г. Чита |
|
23 марта 2020 г. |
дело N А58-1926/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 марта 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Ломако Н.В., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 18 ноября 2019 года по делу N А58-1926/2019 по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745; 105005, город Москва, Спартаковская улица, дом 2б) к Республике Саха (Якутия) в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1031402050074, ИНН 1435028645; 677000, Республика Саха (Якутия), город Якутск, улица Кирова, 13) о взыскании убытков в размере 16 812 129 рублей 22 копеек,
в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют: Государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1021401061770, ИНН 1435117895; 677000, Республика Саха (Якутия), город Якутск, проспект Ленина, 28), государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий" (ОГРН 1111435000819, ИНН 1435237430; 677005, Республики Саха (Якутия), город Якутск, улица Курашова, дом 1 корпус 1), Министерство финансов Республики Саха (Якутия),
в отсутствие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
установил:
федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее также - истец, ФГБУ "Центральное ЖКУ" МО РФ или учреждение) обратилось в арбитражный суд к Республике Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республике Саха (Якутия) с иском о взыскании убытков в размере 6 510 954 рублей 10 копеек, возникших в результате обеспечения изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в соответствии с предельными (максимальными) индексами изменения размера платы.
Определением суда от 05.03.2019 исковое заявление ФГБУ "Центральное ЖКУ" МО РФ принято к производству, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий" (далее - ГКУ РС(Я) "Агентство субсидий" или Агентство субсидий). Делу присвоен номер А58-1926/2019.
Определением суда от 16.08.2019 ненадлежащий ответчик по делу - Республика Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республике Саха (Якутия) заменен на надлежащего - Республику Саха (Якутия) в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) (далее также - ответчик, Министерство ЖКХЭ РС(Я) или Министерство).
Определением суда от 06.09.2019 к участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Республики Саха (Якутия) (далее также - Минфин РС(Я)).
Определением суда от 05.08.2019 принято к производству исковое заявление ФГБУ "Центральное ЖКУ" МО РФ к Республике Саха (Якутия) в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия), Министерства финансов Республике Саха (Якутия) о взыскании за счет казны республиканского бюджета убытков в размере 10 301 175 рублей 12 копеек, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГКУ РС(Я) "Агентство субсидий" и Государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия) (далее - ГосКомЦен по РС(Я)). Делу присвоен номер А58-18543/2019.
Определением суда от 23.10.2019 дела N А58-1926/2019 и N А58-8543/2019 для совместного рассмотрения объединены в одно производство, объединенному делу присвоен номер А58-1926/2019.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 18 ноября 2019 года в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что истец является государственным учреждением, которое финансируется за счет федерального бюджета, и поэтому не соответствует категориям предоставления субсидий.
Не согласившись с указанным решением, ФГБУ "Центральное ЖКУ" МО РФ обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене обжалуемого решения, как незаконного и необоснованного, принятого при неполном выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, и нарушении норм процессуального права.
Минфин РС(Я) и Агентство субсидий в отзывах на апелляционную жалобу выразили несогласие с решением суда первой инстанции.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству.
В соответствии с частями 3 и 5 статьи 156 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 11 марта 2020 года был объявлен перерыв до 10 часов 10 минут 13 марта 2020 года, а 13 марта 2020 года был объявлен перерыв до 10 часов 10 минут 17 марта 2020 года. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, правовой позиции истца и отзывов на жалобу, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 N 155 "О создании федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации путем изменения типа, основных целей деятельности и переименования государственного учреждения Жилищно-эксплуатационная контора N 21 Жилищно-коммунального отдела Квартирно-эксплуатационного управления города Москвы (г. Москва)", функции по обеспечению потребителей Министерства обороны Российской Федерации коммунальными ресурсами переданы с 01.04.2017 в федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации.
Во исполнение вышеуказанного приказа и в соответствии с договором N 3-УЖФ/12 ГУМО-3 управления жилищным фондом, закрепленным за вооруженными силами Российской Федерации, от 25.09.2017 ФГБУ "Центральное ЖКУ" МО РФ осуществляет предоставление услуг тепло-, водоснабжения, в том числе населению, проживающему на территории Республики Саха (Якутия) Ленинского района п. Пеледуй (том 2, л.д. 85 - 98, том 5, л.д. 94 - 107).
В соответствии с требованиями пункта 11 статьи 2 Федерального закона от 27.02.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и пунктов 15 и 16 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ является теплоснабжающей организацией и организацией, осуществляющей холодное и горячее водоснабжение и водоотведение.
