г. Самара |
|
23 марта 2020 г. |
Дело N А65-24953/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 марта 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Засыпкиной Т.С.,
судей Сергеевой Н.В., Лихоманенко О.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яковлевой Е.А.,
с участием:
от Государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта и алкогольной продукции и защите прав потребителей - представитель не явился, извещена,
от общества с ограниченной ответственностью "Лабиринт-Волга" - Саитова А.Ф. (доверенность от 01.08.2019),
от Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка - представитель не явился, извещена,
от общества с ограниченной ответственностью "Орбита" - представитель не явился, извещено,
от общества с ограниченной ответственностью "Форт" - представитель не явился, извещено,
от акционерного общества "Аб ИнБев Эфес" - представитель не явился, извещено,
от закрытого акционерного общества "Московская пивоваренная компания" - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционным жалобам Государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта и алкогольной продукции и защите прав потребителей и общества с ограниченной ответственностью "Лабиринт-Волга"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.12.2019 по делу N А65-24953/2019 (судья Андриянова Л.В.)
по заявлению Государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта и алкогольной продукции и защите прав потребителей (ОГРН 1021602865239, ИНН 1654025044), г. Казань,
к обществу с ограниченной ответственностью "Лабиринт-Волга" (ОГРН 1135260018222, ИНН 5260374864), г. Нижний Новгород,
третьи лица:
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (ОГРН 1097746136124, ИНН 7710747640), г. Москва,
общество с ограниченной ответственностью "Орбита" (ОГРН 1107449002748, ИНН 7449096660), Челябинская область, г. Копейск,
общество с ограниченной ответственностью "Форт" (ОГРН 1125012000827, ИНН 5012071870), г. Москва,
акционерное общество "Аб ИнБев Эфес" (ОГРН 1045003951156, ИНН 5020037784), Московская область, г. Клин,
закрытое акционерное общество "Московская пивоваренная компания" (ОГРН 1075029007855, ИНН 5029104266), Московская область, г. Мытищи,
о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ, ст. 14.45 КоАП РФ, решении вопроса относительно изъятой продукции,
УСТАНОВИЛ:
Государственная инспекция Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей (далее - заявитель, административный орган) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Лабиринт-Волга" (далее - Общество) к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.16, ст. 14.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), решении вопроса относительно изъятой продукции.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.12.2019 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.45 КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа в размере 100 000 рублей. При этом в удовлетворении требования о привлечении Общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ отказано. Алкогольная продукция, изъятая на основании протокола изъятия от 20.12.2018 N 000369, находящаяся на хранении в Государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта и алкогольной продукции и защите прав потребителей, возвращена Обществу.
Не согласившись с выводами суда, административный орган подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить, привлечь к административной ответственности Общество по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ и решить вопрос относительно изъятой из незаконного оборота алкогольной продукции.
Общество, также не согласившись с выводами суда, подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда в части привлечения Общества к административной ответственности по ст. 14.45 КоАП РФ, отменить, отказать в удовлетворении требований в части привлечения к ответственности по ст. 14.45 КоАП РФ в связи с отсутствием состава правонарушения, предусмотренного ст. 14.45 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Общества доводы своей апелляционной жалобы поддержал.
Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Общества, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционные жалобы - не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 13.12.2018 в 09 час. 52 мин. в государственной информационной системе Республики Татарстан "Народный контроль" на Портале государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан uslugi.tatarstan.ru в категории "Нарушение правил продажи алкогольной (или) спиртосодержащей продукции" размещена заявка N 2574525, в которой содержится информация о том, что по адресу: г. Казань, ул. Минская, 73 в магазине "Красное & Белое", осуществляется торговля алкогольной продукции (пиво) без сопроводительной документации.
Принимая во внимание, что информация, указанная в заявке N 2574525, содержит достаточные данные, указывающие на событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ, ст. 14.45 КоАП РФ, ст. 14.19 КоАП РФ, а также для выяснения всех обстоятельств дела, административным органом вынесено определение от 20.12.2018 N 000083 о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО "Лабиринт-Волга" и его должностного лица.
Согласно протоколу осмотра помещений (территорий) и находящихся там вещей и документов, принадлежащих юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю), от 20.12.2018 N 024306 Обществом реализуется 38 наименований алкогольной продукции без сопроводительных документов.
На данную алкогольную продукцию Общество предоставило товарно-транспортные накладные, которые, по мнению административного органа, не являются сопроводительными документами, удостоверяющими легальность производства и оборота данной продукции, так как они являются сопроводительными документами на алкогольную продукцию с иными датами розлива, т.е. представлены документы, не имеющие отношения к данному правонарушению, поскольку даты розлива не совпадают в графе "Дата розлива" вышеуказанного отчета с фактически представленной алкогольной продукцией в торговом объекте.
