г. Ессентуки |
|
23 марта 2020 г. |
Дело N А63-19690/2019 |
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
судьи Макаровой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Бугаева Олега Николаевича на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.12.2019 по делу N А63-19690/2019, принятое в порядке упрощенного производства
по заявлению индивидуального предпринимателя Бугаева Олега Николаевича (ОГРН 1314265131800252, ИНН 263201203257, г. Пятигорск)
к Северо-Кавказской оперативной таможне (далее-таможня)
о признании незаконным и отмене постановления от 24.09.2019 N 10805000-79/2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ), без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Бугаев Олег Николаевич (далее - предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Северо-Кавказской оперативной таможне (далее-таможня) о признании незаконным и отмене постановления от 24.09.2019 N 10805000-79/2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ).
Определением суда от 18.10.2019 заявление принято к производству в порядке упрощенного производства без вызова сторон согласно статье 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
По результатам рассмотрения настоящего дела в порядке части 1 статьи 229 АПК РФ судом принята резолютивная часть решения от 11.12.2019, которая размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет 11.12.2019.
23.12.2019 судом первой инстанции изготовлено мотивированное решение по делу. Судебный акт мотивирован тем, что состав и событие административного правонарушения по ст. 16.3 КоАП РФ в действиях предпринимателя имеется; вина заявителя выражается в том, что у него имелась возможность для соблюдения требований и норм таможенного законодательства по достоверному декларированию товара, но им не предприняты все необходимые для этого меры.
В апелляционной жалобе предприниматель просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. Апеллянт ссылается на то, что им совершено единственное нарушение, касающееся 45-дневного срока предоставления соответствующих документов после условного выпуска товаров, за которое ответственность в КоАП РФ не установлена. Впоследствии им получен и представлен в таможенный орган сертификат соответствия.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена на сайте http://kad.arbitr.ru/ в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу таможня просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ без вызова сторон.
Проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 272.1 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 17.12.2018 декларантом - индивидуальным предпринимателем Бугаевым Олегом Николаевичем (на Северо-Кавказский таможенный пост (центр электронного декларирования) подана электронная декларация (далее - ЭДТ) N 10805010/171218/0009150 с целью помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товаров.
Всего в ЭДТ заявлено 5 товаров. В отношении товара N 2 заявлены следующие сведения: наименование - "Поезда электрические, включая рельсы, светофоры и их принадлежности", код ЕТН ВЭД ЕАЭС 9503003000, таможенная стоимость - 229843,63 руб.
Данный товар был ввезен на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) в рамках внешнеторгового контракта N CN20012017 от 20.01.2017, заключенного между покупателем ИП Бугаевым Олегом Николаевичем и продавцом "HANG WING PLASTIC INDUSTRY CO., LTD" (КИТАЙ, SHANTOU, TONGYI RD, PUMEI INDUSTRIAL, DISTRICT CHENGHAI), получатель товара - ИП Бугаев Олег Николаевич. Отравитель товара - "HANG WING PLASTIC INDUSTRY CO.,LTD" (КИТАЙ, SHANTOU, TONGYI RD, PUMEI INDUSTRIAL, DISTRICT CHENGHAI).
Товар ввозился по транспортной накладной от 12.12.2018 N 6, инвойсу от 13.10.2018 N HWCQRU05420181013. В отношении товара N 2, заявленного в ЭДТ N 10805010/171218/0009150, включен в Перечень продукции (изделий), в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности игрушек", утвержденный Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии N 11 от 31.01.2013, то выпуск в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления данных товаров осуществляется при наличии сертификата соответствия.
На основании обращения предпринимателя таможенным органом разрешен условный выпуск товара N 2, заявленного в ЭДТ N 10805010/171218/0009150. В установленный таможней срок (не позднее 01.02.2019) Бугаевым О.Н. разрешительные документы не представлены, 01.02.2019 предпринимателем направлено заявление с просьбой продлить срок условного срока до 15.03.2019 в связи с трудностями в получении сертификатов соответствия.
