г. Пермь |
|
24 марта 2020 г. |
Дело N А50-35275/2019 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
судьи Риб Л.Х.
рассмотрел без вызова сторон и проведения судебного заседания апелляционную жалобу истца Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Перми (межрайонное) на мотивированное решение Арбитражного суда Пермского края, от 18 февраля 2020 года, принятое судьей Вавиловой Н.В. в порядке упрощенного производства, по делу N А50-35275/2019
по иску Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Перми (межрайонное) (ОГРН 1025900509250, ИНН 5902292777),
к обществу с ограниченной ответственностью "Уралспецтранс" (ОГРН 1095904013600; ИНН 5904215087)
о взыскании финансовой санкции,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Перми (межрайонное) (далее - истец, Фонд, Управление) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Уралспецтранс" (далее - ответчик, должник, общество, страхователь) финансовой санкции в сумме 3 500 руб. на несвоевременное представление должником сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за январь 2017 года и представление недостоверных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 18.02.2020, принятым в порядке упрощенного производства, (резолютивная часть от 17.01.2020), в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Управление обжаловало решение суда в апелляционном порядке, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь в обоснование жалобы на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Как полагает Управление, после установленного срока предоставление сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ по форме СЗВ-М с типом формы "доп" в отношении лиц, сведения о которых не отражены в форме СЗВ-М с типом "исхд" за соответствующий отчетный период календарного года не является исправлением ошибки (либо дополнением сведений) в соответствии со статьей 15 Закона N 27-ФЗ, а свидетельствует о нарушении установленных Законом сроков, т.к. сведения в отношении части застрахованных лиц по форме СЗВ-М с типом формы "доп" за отчетный период представлены впервые, и не были отражены в сведениях по форме СЗВ-М с типом формы "исхд".
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 АПК РФ и с учетом пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.
Из материалов дела следует, что Фондом проведена проверка представленных страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период 2017 год, по форме СЗВ-М за январь 2017 года, в ходе которой установлено нарушение страхователем срока представления сведений по форме СЗВ-М за январь 2017 года (при сроке представления не позднее 15.02.2017), сведения фактически представлены по форме СЗВ-М за январь 2017 года в отношении одного застрахованного лица - 19.02.2019 и выявлены расхождения в отношении 6 застрахованных лиц при сверке сведений представленных налоговым органом и по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год, представленной страхователем. Управлением в адрес должника было направлено уведомление об устранении ошибок и несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда.
Указанные обстоятельства нашли отражение в актах от 25.02.2019, в которых предлагалось привлечь страхователя к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона Российской Федерации от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете застрахованных лиц".
04.04.2019 по результатам рассмотрения материалов проверки Фондом вынесены решения, которыми страхователь привлечен к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в общей сумме 3 500 руб.
Требованиями от 07.05.2019 и 06.05.2019 страхователю предложено уплатить указанную сумму штрафа.
Поскольку в установленный требованием срок задолженность не уплачена, Фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовой санкции.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из незаконности привлечения общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя, отчество; идентификационный номер налогоплательщика.
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 N 83п "Сведения о застрахованных лицах".
Ответственность за нарушение сроков представления указанной отчетности предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, согласно которой за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, статьей 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок сведений либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Привлекая страхователя к ответственности, Фонд исходил из того, что страхователем несвоевременно представлены сведения по форме СЗВ-М за январь 2017 года и представлены недостоверные сведения в отношении 6 застрахованных лиц при сверке сведений представленных налоговым органом и по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год.
Из заявления Фонда следует, что по факту выявления при сопоставительном анализе представленной должником отчетности по форме СЗВ-М за январь 2017 года, представленной 07.02.2017, отчета по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год, представленного 31.01.2018, а также сведений из расчетов должника как страхователя по страховым взносам за 2017 год расхождения в отношении численного состава застрахованных лиц (в отношении лиц, сведения о которых отражены в отчете по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год, не представлены сведения в составе отчетов по форме СЗВ-М за январь 2017 года), должностным лицом Управления ПФР составлен акт от 04.04.2019, фиксирующий выявленные нарушения.
В последующем страхователем представлены 19.02.2019 в Фонд дополняющие сведения по форме СЗВ-М за январь 2017 года в отношении застрахованных лиц, сведения о которых в Управление ранее не представлялись. Расхождения по форме СЗВ-СТАЖ страхователем не устранены.