Протоколом изъятия алкогольной (спиртосодержащей) продукции, находящейся в незаконном обороте и (или) документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении, от 20.12.2018 N 000369 изъята следующая алкогольная продукция:
1) пиво "Фельдшлесхен пилснер" емкостью 0,5 л., крепостью 4,9 %, с датой розлива 12.11.2018, производства Германия, в количестве 24 ж/б,
2) пиво "Фельдшлесхен пилснер" емкостью 0,5 л., крепостью 4,9 %, с датой розлива 29.10.2018, производства Германия, в количестве 6 ж/б,
3) пиво "Фельдшлесхен" светлое емкостью 0,5 л., крепостью 5,0 %, с датой розлива 06.10.2018, производства Германия, в количестве 19 ж/б,
4) пиво "Фельдшлесхен" светлое емкостью 0,5 л., крепостью 5,0 %, с датой розлива 25.10.2018, производства Германия, в количестве 3 ж/б,
5) пиво "Фельдшлесхен" светлое емкостью 0,5 л., крепостью 5,0 %, с датой розлива 15.11.2018, производства Германия, в количестве 14 ж/б,
6) пиво "Фельдшлесхен" светлое емкостью 0,5 л., крепостью 5,0 %, с датой розлива 29.09.2018, производства Германия, в количестве 9 ж/б,
7) пиво "Фельдшлесхен урбок" темное емкостью 0,5 л., крепостью 7,2 %, с датой розлива 06.11.2018, производства Германия, в количестве 20 ж/б,
8) пиво "Фельдшлесхен урбок" темное емкостью 0,5 л., крепостью 7,2 %, с датой розлива 26.09.2018, производства Германия, в количестве 2 ж/б,
9) пиво "Фельдшлесхен урбок" темное емкостью 0,5 л., крепостью 7,2 %, с датой розлива 13.11.2018, производства Германия, в количестве 4 ж/б,
10) пиво "Фельдшлесхен" темное емкостью 0,5 л., крепостью 5,0 %, с датой розлива 03.10.2018, производства Германия, в количестве 6 ж/б,
11) пиво "Фельдшлесхен" темное емкостью 0,5 л., крепостью 5,0 %, с датой розлива 27.09.2018, производства Германия, в количестве 7 ж/б,
12) пиво "Фельдшлесхен" темное емкостью 0,5 л., крепостью 5,0 %, с датой розлива 19.09.2018, производства Германия, в количестве 6 ж/б,
13) пиво "Боддингтонс паб эль" емкостью 0,5 л., крепостью 4,6 %, с датой розлива 19.09.2018, производства Великобритания, в количестве 4 бут.,
14) пиво "Боддингтонс паб эль" емкостью 0,5 л., крепостью 4,6 %, с датой розлива 16.08.2018, производства Великобритания, в количестве 8 бут.,
15) пиво "Францисканер хефе вайсбир" емкостью 0,5 л., крепостью 5,0 %, с датой розлива 23.08.2018, производства Германия, в количестве 10 ж.б.,
16) пиво "Францисканер хефе вайсбир" емкостью 0,5 л., крепостью 5,0 %, с датой розлива 31.07.2018, производства Германия, в количестве 3 ж.б.,
17) пиво "Будвайзер Будвар" емкостью 0,5 л., крепостью 5,0 %, с датой розлива 31.10.2018, производства Чехия, в количестве 13 ж.б.,
18) пиво "Будвайзер Будвар" емкостью 0,5 л., крепостью 5,0 %, с датой розлива 08.08.2018, производства Чехия, в количестве 3 ж.б.,
19) пиво "Жупеле" светлое емкостью 0,5 л., крепостью 5,2 %, с датой розлива 10.10.2018, производства Германия, в количестве 6 ж.б.,
20) пиво "Микленбургер" пилснер емкостью 0,5 л., крепостью 5,0 %, с датой розлива 13.09.2018, производства Германия, в количестве 7 ж/б,
21) пиво "Микленбургер" пилснер емкостью 0,5 л., крепостью 5,0 %, с датой розлива 10.10.2018, производства Германия, в количестве 20 ж/б,
22) пиво "Микленбургер" пшеничное емкостью 0,5 л., крепостью 5,1 %, с датой розлива 04.10.2018, производства Германия, в количестве 9 ж/б,
23) пиво "Микленбургер" пшеничное емкостью 0,5 л., крепостью 5,1 %, с датой розлива 20.09.2018, производства Германия, в количестве 7 ж/б,
24) пиво "Микленбургер" емкостью 0,5 л., крепостью 5,4 %, с датой розлива 17.08.2018, производства Германия, в количестве 6 ж/б,
25) пиво "Санвальд темное пшеничное" емкостью 0,5 л., крепостью 5,0 %, с датой розлива 17.09.2018, производства Германия, в количестве 14 ж.б.,
26) пиво "Санвальд темное пшеничное" емкостью 0,5 л., крепостью 4,9 %, с датой розлива 23.10.2018, производства Германия, в количестве 13 ж.б.,
27) пиво "Санвальд темное пшеничное" емкостью 0,5 л., крепостью 4,9 %, с датой розлива 17.09.2018, производства Германия, в количестве 5 ж.б.,
28) пиво "Паулайнер Мюнхенское" светлое емкостью 0,5 л., крепостью 4,9 %, с датой розлива 06.09.2018, производства Германия, в количестве 9 ж.б.,
29) пиво "Еггер цвикль" светлое емкостью 0,5 л., крепостью 5,0 %, с датой розлива 13.09.2018, производства Австрия, в количестве 4 ж/б,
30) пиво "Еггер марцен" светлое емкостью 0,5 л., крепостью 5,0 %, с датой розлива 05.09.2018, производства Австрия, в количестве 23 ж/б,
31) пиво "Паулайнер хефе вайсбир натюртюб" светлое емкостью 0,5 л., крепостью 5,5 %, с датой розлива 23.08.2018, производства Германия, в количестве 18 ж.б.,
32) пиво "Шпатен Мюнхен" емкостью 0,5 л., крепостью 5,1 %, с датой розлива 17.07.2018, производства Германия, в количестве 9 ж.б.
