город Ростов-на-Дону |
|
25 марта 2020 г. |
дело N А32-36913/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 марта 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Емельянова Д.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Семченко Ю.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Стройтрансгаз"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 10.12.2019 по делу N А32-36913/2019
по заявлению акционерного общества "Стройтрансгаз" (ОГРН 1025700768950, ИНН 5700000164)
к Северо-Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН 1022301623684, ИНН 2310009818)
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Стройтрансгаз" (далее - заявитель, АО "Стройтрансгаз", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным предписания Северо-Кавказского управления Ростехнадзора (далее - административный орган, управление) 30.05.2019 N 461-145-25-18.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.12.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, акционерное общество "Стройтрансгаз" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на то, что оформление Северо-Кавказским управлением Ростехнадзора Предписания N 151-145-25-18 от 26.02.2019 в отношении АО "Стройтрансгаз" является неправомерным, ввиду отсутствия предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, документальных оснований для осуществления контрольных мероприятий. Акт проверки составлен в отношении ФБУ "Администрация Азово-Донского бассейна внутренних водных путей", Предписание должно быть выдано также в отношении этого предприятия, как лица, являющегося субъектом проверки.
Вместе с тем, судом не установлено, что распоряжение о проведении контрольно-надзорных мероприятий в отношении общества не выносилось, акт в отношении АО "Стройтрансгаз" не составлялся. Доказательств обратного в материалах дела не имеется.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание явку не обеспечили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом путем публикации определения суда о принятии апелляционной жалобы, выполненного в форме электронного документа, на сайте арбитражного суда в срок, установленный частью 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно пункту 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57.
От АО "Стройтрансгаз" поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства, мотивированное невозможностью направить ни одного представителя на данное судебное заседание.
Суд протокольным определением отказал в удовлетворении ходатайства АО "Стройтрансгаз" об отложении судебного разбирательства по следующим основаниям.
Согласно части 3 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.
Из указанной процессуальной нормы следует, что даже в случае наличия уважительных причин неявки в судебное заседание лица, извещенного о времени и месте его проведения, отложение судебного разбирательства является правом, а не обязанностью суда.
Изложенная в ходатайстве общества причина для отложения судебного заседания суда апелляционной инстанции не может служить безусловным основанием для отложения судебного разбирательства. Кроме того, заявитель не указал в ходатайстве какие-либо обстоятельства, по которым дело не может быть рассмотрено в его отсутствие, равно как не указал какие конкретно доводы и документы в обоснование своей правовой позиции будут представлены им в следующем судебном заседании.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, управлением проведена проверка соблюдения градостроительного законодательства при строительстве объекта капитального строительства "Строительство Багаевского гидроузла на р. Дон" объекты 1-го этапа (подготовительного периода)", расположенного по адресу: Россия, Ростовская область, Багаевский район, хутор Арпачин, район острова Арпачинский (Белый), 3089 км судового хода по Атласу Единой Глубоководной Системы Европейской части РФ, т. 8 ч. 2 2006 г. издания.
В ходе проверки были выявлены нарушения норм градостроительного законодательства Российской Федерации.
Административный орган пришел к выводу, что обществом допущены следующие нарушения градостроительного законодательства:
п. 1: При организации намыва площадки ОПСТВН допущены отклонения от проектной документации, а именно - укрепление дренажных канав выполнено мембраной Platner geo (по проекту ISO-DRAIN 8 GEO); крепление земляных откосов выполнено георешеткой "Геофлакс 200" (по проекту геоячейками типа "Прудон-494" с заполнением щебнем).
п. 2: При складировании растительного слоя площадки ОПСТВН допущены отклонения о проектной документации, а именно: - не установлено ограждение из блоков ФБС; отсутствует геосинтетический материал по внутренней стороне; не организованы дренажные выпуска с фильтром из геосинтетических материалов.
п. 3: При организации базы строительства на левом берегу нарушены требования проектной документации, а именно: отсутствует ограждение из сетки "Рабица"; Отсутствует освещение площадки; отсутствует общежитие на 200 человек со столовой; отсутствует пункт мойки колес; отсутствует навес для курения; отсутствует противопожарный стенд; отсутствует КПП, помещение охраны; не выполнено уборка растительного слоя, уплотнение площадки и подъездной дороги, отсыпка щебня и укладка плит площадки строительства.
Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки N 461-145-25-18 от 30.05.2019.
На основании вышеуказанного акта проверки в установленном порядке АО "Стройтрансгаз" выдано предписание от 30.05.2019 N 461-145-25-18 об устранении выявленных нарушений.
Заявитель считает указанные нарушения незаконными, поскольку все работы им выполнялись в соответствии с проектной документацией, нарушений не допущено.
