г. Москва |
|
20 марта 2020 г. |
Дело N А41-88656/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 марта 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Пивоваровой Л.В., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Казаковой Т.А.,
при участии в заседании:
от истца: Тюрина А.А., доверенность от 20.10.2019,
от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 25.12.2019 по делу N А41-88656/19, по иску Производственного кооператива Колхоз "Борец" (ИНН 5040011382, ОГРН 1025005123912) в лице Конкурсного управляющего Андреева Владимира Викторовича к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ИНН 7727270299, ОГРН 1047727043561) о признании незаконным отказа; об обязании зарегистрировать переход права собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:23:0050441:387,
УСТАНОВИЛ:
Производственный кооператив Колхоз "Борец" (далее - ПК Колхоз "Борец", кооператив, заявитель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области, заинтересованное лицо), в котором с учетом уточнений, принятых судом в порядке, предусмотренном статьей 49 АПК РФ, просит суд:
- признать незаконным отказ Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в государственной регистрации права собственности Производственного кооператива Колхоз "Борец" на земельный участок с кадастровым номером 50:23:0050441:387, оформленный уведомлением об отказе в государственной регистрации от 02.08.2019 года N 50/023/011/2019-311;
- обязать Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области зарегистрировать переход права собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:23:0050441:387.
Решением Арбитражного суда Московской области от 25 декабря 2019 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, Управление Росреестра по Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя возражал против доводов апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей Управления Росреестра по Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав объяснения представителя заявителя, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 14.12.2019 года между Управлением земельных отношений Раменского муниципального района Московской области и ПК Колхоз "Борец" заключен Договор купли-продажи земельного участка, в соответствии с которым в собственность за плату кооперативу передавался земельный участок с кадастровым номером 50:23:0050441:387.
Заявитель обратился с заявлениями в Управление Росреестра по Московской области, в которых просил заинтересованное лицо осуществить регистрационные действия по регистрации права собственности кооператива на указанный земельный участок.
25.05.2019 заинтересованное лицо уведомлениями сообщило кооперативу о приостановлении государственной регистрации, указав, что основанием заключения договора купли-продажи явилось то, что на земельном участке располагается объект незавершенного строительства, принадлежащий на праве собственности ПК Колхоз "Борец". Однако, в соответствии с позицией, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 23.12.2008 года N 8985/08, наличие на земельном участке объекта незавершенного строительства не предоставляет заявителю право на предоставление земельного участка, в связи с чем, представленный на государственную регистрацию договор купли-продажи является ничтожной сделкой.
Кроме того, заинтересованное лицо указало, что у спорного земельного участка неправильно определена кадастровая стоимость (допущена техническая ошибка).
22.08.2019 заинтересованное лицо уведомлением сообщило кооперативу об отказе в государственной регистрации от 02.08.2019 года N 50/023/011/2019-311.
Полагая, что указанное уведомление от отказе является незаконным и нарушает права и законные интересы ПК Колхоз "Борец" в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Оценив доводы заявителя апелляционной жалобы и проверив их обоснованность, апелляционный суд считает их несостоятельными в связи со следующим.
В силу части 4 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
- акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
- договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
- акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
- свидетельства о праве на наследство;
- вступившие в законную силу судебные акты;
- акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
-межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта- план территории);
- утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
- наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
В соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Основанием для отказа в государственной регистрации явилось то, что представленный для осуществления регистрации договор купли-продажи является ничтожной сделкой.
Регистрирующий орган ссылается на позицию, изложенную в постановлении Президиума ВАС РФ от 23.12.2008 N 8985/08, нахождение на земельном участке объекта незавершенного строительства не предоставляет по правилам статьи 36 ЗК РФ преимущественного права на приобретение земельного участка в собственность.
Однако на основании Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в ЗК РФ были внесены изменения, которые менял в том числе порядок предоставления земельных участков в собственность.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
- решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
- договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
- договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
- договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Статьей 39.2 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ установлено, что если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок предоставления земельных участков в собственность без проведения торгов определен статьей 39.14 ЗК РФ.
При этом статьей 39.16 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства.
Как следует из материалов дела, на земельном участке, являющемся предметом договора купли-продажи, располагается объект незавершенного строительства - теплица биозащиты, с кадастровым номером 50:23:0000000:157592, в отношении которого в установленном порядке зарегистрировано право собственности кооператива, о чем 07.12.2010 в ЕГРН внесена соответствующая регистрационная запись за номером 50-50-23/206/2010-290.
Из положений статей 39.20 и 39.16 ЗК РФ следует, что в том случае, если на земельном участке располагается объект незавершенного строительства, на который в установленном порядке зарегистрировано право собственности, то собственник указанного объекта имеет право обратиться с заявлением о предоставлении ему земельного участка в собственность без проведения торгов.
Выводы Управления Росреестра по Московской области относительно ничтожности предъявленного к регистрации договора купли-продажи в связи с необоснованной площадью передаваемого ПК Колхоз "Борец" земельного участка являются необоснованными в связи со следующим.
Полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, собственностью на которые не разграничена, относятся к компетенции органов местного самоуправления - в настоящем случае - Администрации Раменского муниципального района.
В спорном договоре купли-продажи указано, что договор заключен на основании сводного заключения Министерства имущественных отношений Московской области от 06.02.2019 N 16-З (пункт N 75).
В соответствии с вышеназванным заключением Министерством имущественных отношений Московской области спорный договор купли-продажи согласован по следующим основаниям: учитывая, что заявитель признан несостоятельны (банкротом), в связи с чем восстановление расположенных на земельном участке объектов недвижимости, равно как и приобретение участка на праве аренды не предусмотрено положениями действующего законодательства о несостоятельности (банкротстве), принято решение согласовать для целей последующего включения имущества в конкурсную массу организации-банкрота и его вовлечения в хозяйственный оборот путем реализации.
Согласно пояснениям данным представителем Министерства имущественных отношений Московской области в суде первой инстанции, договор купли-продажи заключен администрацией без превышения полномочий на основании указанного выше заключения Министерства имущественных отношений Московской области, что отражено в преамбуле договора.
Таким образом, решение Управления Росреестра по Московской области о приостановлении государственной регистрации по регистрационному делу N 50/023/011/2019-311 является незаконным.
Поскольку обжалуемый отказ регистрирующего органа был следствием не устранения заявителем обстоятельств, изложенных в приостановлении, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что решение об отказе в государственной регистрации, оформленное уведомлением от 02.08.2019 N 50/023/011/2019-311 также является незаконным, обязав Управление Росреестра по Московской области осуществить регистрационные действия по государственной регистрации права собственности ПК Колхоз "Борец" на земельный участок с кадастровым номером 50:23:0050441:387.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявления.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 25.12.2019 по делу N А41-88656/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
Л.В. Пивоварова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-88656/2019
Истец: ПКК "Борец"
Ответчик: УФС ГР кадастра и картографии по МО
Третье лицо: УФС ГР кадастра и картографии по МО