г. Томск |
|
24 марта 2020 г. |
Дело N А27-24029/2019 |
Судья Седьмого Арбитражного апелляционного суда Бородулина И.И., рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 18, г. Кемерово) (N 07АП-1044/2020) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 30.12.2019 по делу N А27-24029/2019 (судья Гатауллина Н.Н.), рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мера-Инвест" (650066, город Кемерово, пр. Октябрьский, 2Б, пом. 903, ОГРН 1184205014410, ИНН 4205371211) к Государственному учреждению - Кузбасскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N18, г. Кемерово) (650993, город Кемерово, ул. Дзержинского, 4а, ОГРН 1024200697663, ИНН 4207009857) о признании недействительными решений от 11.07.2019 N3347,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Мера-Инвест" (далее - заявитель, общество, ООО "Мера-Инвест") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Государственному учреждению - Кузбасскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 18, г. Кемерово) (далее - фонд) о признании недействительными решений от 11.07.2019 N 3347: о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения и о неприятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и связи с материнством.
Решением от 30.12.2019 (резолютивная часть от 23.12.2019) Арбитражного суда Кемеровской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что документы, служащие основанием для назначения единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, страхователем не представлены.
Должность офис-менеджера в ООО "Мера-Инвест" утверждена приказом за 14 дней до трудоустройства Кузьминой Н.В. До трудоустройства в ООО "Мера-Инвест" Кузьмина Н.В. не работала 5 лет. В соответствии с табелем учета рабочего времени за октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года Кузьмина Н.В. отработала в ООО "Мера-Инвест" 1 месяц 20 дней до представления отпуска по беременности и родам.
Выявлены обстоятельства, которые указывают на формальную подготовку документов, при обращении страхователя за выделением денежных средств из фонда:
-образование Кузьминой Н.В. не соответствует требованиям должностной инструкции офис-менеджера ООО "Мера-Инвест", не имеет опыта работы, позволяющего выполнять должностные обязанности офис-менеджера;
-представленная копия журнала регистрации исходящей документации содержит противоречивые сведения и свидетельствует о формальном его изготовлении с целью подтверждения исполнения трудовых обязанностей Кузьминой Н.В.;
-после ухода ее в декретный отпуск, должностные обязанности Кузьминой Н.В. со слов страхователя исполняла Павлова А.В., подтверждающих документов этому ООО "Мера-Инвест" не представило;
-10.06.2019 Матусевич Д.К. принята на время декретного отпуска Кузьминой Н.В., однако фактически отпуск по беременности и родам Кузьминой Н.В. закончился 07.05.2019;
-Матусевич Д.К. устроена на работу ООО "Мера-Инвест" по совместительству 20 часов в неделю, вместе с тем Кузьмина Н.В. согласно представленным документам принята в ООО "Мера-Инвест" на условиях полного рабочего дня.
В совокупности вышеуказанные обстоятельствами свидетельствуют о создании ООО "Мера-Инвест" искусственной, экономически необоснованной ситуации с целью получения страхового возмещения из бюджета фонда.
Общество представило возражения на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 02.03.2016 N 45-ФЗ), пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Как установлено судом первой инстанции, ООО "Мера-Инвест" 20.07.2018 зарегистрировано в качестве страхователя в Филиале N 18 ГУ-КРОФСС РФ.
19.04.2019 общество обратилось с заявлением о возмещении средств по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на сумму 40296,64 руб., представив к проверке документы, подтверждающие расходы за период с 01.10.2018 по 31.12.2018 в сумме 52481 руб. в том числе:
- пособие по беременности и родам 51380 руб.,
- пособие по временной нетрудоспособности 1101 руб.
Для подтверждения обоснованности и правильности расходов на выплату пособий страхователю направлено требование о представлении документов от 23.04.2019 N 01- 13/07-8164 (далее - требование).
В установленный срок 24.05.2019 страхователем по требованию не представлены документы, подтверждающие исполнение должностных обязанностей офис-менеджера; трудовой договор работника, принятого на должность получателя пособия по беременности и родам после предоставления ей отпуска по беременности и родам.
Вышеуказанные документы представлены страхователем на рассмотрении материалов камеральной проверки - 11.07.2019.