Так, применение мембраны Platner geo и георешетки "Геофлакс 200" согласовано проектировщиком АО "Акватик" (письмо N АФ-190121/17 от 21.01.2019)- Для внесения изменений в проектную документацию согласно п. 8 протокола N ЮЦ-9 от 23.01.2019 будет проведена повторная государственная экспертиза проектной документации.
Положения проектной документации 03-16-ОК-1-ПОС.изм.6 АО "Стройтрансгаз" не нарушались: на момент проведения проверки 21.02.2019 в связи со сжатыми сроками выполнения дноуглубления и намыва площадки ОПСТВН, работы по формированию срезанного грунта в насыпь необходимой формы для монтажа ограждения из блоков ФБС, укладки геосинтетического материала по внутренней стороне и организации дренажных выпусков с фильтром из геосинтетических материалов не выполнялись, к освидетельствованию и оплате не предъявлялись.
Работы по обустройству базы строительства на момент проведения проверки 21.02.2019 не завершены. Исполнительная документация не оформлялась. Доставка материалов для обеспечения объекта строительства осуществляется автотранспортом по дорогам общего пользования.
Не согласившись с данным предписанием, общество обжаловало его в арбитражный суд в рамках данного дела.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ) определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее также - организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Подпунктом "в" пункта 12 статьи 16 Закона N 116-ФЗ должностным лицам федеральных органов исполнительной власти в области промышленной безопасности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, предоставлено право выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Из пункта 1 части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка. Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство.
В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или техническим заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения о проведении выездной проверки от 30.04.2019 N 2072-р проведена проверка при строительстве объекта капитального строительства: ""Строительство Багаевского гидроузла на р. Дон" Объекты 1-го этапа (подготовительного периода)" расположенного по адресу: Россия, Ростовская область, Багаевский район, хутор Арпачин, район острова Арпачинский (Белый), 3089 км судового хода по Атласу Единой Глубоководной Системы Европейской части РФ, т. 8 ч.2 2006 года издания, о чем заявитель был своевременно уведомлен и представитель ООО "Стройтрансгаз" Голобородов Р.В. присутствовал при проведении проверки.
При проведении проверки было установлено, что строительство объекта осуществляется на основании разрешения на строительство N 61-ru61503000-BB-39/17-2018 от 06.06.2018, выданного Федеральным агентством морского и речного транспорта, срок действия до 31.12.2019. Проектная документация - "Строительство Багаевского гидроузла на р. Дон" Объекты 1-го этапа (подготовительного периода)" шифр 03-16-ОК-1 разработана АО "Акватик". Положительное заключение государственной экспертизы N 1229-17/ГГЭ-11500/07 от 20.11.2017, выдано ФАУ "Главгосэкспертиза России".
Функции генеральной подрядной организации на объекте капитального строительства "Строительство Багаевского гидроузла на р. Дон" Объекты 1 -го этапа (подготовительного периода)" исполняет АО "Стройтрансгаз" на основании государственного контракта от 23.04.2018 N 3/01-18КОУ.
При проведении проверки выполнялись работы по намыву площадки ОПСТВН на левом берегу р. Дон, устройство карт намыва на правом берегу р. Дон, погружение лицевого ряда шпунта причала стройбаты.
В ходе проверки объекта капитального строительства выявлены нарушения обязательных норм и правил, обнаруженные 30.05.2019 в области соблюдения требований проектной документации, и технических регламентов, допущенные АО "Стройтрансгаз", а именно:
при организации намыва площадки ОПСТВН допущены отклонения от проектной документации, а именно: укрепление дренажных канав выполнено мембраной Planter geo (по проекту ISO-DRAIN 8 GEO); крепление земляных откосов выполнено георешеткой "Геофлакс 200" (по проекту геоячейками типа "ПРУДОН-494" с заполнением щебнем), чем нарушены требования ч. 3, 6 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ; л. 181 проектной документации шифрОЗ- 16-ОК-1 -ПОС.ИЗМ. 6;
при складировании растительного слоя площадки ОПСТВП допущены отклонения от проектной документации, а именно: не установлено ограждение из блоков ФБС; отсутствует геосинтетический материал по внутренней стороне; не организованы дренажные выпуска с фильтром из геосинтетических материалов, чем нарушены требования ч. 3, 6 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ; пп. 70-71 проектной документации шифр 03-16-ОК-1-ПОС.ИЗМ.6.;
при организации базы строительства на левом берегу нарушены требования проектной документации, а именно: отсутствует ограждение из сетки "Рабица"; отсутствует освещение площадки; отсутствует общежитие для 200 человек со столовой; отсутствует пункт мойки колес; отсутствует навес для курения; отсутствует противопожарный стенд; отсутствует информационный стенд; - отсутствует КПП, помещение охраны; не выполнено уборка растительного слоя, уплотнение площадки и подъездной дороги, отсыпка песчаного грунта, выравнивание, отсыпка щебня и укладка плит площадки строительства, чем нарушены требования ч. 3, 6 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ; пп. 6 проектной документации шифр 03-16-ОК-1 -ПОС.изм.6.;
Изложенное, является нарушением проектной документации шифр 03 -16-ОК-1, Федерального закона от 29.12.2004 N 190-ФЗ "Градостроительный кодекс Российской Федерации", Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"; (далее Федеральный закон N89-ФЗ); "Порядка учета в области обращения с отходами", утвержденного Приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721 (далее - Порядок учета в области обращения с отходами); СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления",
утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, первым заместителем Министра здравоохранения Российской Федерации 30.04.2003 (далее - СанПиН 2.1.7.1322-03); СанПиН 2.2.3.1384-03 "Гигиенические требования к организации строительного производства и строительных работ", утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, первым заместителем Министра здравоохранения Российской Федерации 11.06.2003.