33) пиво "Шпатен мюнхен" емкостью 0,5 л., крепостью 5,1 %, с датой розлива 19.06.2018, производства Германия, в количестве 5 ж.б.,
34) пиво "Леффе Блонд" емкостью 0,33 л., крепостью 6,6 %, с датой розлива 12.05.2018, производства Бельгия, в количестве 4 бут.,
35) пиво "Леффе Блонд" емкостью 0,33 л., крепостью 6,6 %, с датой розлива 07.08.2018, производства Бельгия, в количестве 8 бут.,
36) пиво "Леффе Блонд" емкостью 0,33 л., крепостью 6,6 %, с датой розлива 03.05.2018, производства Бельгия, в количестве 1 бут.,
37) пиво "Леффе Брюн" емкостью 0,33 л., крепостью 6,5 %, с датой розлива 23.03.2018, производства Бельгия, по цене 94,99 рублей за 1 бут., в количестве 5 бут.,
38) пиво "Леффе Брюн" емкостью 0,33 л., крепостью 6,5 %, с датой розлива 03.04.2018, производства Бельгия, в количестве 7 бут.
По факту оборота алкогольной продукции, на которую не представлены сопроводительные документы, удостоверяющие легальность производства и оборота данной продукции, также без указания в представленной сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия (подлежащей обязательному подтверждению соответствия), должностным лицом административного органа составлен протокол об административном правонарушении от 13.03.2019 N 000609 по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ и ст. 14.45 КоАП РФ в отношении Общества.
Руководствуясь ст. 23.1 КоАП РФ и ст. 203 АПК РФ, административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.
Принимая судебный акт, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Частью 2 ст. 14.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно пунктам 1 и 2 ст. 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, если иное не установлено настоящей статьей: 1) товарно-транспортная накладная; 2) справка, прилагаемая к таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза); 3) справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза); 4) уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции); 5) заверенные подписью руководителя организации и (при наличии печати) ее печатью копия извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копия извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки (за исключением импорта из государств, не являющихся членами ЕАЭС) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта в случаях, если уплата указанного платежа предусмотрена законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; 6) копия договора о поставке за пределы Российской Федерации (в случае производства, закупки, поставок, хранения и (или) перевозок в целях вывоза из Российской Федерации (экспорта) пива и пивных напитков в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 миллилитров).
Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
В ходе проведения административного расследования в подтверждение легальности производства и оборота спорной продукции Обществом представлены следующие документы:
1) на пиво "Фельдшлесхен пилснер" емкостью 0,5 л., крепостью 4,9 %, производства Германия, с датой розлива 12.11.2018, в количестве 24 ж/б, с датой розлива 29.10.2018, в количестве 6 ж/б - ТТН N Р7В-176921 от 12.08.2018, ТТН N Р7В-300880 от 12.12.2018, ТТН N Р7В-297706 от 09.12.2018, ТТН N Р7В-306256 от 16.12.2018, ТТН N Р7В-197372 от 02.09.2018, ТТН N Р7В-295030 от 07.12.2018,
2) пиво "Фельдшлесхен" светлое емкостью 0,5 л., производства Германия крепостью 5,0 %, с датой розлива 06.10.2018, в количестве 19 ж/б, с датой розлива 25.10.2018, в количестве 3 ж/б, с датой розлива 15.11.2018, в количестве 14 ж/б, с датой розлива 29.09.2018, в количестве 9 ж/б - ТТН N Р7В-252437 от 28.10.2018, ТТН N Р7В-288978 от 01.12.2018, ТТН N Р7В-197372 от 02.09.2018, ТТН N Р7В-299220 от 10.12.2018, ТТН N Р7В-241629 от 17.10.2018, ТТН N Р7В-228923 от 05.10.2018, ТТН N Р7В-275959 от 19.11.2018, ТТН N Р7В-279595 от 23.11.2018, ТТН N Р7В-306434 от 17.12.2018, ТТН N Р7В-297706 от 09.12.2018, ТТН N Р7В-178907 от 14.08.2018,
3) на пиво "Фельдшлесхен урбок" темное емкостью 0,5 л., производства Германия крепостью 7,2 %, с датой розлива 06.11.2018, в количестве 20 ж/б, с датой розлива 26.09.2018, в количестве 2 ж/б, с датой розлива 13.11.2018, в количестве 4 ж/б - ТТН N Р7В-286550 от 29.11.2018, ТТН N Р7В-295030 от 07.12.2018,
4) на пиво "Фельдшлесхен" темное емкостью 0,5 л., производства Германия крепостью 5,0 %, с датой розлива 03.10.2018, в количестве 6 ж/б, с датой розлива 27.09.2018, в количестве 7 ж/б, с датой розлива 19.09.2018, в количестве 6 ж/б - ТТН N Р7В-288978 от 01.12.2018, ТТН N Р7В-275959 от 19.11.2018, ТТН N Р7В-297706 от 09.12.2018,
5) на пиво "Боддингтонс паб эль" емкостью 0,5 л., производства Великобритания, крепостью 4,6 %, с датой розлива 19.09.2018, в количестве 4 бут., с датой розлива 16.08.2018, в количестве 8 бут. - ТТН N Р7В-232536 от 08.10.2018, ТТН N Р7В-197372 от 02.09.2018, ТТН N Р7В-252437 от 28.10.2018
6) на пиво "Францисканер Хефе вайсбир" емкостью 0,5 л., производства Германия, крепостью 5,0 %, с датой розлива 23.08.2018, в количестве 10 ж.б., с датой розлива 31.07.2018, в количестве 3 ж.б. - ТТН N Р7В-176921 от 12.08.201, ТТН N Р7В-273821 от 17.11.2018, ТТН N Р7В-239593 от 15.10.2018.
