город Ростов-на-Дону |
|
20 марта 2020 г. |
дело N А32-43938/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 марта 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Барановой Ю.И.
судей Ереминой О.А., Шапкина П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кладиновой Е.В.
при участии:
от заявителя - представитель Добротина Н.В. по доверенности, паспорт;
от заинтересованного лица - представитель Попурей Н.А. по доверенности, паспорт;
от третьего лица - представитель не явился, извещен.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 19.12.2019 по делу N А32-43938/2019
по заявлению ООО "Пластуновское"
к департаменту имущественных отношений Краснодарского края
при участии третьего лица - администрация муниципального образования Динской район
о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Пластуновское" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - заинтересованное лицо, департамент) о признании незаконным решения департамента об отказе в заключении нового договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 1 089 217 +/- 8 981 кв. м, кадастровый номер 23:07:0602017:2, расположенного по адресу: Краснодарский край, Динской район, в границах СПК "Красная Звезда", участок N 54, выраженное в сообщении от 06.08.2019 N 52-31169/19-32-12; обязании департамент в течение 10 (десяти) календарных дней с даты вступления в законную силу настоящего решения суда направить в адрес общества проект договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 1 089 217 +/- 8 981 кв. м, кадастровый номер 23:07:0602017:2, расположенного по адресу: Краснодарский край, Динской район, в границах СПК "Красная Звезда", участок N 54.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.12.2019 решение департамента имущественных отношений Краснодарского края об отказе в заключении нового договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 1 089 217 +/- 8 981 кв. м, кадастровый номер 23:07:0602017:2, расположенного по адресу: Краснодарский край, Динской район, в границах СПК "Красная Звезда", участок N 54, выраженное в сообщении от 06.08.2019 N 52-31169/19-32-12, признано незаконным, как не соответствующий Земельному кодексу Российской Федерации. Департамент присудили в течение 10 дней с даты вступления в законную силу решения суда направить в адрес ООО "Пластуновское" проект договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 1 089 217 +/-8 981 кв. м, кадастровый номер 23:07:0602017:2, расположенного по адресу: Краснодарский край, Динской район, в границах СПК "Красная Звезда", участок N 54. С департамента в пользу общества взыскали 3 000 руб. расходов по оплате госпошлины.
Департамент обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. Апелляционная жалоба мотивирована следующим. Согласно Правилам землепользования и застройки Пластуновского сельского поселения Динского района, утвержденным Советом Пластуновского сельского поселения Динского района от 29.11.2012 N 218, с изменениями от 30.11.2016 N 182-17/3, от 25.07.2017 N 306-30/3 (далее - Правила землепользования и застройки) земельный участок с кадастровым номером 23:07:0602017:2 расположен в границах территориальной зоны ПР 2 - в производственной зоне за границами населенного пункта. Данная территориальная зона не относится к зонам сельскохозяйственного использования. Использование земельного участка в целях ведения сельскохозяйственного производства не предусмотрено ни основными, ни вспомогательными, ни условными видами разрешенного использования. Согласно письму администрации муниципального образования Динской район от 25.07.2019 N 07-05/2335, в соответствии с генеральным планом Пластуновского сельского поселения Динского района от 26.04.2012 N 170, с внесенными изменениями от 29.04.2015 N 39, от 30.03.2016 N 91-9/3, земельный участок с кадастровым номером 23:07:0602017:2 расположен в границах трех функциональных зон - проектируемой коммунально-складской территории, резервной производственной территории, зеленых насаждений санитарно-защитного назначения. Градостроительным законодательством закреплен принцип первичности генерального плана поселения как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки. Генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории города в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначение территории, поскольку генеральные планы определяют стратегию, его развития и условия формирования среды жизнедеятельности. Таким образом, если правила застройки и землепользования не соответствуют генеральному плану, названные правила подлежат применению только в той части, которая не противоречит документу территориального планирования муниципального образования. Генеральный план Пластуновского сельского поселения Динского района от 26.04.2012 N 170 не оспорен и является действующим, доказательства обратного отсутствуют. При наличии указанных противоречий, спорный земельный участок не может быть предметом договора аренды, а, следовательно, выводы суда первой инстанции являются ошибочными.
