земельных участков и предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее - параметры разрешенного строительства):
1. Минимальный размер земельного участка - 4000 м; максимальный размер земельного участка не подлежит установлению.
2. Минимальный отступ от границ земельных участков - 3 м. Минимальный отступ от красной линии улицы - 5 м. В кварталах с существующей застройкой минимальный отступ от границ земельных участков допускается принимать по сложившимся зданиям с учетом требований санитарных норм и правил, технических регламентов, сводов правил, нормативов градостроительного проектирования.
3. Предельное количество этажей - 18. Предельная этажность - 17;
4. Предельная высота зданий, строений и сооружений - 60 м.
5. Максимальный процент застройки в границах земельного участка - 40 %.
6. Иные параметры в соответствии с требованиями технических регламентов, сводов правил, нормативов градостроительного проектирования.
7. Размещаются на основании утвержденной документации по планировке территории.
8. Общая площадь встроенных, пристроенных и встроенно-пристроенных помещений может составлять не более 15 % площади жилого дома.
Администрация, оспаривая законность разрешения на строительство от 29.11.2018 N 33-000-122-2018 многоквартирного жилого дома (корпус 1, 2, 3) с подземным паркингом, встроенными нежилыми помещениями и встроенно- пристроенным детским садом, указывает, что разрешение на строительство выдано с нарушением градостроительного законодательства, а именно, Департаментом не проведена проверка соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка.
Судом первой инстанции рассмотрен и отклонен довод Администрации о том, что согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования город Владимир земельный участок с кадастровым номером 33:22:032121:3413 расположен в территориальной зоне Ж-4, обязательным условием осуществления нового строительства в которой является предшествующая градостроительная подготовка территории с разработкой проекта планировки территории, таким образом, до получения разрешения на строительство должен быть утвержден проект планировки территории, поскольку заявителем не учтено, что в силу действующего законодательства данное обстоятельство не является безусловным основанием для отказа в выдаче застройщику разрешения на строительство. Размещение многоквартирного дома на образованном земельном участке с кадастровым номером 33:22:032121:3413 не входит в указанный перечень случаев, соответственно для разрешения на строительство такого объекта капитального строительства не требуется подготовка документации по планировке территории, в том числе проект планировки территории. Следовательно, у Департамента не имелось предусмотренных статьей 51 ГрК РФ оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство по указанному основанию.
Также судом был рассмотрен и отклонен довод Администрации о несоответствии проектной документации требованиям нормативов градостроительного проектирования Владимирской области, утвержденных постановлением Департамента от 18.07.2016 N 04 "Об утверждении областных нормативов градостроительного проектирования "Нормативы градостроительного проектирования Владимирской области", как основанный на неверным толковании положений Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Довод Администрации о невозможности о размещения детских игровых площадок встроенного детского сада на 66 мест на земельном участке с кадастровым номером 33:22:032121:7 судом первой инстанции также рассмотрен и отклонен, поскольку наличие дополнительной информации в части мероприятий по благоустройству прилегающих земельных участков и территорий, указанной в разрешении на строительство, не противоречит законодательству о градостроительной деятельности.
Довод Администрации о невыполнении требований ГПЗУ относительно минимального отступа от границы земельного участка - 3 метра, что влечет за собой нарушение требований СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденный приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288, судом первой инстанции также рассмотрены и отклонены, поскольку согласно представленной в материалы дела проектной документации корпус N 3 со встроенным детским садом размещен на расстоянии 3 метра от границы земельного участка, что соответствует требованиям градостроительного регламента, указанного в ГПЗУ N RU 33301-0000314. Согласно пункту 8.4 СП 4.13130.2013 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" подъезд пожарных автомобилей со всех сторон должен быть обеспечен только для зданий шириной более 100 метров или имеющими площадь застройки более 10 000 кв. м. В рассматриваемом случае наибольшая ширина зданий жилых корпусов не превышает 28 метров, площадь застройки наибольшего корпуса не более 880 м. кв. Соответственно, указанная норма в данном случае неприменима.
Департаментом строительства и архитектуры администрации Владимирской области в апелляционной жалобе данные обстоятельства и выводы суда первой инстанции не оспариваются и не опровергаются.
В отношении доводов Администрации относительно нарушения норм в отношении площади и плотности застройки земельного участка с кадастровым номером 33:22:032121:3413 судом первой инстанции установлено, что согласно Градостроительному регламенту, действующему в отношении земельного участка с кадастровым номером 33:22:032121:3413, на дату выдачи ГПЗУ от 23.10.2018 N RU 33301-0000314, для территориальной зоны застройки многоэтажными жилыми домами - Ж-4 установлены следующие предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, в том числе:
- максимальный процент застройки в границах земельного участка - 40 %;
- общая площадь встроенных, пристроенных и встроенно-пристроенных помещений может составлять не более 15 % площади жилого дома.