7) на пиво "Будвайзер Будвар" емкостью 0,5 л., производства Чехия, крепостью 5,0 %, с датой розлива 31.10.2018, в количестве 10 ж.б., с датой розлива 08.08.2018, в количестве 3 ж.б. - ТТН N Р7В-297706 от 09.12.2018, ТТН N Р7В-267492 от 12.11.2018, ТТН N Р7В-239593 от 15.10.2018,
8) пиво "Жупеле" светлое емкостью 0,5 л., крепостью 5,2 %, с датой розлива 10.10.2018, производства Германия, в количестве 6 ж.б. - ТТН N Р7В-296915 от 08.12.2018, ТТН N Р7В-306256 от 16.12.2018, ТТН N Р7В-228923 от 05.10.2018, ТТН N Р7В-267492 от 12.11.2018,
9) пиво "Мекленбургер" пилснер емкостью 0,5 л., производства Германия, крепостью 5,0 %, с датой розлива 13.09.2018, в количестве 7 ж/б, с датой розлива 10.10.2018, в количестве 20 ж/б - ТТН N Р7В-288978 от 01.12.2018, ТТН N Р7В-197372 от 02.09.2018, ТТН N Р7В-307586 от 18.12.2018, ТТН N Р7В-300880 от 12.12.2018,
10) пиво "Мекленбургер" пшеничное емкостью 0,5 л., производства Германия, крепостью 5,1 %, с датой розлива 04.10.2018, в количестве 9 ж/б, с датой розлива 20.09.2018, в количестве 7 ж/б - ТТН N Р7В-296915 от 08.12.2018, ТТН N Р7В-239593 от 15.10.2018, ТТН N Р7В-300880 от 12.12.2018.
11) пиво "Мекленбургер" емкостью 0,5 л., крепостью 5,4 %, с датой розлива 17.08.2018, производства Германия, в количестве 6 ж/б - ТТН N Р7В-300880 от 12.12.2018,
12) пиво "Санвальд темное пшеничное" емкостью 0,5 л., крепостью 5,0 %, с датой розлива 17.09.2018, производства Германия, в количестве 14 ж.б. - ТТН N Р7В-279595 от 23.11.2018, ТТН N Р7В-228923 от 05.10.2018,
13) пиво "Санвальд темное пшеничное" производства Германия, емкостью 0,5 л., крепостью 4,9 %, с датой розлива 23.10.2018, в количестве 13 ж.б, с датой розлива 17.09.2018, в количестве 5 ж.б. - ТТН N Р7В-228923 от 05.10.2018, ТТН N Р7В-296915 от 08.12.2018,
14) на пиво "Паулайнер Мюнхенское" светлое емкостью 0,5 л., крепостью 4,9 %, с датой розлива 06.09.2018, производства Германия, в количестве 9 ж.б - ТТН N Р7В-197372 от 02.09.2018
15) на пиво "Еггер цвикль" светлое емкостью 0,5 л., крепостью 5,0 %, с датой розлива 13.09.2018, производства Австрия, в количестве 4 ж/б - ТТН N Р7В-299220 от 10.12.2018, ТТН N Р7В-176921 от 12.08.2019
16) на пиво "Еггер марцен" светлое емкостью 0,5 л., крепостью 5,0 %, с датой розлива 05.09.2018, производства Австрия, в количестве 23 ж/б - ТТН N Р7В-252437 от 28.10.2018, ТТН N Р7В-197372 от 02.09.2018, ТТН N Р7В-306434 от 17.12.2018, ТТН N Р7В-176921 от 12.08.2018
17) на пиво "Паулайнер хефе вайсбир натюртюб" светлое емкостью 0,5 л., крепостью 5,5 %, с датой розлива 23.08.2018, производства Германия, в количестве 18 ж.б. - ТТН N Р7В-300880 от 12.12.2018,
18) на пиво "Шпатен Мюнхен" емкостью 0,5 л., производства Германия, крепостью 5,1 %, с датой розлива 17.07.2018, в количестве 9 ж.б., с датой розлива 19.06.2018, в количестве 5 ж.б. - ТТН N Р7В-176921 от 12.08.2018, ТТН N Р7В-241629 от 17.10.2018, ТТН N Р7В-252437 от 28.10.2018
19) пиво "Леффе Блонд" емкостью 0,33 л., производства Бельгия, крепостью 6,6 %, с датой розлива 12.05.2018, в количестве 4 бут., с датой розлива 07.08.2018, в количестве 8 бут., с датой розлива 03.05.2018, в количестве 1 бут., - ТТН N Р7В-271926 от 16.11.2018, ТТН N Р7В-241629 от 17.10.2018, ТТН N Р7В-288978 от 01.12.2018,
20) пиво "Леффе Брюн" емкостью 0,33 л., производства Бельгия, крепостью 6,5 %, с датой розлива 23.03.2018, в количестве 5 бут., с датой розлива 03.04.2018, в количестве 7 бут. - ТТН N Р7В-178907 от 14.08.2018, ТТН N Р7В-306256 от 16.12.2018.
В соответствии с п. 1 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения.
Отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу (п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
Как верно установлено судом первой инстанции, в рассматриваемом случае все необходимые сопроводительные документы на изъятую продукцию Обществом были представлены еще в ходе осмотра на торговом объекте.
В силу положений ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ, ч. 5 ст. 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
В соответствии с ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Административный орган, на котором лежит бремя доказывания вины Общества, не доказал наличие события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.
Доводы заявителя о том, что представленные Обществом документы не относятся к изъятой продукции, так как не совпадают даты в графе "дата розлива" отчета об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, содержащимся в системе ЕГАИС, с датой розлива фактически представленной алкогольной продукции в торговом объекте, обоснованно признаны несостоятельными.
Согласно абзацу 14 п. 2 ст. 8 Закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях последующей розничной продажи такой продукции, должны обеспечивать прием и передачу информации об обороте такой продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе (далее - ЕГАИС) при помощи программно-аппаратных средств.
Приказом Минфина России от 15.06.2016 N 84н "Об утверждении форм и сроков представления в электронном виде заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции, и индивидуальном предпринимателе, осуществляющем закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях их последующей розничной продажи, об алкогольной продукции, объеме розничной продажи алкогольной продукции, а также о документах, разрешающих и сопровождающих розничную продажу алкогольной продукции, а также форм и сроков представления подтверждения фиксации информации и уведомлений об отказе в фиксации информации в указанной информационной системе" утверждены сроки представления заявки о фиксации в ЕГАИС информации о подтверждении приема или об отказе в приеме количества поставленной продукции (далее - Приказ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1459 "О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" утверждены правила, определяющие порядок функционирования ЕГАИС учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - Правила).
Пунктом 6 Правил установлен перечень информации, содержащейся в ЕГАИС.
Подпунктом 17 п. 6 Правил закреплено, что единая информационная система содержит следующую информацию: дата производства этилового спирта, спиртосодержащей продукции, дата розлива алкогольной продукции.
Пунктом 17 Правил закреплен перечень информации, представляемой в ЕГАИС организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях последующей розничной продажи указанной продукции. К ним относятся:
1) наименование, местонахождение, идентификационный номер налогоплательщика - для организации или сельскохозяйственного товаропроизводителя, зарегистрированного в качестве юридического лица, а также код причины постановки на учет, местонахождение обособленных подразделений (при их наличии);
2) наименование и вид продукции, указанный в статье 2 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции";
3) код вида продукции согласно классификатору видов продукции, использующийся при заполнении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
7) фамилия, имя, отчество, место жительства и идентификационный номер налогоплательщика - для индивидуального предпринимателя или сельскохозяйственного товаропроизводителя, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
18) сведения, содержащиеся в товарно-транспортной накладной и (или) международной транспортной накладной, справке, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для продукции, производство которой осуществляется в Российской Федерации, а также для импортированной продукции, являющейся товаром Евразийского экономического союза), справке, прилагаемой к таможенной декларации (для импортированной продукции, за исключением продукции, являющейся товаром Евразийского экономического союза);
20) номера, даты и время представления заявок о фиксации информации об организации (сельскохозяйственном производителе, индивидуальном предпринимателе), о продукции каждого вида и наименования, об объеме производства и оборота продукции каждого вида и наименования, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и (или) оборот продукции, об объеме использования фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) или этилового спирта для производства спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий, а также в процессе производства других лекарственных средств и (или) медицинских изделий в единой информационной системе (далее - заявка о фиксации);
25) сведения о контрагенте (контрагентах) при поставке и закупке продукции (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, адрес);
26) сведения об объеме алкогольной продукции, установленные по результатам инвентаризации алкогольной продукции, в том числе с указанием номеров федеральных специальных марок и акцизных марок, нанесенных на маркируемую алкогольную продукцию;
30) сведения о списании продукции в случае брака или иных причин.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, розничный продавец не представляет сведения о дате розлива в ЕГАИС, у него отсутствует и техническая возможность внесения информации о дате розлива товара в силу ограниченного доступа в ЕГАИС.
Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 03.03.2016 N 54 утвержден "Формат представления в электронном виде заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции организациями, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции, и индивидуальном предпринимателе, осуществляющем закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях их последующей розничной продажи, сельскохозяйственными товаропроизводителями с использованием программно-аппаратных средств, а также формата представления подтверждения о фиксации информации и уведомления об отказе фиксации".
Согласно утвержденному Формату в регистрационной форме учета N1 в реквизите BOTTLINGDATE в отношении продукции российского производства указывается дата розлива, в отношении продукции, произведенной не на территории Российской Федерации, - дата документа, на основании которой осуществлен ввоз продукции на территорию Российской Федерации.
Судом первой инстанции обоснованно отклонен довод заявителя о противоречии приказа Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (далее - Росалкогольрегулирование) от 03.03.2016 N 54 постановлению Правительства РФ от 29.12.2015 N 1459 как нормативному акту, имеющему большую юридическую силу.
Согласно п. 10 Правил организации, использующие основное технологическое оборудование для производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, помимо информации, указанной в пункте 7 настоящих Правил, представляют в единую информационную систему с использованием программно-аппаратных средств информацию, в том числе указанную в подпункте 17 пункта 6 настоящих Правил (о дате розлива).