Департамент также указывает, что согласно выписке из ЕГРЮЛ от 05.08.2019 N ЮЭ9965-19-71024351 правопредшественником ООО "Пластуновское" является СПК "Красная Звезда". При этом заявителем в департамент не представлены доказательства перехода прав по договору аренды от 28.10.1994 N 870 (N 8807000206).
ООО "Пластуновское" неоднократно допускались просрочки по внесению арендной платы. Нельзя сделать вывод о надлежащем использовании спорного земельного участка и добросовестности арендатора.
В судебное заседание третье лицо, надлежащим образом уведомленное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку не обеспечило. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель департамента в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании материалов графического учета земель, выполненных государственным институтом "КубаньНИИгипрозем" в 1993 году, постановлением администрации Динского района Краснодарского края от 27.04.1994 N 171-П произведено перераспределение земель сельхозугодий в собственность и аренду за хозяйствами района, в том числе АО "Пластуновское" предоставлено в собственность 8717 га земель и в аренду - 2045 га земель.
На основании указанного постановления 28.10.1994 администрация Динского района и АО "Пластуновское" заключили договор аренды N 870 земельного участка площадью 2045 га для сельскохозяйственного использования (выращивания с/х культур) сроком на 25 лет.
ООО "Пластуновское" является правопреемником СПК "Красная Звезда", которое, в свою очередь, является правопреемником АО "Пластуновское", выступающего арендатором по договору аренды от 28.10.1994 N 870 (факт правопреемства подтверждается уставными документами от 1992 г., 1999 г., 2001 г., 2007 г., выпиской из ЕГРЮЛ и выписками из протоколов от 08.10.1999, 29.11.2001, 28.12.2007).
22 октября 2010 года администрация МО Динской район (арендодатель) и ООО "Пластуновское" (арендатор) в связи с уточнением площади земельного участка, а также в связи с регистрацией права собственности Краснодарского края на участок заключили дополнительное соглашение к договору аренды от 28.10.1994 N 870, в соответствии с которым договору аренды присвоены реквизиты от 28.10.1994 N 8807000206, а договор аренды изложен в новой редакции (зарегистрировано 07.12.2010 номер регистрации 23-23-31/103/2010-316).
По условиям договора в новой редакции в аренду обществу предоставлен земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью 1089217 кв. м, с кадастровым номером 23:07:0602017:2, расположенный по адресу: Краснодарский край, Динской район, в границах СПК "Красная Звезда", участок N 54 для сельскохозяйственного использования на срок до 28.10.2019.
В соответствии с пунктом 1.2 договора (в новой редакции) договор является единственным документом, подтверждающим передачу участка от арендодателя арендатору с даты принятия постановления главы администрации Динского района Краснодарского края от 27.04.1994 N 171-п.
В соответствии с п. 3 дополнительного соглашения от 22.10.2010 к договору N 0700000516 от 28.10.1994 изменен номер договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения на N 880700026.
В соответствии с пунктом 7.2 договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения N 880700026 (п. 4 дополнительного соглашения к договору) договор действует 25 лет до 28.10.2019.
В силу пункта 4.3.21 договора (в новой редакции) арендатор обязан направить арендодателю не менее чем за 90 календарных дней до окончания срока действия договора, указанного в пункте 7.2 договора (28.10.2019), письменное предложение арендодателю о расторжении договора либо о заключении договора на новый срок.
Дополнительное соглашение зарегистрировано в установленном порядке 07.12.2010.
9 июля 2019 года общество обратилось в департамент с заявлением о заключении нового договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, без проведения торгов, на основании подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Письмом от 06.08.2019 N 52-31169/19-32-12 департамент отказал обществу в заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:07:0602017:2, сославшись на подпункт 14 статьи 39.16 ЗК РФ, и указав, что в соответствии с генеральным планом Пластуновского сельского поселения испрашиваемый участок расположен на проектируемой коммунально-складской территории, резервной производственной территории, зеленых насаждений санитарно-защитного назначения.