Филиалом N 18 ГУ-КРОФСС РФ проведена камеральная проверка на основании сведений о расходах, содержащихся в справке - расчете, представляемой при обращении за выделением средств на выплату страхового обеспечения за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 и копий документов, представленных страхователем.
По результатам камеральной проверки составлен акт камеральной проверки от 31.05.19 N 3347, приняты решения от 11.07.19 N 3347 "О непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" на сумму 51380,00 руб. и от указанной же даты с аналогичным номером "О выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи материнством" на сумму 51380 руб.
Общество, не согласившись с указанными решениями, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что заявителем соблюдены условия, необходимые для возмещения страхователю расходов по обязательному социальному страхованию: между страхователем и застрахованным лицом имелись трудовые отношения; наступление страхового случая подтверждено; документально подтверждена выплата пособия застрахованному лицу.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Отношения в системе обязательного социального страхования регулирует Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ) в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, который определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.
В силу подпункта 7 пункта 2 статьи 8 Федерального закона N 165-ФЗ пособие по беременности и родам является видом страхового обеспечения.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Содержащаяся в Федеральном законе N 165-ФЗ норма, предоставляющая страховщикам право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением закона, корреспондирует с пунктом 18 Раздела IV Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, в соответствии с которым расходы по государственном социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе, не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
В статье 22 Федерального закона N 165-ФЗ установлено, что основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства, установлена Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федеральный закон N 81-ФЗ).
Согласно статье 3 Федеральный закон N 81-ФЗ устанавливаются, в том числе, такие виды государственных пособий гражданам, имеющим детей, как пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
В статье 4 Федерального закона N 81-ФЗ определено, что выплата указанных пособий производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
В части 1 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) отмечено, что назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи).
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
На основании пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 255-ФЗ пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере ста процентов среднего заработка.
Согласно части 5 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, Фондом социального страхования Российской Федерации, справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей), а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика - справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, и определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти документы, подтверждающие страховой стаж.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона N 255-ФЗ установлено, что финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств страхователя в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи 3 Федерального закона N225-ФЗ.
С учетом изложенного, для признания расходов по обязательному социальному страхованию обоснованными и документально подтвержденными работодатель обязан документально подтвердить наличие реальных трудовых отношений с работником (застрахованным лицом), наступление страхового случая, факт выплаты и размер соответствующего пособия.
Как следует из материалов дела, отпуск по беременности и родам предоставлен на основании листка нетрудоспособности по заявлению работника. Факт выплаты Кузьминой Н.В. пособия по беременности и родам подтверждены бухгалтерскими документами, заявлением работника, приказом о предоставлении отпуска по беременности и родам, листком нетрудоспособности и фондом не оспорен.
ООО "Мера-Инвест" произвело выплату пособия в связи с нетрудоспособностью и материнством Кузьминой Н.В. с учетом расчета указанного в решении от 11.07.2019 N 3347 фондом в размере 66 058,2 рублей, (платежное поручение от 28.12.2018 N 371 на сумму 51 442,47 рублей).
Основанием для отказа в выделении средств на возмещение расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения Кузьминой Н.В. в сумме 51380 руб. и непринятии их к зачету, послужил вывод фонда о том, что страхователем создана искусственная ситуация для получения денежных средств за счет средств фонда, заключающаяся в фиктивном трудоустройстве работника Кузьминой Н.В. непосредственно перед наступлением страхового случая, а именно за 1 месяц и 20 дней; до трудоустройства в общество Кузьмина Н.В. на протяжении 5 лет не работала; ее должность не соответствует требованиям должностной инструкции офис-менеджера; представленный страхователем журнал (в качестве подтверждения фактического исполнения обязанностей Кузминой Н.В.) содержит противоречивые сведения, свидетельствует о формальном его изготовлении с целью подтверждения исполнения трудовых обязанностей Кузьминой Н.В.; обществом не доказана экономическая обоснованность принятия на работу работника на должность офис-менеджера.
Суд апелляционной инстанции отклоняет данные и иные доводы фонда, при этом исходит из следующего.
Так, статьей 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) трудовые отношения определены как отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Согласно статье 129 ТК РФ должностной оклад - это фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В силу статей 132 и 135 ТК РФ установление работнику размера заработной платы относится к исключительным полномочиям работодателя.
