г. Владимир |
|
24 марта 2020 г. |
Дело N А43-47720/2019 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Гущиной А.М., без вызова сторон,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.02.2020 по делу N А43-47720/2019,
принятое в порядке упрощенного производства по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Спутник" (ОГРН 57748331926, ИНН 7708575182) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу (далее - Управление, административный орган) на основании приказа от 27.09.2019 N 130-нд проведена внеплановая документарная проверка общества с ограниченной ответственностью "Спутник" (далее - Общество) по вопросу исполнения лицензионных условий и обязательных требований при оказании услуг связи.
Обществом получена лицензия N 177604 на оказание услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации (выдана в порядке переоформления лицензии от 02.09.2016 N162674).
В ходе проведения проверки административным органом установлено, что в нарушение требований части 2 статьи 64 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Федеральный закон N 126-ФЗ), пункта 10 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией N 177605, пункта 10 Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2005 N 538 (далее - Правила N 538), Обществом не выполнены мероприятия по реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий и обеспечения безопасности Российской Федерации (далее - СОРМ) на сети связи Общества на территории Нижегородской области, а именно: по состоянию на 24.10.2019 акт, подписанный в установленном порядке представителями органа Федеральной службы безопасности, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, и оператора связи, подтверждающий реализацию СОРМ, отсутствовал.
Результаты проверочного мероприятия зафиксированы в акте проверки от 24.10.2019 N А-52/4/130-нд/164.
Усматривая в действиях Общества признаки состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), должностное лицо административного органа 12.11.2019 составило протокол об административном правонарушении N АП-52/4/978.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения административного органа в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в порядке упрощенного производства.
Решением от 04.02.2020 Арбитражный суд Нижегородской области в удовлетворении заявления отказал.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы настаивает на том, что Обществу в рассматриваемом случае вменяется не факт невыполнения Плана мероприятий по реализации требований СОРМ, а длительное непрекращающееся осуществление предпринимательской деятельности в отсутствие реализации требований СОРМ.
Управление считает, что срок давности привлечения к административной ответственности следует исчислять с 24.10.2019.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило в ее удовлетворении отказать, а решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность юридического лица за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона N 126-ФЗ деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее - лицензия). Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
Согласно Перечню наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87 (далее - Перечень N 87), к ним относятся услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации.
В соответствии с пунктом 10 раздела XIV Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации, к лицензионным условиям осуществления деятельности в области данных услуг относится обеспечение реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона N 126-ФЗ оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
В силу части 2 статьи 64 Федерального закона N 126-ФЗ операторы связи обязаны обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к сетям и средствам связи для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.
Порядок взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 64 Федерального закона N 126-ФЗ).
В соответствии с Правилами N 538 ввод в эксплуатацию технических средств в сети связи оператора связи производится в соответствии с разработанным органом федеральной службы безопасности совместно с оператором связи планом мероприятий по внедрению технических средств (далее - план), в котором указывается, в частности, срок ввода в эксплуатацию технических средств. План разрабатывается в срок до 3 месяцев с даты подачи оператором связи заявления в орган федеральной службы безопасности. План составляется в 3 экземплярах, из которых 2 экземпляра представляются оператором связи соответственно в Федеральную службу по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций и орган федеральной службы безопасности, 1 экземпляр хранится у оператора связи (пункт 7).
Ввод в эксплуатацию технических средств осуществляется оператором связи на основании акта, подписанного в установленном порядке представителями органа федеральной службы безопасности, Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций и оператора связи, а в случае, указанном в пункте 3 настоящих Правил, органа внутренних дел (пункт 10 Правил N 538).
Как следует из материалов дела, на основании лицензии N 177604 (выданной в порядке переоформления лицензии от 02.09.2016 N 162674), Общество (ранее - общество с ограниченной ответственностью "Ташир Телеком") оказывает услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации.
Согласно пункту 10 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией N 177604, являющихся приложением к лицензии, установлено, что лицензиат обязан реализовать устанавливаемые Федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требования к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.
В соответствии с лицензией N 162674 Обществом разработан план мероприятий по внедрению системы технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий на сети связи, согласованный Управлением Федеральной службы безопасности по Нижегородской области 04.05.2018.
Письмом от 17.01.2019 N 106/9/2-182 Управление Федеральной службы безопасности по Нижегородской области продлило выполнение Обществом плана мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий на сети связи Общества по лицензии N 162674 до 30.06.2019.
В соответствии с письмом Управления Федеральной службы безопасности по Нижегородской области от 18.09.2019 N 106/9/2-3111 Общество не выполнило требования по реализации мероприятий по внедрению технических средств СОРМ на сети местной телефонной связи при оказании услуг связи в соответствии с лицензией N 162674.
В ходе проверки документов, подтверждающих принятие необходимых и достаточных мер по исполнению требований законодательства, установленных в части 2 статьи 64 Федерального закона N 126-ФЗ и в пункте 10 лицензионных условий, Обществом не представлено.
В рассматриваемом случае протоколом об административном правонарушении от 12.11.2019 N АП-52/4/978 зафиксировано, что на момент окончания Управлением проверки и составления акта (24.10.2019) на действующей сети связи Общества не введены в эксплуатацию технические средства для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
То есть Обществу вменено не нарушение сроков выполнения Плана мероприятий по внедрению системы технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий на сети связи, а осуществление предпринимательской деятельности при оказании услуг связи с нарушением условий лицензии, возлагающих на оператора связи обязанность по обеспечению реализации устанавливаемые федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требования к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Доказательств наличия объективных препятствий для соблюдения Обществом норм действующего законодательств в материалах дела не имеется.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии события административного правонарушения и виновности Общества, привлекаемого к административной ответственности, в его совершении.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении со стороны Управления не допущено.
Между тем, в силу пункта 6 статьи 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
Согласно общим положениям части 1 статьи 4.5 КоАП РФ не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
Как выше указано, в настоящем деле Обществу вменено не нарушение сроков выполнения Плана мероприятий по внедрению системы технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий на сети связи, а осуществление предпринимательской деятельности при отсутствии реализации требований СОРМ при оказании услуг связи.
Срок давности привлечения к административной ответственности за вменяемое Обществу правонарушение следует исчислять с 24.10.2019 (акт проверки от 24.10.2019).
Выводы суда первой инстанции об ином исчислении срока давности привлечения к административной ответственности являются ошибочными применительно к рассматриваемому делу.
Вместе с тем, на дату принятия судом апелляционной инстанции судебного акта по настоящему делу трехмесячный срок привлечения Общества к административной ответственности истек.
Срок давности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, является пресекательным и восстановлению не подлежит.
С учетом изложенного оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Государственная пошлина по данной категории дел не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.02.2020 по делу N А43-47720/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья А.М. Гущина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-47720/2019
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу
Ответчик: ООО "Спутник"
Третье лицо: ООО "Спутник"