В соответствии с пунктом 14 статьи 39.16 ЗК РФ, уполномоченный орган отказывает в предоставлении участка, если его разрешенное использование не соответствует целям такого использования, указанным в заявлении. Основанием для такого заключения явился генеральный план Пластуновского сельского поселения от 26.04.2012 N 170, с внесенными изменениями от 29.04.2015 N 39, от 30.03.2016 N 91-9/3, Правила землепользования и застройки территории Пластуновского сельского поселения, утвержденными Решением Совета Пластуновского сельского поселения Динского района от 29.11.2012 N 218, с изменениями от 25.07.2017 N 306-30/3, которыми земельный участок с кадастровым номером 23:07:0602017:2 расположен на проектируемой коммунально-складской территории, резервной производственной территории, зеленых насаждений санитарно-защитного назначения и отнесен к зоне ПР 2 "в производственной зоне за границами населенного пункта".
Полагая нарушенным свое право на приобретение в аренду без проведения торгов, находящегося в собственности Краснодарского края земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:07:0602017:2, предусмотренное подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
При рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данное решение, совершили действия (допустили бездействие).
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 6 статьи 27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом N 101-ФЗ, пунктом 4 статьи 1 которого установлено, что оборот земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом и иными федеральными законами, а приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Одним из таких случаев является предоставление участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка (подпункт 31).
Исходя из буквального толкования названной нормы права предоставление земельного участка в аренду на новый срок по основания пункта 31 статьи 39.6 ЗК РФ возможен при одновременном наличии следующих условий:
имеется ранее заключенный договор аренды испрашиваемого земельного участка;
арендатор надлежащим образом использует земельный участок для ведения сельскохозяйственного производства;
заявление о заключении нового договора аренды подано арендатором в соответствующий орган до дня истечения срока действия ранее заключенного договора.
При этом возможность заключения договора аренды на новый срок распространяется не только на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, но и на все земельные участки, предназначенные для ведения сельскохозяйственного производства независимо от категории земель в соответствии с установленными видами разрешенного использования; в случае если при использовании земельного участка были выявлены в рамках государственного земельного надзора нарушения, они должны быть устранены к моменту обращения заявителя за заключением договора аренды земельного участка, соответствующая информация должна иметься у уполномоченных органов.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 16.04.2019 N 302-ЭС18-22715 по делу N А19-17524/2017.
Порядок подачи заявления, его реквизиты и содержание, а также перечень документов, которые заявителю необходимо приложить к нему, урегулированы статьей 39.17 ЗК РФ, согласно пункту 5 которой в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает соответствующие действия, предусмотренные названным пунктом.
Исходя из положений подпункта 1, 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15, пункта 2 статьи 39.17 ЗК РФ, к заявлению о предоставлении земельного участка в аренду на новый срок по указанным обществом основаниям должен прилагаться исключительно документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление. Предоставление каких-либо иных документов не требуется.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, в том числе, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка (подпункт 14).
Таким образом, обществом при обращении к заявлению приложены все необходимые документы.
Обществом также соблюдены условия, наличие которых в совокупности необходимо в соответствии с пунктом 31 статьи 39.6 ЗК РФ для заключения договора аренды на новый срок:
имеется ранее заключенный договор аренды испрашиваемого земельного участка между администрацией и ООО "Пластуновское" (его правопредшественником) от 28.10.1994 N 870 (N 8807000206);
с заявлением о заключении договора аренды на новый срок без проведения торгов ООО "Пластуновское" обратилось в департамент 09.07.2019, то есть заблаговременно с соблюдением положений пункта 4.3.21, 7.2 договора аренды (срок действия договора аренды от 28.10.1994 N 870 (N 8807000206) истек 28.10.2019);
имеется акт обследования земельного участка от 25.07.2019 N 217, подтверждающий надлежащее использование земельного участка с кадастровым номером 23:07:0602017:2 для с/х производства (обследование проведено по поручению департамента от 18.07.2019 N 52-28978/19-32-14 в рамках рассмотрения заявления общества).