Постановлением Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 06.04.2016 N 41 "Об установлении льготных тарифов для населения MP "Ленский район" Республики Саха (Якутия) на услуги отопления, водоснабжения и водоотведения", Постановлением Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 29.05.2017 N 56 "Об установлении льготных тарифов для населения MP "Ленский район" Республики Саха (Якутия) на услуги отопления, водоснабжения и водоотведения", Постановлением Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 09.06.2017 N 83 "Об установлении тарифов на горячую воду (горячее водоснабжение), поставляемую теплоснабжающей организацией ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны РФ потребителям МО "Ленский район" Республики Саха (Якутия) в 2017 году", Постановлением Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 03.08.2017 N 420 "О внесении изменений в постановление Правления ГКЦ PC (Я) от 09.06.2017 N 83 "Об установлении тарифов на горячую воду (горячее водоснабжение), поставляемую теплоснабжающей организацией ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны РФ потребителям МО "Ленский район" Республики Саха (Якутия) в 2017 году", Постановлением Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 09.06.2017 N 82 "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающей организацией ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны РФ потребителям МО "Ленский район" Республики Саха (Якутия) в 2017 году", Постановлением Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 03.08.2017 N 383 "О внесении изменений в постановление Правления ГКЦ PC (Я) от 09.06.2017 N 82 "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающей организацией ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны РФ потребителям МО "Ленский район" Республики Саха (Якутия) в 2017 году", Постановлением Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 09.06.2017 N 85 "Об установлении тарифов на водоотведение, оказываемое организацией ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны РФ потребителям МО "Ленский район" Республики Саха (Якутия) в 2017 году", Постановлением Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 02.08.2017 N 345 "О внесении изменений в постановление Правления ГКЦ PC (Я) от 09.06.2017 N85 "Об установлении тарифов на водоотведение, оказываемое организацией ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны РФ потребителям МО "Ленский район" Республики Саха (Якутия) в 2017 году" установлены льготные тарифы для населения на тепловую энергию, водоснабжение, водоотведение для потребителей ФГБУ "Центральное ЖКУ" МО РФ на 2017 год (том 1, л.д. 21 - 28).
Постановлением Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 29.05.2017 N 56 "Об установлении льготных тарифов для населения МО "Ленский район" Республики Саха (Якутия) на услуги отопления, водоснабжения и водоотведения", Постановлением Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 20.06.2017 N 99 "О внесении дополнения в постановление Правления ГКЦ PC (Я) от 29.05.2017 N 56 "Об установлении льготных тарифов для населения МО "Ленский район" Республики Саха (Якутия) на услуги отопления, водоснабжения и водоотведения", Постановлением Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 02.08.2017 N 345 "О внесении изменений в постановление Правления ГКЦ PC (Я) от 09.06.2017 N 85 "Об установлении тарифов на водоотведение, оказываемое организацией ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны РФ потребителям МО "Ленский район" Республики Саха (Якутия) в 2017 году", Постановлением Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 03.08.2017 N 383 "О внесении изменений в постановление Правления ГКЦ PC (Я) от 09.06.2017 N 82 "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающей организацией ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны РФ потребителям МО "Ленский район" Республики Саха (Якутия) в 2017 году", Постановлением Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 03.08.2017 N 420 "О внесении изменений в постановление Правления ГКЦ PC (Я) от 09.06.2017 N 83 "Об установлении тарифов на горячую воду (горячее водоснабжение), поставляемую теплоснабжающей организацией ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны РФ потребителям МО "Ленский район" Республики Саха (Якутия) в 2017 году", Постановлением Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 08.12.2017 N 619 "Об установлении тарифов на услуги водоотведения, оказываемые потребителям муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия) на 2018-2022 годы", Постановлением Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 11.12.2017 N 642 "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия) на 2018-2022 годы", Постановлением Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 19.12.2017 N 703 "Об установлении тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям Республики Саха (Якутия) в 2018-2022 годы", Постановлением Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 06.07.2018 N 95 "О внесении изменений в некоторые постановления Правления ГКЦ PC (Я)" тарифов для населения MP "Ленский район" Республики Саха (Якутия) на услуги отопления, водоснабжения и водоотведения" установлены льготные тарифы для населения на тепловую энергию, водоснабжение, водоотведение для потребителей ФГБУ "Центральное ЖКУ" МО РФ на 2018 год (том 3, л.д. 25 - 63).