Проектная документация объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом (корпус 1, 2, 3) с подземным паркингом, встроенными нежилыми помещениями и встроенно-пристроенным детским садом", представленная ООО "Специализированный застройщик "Стройкомплекс" для получения разрешения на строительство, содержит следующие параметры земельного участка и объекта капитального строительства:
1) площадь земельного участка - 12 326,0 м,
2) минимальный отступ от границы земельного участка - 3 м;
3) количество этажей - 18, высота здания - 58,95 м;
4) процент застройки земельного участка - 21%.
Таким образом, параметры, приведенные в проектной документации, соответствуют требованиям градостроительного регламента, установленного на дату выдачи градостроительного плана земельного участка N RU 33301-0000314.
В то же время, судом установлено, что согласно технико-экономическим показателям, указанным в разрешении на строительство от 29.11.2018 N 33-000-122-2018, общая площадь объекта капитального строительства: - корпус 1 - 10441,94 кв.м; - корпус 2 - 13632,6 кв.м; - корпус 3 - 10988,99 кв.м; (всего по трем корпусам - 35 063,53 кв.м).
Площадь застройки: - корпус 1 - 769,5 кв.м; - корпус 2 - 848,8 кв.м; - корпус 3 - 1053,67 кв.м; (всего по трем корпусам - 2 671,97 кв.м).
Общая площадь квартир: - корпус 1- 8318,63 кв.м; этажность 15; - корпус 2 - 9541,8 кв.м; этажность 17; - корпус 3-8013,92 кв.м; этажность 15, (всего по трем корпусам - 25 874,35 кв.м).
Общая площадь офисов - 752,59 кв.м.
Общая площадь детского сада - 896,48 кв.м.
Общая площадь подземного паркинга - 6 380,34 кв.м.
Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства установлены в статье 38 ГрК РФ, к числу которых отнесен максимальный процент застройки в границах земельного участка.
Согласно пункту 4 статьи 38 ГрК РФ максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяется как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.
Согласно Правилам подсчета общей полезной и расчетной площадей, строительного объема, площади застройки и этажности общественного здания, установленным в "СП 118.13330.2012*. Свод правил. Общественные здания и сооружения.
Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009", утвержден приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/10, площадь застройки здания определяется как площадь горизонтального сечения по внешнему обводу здания по цоколю, включая выступающие части (входные площадки и ступени, веранды, террасы, приямки, входы в подвал). Площадь под зданием, расположенным на столбах, проезды под зданием, а также выступающие части здания, консольновыступающие за плоскость стены на высоте менее 4,5 м включаются в площадь застройки. В площадь застройки включается также подземная часть, выходящая за абрис проекции здания (пункт Г.7* Приложения Г7*).
Таким образом, показатель площади застройки земельного участка для здания с паркингом не определяется отдельно для надземной части (жилого дома) и подземной части (паркинга), для такого здания площадь застройки определяется по максимальной проекции.
С учетом изложенного, площадь подземного паркинга должна учитываться при расчете процента застройки земельного участка с кадастровым номером 33:22:032121:3413.
Вместе с тем, согласно проектной документации, расчет площади застройки земельного участка осуществлен в отношении земельного участка с кадастровым номером 33:22:032121:3413, площадью 12 326 кв.м, без учета площади подземного паркинга (6 380,34 кв.м.).
При расчете площади застройки земельного участка с кадастровым номером 33:22:032121:3413 с учетом площади подземной части объекта, процент площади застройки превышает 60%.
Согласно пункту 4.1 СП 54.13330.2016 "Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003" здание (многоквартирный дом), утвержден приказом Минстроя России от 03.12.2016 N 883/пр, может включать в себя встроенные, встроенно-пристроенные, пристроенные помещения общего пользования, общественного назначения и стоянки автомобилей, размещение, технологии производства и режим работы которых соответствуют требованиям безопасности проживания жильцов при эксплуатации многоквартирного здания и прилегающих территорий в застройке.
Таким образом, данный документ разграничивает встроенные, встроенно-пристроенные, пристроенные помещения общего пользования, общественного назначения и стоянки автомобилей.
Согласно пункту 4.2.4 СП 54.13330.2016 "Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003" здание (многоквартирный дом) при проектировании зданий с помещениями общественного назначения следует руководствоваться СП 118.13330.
Согласно пункта Г.1.1 Приложения Г* "СП 118.13330.2012*. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06- 2009" общая площадь здания определяется как сумма площадей всех этажей (включая технический, мансардный, цокольный и подвальный). В общую площадь здания включаются площади: антресолей; галерей и балконов зрительных и других залов; веранд; наружных застекленных лоджий и галерей, а также переходов в другие здания. Площади любых помещений (в том числе технические) независимо от высоты поверхности над ними включаются в общую площадь.