Судом установлено и Фондом не оспаривается, что общество направило сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год 31.01.2018, по форме СЗВ-М за январь 2017 года 07.02.2017, то есть заблаговременно до истечения установленного законом срока. Доказательств того, что данные сведения не были приняты Фондом, материалы дела не содержат. 07.02.2019 страхователю было направлено уведомление об устранении ошибок и протокол проверки отчетности от 06.02.2019 (л.д.12-14).
Однако по факту несвоевременного представления этих сведений Фонд привлек общество к ответственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона N 27-ФЗ сведения персонифицированного учета в системе ОПС представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации. Формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются Пенсионным фондом Российской Федерации (далее - ПФР).
Указанные сведения могут представляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме (на магнитных носителях или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг) при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений.
Страхователь представляет сведения на 25 и более работающих у него застрахованных лиц за предшествующий отчетный период в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, который устанавливается ПФР.
Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (далее - Инструкция N 766н).
Согласно пункту 32 данной Инструкции в случае заключения страхователем с территориальным органом ПФР соглашения об обмене информацией в электронном виде с подтверждением электронной подписи в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 N 63-ФЗ представление им индивидуальных сведений может осуществляться в форме электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
Датой представления индивидуальных сведений в электронной форме считается дата их отправки по телекоммуникационным каналам связи в адрес территориального органа ПФР, подтвержденная оператором электронного документооборота или территориальным органом ПФР.
Поскольку сведения о страховом стаже по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год на всех 295 застрахованных лиц направлены обществом по телекоммуникационным каналам в установленный законом срок, оснований для привлечения его к ответственности не имелось.
Согласно пункту 2 статьи 8 Закона N 27-ФЗ и пункту 32 Инструкции N 766н при представлении сведений в электронной форме соответствующий орган ПФР направляет страхователю подтверждение приема указанных сведений в форме электронного документа.
Однако данными нормативными актами не предусмотрено, что только в случае подтверждения фондом приема сведений они считаются представленными.
Напротив, как уже указано в настоящем решении, датой представления индивидуальных сведений в электронной форме считается дата их отправки по телекоммуникационным каналам связи в адрес территориального органа ПФР, подтвержденная оператором электронного документооборота или территориальным органом ПФР (пункт 32 Инструкции N 766н).
Направление обществом сведений о страховом стаже за 2017 год 31.01.2018 подтверждено материалами дела.
В решении о привлечении страхователя к ответственности Управлением не указано, что послужило основанием для непринятия отчетности общества. В частности, не обосновано, что расхождение между формами ОДВ-1 и СЗВ-СТАЖ по количеству застрахованных лиц является основанием для отказа в принятии отчетности СЗВ-СТАЖ, поскольку это расхождение не может быть устранено путем корректировки формы ОДВ-1 (л.д.26).
В соответствии с положениями статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом ПФР.
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ органам ПФР предоставлено право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
Инструкция N 766н (пункт 37) предусматривает, что при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у ПФР, а также несоответствия их формам и форматам, установленным ПФР, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа ПФР о представлении соответствующих исправлений представляет уточненные индивидуальные сведения.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются (пункт 39 Инструкции N 766н).
Как уже указано в решении, после получения 08.02.2019 уведомления от 06.02.2019 общество 19.02.2019 представило уточненные сведения на 1 застрахованное лицо по форме СЗВ-М за январь 2017 года, которые были приняты Фондом. До этого обществу протоколы об отказе в принятии отчетности и уведомления об устранения ошибок, содержащие указания на конкретную ошибку, допущенную обществом, не направлялись.
Кроме того, неисполнение в установленный срок полученного уведомления Фонда об устранении имеющихся расхождений в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета не образует самостоятельный состав правонарушения.
Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 отметил, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Указанная правовая позиция также выражена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 05.09.2018 N 303-КГ18-5700 по делу N А04-5751/2017, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702 по делу N А04-5748/2017 и от 30.10.2018 N N 307-КГ18-6769 по делу N А56-73062/2017, от 22.07.2019 N 305-ЭС19-2960.
Поскольку правомерность привлечения страхователя к ответственности Управлением не подтверждена, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска Управления о взыскании финансовых санкций является законным и обоснованным.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Пенсионный фонд освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 18 февраля 2020 года по делу N А50-35275/2019, принятое в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья |
Л.Х. Риб |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-35275/2019
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЛЕНИНСКОМ РАЙОНЕ Г. ПЕРМИ МЕЖРАЙОННОЕ
Ответчик: ООО "УРАЛСПЕЦТРАНС"