В соответствии с ч. 3 ст. 52 "Градостроительного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ, за организацию и координирование работ по строительству объекта капитального строительства, обеспечение соблюдения требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ, а также несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации возложена на лицо, осуществляющие строительство - ЗАО "Стройтрансгаз", в связи с чем заявителю было выдано предписание для устранения выявленных в ходе проверки нарушений в области соблюдения требований проектной документации, и технических регламентов, допущенных АО "Стройтрансгаз".
Оспариваемое заявителем предписание выдано уполномоченным должностным лицом и соответствует указанным выше требованиям законодательства.
Довод заявителя о том, что в отношении общества не был составлен акт и общество не привлечено к административной ответственности, обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку заявитель, как, организация, выполняющая функции генерального подрядчика на объекте капитального строительства "Строительство Багаевского гидроузла на р. Дон" Объекты 1-го этапа (подготовительного периода)" исполняет АО "Стройтрансгаз" на основании государственного контракта от 23.04.2018 N 3/01-18КОУ, обязана принять меры к устранению выявленных нарушений, при этом наличие выданного подрядчику предписания не может быть поставленным в зависимость от акта, либо привлечения к административной ответственности, поскольку действие предписания направлено на устранение выявленных нарушений, в целях обеспечения соответствия выполняемых работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства объекта капитального строительства, а также результатов обеспечения соответствия работ требованиям технических регламентов, проектной документации.
Довод общества об отсутствии нарушений проектной документации, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку в нарушение ст. 65 АПК РФ заявителем не представлены доказательства соблюдения требований проектной документации при выполнении работ, отраженные в оспариваемом предписании.
Изложенные в апелляционной жалобе, а также в дополнении доводы отклоняются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ Лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса).
На данном объекте, на основании договора, лицом, осуществляющим строительство, является АО "Стройтрансгаз".
Рабочая документация более детально расписывает работы указанные в проектной документации.
В силу п. 4 Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию". В целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства, разрабатывается рабочая документация, состоящая из документов в текстовой форме, рабочих чертежей, спецификации оборудования и изделий.
Разработка рабочей документации, обеспечивающей, как и проектная документация, безопасность объекта, не является самостоятельной стадией архитектурно-строительного проектирования, поэтому определение термина "рабочая документация" Градостроительным кодексом РФ не предусмотрено.
Пунктом 6 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием на проектирование, проектной документацией и (или) информационной моделью (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса), требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика, технического заказчика, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
Оспариваемое обществом предписание выдано уполномоченным должностным лицом и соответствует указанным выше требованиям законодательства.
Согласно п. 18 ч. 4 ст. 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008 N 294-ФЗ (Далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) при осуществлении государственного строительного надзора особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами. В соответствии с частью 8 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) порядок осуществления государственного строительного надзора устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 14 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1.02.2006 N 54, а также п. 14 Порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 N 1129 (РД-11-04-2006) при выявлении нарушений в результате проведенной проверки в отношении объектов, указанных в подпунктах "а" и "б" п. 2 настоящего Положения, должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи техническому заказчику, застройщику или лицу, осуществляющему строительство (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения), предписания об устранении таких нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на положения Градостроительного кодекса Российской Федерации, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства. В связи с чем, выявленные нарушения, в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации, регламентирующим контрольно-надзорные мероприятия государственных органов исполнительной власти зафиксированы в акте проверки N 461-145-25-18 от 30.05.2019, лицам, допустившим нарушения обязательных требований, выдано предписание об устранении нарушений при строительстве объекта капитального строительства.