Соответствующая обязанность по предоставлению в ЕГАИС информации, указанной в подпункте 17 пункта 6 настоящих Правил, в том числе о дате розлива, возложена на производителей: спирта и (или) спиртосодержащей продукции (пункт 8), алкогольной продукции, маркируемой федеральными специальными марками (пункт 9); вина, игристого вина (шампанского), произведенного из собственного винограда (пункт 13).
Между тем в соответствии с пунктами 14 и 17 Правил на организации, использующие оборудование для учета объема импорта алкогольной продукции, маркируемой акцизными марками, а также на организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющие закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях последующей розничной продажи указанной продукции, обязанность по предоставлению в ЕГАИС с использованием программно-аппаратных средств информации, указанной в подпункте 17 пункта 6 настоящих Правил, в том числе о дате розлива, не возложена.
Таким образом, системное толкование Правил позволяет прийти к выводу, что обязанность по предоставлению в ЕГАИС информации, указанной в подпункте 17 пункта 6 настоящих Правил, возложена только на организации, осуществляющие производство на территории Российской Федерации продукции, подлежащей учету в ЕГАИС, в том числе пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи.
На организации, использующие оборудование для учета объема импорта алкогольной продукции, маркируемой акцизными марками, а также на организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющие закупку, в том числе импортного пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях последующей розничной продажи указанной продукции, обязанность по внесению в ЕГАИС даты розлива продукции не возложена.
Установленная приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 03.03.2016 N 54 обязанность по внесению в ЕГАИС (регистрационная форма учета N 1 в реквизите BOTTLINGDATE) даты таможенной декларации вместо даты розлива обусловлена необходимостью учета даты введения импортной алкогольной продукции в оборот на территории Российской Федерации и контроля её дальнейшего перемещения и реализации.
Таким образом, противоречий положений приказа Росалкогольрегулирования от 03.03.2016 N 54 с положениями Правил не имеется.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 26.11.2019 по делу N А65-8349/2019.
В письме от 26.02.2019 N Г-1193/15-01 Росалкогольрегулирование, которое в соответствии с п. 3 Правил является оператором единой информационной системы, разъясняет, как происходит заполнение графы "дата розлива" в системе ЕГАИС в отношении импортированной алкогольной продукции. Согласно указанному письму во исполнение Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" Росалкогольрегулирование запрашивает сведения, содержащиеся в таможенной декларации на товары и ТПО у Федеральной таможенной службы посредством межведомственного электронного взаимодействия путем отправки запросов на электронный сервис "Предоставление сведений, содержащихся в таможенной декларации на товары и ТПО".
В материалы дела Обществом представлены выписки из ЕГАИС, которые содержат, в том числе, указание на таможенную декларацию, согласно которой продукция была ввезена на территорию Российской Федерации.
Как верно указал суд первой инстанции, Общество, как добросовестный розничный продавец, получив от поставщика спорную алкогольную продукцию, сопровождаемую требуемой законом документацией, сопоставил представленные документы с товаром и данными, содержащимися в ЕГАИС, удостоверился в его легальности и принял для дальнейшей реализации потребителю. В представленных поставщиком документах содержатся номера ТТН, а в системе ЕГАИС отражен тот же номер ТТН, указана таможенная декларация, дата таможенной декларации совпадает с датой, указанной в графе "дата розлива". Указанные обстоятельства позволили Обществу сделать вывод о том, что продукция является импортной и идентифицировать алкогольную продукцию, отраженную в конкретной товарно-транспортной накладной. При этом Общество руководствовалось действующими нормами права.
При таких обстоятельствах довод административного органа о том, что вина Общества заключается в том, что оно не должно было принимать товар, поскольку дата розлива на продукции не соответствует данным, содержащимся в графе BOTTLINGDATE, обоснованно признан судом первой инстанции несостоятельным, а вина ответчика - недоказанной.
Привлечение хозяйствующего субъекта к административной ответственности за соблюдение действующих нормативных правовых актов, в том числе, приказов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере, недопустимо.
Кроме того, объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере государственного регулирования оборота этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции, а не по соблюдению порядка учета производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Довод заявителя о том, что Обществом не представлены все таможенные декларации, признан судом несостоятельным, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 10.2 Закона N 171-ФЗ сопроводительным документом, удостоверяющим легальность производства и оборота алкогольной продукции, является ТТН. Таможенная декларация среди указанных документов не перечислена.
Следовательно, представление таможенных деклараций является правом, но не обязанностью Общества.
В соответствии с п. 1.8 Административного регламента исполнения Госалкогольинспекцией Республики Татарстан государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - Административный регламент), утвержденного приказом Госалкогольинспекции по РТ от 24.11.2017 N 12-07/200, должностные лица, уполномоченные на осуществление регионального государственного контроля, при проведении проверки не вправе требовать представления документов, информации и образцов продукции, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов.
В силу п. 84 распоряжения Правительства РФ от 01.11.2016 N 2326-р "Об утверждении перечня документов и сведений, находящихся в распоряжении отдельных федеральных органов исполнительной власти и необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления" сведения из декларации на товары и таможенного приходного ордера отнесены к перечню документов и сведений, находящихся в распоряжении отдельных федеральных органов исполнительной власти.
Согласно п. 1.6 Административного регламента должностные лица Госалкогольинспекции РТ, уполномоченные на осуществление регионального государственного контроля, при проведении проверки имеют право запрашивать и получать на безвозмездной основе, в том числе в электронной форме, документы и (или) информацию, включенные в определенный Правительством Российской Федерации перечень, от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, в рамках межведомственного информационного взаимодействия в сроки и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Административным органом, на котором лежит бремя доказывания вины Общества, не были направлены какие-либо запросы ни в уполномоченные органы, ни поставщикам и импортерам продукции, не проведены иные мероприятия для доказательства нарушения Обществом норм действующего законодательства.