Следовательно, подземный паркинг, предусмотренный проектной документацией, должен включаться в общую площадь здания и учитываться при расчете общей площади нежилых помещений.
Согласно технико-экономических показателям, указанным в разрешении на строительство от 29.11.2018 N 33-000-122-2018, общая площадь нежилых помещений (офисов, детского сада, подземного паркинга) составляет 8 029,41 кв.м.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 2.2 градостроительного плана общая площадь встроенных, пристроенных и встроено-пристроенных помещений "Многоквартирных жилых домов" может составлять не более 15% от площади жилого дома, то есть не более 5 259,52 кв.м. от общей площади объекта заявленной по разрешению на строительство (35 063,53 кв.м.).
Таким образом, при расчете общей площади встроенных, пристроенных и встроенно-пристроенных помещений относительно площади жилого дома с учетом площади подземного паркинга, площадь нежилых помещений превышает допустимую площадь более чем на 50 % от предельной величины.
Соответственно, нарушение норм в отношении площади и плотности застройки является несоответствием (нарушением) требований к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, что является основанием для принятия решения об отказе в выдаче разрешения на строительство, однако они не были учтены (установлены) при проверке соответствия проектной документации требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка.
Доводы Департамента об отсутствии оснований для учета площади подземного паркинга в общей площади нежилых помещений, а также площади застройки, положения СП 118.13330.2012 к ним не применяются, судом первой инстанции были рассмотрены и правомерно отклонены, поскольку согласно Правилам подсчета общей полезной и расчетной площадей, строительного объема, площади застройки и этажности общественного здания, установленным в "СП 118.13330.2012*. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009", утвержден Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/10, площадь застройки здания определяется как площадь горизонтального сечения по внешнему обводу здания по цоколю, включая выступающие части (входные площадки и ступени, веранды, террасы, приямки, входы в подвал). Площадь под зданием, расположенным на столбах, проезды под зданием, а также выступающие части здания, консольно выступающие за плоскость стены на высоте менее 4,5 м включаются в площадь застройки. В площадь застройки включается также подземная часть, выходящая за абрис проекции здания (пункт Г.7* Приложения Г7*). Таким образом, показатель площади застройки земельного участка для здания с паркингом не определяется отдельно для надземной части (жилого дома) и подземной части (паркинга), для такого здания площадь застройки определяется по максимальной проекции.
Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о несоответствии проектной документации объекта "Многоквартирный жилой дом (корпус 1, 2, 3) с подземным паркингом, встроенными нежилыми помещениями и встроенно-пристроенным детским садом" требованиям градостроительного регламента в части определения площади встроенных, пристроенных и встроенно-пристроенных помещений относительно площади жилого дома, а также процента застройки относительно всей площади земельного участка и об отсутствии у Департамента оснований для выдачи ООО "Специализированный застройщик "Стройкомплекс" разрешения на строительство от 29.11.2018 N 33-000-122-2018 многоквартирного жилого дома (корпус 1, 2, 3) с подземным паркингом, встроенными нежилыми помещениями и встроенно-пристроенным детским садом.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства с позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному итоговому заключению о том, что разрешение на строительство от 29.11.2018 N 33-000-122-2018 многоквартирного жилого дома (корпус 1, 2, 3) с подземным паркингом, встроенными нежилыми помещениями и встроенно-пристроенным детским садом, выданное Департаментом строительства и архитектуры администрации Владимирской области противоречит нормам законодательства Российской Федерации.
Относительно доводов ответчика о том, что заявитель не указывает, какое именно нарушенное право в сфере предпринимательской или мной экономической деятельности он хочет восстановить, избрав подобный способ защиты, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
При обращении в защиту публичных интересов государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы реализуют свою компетенцию и властные полномочия.
При этом государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы непосредственными выгодоприобретателями по решению арбитражного суда не являются, поскольку предъявленный ими иск направлен на защиту публичных интересов.
Иные доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Несогласие ответчика с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Оснований для отмены решения у суда апелляционной инстанции не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 30 декабря 2019 года по делу N А11-5116/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента строительства и архитектуры администрации Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
М.Н. Кастальская |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-5116/2019
Истец: Администрация города Владимира
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО "ПРЕДПРИЯТИЕ АЛЬТЕРНА", ООО "СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЗАСТРОЙЩИК "СТРОЙКОМПЛЕКС", Власова Валентина Дмитриевна, Голубых Вячеслав Николаевич, Егорова Маргарита Викторовна, Леонович Степан Борисович
Хронология рассмотрения дела:
04.08.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-11953/20
18.03.2020 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-6494/19
30.12.2019 Решение Арбитражного суда Владимирской области N А11-5116/19
17.10.2019 Определение Арбитражного суда Владимирской области N А11-5116/19
25.07.2019 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-6494/19
17.04.2019 Определение Арбитражного суда Владимирской области N А11-5116/19