Таким образом, акт проверки составляется в отношении проверки строительства (реконструкции) объекта капитального строительства (п. 15 Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство в соответствии с проектной документацией (ч. 6 ст.52 ГрК РФ).
В соответствии с положением заключенного Государственного контракта N 3/01-18-КОУ на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Строительство Багаевского гидроузла на р. Дон (далее - Государственный контракт), заявитель является "Генеральным подрядчиком" на объекте капитального строительства.
Таким образом, Заявитель является непосредственным участником строительства, лицом, непосредственно осуществляющим строительные работы, следовательно, является субъектом административного правонарушения.
Вместе с тем, согласно п. 2.2 Государственного контракта Работы по настоящему Контракту должны выполняться в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации, строительными нормами правилами, техническими регламентами, проектной и рабочей документацией, Техническим заданием, расчетом цены Контракта и календарным планом выполнения работ.
В соответствии с п. 3.1 заявителю передана проектная документация на объект капитального строительства, с целью разработки на ее основании рабочей документации (п. 3.2 Контракта). При этом, п. 12.1.1 определено, что в случае необходимости, по согласованию с Застройщиком, выполнить за счет собственных средств корректировку рабочей документации.
Согласно п. 6.1 Контракта заявитель гарантирует достижение Объектом после выполнения работ, предусмотренных настоящим контрактом проектных, технико-экономических и эксплуатационных показателей и возможности нормальной эксплуатации объекта капитального строительства в соответствии с его прямым назначением на протяжении гарантийного срока.
Более того, ст. 751 ГК РФ определено, что подрядчик обязан при осуществлении строительства и связанных с ним работ соблюдать требования закона и иных правовых актов об охране окружающей среды и о безопасности строительных работ. Подрядчик несет ответственность за нарушение указанных требований.
Отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 7 ст. 52 ГрК РФ).
Из смысла пункта 13 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 должностными лицами органа государственного строительного надзора при осуществлении надзора определяется соответствие выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной и рабочей документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с пунктом 4 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства, разрабатывается рабочая документация, состоящая из документов в текстовой форме, рабочих чертежей, спецификации оборудования и изделий.
Таким образом, архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации и подготовленной на ее основе рабочей документации в соответствии с требованиями, установленными законодательством.
Объем, состав и содержание рабочей документации должны определяться заказчиком (застройщиком) в зависимости от степени детализации решений, содержащихся в проектной документации, указываться в задании на проектирование и соответствовать проектной документации.
Разработка рабочей документации, обеспечивающей, как и проектная документация, безопасность объекта, не является самостоятельной стадией архитектурно-строительного проектирования, в связи с чем, определение термина "рабочая документация" Градостроительным кодексом РФ не предусмотрено.
Таким образом, рабочая документация разрабатывается только на основе и в развитие проектной документации и не должна противоречить решениям, указанным в проектной документации.
Выявленные в ходе проверки нарушения обязательных требований являются нарушениями требований проектной документации, получившей положительное заключение Государственной экспертизы.
В правилах, установленных ГОСТ Р 21.1101-2013 "Система проектной документации для строительства (СПДС). Основные требования к проектной и рабочей документации (с Поправкой)", содержатся основные требования к проектной и рабочей документации для строительства объектов различного назначения.
Положения раздела 7 ГОСТ Р 21.1101-2013 включают особенности внесения изменений в проектную документацию, а также внесения изменений в рабочую документацию.
Таким образом, в случае выявления при строительстве объекта необходимости отклонения от требований, установленных проектной документацией, должны быть приняты меры, направленные на внесение изменений в проектную документацию.
Кроме того, при рассмотрении дела суд принимает во внимание преюдициальное значение обстоятельств, установленных вступившими в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края по делу А32-14976/2019.
В силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Установленные в рамках дела N А32-14976/2019 обстоятельства, имеющие преюдициальное значение, не подлежат переоценке при рассмотрении настоящего дела применительно к обстоятельствам, установленными в рамках дела о признании незаконным и отмене предписания N 151 -145-25-18 от 26.02.2019.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.07.2019 по делу N А32-14976/2019, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2019 и постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.03.2020 предписание N 151 -145-25-18 от 26.02.2019 признано законным и соответствующим действующему законодательству.
Пункты 1, 2, 3 предписания N 151 -145-25-18 от 26.02.2019 аналогичны пунктам предписания от 30.05.2019 N 461-145-25-18.
Следовательно, обстоятельства, установленные в названном судебном акте, подтверждают законность предписания от 30.05.2019 N 461-145-25-18, и имеют преюдициальное значение для настоящего дела.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.12.2019 по делу N А32-36913/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Д.В. Емельянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-36913/2019
Истец: АО "Стройтрансгаз"
Ответчик: Северо-Кавказское управление Ростехнадзора, Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору