г. Тула |
|
29 января 2024 г. |
Дело N А54-4409/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.01.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.01.2024.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Дайнеко М.М., судей Капустиной Л.А. и Мосиной Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Осиповой Д.И., в отсутствие сторон, рассмотрев апелляционную жалобу Администрации города Рязани на решение Арбитражного суда Рязанской области от 24.11.2023 по делу N А54-4409/2023 (судья И.А. Стрельникова), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Цветной бульвар" (ОГРН 1126229001282, ИНН 6229044457) к администрации города Рязани (ОГРН 1026201270260, ИНН 6227000292) о признании недействительным постановления от 04.04.2023 N 3769 "О прекращении действия разрешения на использование земель или земельного участка для размещения объекта (ов) без предоставления земельного участка и установления сервитутов, публичного сервитута",
УСТАНОВИЛ:
указанным решением иск удовлетворен, ответчик обратился с апелляционной жалобой о его отмене, ссылается на то, что не мог знать о том, что на участке будет размещено исключительно ограждение три метра и никакие иные малые архитектурные формы, и не мог предположить, что данное ограждение будет размещено, таким образом, что будет закрывать доступ к благоустроенному участку иных лиц и противоречить принципу благоустройства муниципальных земель.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд апелляционной инстанции представителей не направили.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
04.04.2023 администрацией города Рязани вынесено постановление N 3769 "О прекращении действия разрешения на использование земель или земельного участка для размещения объекта без предоставления земельного участка и установления сервитутов, публичного сервитута", в соответствии с которым администрация постановила прекратить действие разрешения, выданного ООО "Цветной бульвар" на использование земельного участка расположенного по адресу г. Рязань, Малое шоссе, д.20, 26, 28, 30, в целях размещения элементов благоустройства территории.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования, правомерно указал следующее.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В силу пункта 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия органом местного самоуправления оспариваемого решения, возлагается на соответствующий орган (часть 1 статьи 65 и часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В силу части 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно пункту 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.
В разрешении на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указываются кадастровый номер земельного участка в случае, если планируется использование всего земельного участка, или координаты характерных точек границ территории в случае, если планируется использование земель или части земельного участка (часть 2 статьи 39.33 ЗК РФ).
Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В силу пункта 4 указанного Перечня в него включены элементы благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории. Понятие "элементы благоустройства" приведено в пункте 38 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и представляет собой декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории. Постановлением Правительства Рязанской области от 18 ноября 2019 N 358 утверждено Положение о порядке и условиях размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (далее - Положение N 358).
Согласно п. 2 Положения N 358 объекты размещаются на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута на основании разрешения на использование земель или земельного участка для размещения объектов без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута (далее - Разрешение), выдаваемого исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - Уполномоченный орган).
Разрешение оформляется решением Уполномоченного органа о разрешении на использование земель или земельного участка для размещения объектов без предоставления земельного участка и установления сервитутов, публичного сервитута по форме согласно приложению N 1 к настоящему Положению.
Срок действия Разрешения не более 5 лет, за исключением случаев размещения Объекта(ов), указанных в пунктах 23, 24 Перечня, для которых срок действия Разрешения не более 6 месяцев (п. 11. Положения N 358).
Согласно п. 14 приложения к Постановлению Правительства Рязанской области от 18 ноября 2019 N 358 использование земель, земельного участка или части земельного участка для размещения объекта(ов) прекращается в случае, если: - истек срок, на который выдано разрешение; - заявителем подано обращение о прекращении действия разрешения; - уполномоченным органом принято решение о предоставлении земельного участка гражданину или юридическому лицу, либо об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд; - использование земель, земельного участка или части земельного участка осуществляется для размещения объекта(ов), не указанного(ых) в разрешении или осуществляется лицом, которому не выдавалось разрешение; - не внесена плата в течение двух сроков подряд за использование земель, земельного участка или части земельного участка для размещения объекта(ов); - имеются нарушения условий использования земель, земельного участка или части земельного участка, установленных договором.
В Правилах благоустройства территории муниципального образования - город Рязань, утвержденных решением Рязанской городской Думы от 28.03.2019 N 90-III в п.1.3. указаны основные понятия, используемые в целях настоящих Правил.
В подпункте 26 п.1.3. Правил дано понятие малой архитектурной формы - это элементы монументально-декоративного оформления, устройства для оформления мобильного и вертикального озеленения, водные устройства, городская мебель, коммунально-бытовое и техническое оборудование, а также игровое, спортивное, осветительное оборудование, информационные щиты и указатели, в том числе фонтан, декоративный бассейн, водопад, беседка, теневой навес, пергола, подпорная стенка, лестница, парапет, оборудование для игр детей и отдыха взрослого населения, ограждение.
Согласно п.4.1. Правил к элементам благоустройства территории относятся, в том числе ограждения (заборы).