Размер недополученных доходов за период с 09.06.2017 по 31.12.2017, возникших в связи с установлением льготных тарифов (межтарифная разница) на тепловую энергию, водоснабжение, водоотведение, составил 6 510 954 рублей 10 копеек, за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 - 10 301 175 рублей 12 копеек.
На основании постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 16.04.2015 N 112 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий организациям на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги" истец, с целью заключения соглашения на возмещение недополученных доходов 01.09.2017, 10.04.2018 и 30.07.2018 обращался в Государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий".
Уведомлениями от 06.10.2017 N 07-14/1902 и от 10.04.2018 N 285 на основании положений статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 16.04.2015 N 112 отказано в возмещении недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги, в связи с тем, что субсидии предоставляются юридическим лицам, за исключением государственных учреждений, к которым относится - ФГБУ "Центральное ЖКУ" МО РФ (том 1, л.д. 16, то 3, л.д. 19 - 20).
В целях досудебного урегулирования спора истцом в адрес ответчика и третьих лиц направлены претензии от 30.01.2019 N 370/У/6/1/455 и от 25.06.2019 N370/У/6/1/295 с требованием возместить убытки, причиненные истцу (том 1, л.д. 17 - 18, том 3, л.д. 21 - 22).
Требования истца о возмещении убытков не удовлетворены.
Полагая, что выпадающие доходы подлежат возмещению за счет казны Республики Саха (Якутия), истец обратился в арбитражный суд с настоящими исками.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является возмещение убытков.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
С учетом этого в предмет доказывания по делу входят: факт причинения убытков, размер убытков, противоправность действий (бездействия) ответчика, наличие причинной связи между действиями (бездействием) ответчика и наступившими неблагоприятными последствиями для истца. Данные обстоятельства подлежат доказыванию истцом. В свою очередь, на ответчика возлагается бремя доказывания следующих обстоятельств: отсутствие вины, наличие оснований для принятия акта, решения, совершения действий (бездействия). В случае оспаривания размера убытков ответчик должен привести соответствующие доводы и представить необходимые доказательства.
Пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, а в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно пункту 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают, в том числе в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации.
Расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в абзацах втором - пятом пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (пункт 2).
Частью 26 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Частью 14 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" также установлено, что наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций
Категории лиц, имеющих право на льготные тарифы на сжиженный газ, электрическую и тепловую энергию (мощность), водоснабжение и водоотведение, основания для предоставления льгот и порядок возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат исполнителям коммунальных услуг, заключившим договоры энергосбережения, и ресурсоснабжающим организациям устанавливает Закон Республики Саха (Якутия) от 05.12.2013 1235-З N 25-V "О льготных тарифах на сжиженный газ, электрическую и тепловую энергию (мощность), водоснабжение и водоотведение".
Возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение (возмещение) затрат исполнителям коммунальных услуг, заключившим договоры энергосбережения, и ресурсоснабжающим организациям в виде компенсации выпадающих доходов, возникших в связи с установлением льготных тарифов, осуществляется за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в порядке, установленном уполномоченным органом (статья 5).
Как указывалось выше, Постановлениями Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) установлены льготные тарифы для населения на тепловую энергию, водоснабжение, водоотведение для потребителей ФГБУ "Центральное ЖКУ" МО РФ на 2017 и 2018 годы.
Порядок предоставления субсидий организациям на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги, действовавший в рассматриваемом периоде, утвержден Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 16 апреля 2015 года N 112.
Вместе с тем, к категории организаций, имеющих право на получение субсидии, относятся, в том числе юридические лица, за исключением государственных (муниципальных) учреждений.
По данному основанию Агентство субсидий уведомлениями от 06.10.2017 N 07-14/1902 и от 10.04.2018 N 285 отказало учреждению в возмещении недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги.
Вместе с тем, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 1 Постановления от 6 декабря 2013 года N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" (далее - Постановление N 87) разъяснил, согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований по причине того, что федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации не соответствует категориям предоставления субсидий, поскольку является государственным учреждением, являются неправомерными.
По общему правилу надлежащим ответчиком по иску о возмещении потерь, вызванных межтарифной разницей, является то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение (пункт 3 Постановления N 87)
Статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств определен как орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено данным Кодексом.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
Пунктом 2 статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.