Отказывая в удовлетворении заявления, департамент в решении от 06.08.2019 N 52-31169/19-32-12 пришел в выводу о том, что разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования участка, указанным в заявлении - в соответствии с генеральным планом Пластуновского сельского поселения от 26.04.2012 N 170 (в редакции от 29.04.2015 N 39, от 30.03.2016 N 91-9/3) земельный участок с кадастровым номером 23:07:0602017:2 расположен на проектируемой коммунально-складской территории, резервной производственной территории, зеленых насаждений санитарно-защитного назначения. В соответствии с Правилами землепользования и застройки территории Пластуновского сельского поселения, утв. решением Совета Пластуновского сельского поселения Динского района от 29.11.2012 N 218 (в редакции от 25.07.2017 N 306-30/3), испрашиваемый земельный участок расположен в зоне ПР-2 - в производственной зоне за границами населенного пункта. Кроме того, департамент указал, что из выписки из ЕГРЮЛ не прослеживается переход прав по договору аренды от 28.10.1994 N 870 (8807000206) от АО "Пластуновское" к СПК "Красная Звезда".
Однако, к правоотношениям сторон положения пункта 14 статья 39.16 ЗК РФ не применимы в силу нижеследующего.
В данной норме права указано, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, когда разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Нормами ЗК РФ в числе основных принципов, на которых основывается земельное законодательство, назван принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 8). По целевому назначению земли могут относиться к категории земель сельскохозяйственного назначения. Такие земли могут использоваться только в соответствии с установленным для них целевым назначением. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (статья 7). Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В их составе выделяются, в том числе сельскохозяйственные угодья (статья 77). Сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране (статья 79).
Надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования являются сведения государственного кадастра недвижимости (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.05.2012 N 16576/11).
В соответствии с выписками из ЕГРН об объекте недвижимости от 29.05.2019 N 99/2019/263952084, от 02.12.2019 N 23/221/002/2019-6892 земельный участок с кадастровым номером 23:07:0602017:2 имеет категорию земель - земли сельскохозяйственного назначения и вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования. Аналогичные сведения содержатся в кадастровом паспорте земельного участка от 24.06.2010 N 2343/12/10-482285.
В Публичной кадастровой карте, доступ к которой имеет суд в реальном времени посредством сети Интернет, содержатся такие же сведения на момент принятия настоящего решения.
Согласно части 7 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
В силу части 6 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Указание департаментом в оспариваемом отказе на расположение испрашиваемого земельного участка в соответствии с градостроительной документацией на проектируемой коммунально-складской территории, резервной производственной территории, зеленых насаждений санитарно-защитного назначения, в зоне ПР-2 - в производственной зоне за границами населенного пункта не может служить основанием для отказа в предоставлении в аренду спорного земельного участка в силу нижеследующего.
Исходя из данных государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 23:07:0602017:2 предназначен для сельскохозяйственного использования. Указанные данные являются надлежащими доказательствами вида разрешенного использования и отнесения земельного участка к той или иной категории (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.05.2012 N 16576/11).
Довод департамента о том, что испрашиваемый земельный участок расположен на проектируемой коммунально-складской территории, резервной производственной территории, зеленых насаждений санитарно-защитного назначения, в зоне ПР-2 не подтвержден документально. В материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства изменения категории испрашиваемого земельного участка, в соответствии с требованиями действующего законодательства, а также заинтересованным лицом не устранены противоречия, в части распространения градостроительной документации на испрашиваемый в аренду земельный участок.
Кроме того, как следует из оспариваемого отказа департамента, имеет место несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, что является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования. Но, как усматривается из материалов дела, противоречия между Правилами землепользования и застройки, и Генеральным планом муниципального образования Пластуновское сельское поселение до сегодняшнего дня не устранены.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.04.2019 по делу N А32-30441/2017.
Распространение на спорный земельный участок сельскохозяйственного назначения градостроительной документации влечет фактическое выбытие соответствующего участка из сельскохозяйственного оборота и арендатором утрачивается возможность заключения договора аренды того же участка на новый срок в соответствии с тем видом разрешенного использования, с которым земельный участок использовался на протяжении длительного периода времени (начиная с апреля 1994 года, то есть более 20 лет).
