г. Москва |
|
24 марта 2020 г. |
Дело N А41-65257/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 марта 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семушкиной В.Н.,
судей: Боровиковой С.В., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Исаченковой А.А.,
при участии в заседании:
от ГСК "Кузнечики": Зимин Н.Г., представитель по доверенности от 18.03.2019; Ремидовский Р.А., представитель по доверенности от 21.01.2019;
от Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 23.12.2019 года по делу N А41-65257/19, по заявлению ГСК "Кузнечики" к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, третье лицо: ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области о признании,
УСТАНОВИЛ:
ГСК "Кузнечики" обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области со следующими требованиями:
- признать незаконным приостановление Управлением федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществления кадастрового учета в отношении земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Подольский район, с/п Дубровицкое, вблизи п. Кузнечики, ГСК "Кузнечики", кадастровый номер 50:27:0020335:1, выраженное в уведомлении о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав от 25.03.2019 г. N 50-0-1349/3001/2019-190;
- признать незаконным возврат Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области заявления ГСК "Кузнечики" об осуществлении кадастрового учета от 27.03.2019 N 50-0-1-349/3001/20191907;
- обязать Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществить государственный кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Подольский район, с/п Дубровицкое, вблизи п. Кузнечики, ГСК "Кузнечики", кадастровый номер 50:27:0020335:1, в связи с изменением его площади и описания местоположения его границ по заявлению ГСК "Кузнечики" об осуществлении кадастрового учета от 27.03.2019 N 50-0-1-349/3001/2019-1907.
Решением Арбитражного суда Московской области от 23.12.2019 года по делу N А41-65257/19 требования ГСК "Кузнечики" удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований - отказать. В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик сослался на то, что решение суда первой инстанции вынесено при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, с нарушением норм процессуального и материального права.
Представитель ГСК "Кузнечики" в судебном заседании поддержал решение суда, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), в суд апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, дело рассмотрено апелляционным судом в порядке ст. 156 АПК РФ в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителя истца, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением Главы администрации Подольского района от 09.06.1993 N 776 ГСК "Кузнечики" отведен земельный участок общей площадью 3,5 га из земель "Агрофирмы "Щапово" площадью 2 га и приусадебных земель Дубровицкого сельского Совета - 1,5 га, с обязанием ГСК "Кузнечики" разработать и утвердить в установленном порядке проектно-сметную документацию; уточнения площади земельного участка при отводе в натуре.
На земельный участок площадью 3,35 га под строительство гаражей для ГСК "Кузнечики" оформлен план отвода с описанием земельного участка и координат, который утвержден главой администрации Подольского района.
На основании постановления Главы администрации Подольского района от 09.06.1993 N 77 ГСК "Кузнечики" выдано свидетельство от 23.08.1993 N 488 о праве бессрочного (постоянного) пользования земельным участком площадью 3,35 га для строительства гаражей.
12.04.2010 на основании постановления Администрации Подольского муниципального района Московской области N 696 утверждена схема расположения земельного участка площадью 27782 кв. м., вид разрешенного использования - для строительства гаражей, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения.
17.03.2018 по заявлению ГСК "Кузнечики" кадастровым инженером в отношении земельного участка составлен межевой план в связи с исправлением ошибки в местоположении границ и площади земельного участка в целях исполнения судебных актов по делам N N А41-15671/11, А41-79919/14.
23.03.2019 заявитель обратился в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, с заявлением об исправлении ошибки в местоположении границ и площади земельного участка.
Уведомлением от 25.03.2019 N 50-0-1-349/3001/2019-190 орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, известил о приостановлении государственной регистрации, в связи с тем, что в нарушением п. 18 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921, представленный межевой план составлен с нарушением требований к оформлению, а именно: в электронном документе контур с учетным номером 2 - не найден в БД среди актуальных сведений.
Уведомлением от 27.03.2019 N 50-0-1-349/3001/2019-1907 орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, возвратил заявление ГСК "Кузнечики", указав, что межевой план, представленный в форме электронного документа, не обеспечивает считывание и контроль представленных данных.