Также судом первой инстанции отклонен довод административного органа, изложенный им также в апелляционной жалобе, об отсутствии прослеживаемости продукции.
Под прослеживаемостью продукции понимается возможность документарно (на бумажных и (или) электронных носителях) установить изготовителя и последующих собственников находящейся в обращении пищевой продукции, кроме конечного потребителя, а также место происхождения (производства, изготовления) пищевой продукции и (или) продовольственного (пищевого) сырья (статья 4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881).
В письме от 25.11.2019 N г-6816/15 Росалкогольрегулирование, которое является оператором ЕГАИС, указывает, что анализ сведений по изъятой продукции показал корректность фиксации ее оборота в ЕГАИС, и делает вывод о ее легальности.
Поскольку уполномоченный орган приходит к выводу о правильности отражения рассматриваемой продукции в ЕГАИС, следовательно, возможно установить цепочку от импортера до розничного продавца, то есть при обращении к отчету ЕГАИС возможно установить прослеживаемость данной продукции.
Частью 2 ст. 14.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, что подразумевает полное или частичное отсутствие таких документов у продавца.
В ходе проверки Обществом административному органу представлены сопроводительные документы на алкогольную продукцию, поименованную в протоколе об административном правонарушении, что опровергает вывод административного органа о том, что оборот названной алкогольной продукции осуществлялся Обществом без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, и свидетельствует об отсутствии события вменяемого Обществу административного правонарушения. Обратного административным органом не доказано.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявления в части привлечения Общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.
Статьей 14.45 КоАП РФ за реализацию продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии предусмотрено привлечение к административной ответственности в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в области предпринимательской деятельности, связанные с реализацией потребителям продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия.
Объективная сторона правонарушения состоит в реализации продукции без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии.
Субъектами правонарушения являются должностные и юридические лица, осуществляющие реализацию товара и обязанные соблюдать установленные законом обязательные требования.
В соответствии с п. 4 ст. 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами. Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, указанным в пункте 1 названной статьи.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) подтверждение соответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров.
В силу ст. 20 Закона N 184-ФЗ подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в форме принятия декларации о соответствии и обязательной сертификации.
Согласно ст. 23 Закона N 184-ФЗ обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента.
В соответствии с ч. 1 ст. 23 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" (далее - ТР ТС 021/2011) выпускаемая в обращение на таможенной территории Таможенного союза пищевая продукция подлежит декларированию соответствия.
Согласно ст. 4 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция - продукты животного, растительного, микробиологического, минерального, искусственного или биотехнологического происхождения в натуральном, обработанном или переработанном виде, которые предназначены для употребления человеком в пищу, в том числе специализированная пищевая продукция, питьевая вода, расфасованная в емкости, питьевая минеральная вода, алкогольная продукция (в том числе пиво и напитки на основе пива), безалкогольные напитки, биологически активные добавки к пище (БАД), жевательная резинка, закваски и стартовые культуры микроорганизмов, дрожжи, пищевые добавки и ароматизаторы, а также продовольственное (пищевое) сырье.
Исходя из ст. 2 Закона N 171-ФЗ, алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
Пунктом 1 ст. 5 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, оказанию услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями и сфере общественного питания, обязаны предоставлять покупателям или потребителям, а также органам государственного надзора полную и достоверную информацию о качестве и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, соблюдении требований нормативных документов при изготовлении и обороте пищевых продуктов, материалов и изделий и оказании таких услуг.
Пунктом 2 ст. 28 Закона N 184-ФЗ прямо предусмотрена обязанность заявителя в области обязательного подтверждения соответствия указывать в сопроводительной документации сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии.
В соответствии с п. 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца (при наличии печати) с указанием его места нахождения (адреса) и телефона.
Как следует из материалов, дела Обществом на изъятую продукцию представлены следующие ТТН: ТТН Р7В-176291 от 12.08.2018, ТТН Р7В-178907 от 14.08.2018, ТТН Р7В-300880 от 12.12.2018, ТТН Р7В-297706 от 09.12.2018, ТТН Р7В-306434 от 17.12.2018, ТТН Р7В-267492 от 12.11.2018, ТТН Р7В-273821 от 17.11.2018, ТТН Р7В-279596 от 23.11.2018, ТТН Р7В-286550 от 29.11.2018, ТТН Р7В-275959 от 19.11.2018, ТТН Р7В-271926 от 16.11.2018, ТТН Р7В-232536 от 08.10.2018, ТТН Р7В-239593 от 15.10.2018, ТТН Р7В-228923 от 05.10.2018, ТТН Р7В-241629 от 17.10.2018, ТТН Р7В-306256 от 16.12.2018, ТТН Р7В-296915 от 08.12.2018, ТТН Р7В-299220 от 10.12.2018, ТТН Р7В-307586 от 18.12.2018, ТТН Р7В-197372 от 02.09.2018, ТТН Р7В-295030 от 07.12.2018, ТТН Р7В-288978 от 01.12.2018, ТТН Р7В-252437 от 28.10.2018, ТТН Р7В-296915 от 08.12.2018.
Между тем в указанной сопроводительной документации отсутствует указание об обязательном подтверждении соответствия.