Указание департамента в оспариваемом отказе на отсутствие доказательств правопреемства противоречит пункту 31 статьи 39.6 ЗК РФ, поскольку указанная норма законодательства не требует исследования длительности использования заявителем испрашиваемого земельного участка, а требует лишь наличие ранее заключенного договора аренды участка.
Довод департамента о ненадлежащем использовании обществом испрашиваемого земельного участка ввиду ранее допущенных арендатором просрочек уплаты арендной платы (в 2014-2016 гг.) судом отклоняется как несостоятельный.
С 15.07.2016 вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 N 336-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", которым в подпункте 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса и в абзаце первом пункта 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ слова ", который надлежащим образом использовал такой земельный участок" заменены словами ", в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка", а абзац второй пункта 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ признан утратившим силу.
Акт обследования земельного участка от 25.07.2019 N 217 подтверждает надлежащее использование ООО "Пластуновское" земельного участка с кадастровым номером 23:07:0602017:2 для с/х производства (обследование проведено по поручению департамента от 18.07.2019 N 52-28978/19-32-14 в рамках рассмотрения заявления общества).
В материалах дела отсутствуют документы, и уполномоченный орган не приводит сведений о том, что общество допустило нарушения законодательства Российской Федерации при использовании спорных участков.
Положения подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ и пункта 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, а также иные нормативные акты не содержат такого основания для отказа в предоставлении в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения на новый срок как несвоевременное внесение арендной платы.
Аналогичная правовая позиция отражена в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.10.2017 по делу N А32-16293/2016, от 06.07.2018 по делу N А63-5699/2017, от 25.10.2018 по делу N А32-22234/2017.
Поскольку разрешенное использование земельного участка (с учетом актуальных сведений единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, публичной кадастровой карты и государственного кадастра недвижимости) соответствовало преследуемым обществом целям использования такого участка, у департамента не имелось оснований для отказа ООО "Пластуновское" в заключении договора аренды на новый срок в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:07:0602017:2 со ссылкой на подпункт 14 статьи 36.16 ЗК РФ. Отказ департамента, выраженный в письме от 06.08.2019 N 52-31169/19-32-12, является незаконным.
Ссылка департамента на отсутствие доказательства правопреемства между СПК "Красная Звезда" и ООО "Пластуновское" является несостоятельной.
При рассмотрении дела судом первой инстанции ООО "Пластуновское" предоставлены исчерпывающие доказательства о правопреемстве СПК "Красная Звезда" и ООО "Пластуновское".
Также необходимо отметить, что дополнительное соглашение от 22.10.2010 к договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения N 0700000516 от 28.10.1994 заключено между ООО "Пластуновское" и администрацией муниципального образования Динской район.
Уполномоченный орган в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка рассматривает его и при отсутствии оснований для отказа, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, осуществляет подготовку проекта договора аренды, его подписание и направляет проект для подписания заявителю (пункт 5 статьи 39.17 ЗК РФ).
С целью восстановления нарушенных прав и законных интересов предпринимателя и в соответствии с приведенными нормами на департамент следует возложить обязанность по подготовке, подписанию и направлению заявителю проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:07:0602017:2.
Таким образом, судом первой инстанции законно и обоснованно сделан вывод об отсутствии у департамента оснований для отказа ООО "Пластуновское" в перезаключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:07:0602017:2 на новый срок.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства. При принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для изменения или отмены судебного акта, апелляционная инстанция не установила.
Расходы по госпошлине по апелляционной жалобе возлагаются на заявителя в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.12.2019 по делу N А32-43938/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.И. Баранова |
Судьи |
О.А. Еремина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-43938/2019
Истец: ООО "Пластуновское"
Ответчик: Департамент имущественный отношений Краснодарского края, Департамент имущественных отношений КК
Третье лицо: Администрация МО Динской район, Администрация муниципального образования Динского района, Администрация муниципального образования Динской район
Хронология рассмотрения дела:
16.07.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4612/20
20.03.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-2965/20
19.12.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-43938/19
28.10.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-43938/19