Полагая, что принятые органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, решения являются незаконными и нарушают права и законные интересы кооператива, последний обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) государственных органов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно пункту 7 статьи 21 Федерального закона N 218-ФЗ в случае представления для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документов в форме электронных документов, электронных образов документов такие документы представляются:
- в форме электронных документов, если Законом о регистрации предусмотрено, что такие документы при их представлении в форме документов на бумажном носителе должны быть представлены в подлиннике (один экземпляр таких документов должен быть подлинником), в том числе если такие документы выражают содержание нотариально удостоверенной сделки, за исключением случаев, предусмотренных частью 11 данной статьи;
- в форме электронных документов или электронных образов документов, если Законом о регистрации предусмотрено, что такие документы при их представлении в форме документов на бумажном носителе могут быть представлены в виде копии без представления подлинника.
Формат представления документов в электронном виде указан в пункте 9 Порядка представления заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и прилагаемых к нему документов, порядка представления заявления об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости, установленного Приказом Минэкономразвития России от 26.11.2015 N 883, согласно которому необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, направляемые в форме электронных документов, представляются в одном из следующих форматов:
-в виде файлов в формате XML-документов, созданных с использованием XML-схем и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных;
-в виде электронных образов документов в формате PDF.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 218-ФЗ к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся:
-проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти (пункт 2);
-проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав (пункт 3);
-государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав (пункт 4).
В подпункте 1 ст. 26 Федерального закона N 218-ФЗ приведен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона о регистрации орган регистрации прав обязан возвратить заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и документы, прилагаемые к нему, без рассмотрения, если такие заявление и документы представлены в форме электронных документов, электронных образов документов в формате, не соответствующем формату, установленному органом нормативно-правового регулирования.
В уведомлении о возврате от 27.03.2019 N 50-0-1-349/3001/2019-1907 указано, что межевой план в виде XML-документа не обеспечил считывание и контроль представленных данных.
Как следует из материалов дела сведения о земельном участке площадью 27782 кв. м. содержатся в ЕРГН, при этом данный участок имеет 1 контур. В результате проведенных кадастровых работ по исправлению ошибки в местоположении границ земельного участка выявлено наличие его неучтенного ранее 2 контура, в связи с чем, заявитель обратился с заявлением об осуществлении кадастрового учета.
Таким образом, контур с учетным номером 1 указанного выше земельного участка найден в БД среди актуальных сведений, поскольку сведения о нем содержатся в ЕГРН (площадью 27782 кв. м), в то время, как сведений о наличии у участка контура с учетным номером 2 в ЕГРН нет, в связи с чем, орган кадастрового учета не нашел его в сведениях БД.
Между тем, сведения об обоих контурах земельного участка содержатся в одном техническом (межевом) плане и в одном электронном документе.
В подпункте 1 ст. 26 Федерального закона N 218-ФЗ приведен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Органом кадастрового учета не представлено в материалы дела доказательств законности и обоснованности принятых решений.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно признал незаконными приостановление Управлением федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществления кадастрового учета в отношении земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Подольский район, с/п Дубровицкое, вблизи п. Кузнечики, ГСК "Кузнечики", кадастровый номер 50:27:0020335:1, выраженное в уведомлении о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав от 25.03.2019 г. N 50-0-1349/3001/2019-190 и возврат Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области заявления ГСК "Кузнечики" об осуществлении кадастрового учета от 27.03.2019 N 50-0-1-349/3001/20191907, и в качестве способа восстановления нарушенного права заявителя в силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, исходя из заявленных требований, обязал Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществить государственный кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Подольский район, с/п Дубровицкое, вблизи п. Кузнечики, ГСК "Кузнечики", кадастровый номер 50:27:0020335:1, в связи с изменением его площади и описания местоположения его границ по заявлению Гаражно-строительного кооператива "Кузнечики" об осуществлении кадастрового учета от 27.03.2019 N 50-0-1-349/3001/2019-1907.
Доводы заявителя апелляционной жалобы по существу сводятся к иному пониманию и толкованию законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 23.12.2019 года по делу N А41-65257/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-65257/2019
Истец: Гаражно-строительный кооператив "Кузнечики"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ФГБУ "ФКП " Росреестра" в лице филиала по МО, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
10.03.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-10905/20
07.12.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-17511/20
25.08.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-10905/20
24.03.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-930/20
23.12.2019 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-65257/19
07.11.2019 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-65257/19