05.12.2019 администрацией издано постановление N 5088 "О разрешении на использование земель или земельного участка без предоставления земельного участка и установления сервитута" (далее - разрешение), согласно которому ООО "Цветной бульвар" разрешено использование земельного участка площадью 742 кв.м по адресу: город Рязань, в районе Малое ш., д. 20, 26, 28, 30 (далее - участок) в целях размещения элементов благоустройства территории, в том числе малых архитектурных форм, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории, согласно приложенной схеме границ. Указанное разрешение выдано на основании обращения общества, в котором указано, что общество намерено установить ограждение ряда земельных участков включенных в условия договора о развитии застроенной территории N 20/1-14-5 от 24 июня 2012 года. К заявлению общества с просьбой выдать разрешение на использование участка, было представлено также изображение вида используемого ограждение (как элемент благоустройства): серый металлопрофиль, высота 3 метра.
Согласно пояснениям заявителя, в рамках исполнения обязательств по договору развития застроенной территории обществом, на земельных участках расположенных в границах улиц Малое шоссе, Кооперативный переулок, Цветной бульвар в г. Рязани, был проведен ряд мероприятий и работ, направленных на повышение уровня благоустройства территории и проведен снос ряда аварийных объектов. В период реализации договора о развитии застроенных территорий, Администрация неоднократно обращалась к заявителю с просьбами установить новые ограждения вдоль улицы Малое шоссе что бы повысить эстетическое состояние улицы и оградить ряд аварийных и ветхих построек. Поскольку ряд строений требующих ограждения не принадлежал обществу, администрацией была предложена схема, по которой администрация передает обществу в пользование земельный участок, проходящий вдоль улицы Малое шоссе для установки элементов благоустройства, одним из которых является ограждение.
04.04.2023 администрацией города Рязани вынесено постановление N 3769 "О прекращении действия разрешения на использование земель или земельного участка для размещения объекта без предоставления земельного участка и установления сервитутов, публичного сервитута", в соответствии с которым администрация постановила прекратить действие разрешения, выданного ООО "Цветной бульвар" на использование земельного участка расположенного по адресу г. Рязань, Малое шоссе, д.20, 26, 28, 30, в целях размещения элементов благоустройства территории.
Письмом от 10.04.2023 N 02/1/1/1-09/967-исх. администрация сообщила обществу о прекращении разрешения и необходимости в срок до 24.04.2023 освободить участок от установленного ограждения.
Заявитель полагает, что оспариваемое постановление не только противоречит закону, но и возлагает на общество дополнительные обязанности. В частности в случае исполнения указанного постановления общество понесет убытки связанные с затратами на материалы, изготовление и монтаж ограждения и так же будет вынуждено понести расходы на демонтаж ограждения.
Как следует из пояснений администрации, 31.03.2023 специалистами управления земельных ресурсов и имущественных отношений администрации города Рязани было проведено выездное обследование участка, в ходе которого установлено, что участок огорожен забором из металлического профлиста, на участке имеется строительный и бытовой мусор, о чем составлен акт с фотофиксацией.
В связи с использованием участка в целях, не предусмотренных разрешением, постановлением от 04.04.2023 N 3769 администрация прекратила действие разрешения, выданного обществу в соответствии с постановлением N 5088 от 05.12.2019.
Вместе с тем, из буквального содержания постановления N 3769 следует, что оно принято в соответствии с ЗК РФ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, а также на основании пятого абзаца пункта 14 приложения к Постановлению Правительства Рязанской области от 18 ноября 2019 N 358 "Положение о порядке и условиях размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута".
Выданное обществу разрешение от 05.12.2019 на размещение элементов благоустройства территории плату и периодичность ее внесения не предусматривало.
Ссылка на нарушение норм ЗК РФ и других нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся использования территории для размещения заявленных объектов, либо на нарушение условий размещения объектов на земельных участках, установленных Положением N 358, в оспариваемом постановлении отсутствует.
В нарушение требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ ответчиком в материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что имелись правовые основания для отмены разрешения.
Администрация не представила достаточных и убедительных доказательств нарушения заявителем условий разрешения на использование участка.
Согласно пункту 4 статьи 7, пункту 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" компетентному органу (его должностному лицу) предоставлено право на отмену ранее принятого им правового акта в целях обеспечения соблюдения действующего законодательства при осуществлении публичных функций и в порядке самоконтроля. Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 26.05.2011 N 739- О-О отметил, что названное положение направлено на реализацию гарантий самостоятельности органов. Оно не исключает возможность судебного контроля принимаемых органами решений об отмене ранее изданных актов, которые не могут носить произвольный характер.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 06.07.2004 N 1424/04 сформулировал правовую позицию, согласно которой отмена в порядке самоконтроля ненормативного правового акта осуществляется с обязательным указанием норм, которым отмененный правовой акт не соответствовал.
Отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушать законных прав граждан.
Реализация органами предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от их усмотрения (пункт 24 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019, пункт 37 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2022), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 01.06.2022).
Поскольку оспариваемое постановление нарушает указанные требования закона и приводит к нарушению законных интересов заявителя, то суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования заявителя.
Доводы апелляционной жалобы несостоятельны, поскольку основаны на неправильном толковании приведенных норм и оценке обстоятельств дела.
Руководствуясь ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 24.11.2023 по делу N А54-4409/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.М. Дайнеко |
Судьи |
Е.В. Мосина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-4409/2023
Истец: ООО "Цветной бульвар"
Ответчик: Администрация города Рязани