Судом первой инстанции признан несостоятельным довод Общества о том, что в разделе 2 ТТН "Сведения о грузе", колонке 2 содержится ссылка на документы о качестве, а именно: указано, что с грузом следует "качеств. удостоверение", поскольку законодатель прямо предусмотрел необходимость указания сертификата соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший. Указанные сведения отсутствуют в представленных Обществом документах.
По смыслу пункта 12 Правил продажи отдельных видов товаров и диспозиции ст. 14.45 КоАП РФ от продавца требуется при поступлении обращения потребителя представить не сами декларации о соответствии, а товарно-сопроводительную документацию на товары, в которой будут отражены данные декларации.
Соответствующие сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии (регистрационный номер, срок действия, наименование выдавшего лица, зарегистрировавший декларацию орган) необходимо отражать в "сопроводительной документации", которая не идентична бланку декларации о соответствии и (или) бланку сертификата соответствия.
Таким образом, при реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, в сопроводительной документации должны быть указаны сведения о декларации о соответствии.
Однако в ходе административного расследования и рассмотрения дела Обществом соответствующая сопроводительная документация с указанием в ней информации о декларации о соответствии представлена в материалы дела не была. В ходе судебного разбирательства Общество пояснило, что иных документов на изъятую продукцию у него не имеется.
Как правильно указал суд первой инстанции, сам факт наличия либо отсутствия декларации о соответствии не имеет в данном случае правового значения, поскольку противоправные действия Общества заключаются в реализации продукции без указания в сопроводительной документации сведений о декларации о соответствии.
Наличие сертификата соответствия или декларации о соответствии не свидетельствует о выполнении требований, предъявляемых к порядку реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии.
Таким образом, судом правомерно отклонен довод Общества о том, что им представлены документы о качестве.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При таких обстоятельствах вина Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.45 КоАП РФ, подтверждается материалами дела.
Процедура привлечения к административной ответственности заявителем соблюдена, процессуальных нарушений со стороны административного органа не установлено.
Также судом первой инстанции отклонен довод Общества, указанный им также и в апелляционной жалобе, о том, что административным органом в протоколе об административном правонарушении от 13.03.2019 N 000609 не содержится квалификация совершенного правонарушения по ст. 14.45 КоАП РФ, что объективная сторона правонарушения, изложенная в диспозиции указанной статьи, Обществу не вменялась, в том числе не указано каким нормативным актом вменялась такая обязанность.
Данный довод признан судом первой инстанции несостоятельным в связи со следующим.
Частью 2 ст. 28.2 КоАП РФ предусмотрено, что в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Заявителем в протоколе об административном правонарушении от 13.03.2019 N 000609 отражено событие административного правонарушения, указано, что "в представленной сопроводительной документации отсутствуют сведения о сертификате соответствия и деклараций о соответствии (подлежащей обязательному подтверждению соответствия)", также содержится ссылка на статью КоАП РФ, предусматривающую административную ответственность за данное административное правонарушение.
В п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).
Между тем протокол не содержит существенных недостатков. Сведения, перечисленные в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, административным органом отражены в протоколе. Соответственно, Общество имело возможность реализовать свои права на защиту.
Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии в деянии Общества объективной стороны вменяемого правонарушения.
Срок давности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ для привлечения к административной ответственности, не истек.
Оснований для применения правила о малозначительности нарушения не имеется, доказательств, обосновывающих возможность применения ст. 2.9 КоАП РФ, в материалы дела не представлено.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может заключаться в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Учитывая характер совершенного административного правонарушения и его последствия в виде возможности возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, в отсутствие доказательств исключительности нарушения, суд первой инстанции не нашел оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным согласно ст. 2.9 КоАП РФ, оснований для замены в соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 и ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение, а также оснований для применения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.
Поскольку состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.45 КоАП РФ, доказан материалами административного дела, то Общество правомерно привлечено судом первой инстанции к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.45 КоАП РФ.
Руководствуясь принципами справедливости и соразмерности наказания, оценив конкретные обстоятельства совершенного Обществом административного правонарушения, его характер, степень общественной опасности, приняв во внимание отсутствие тяжких последствий, суд счел возможным назначить наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.
В соответствии с ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ суд при вынесении постановления по делу об административном правонарушении должен решить вопрос о предметах административного правонарушения, независимо от привлечения лица к административной ответственности или прекращения производства по делу.
В рамках рассматриваемого дела Обществом представлена сопроводительная документация на поименованную в протоколе изъятия алкогольную продукцию. Административным органом в материалы дела не представлены доказательства, с очевидностью свидетельствующие о нахождении указанной алкогольной продукции в незаконном обороте. С учетом того, что в материалы дела Обществом представлены сертификаты о соответствии, не имеется правовых оснований для направления изъятой в ходе административного расследования алкогольной продукции на уничтожение, и она подлежит возврату Обществу.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателями жалоб в апелляционных жалобах, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.12.2019 по делу N А65-24953/2019 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
Н.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-24953/2019
Истец: Государственная инспекция Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта и алкогольной продукции и защите прав потребителей, г. Казань
Ответчик: ООО "Лабиринт-Волга", г.Нижний Новгород
Третье лицо: АО "Аб инбев Эфес", ЗАО "МПК", Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара, ООО "Орбита", ООО "Форт", Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка, г. Москва
Хронология рассмотрения дела:
23.07.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-63183/20
23.03.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-531/20
19.12.2019 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-24953/19
24.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-24953/19