Пунктом 1.1 Положение о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2013 года N 475, Министерство является исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющим проведение единой государственной политики Республики Саха (Якутия) в области жилищно-коммунального хозяйства, электроэнергетического комплекса и энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
При этом согласно пункту 3.77 данного Положения Министерство реализует функции главного распорядителя и получателя средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) включено в состав ведомственной структуры расходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2017 год, являющейся приложением N 16 к Закону Республики Саха (Якутия) "О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", и в состав ведомственной структуры расходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2018 год, являющейся приложением N 11 к Закону Республики Саха (Якутия) "О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", по мероприятиям: "Обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами и развитие электроэнергетики", "Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг" и "Жилищно-коммунальное хозяйство".
Следовательно, Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) в рассматриваемом случае является надлежащим лицом, представляющим интересы Республики Саха (Якутия) в качестве ответчика.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 Постановления N 87, при рассмотрении дел о взыскании ресурсоснабжающими организациями возмещения потерь, вызванных межтарифной разницей, судам следует учитывать, что в силу статьи 65 АПК РФ истец обязан представить расчет своих требований исходя из разницы между размером утвержденного экономически обоснованного тарифа и тарифом, установленным в размере ниже экономически обоснованного, а также доказанного им количества ресурса, поставленного потребителям по такому тарифу.
Ответчик - соответствующее публично-правовое образование - вправе возражать против представленного расчета, ссылаясь в том числе на то, что при установлении тарифа в размере ниже экономически обоснованного были приняты или предусмотрены меры, направленные на компенсацию потерь ресурсоснабжающей организации иным способом (выделение субсидий, инвестиционная политика и т.п.).
Так, если ответчиком доказано, что при установлении экономически обоснованного тарифа учтены потери ресурсоснабжающей организации, вызванные поставкой ресурса для населения по более низкому тарифу, то в зависимости от размера таких учтенных потерь суд может отказать в удовлетворении иска или уменьшить размер взыскиваемой суммы.
Применительно к статьям 16, 1069 и 1083 Гражданского кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел данной категории суд вправе снизить размер взыскиваемого возмещения, если ответчиком будет доказано, что ресурсоснабжающая организация содействовала увеличению размера своих потерь.
Истцом представлен расчет недополученных доходов за период с 09.06.2017 по 31.12.2017, возникших в связи с установлением льготных тарифов (межтарифная разница) на тепловую энергию, водоснабжение, водоотведение, в размере 6 510 954 рублей 10 копеек (том 2, л.д. 65) и за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 в размере 10 301 175 рублей 12 копеек (том 3, л.д. 16).
В доказательство количества поставленных потребителям ресурсов истцом представлены договоры тепло-, горячего и холодного водоснабжения и водоотведения, счета-фактуры и сведения о начислениях по лицевым счетам (том 1, л.д. 117 - 166, том 2, л.д. 1 - 61, 99 - 150, том 5, л.д. 1 - 7, том 3, л.д. 108 - 129, том 4 л.д. 2 - 43).
Ответчик возражений против представленных истцом расчетов не представил, доказательств принятия мер, направленных на компенсацию потерь ФГБУ "Центральное ЖКУ" МО РФ иным способом (выделение субсидий, инвестиционная политика и т.п.), а также, что учреждение содействовало увеличению размера своих потерь также не представил.
Произведенные истцом расчеты проверены судом апелляционной инстанции и являются правильными, соответствующим действующему законодательству.
Имеющиеся в материалах дела расчет субсидии и сверка расчетов (том 5, л.д. 81 - 81, 88 - 89), направленные Агентством субсидий, не могут быть приняты во внимание, поскольку направлены в суд первой инстанции после принятия оспариваемого решения, не оценивались и не могли быть оценены судом первой инстанции, а, кроме того не являются документами ответчика, им не представлялись и каких-либо доводов по поводу данных документов им не приведено.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ по своему внутреннему убеждению, относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также их достаточность и взаимную связь в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.
При изложенных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции, как принятого при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильном применении норм материального права, с принятием нового судебного акта об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 18 ноября 2019 года по делу N А58-1926/2019 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Взыскать с Республики Саха (Якутия) в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435028645, ОГРН 1031402050074, 677000, г. Якутск, ул. Кирова, д. 13) за счет казны Республики Саха (Якутия) в пользу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7729314745, ОГРН 1027700430889) убытки в размере 16 812 129 рублей 22 копеек.
Арбитражному суду Республики Саха (Якутия) выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путём подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Ломако Н.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-1926/2019
Истец: ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
Ответчик: Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РС(Я), Министерство финансов Республики Саха (Якутия)
Третье лицо: Государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий", Государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия), Министерство финансов Республики Саха (Якутия)
Хронология рассмотрения дела:
16.07.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3116/20
23.03.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-7665/19
18.11.2019 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-1926/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Саха N А58-1926/19