В ходе проведения таможенного контроля установлено, что декларантом Бугаевым О.Н. при таможенном декларировании товаров по ЭДТ N 10805010/171218/0009150 в срок не позднее 01.02.2019 не предоставлены документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений в части соблюдения мер технического регулирования в отношении товаров N 2.
По выявленным признакам административного правонарушения таможней 18.04.2019 в отношении предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении N 10805000-79/2019.
Постановлением таможенного органа от 30.05.2019 по делу N 10805000- 79/2019 Бугаев О.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
На указанное постановление предпринимателем в Северо-Кавказскую оперативную таможню подана жалоба, по результатам рассмотрения которой составлен протокол рассмотрения жалобы на постановление таможни по делу об административном правонарушении N 10805000-79/2019 и принято решение от 09.08.2019 N 10805000/79/2019 об отмене постановления от 30.05.2019 по делу N 10805000-79/2019 и возвращении дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении постановлением таможенного органа от 24.09.2019 по делу N 10805000-79/2019 предприниматель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей, без конфискации предмета административного правонарушения.
Не согласившись с указанным постановлением, предприниматель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно статье 16.3 КоАП РФ несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 названного Кодекса, влечет административную ответственность.
Объектом данного правонарушения является порядок соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Объективную сторону правонарушения составляют несоблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.
Субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена данной статьей, является лицо, на которое возложена обязанность соблюдения установленных запретов и ограничений.
С 01.01.2018 содержание и условия помещения товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны определены Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 1 статьи 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений. Соблюдение мер технического регулирования подтверждается путем представления документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение таких мер (пункт 2 статьи 7 ТК ЕАЭС).
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС запреты и ограничения - применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС под ввозом товаров на таможенную территорию Союза понимается совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами.
На основании подпункта 7 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию, в том числе, сведения о соблюдении запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС.
Согласно пункту 1 статьи 108 ТК ЕАЭС установлено, что к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся: документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, мер защиты, внутреннего рынка.
Пунктом 3 статьи 108 ТК ЕАЭС установлено, что документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации, за исключением случаев, когда исходя из особенностей таможенного декларирования товаров, установленных законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 ТК ЕАЭС или определенных статьями 114 - 117 ТК ЕАЭС, такие документы могут отсутствовать на момент подачи таможенной декларации.
В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 N 294 (далее - Положение), к продукции (товарам), ввозимой ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию Таможенного союза, в отношении которой при ее таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах, относится продукция (товары), которая включена в перечни продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза.
К документам, удостоверяющим соответствие продукции (товаров) обязательным требованиям, в соответствии с подпунктом "в" пункта 3 Положения относятся сертификат соответствия, декларация о соответствии, предусмотренные законодательством государства-члена, на территории которого продукция (товары) помещается под таможенные процедуры.
Выпуск товаров производится таможенным органом при условии, что лицом соблюдены условия помещения товаров под заявленную таможенную процедуру, за исключением случая, когда соблюдение запретов и ограничений может быть подтверждено после выпуска товаров (подпункт 1 пункта 1 статьи 118 ТК ЕАЭС). В этом случае товары, помещенные под процедуру выпуска для внутреннего потребления, считаются условно выпущенными (подпункт 2 пункта 1 статьи 126 ТК ЕАЭС). Условно выпущенные товары запрещены к передаче третьим лицам, в том числе путем их продажи или отчуждения иным способом, а также могут быть запрещены к их использованию (эксплуатации, потреблению) в любой форме (пункт 3 статьи 126 ТК ЕАЭС). Кроме того, такие товары имеют статус иностранных товаров и находятся под таможенным контролем до приобретения ими статуса товаров Союза, а именно до подтверждения соблюдения запретов и ограничений путем представления таможенному органу сертификата соответствия (пункт 6 и подпункт 2 пункта 7 статьи 126 ТК ЕАЭС).
