г. Владимир |
|
23 марта 2020 г. |
Дело N А43-47295/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.03.2020.
Постановление в полном объеме изготовлено 23.03.2020.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Третьяковой К.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.01.2020 по делу N А43-47295/2019,
принятое по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу о привлечении публичного акционерного общества "Ростелеком" (ОГРН 1027700198767, ИНН 7707049388) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьей 14.1 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности.
В судебном заседании принял участие представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу - Долгих И.Е. по доверенности от 22.05.2019 N 18-Д сроком действия один год.
Публичное акционерное общество "Ростелеком", извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу (далее - Управление, административный орган) на основании приказа от 20.09.2019 N 126-нд проведена проверка плановая выездная проверка публичного акционерного общества "Ростелеком" (далее - Общество), по результатам которой установлено нарушение Обществом пункта 2 статьи 64 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Федеральный закон N 126-ФЗ) и пункта 10 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией N 166734, выразившееся в отсутствии по состоянию на 28.10.2019 подписанного в установленном порядке представителями органа Федеральной службы безопасности, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, и оператора связи акта, подтверждающего реализацию требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий и обеспечения безопасности Российской Федерации (далее - СОРМ).
Выявленное нарушение зафиксировано в акте проверки от 28.10.2019 N А-52/4/126-нд/170.
Усмотрев в действиях Общества признаки состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), административный орган 08.11.2019 составил протокол об административном правонарушении N АП-52/4/966.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения административного органа в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Решением от 28.01.2020 Арбитражный суд Нижегородской области в удовлетворении заявления отказал.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Как утверждает заявитель апелляционной жалобы, Обществом допущено длительное непрекращающееся осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий лицензии, выразившееся в невыполнении обязанности обеспечивать реализацию устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Управление настаивает, что протокол об административном правонарушении в отношении Общества составлен не по факту невыполнения плана СОРМ, а по факту длительного непрекращающегося осуществления предпринимательской деятельности при отсутствии реализации требований СОРМ, реализация которых может быть подтверждена только актом ввода в эксплуатацию СОРМ.
Представитель Управления в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Общества.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона N 126-ФЗ деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее - лицензия). Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
Согласно Перечню наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87 (далее - Перечень N 87), к ним относятся услуги местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа.
В соответствии с пунктами 5 и 10 раздела I Перечня лицензионных условий, к лицензионным условиям осуществления деятельности в области данных услуг относятся оказание услуг в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством Российской Федерации, а также обеспечение реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона N 126-ФЗ оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
В силу части 2 статьи 64 Федерального закона N 126-ФЗ операторы связи обязаны обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к сетям и средствам связи для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.
В соответствии с Правилами взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2005 N 538 (далее - Правила N 538), ввод в эксплуатацию технических средств в сети связи оператора связи производится в соответствии с разработанным органом федеральной службы безопасности совместно с оператором связи планом мероприятий по внедрению технических средств (далее - план), в котором указывается, в частности, срок ввода в эксплуатацию технических средств. План разрабатывается в срок до 3 месяцев с даты подачи оператором связи заявления в орган федеральной службы безопасности. План составляется в 3 экземплярах, из которых 2 экземпляра представляются оператором связи соответственно в Федеральную службу по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций и орган федеральной службы безопасности, 1 экземпляр хранится у оператора связи (пункт 7 Правил N 538).
Ввод в эксплуатацию технических средств осуществляется оператором связи на основании акта, подписанного в установленном порядке представителями органа федеральной службы безопасности, Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций и оператора связи, а в случае, указанном в пункте 3 настоящих Правил, органа внутренних дел (пункт 10 Правил N 538).
Как следует из материалов дела, на основании лицензии N 166743 Общество оказывает услуги междугородной и международной телефонной связи. Данная лицензия выдана по результатам рассмотрения заявления о переоформлении лицензии от 11.12.2013 N 146873.
Пунктом 10 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией N 166743, являющихся приложением к лицензии, определено, что лицензиат обязан реализовать устанавливаемые Федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требования к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.
В ходе проверки установлено, что в нарушение требований части 2 статьи 64 Федерального закона N 126-ФЗ, пункта 10 Правил N 538, пункта 10 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией N 166743 Обществом не выполнены мероприятия по реализации требований к СОРМ на сети связи Общества на территории Нижегородской области, поскольку по состоянию на 28.10.2019 акт, подписанный в установленном порядке представителями органа Федеральной службы безопасности, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, и оператора связи, подтверждающий реализацию СОРМ, отсутствует.
Таким образом, на момент окончания Управлением проверки и составления акта (28.10.2019) на действующей сети связи Общества не введены в эксплуатацию технические средства для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
В рассматриваемом случае протоколом об административном правонарушении от 08.11.2019 N АП-52/4/966 Управлением Обществу вменено отсутствие по состоянию на 28.10.2019 акта ввода в эксплуатацию технических средств СОРМ либо иных документов, подтверждающих реализацию требований СОРМ при оказании услуг связи. Административный орган пришел к выводу о несоблюдении Обществом обязательных лицензионных условий по внедрению технических средств СОРМ.
Между тем, Управление Федеральной службы безопасности по Нижегородской области письмом от 31.10.2019 N 106/9/2-3601 сообщило, что не имеет возражений относительно эксплуатации Обществом сетей связи в соответствии с вышеназванной лицензией до 01.02.2020 при условии проработки и устранения замечаний, выявленных в результате проведенных испытаний.
Информация, изложенная в названном письме, буквально свидетельствует не об устранении выявленного нарушения, а о согласовании Обществом - оператором связи с уполномоченным государственным органом окончательного срока реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий (который к моменту составления протокола об административном правонарушении от 08.11.2019 N АП-52/4/966 не наступил), что не противоречит пункту 10 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией N 166743 и требованиям части 2 статьи 64 Федерального закона N 126-ФЗ.
При изложенных обстоятельствах в действиях Общества отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
При таких обстоятельствах ошибочность выводов суда первой инстанции не привела к принятию неправильного судебного акта.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как противоречащие установленным по делу обстоятельствам.
Оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
По делам о привлечении к административной ответственности государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.01.2020 по делу N А43-47295/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-47295/2019
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу
Ответчик: ПАО "Ростелеком"