г. Пермь |
|
24 марта 2020 г. |
Дело N А60-66429/2019 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Савельевой Н.М.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства, без вызова сторон, апелляционную жалобу заявителя, государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Екатеринбурга Свердловской области, на решение Арбитражного суда Свердловской области от 30 января 2020 года, принятое путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства, по делу N А60-66429/2019
по заявлению государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Екатеринбурга Свердловской области (ИНН 6661102940, ОГРН 1026605228154)
к обществу с ограниченной ответственностью "ГРИН СТРИТ" (ИНН 6686043246, ОГРН 1146686003892)
о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в сумме 4000 руб. 00 коп.,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Екатеринбурга Свердловской области (далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "ГРИН СТРИТ" (далее - заинтересованное лицо, общество) 4000 руб. финансовых санкций.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 30 января 2020 года (мотивированное решение от 26 февраля 2020 года), с общества с ограниченной ответственностью "ГРИН СТРИТ" взыскано в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации 2000 руб. финансовых санкций. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Управление с принятым по делу судебным актом в части отказа в удовлетворении требований не согласилось, обжаловало решение суда в апелляционном порядке, в жалобе просит решение суда в указанной части отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме. В апелляционной жалобе ее податель оспаривает выводы суда об отсутствии оснований для взыскания финансовых санкций, заявленные требования полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В апелляционной жалобе изложены доводы о том, что сведения о застрахованных лицах за январь и февраль 2019 года страхователем ранее не представлялись и территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации не принимались, предоставление страхователем сведений за данные периоды не является исправлением ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях и не может служить основанием для освобождения от ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
В сроки, установленные определением о принятии апелляционной жалобы к производству (до 23.03.2020), обществом "ГРИН СТРИТ" отзыв на жалобу не представлен.
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу (до 23.03.2020).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в обжалуемой части проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в ходе проверки, проведенной в отношении общества "ГРИН СТРИТ" в целях контроля за правильностью заполнения, полноты и своевременности предоставления ежемесячной отчетности "Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М за январь, февраль, март 2019 года, Управлением Пенсионного фонда выявлено нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Общество "ГРИН СТРИТ", являясь страхователем-работодателем по обязательному пенсионному страхованию, представило индивидуальные сведения по формам, определенным Пенсионным фондом Российской Федерации, за отчетный период - январь, февраль, март 2019 года с нарушением установленного срока.
Факт правонарушения зафиксирован в актах об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании от 16.05.2019 N 075S18190019163, N 075S18190019164, N 075S18190019162.
Решениями заявителя от 25.06.2019 N 075S19190022022, N 075S19190022023, N 075S19190022021 заинтересованное лицо привлечено к ответственности, предусмотренной ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в виде взыскания финансовых санкций в размере 4000 руб.
Заинтересованному лицу направлены требования от 24.07.2019 N 075S01190026145, N 075S01190026146, N 075S01190026144 о добровольной уплате штрафа в срок до 19.08.2019.
Однако в установленный законом срок указанное требование исполнено не было, в связи с чем, Управление Пенсионного фонда обратилось в суд.
Привлечение к ответственности за несвоевременное представление сведений март 2019 года в виде финансовых санкций в размере 2000 руб. суд посчитал обоснованным и удовлетворил заявленные требования в данной части.
В указанной части судебный акт по делу не обжалуется заявителем, законность решения суда апелляционной инстанцией не проверяется (часть 5 статьи 268 АПК РФ).
На рассмотрение суда апелляционной инстанции подателем жалобы поставлен вопрос о правомерности отказа в удовлетворении требований о взыскании финансовых санкций за несвоевременную подачу сведений о застрахованных лицах за январь и февраль 2019 года.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ N 83п от 01.02.2016 "Сведения о застрахованных лицах".
В силу пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь обязан ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, представлять также о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения о страховом стаже.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.01.2017 N 3п утверждена форма "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)", а также порядок ее заполнения.
Ответственность за нарушение сроков представления указанной отчетности предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, согласно которой за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, статьей 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок сведений либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Как установлено судами и не оспаривается фондом, страхователь своевременно представил исходные формы СЗВ-М январь и февраль 2019 года. Дополнительные сведения на застрахованных лиц направлены страхователем 15 мая 2019, то есть с нарушением срока, но по собственной инициативе, до выявления правонарушения фондом.
В соответствии с положениями статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ органам Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлено право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
Вступившая в силу с 19.02.2017 Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденная Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, предусмотрела освобождение страхователя от ответственности в случае представления им уточненных (исправленных) индивидуальных сведений (пункты 37, 39).
Так, согласно пункту 39 данной Инструкции страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФР самостоятельно представить уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Кроме того, в соответствии с положениями статьи 17 Закона N 27-ФЗ формы документов, которые используются при реализации полномочий в отношениях, регулируемых настоящей статьей, а также требования к их составлению устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23.11.2016 N 1058п утверждены Требования к составлению форм документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ (приложение N 6 к постановлению).
Согласно данному приложению акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете не составляется в случае, если страхователем самостоятельно выявлены ошибки в ранее представленных сведениях в отношении застрахованного лица и уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице представлены в территориальный орган ПФР до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФР.
В настоящем случае страхователь выявил и устранил допущенную ошибку еще до обнаружения ее фондом, представив необходимые исправленные сведения, недостоверность которых не установлена.
Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения органом ПФР, страхователь реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что допускает не применять к страхователю финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5700, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702, от 30.10.2018 N 307-КГ18-6769.
Наличие со стороны страхователя признаков злоупотребления правом в данном случае не установлено.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклонены, как не свидетельствующие о незаконности и необоснованности обжалуемого судебного акта и не влекущие его отмены.
Иное толкование положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого дела не свидетельствуют о нарушении судом норм права, а потому не опровергают правильность выводов суда первой инстанций, а направлены на иную оценку положенных в их основу доказательств, в связи с чем, не могут быть приняты во внимание судом апелляционной инстанции.
Апелляционный суд считает, что все имеющие существенное значение для дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Нарушений, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 30 января 2020 года (мотивированное решение от 26 февраля 2020 года) по делу N А60-66429/2019, оставить в обжалуемой части без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
Н.М. Савельева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-66429/2019
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЛЕНИНСКОМ РАЙОНЕ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "ГРИН СТРИТ"