Согласно статье 236 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании) проверяемое лицо при проведении таможенной проверки должно исполнять обязанности, установленные статьей 336 Кодекса Союза, а также: в случае отсутствия документов и (или) сведений и (или) возникновения иных обстоятельств, препятствующих их представлению в установленные сроки, представить до истечения установленного срока представления документов и (или) сведений письменное объяснение причин неисполнения требования таможенного органа; выполнять законные требования должностных лиц таможенных органов, проводящих таможенную проверку; исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В соответствии со статьей 107 Закона о таможенном регулировании в случаях, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 126 ТК ЕАЭС, если при выпуске товара таможенному органу не могут быть представлены лицензии, сертификаты, разрешения или иные документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, по мотивированному обращению декларанта в письменной или электронной форме таможенные органы в письменной или электронной форме разрешают представление таких документов в срок не позднее сорока пяти календарных дней после выпуска товаров.
Из положений статьи 107 Закон о таможенном регулировании следует, что таможенное законодательство не предусматривает продление срока представления сертификата соответствия при условном выпуске товара свыше 45 дней.
В установленный таможней срок (не позднее 01.02.2019) Бугаевым О.Н. разрешительные документы не представлены.
Непредставление сертификата соответствия при условном выпуске товаров в течение 45 дней влечет административную ответственность декларанта по статье 16.3 КоАП РФ.
Событие административного правонарушения подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ к административной ответственности подлежит привлечению лицо, совершившее административное правонарушение, в действиях которого усматривается вина.
Согласно пункту 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, т.е. соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона. При этом права лица, корреспондирующие его обязанностям, в свою очередь, определяют ту степень заботливости и осмотрительности, которая должна быть проявлена лицом.
Принимая во внимании непредставление сертификата соответствия на ввезенную на таможенную территорию Таможенного союза продукцию, являющуюся иностранным товаром, требующим соблюдение запретов и ограничений, в установленный статьей 107 Закон о таможенном регулировании 45 дневный срок, а также учитывая пресекательный характер данного срока, апелляционный суд приходит к выводу о том, что деяние предпринимателя подпадает под диспозицию ст.16.3 КоАП РФ.
Довод апеллянта о том, что им впоследствии получен и представлен в таможенный орган сертификат соответствия и товар выпущен в свободное обращение, отклоняется апелляционным судом, поскольку представление сертификата соответствия по истечении 45 дневного срока не устраняет факта совершенного правонарушения, а свидетельствует о добровольном устранении субъектом ответственности ранее допущенного нарушения обязательных требований.
Из материалов дела следует, что судом первой инстанцией проверен порядок привлечения заявителя к административной ответственности. Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что положения статей 4.5, 28.2, 25.1, 29.7 КоАП РФ соблюдены таможенным органом. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено и на наличие таковых предприниматель не указывает. Срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения настоящего дела не истек. Размер ответственности в рассматриваемом случае административным органом определен правильно, с учетом правил, определенных статьей 4.1 КоАП РФ, в минимальном размере санкции статьи 16.3 КоАП РФ.
Событие административного правонарушения подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
Таким образом, оспариваемое постановление является законным и обоснованным, в связи с чем требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Принимая во внимание изложенное, оснований для переоценки решения суда первой инстанции отсутствуют, решение суда соответствует закону, установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отсутствуют основания для его отмены или изменения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам.
При указанных обстоятельствах у апелляционного суда отсутствуют предусмотренные статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272.1, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.12.2019 по делу N А63-19690/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
Н.В. Макарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-19690/2019
Истец: Бугаев Олег Николаевич
Ответчик: СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖНЯ
Третье лицо: Дьяченко Глеб Иванович, СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖНЯ
Хронология рассмотрения дела:
12.07.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5161/20
23.03.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-252/20
23.12.2019 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-19690/19
18.10.2019 Определение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-19690/19