С учетом изложенных норм права, наличие трудовых отношений с работником подтверждается доказательствами заключения трудового договора (соглашения); фактического выполнения работником предусмотренной трудовым договором трудовой функции и выплаты заработной платы за фактическое выполнение трудовой функции.
В соответствии со статьей 64 ТК РФ запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей.
Таким образом, работодатель не имеет права отказать в принятии на работу женщине по причине ее беременности.
Действующим законодательством не предусмотрен отказ работодателя в приеме на работу работника по причине беременности или наличия детей, если деловые качества работника устраивают работодателя и в соответствии с медицинским заключением, выданным по результатам предварительного медицинского осмотра, предлагаемая работа работнику не противопоказана по состоянию здоровья.
ООО "Мера-Инвест" зарегистрировано в качестве юридического лица 19.07.2018.
В связи с производственной необходимостью ведения архива договоров и журнала учета входящей /исходящей документации была утверждена вакансия офис - менеджера, на которую в октябре 2018 года была принята Кузьмина (Гилева) Н.В.. Подтверждением трудовых отношений выступает трудовой договор, табель учета рабочего времени, составленные письма в адрес контрагентов, а также отметки на входящих письмах и ведение журнала входящей/исходящей корреспонденции.
На период декретного отпуска на должность Кузьминой Н.В. был принят другой сотрудник - Матусевич Д.К..
Деловые качества работника, наличие высшего образования, а также отсутствие медицинских противопоказаний позволяли работодателю заключить трудовой договор. Отсутствие у Кузьминой Н.В. на момент приема на работу трудового стажа по занимаемой должности не свидетельствует о фиктивности трудоустройства.
Отсутствие у Кузьминой Н.В. на момент приема на работу трудового стажа по занимаемой должности не исключают заинтересованности работодателя в приеме указанного сотрудника на работу и не являются доказательством невозможности исполнения Кузьминой Н.В. трудовых обязанностей.
Вопросы исследования наличия или отсутствия у работодателя-страхователя экономической целесообразности в найме тех или иных работников Законом N 165-ФЗ к компетенции фонда не отнесены.
Действующее законодательство не обязывает страхователя обосновывать экономическую и/или производственную необходимость приема на работу беременной женщины, в связи с чем прием на работу беременной женщины непосредственно перед наступлением страхового случая сам по себе не может расцениваться как фиктивное трудоустройство с целью необоснованного получения средств за счет фонда.
Доводы фонда о наличии в журнале регистрации исходящей корреспонденции общества противоречивых сведений (в данном Журнале отметки об исполнении документов Кузьминой Н.В. указаны по исходящим документам за период с 04.09.2018 по 27.11.2018, фактически Кузьмина Н.В. трудоустроена 29.10.2018, в период работы с 29.10.2018 Кузьмина Н.В. указана в данном журнале в двух строках 21.11.2018 и 27.11.2018), отклонены судом первой инстанции, поскольку не могут служить основанием для принятия и возмещения фондом социального страхования расходов по оплате больничного листа.
Страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование в случае, когда из материалов дела следует вывод о направленности действий работодателя на неправомерное возмещение пособия по беременности и родам за счет средств фонда путем преднамеренного увеличения заработной платы работнику непосредственно перед наступлением страхового случая
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные доказательства в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, судебная коллегия приходит к выводу о том, что фондом не представлено доказательств, подтверждающих неправомерность действий общества, наличие у него цели в виде неправомерного возмещения средств из фонда.
При таких обстоятельствах, оснований для отказа в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, у фонда не имелось.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
С учетом вышеуказанных положений процессуального и материального права проанализировав доводы апелляционной жалобы, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что наличие искусственно созданной ситуации с целью получения денежных средств за счет фонда социального страхования, материалами дела не подтверждено, в соответствии с чем судом первой инстанции обоснованно признаны недействительными оспариваемые решения фонда.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции о недействительности оспариваемых решений и о нарушении в данном случае прав и законных интересов заявителя являются обоснованными.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
С учетом того, что Фонд социального страхования освобожден от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы по апелляционной жалобе апелляционным судом не распределяются.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 30.12.2019 по делу N А27-24029/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N18, г. Кемерово) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Судья И.И. Бородулина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-24029/2019
Истец: ООО "Мера-Инвест"
Ответчик: ГУ КРОФСС, ГУ КРОФСС РФ филиал N 18