г. Москва |
|
25 марта 2020 г. |
Дело N А40-252771/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 марта 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.А.Свиридова,
судей: |
С.Л.Захарова, И.В.Бекетовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А.Шевцовой, |
Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ПИК-КОМФОРТ" на решение Арбитражного суда г.Москвы от 26.12.2019 по делу N А40-252771/19 (79-2051) судьи Дранко Л.А.
по заявлению ООО "ПИК-КОМФОРТ"
к Государственной жилищной инспекции города Москвы
третье лицо: ГБУ "Жилищник Бескудниковского района"
о признании незаконным распоряжения
при участии:
от заявителя: |
Моисеев С.В. по дов. от 05.08.2019; |
от ответчика: от третьего лица: |
Муратова А.А. по дов. от 13.01.2020; Караева Л.М. по дов от 09.01.2019; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ПИК-КОМФОРТ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным распоряжения Мосжилинспекции (далее - инспекция) от 04.09.2019 года N 5794-РЛ.
Решением арбитражного суда 26.12.2019 указанные требования оставлены без удовлетворения, поскольку суд пришел к выводу о том, что оспариваемое распоряжение ответчика является законным и обоснованным, не нарушает права и интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Считает, что судом неполно выяснены обстоятельства по делу, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, нарушены нормы материального и процессуального права.
Письменный и мотивированный отзыв на апелляционную жалобу, в порядке ст.262 АПК РФ, не представлен.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представители ответчика и третьего лица поддержали решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласны, считают ее необоснованной, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложили свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст. 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 22.07.2019 в Государственную жилищную инспекцию с заявлениями о внесении изменений в реестр лицензий города Москвы в связи с заключением договоров управления многоквартирными домами по адресам: г.Москва, ул.Дубнинская, д.37, корп.2 и ул.Дубнинская, д.5, корп.2 обратилось Общество с ограниченной ответственностью "ПИК- Комфорт".
Распоряжением N 5794-РЛ от 04.09.2019 Мосжилинспекция отказала ООО "ПИК-Комфорт" во внесении изменений в реестр лицензий города Москвы.
Не согласившись с вышеуказанным распоряжением, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Срок, установленный ч.4 ст.198 АПК РФ, для обращения в арбитражный суд заявителем не пропущен.
В соответствии со ст.198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.5 ст.200 АПК РФ с учетом ч.1 ст.65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу ч.1 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
В соответствии с ч.1 ст.192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
Согласно п.1 ч.1 ст.195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст.44, ч.3 ст.161 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом, к компетенции которого, относится, в том числе и выбор способа управления многоквартирным домом.
Вместе с этим, изменение способа управления многоквартирным домом является основанием для прекращения ранее заключенного договора управления таким домом со специализированной управляющей организацией. Недопустимо одновременное существование двух способов управления одним и тем же многоквартирным жилым домом.
Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (ч.3 ст.161 ЖК РФ). Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (ч.9 ст.161 ЖК РФ).
Согласно ч.7 ст.162 ЖК РФ управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом.
В соответствии с ч.1 ст.198 ЖК РФ сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми (на основании заключенных договоров управления) осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - система).
В соответствии с ч.2 и ч.3 ст.198 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения указанного договора обязан также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения указанных сведений вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/np.
В соответствии с подпунктом "б" п.5 приказа Минстроя России от 25.12.2015 N 938/np., в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет достоверности сведений, содержащихся в заявлении.
Установлено, что 22.07.2019 в инспекцию с заявлениями о внесении изменений в реестр лицензий города Москвы по адресам: г. Москва, ул. Дубнинская, д. 37, корп. 2 и ул.Дубнинская, д.5, корп. 2 обратилось ООО "ПИК-Комфорт".
25.07.2019 инспекцией составлено заключение, в соответствии с которым не соответствует достоверность сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 Порядка: в описи представленных документов некорректно указаны реквизиты договора управления (по представленным документам не подтверждается заключение договоров управления с собственниками помещений, обладающими более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, в соответствии требованиями ч.1 ст.162 Жилищного кодекса Российской Федерации проведении проверки на предмет достоверности сведений,представленных Обществом с ограниченной ответственность "ПИК-КОМФОрТ" (ИНН 7701208190), о проведении в многоквартирном доме по адресу: г.Москва, ул.Дубнинская, д.37, корп.2, общего собрания собственников помещений, результаты которого оформлены протоколом от 06.07.2019, установлено, что собственники помещений указанного многоквартирного дома (кв. N N 3, 4, 7, 26, 28, 30, 37, 66, 72) не подтвердили свое участие в голосованищранее, распоряжением Мосжилинспекции от 02.08.2019 N5561-РЛ, рассмотрение заявления было приостановлено до 12.09.2019).
Также имело место быть отсутствие противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям (многоквартирный дом, расположенный по адресу г.Москва, ул.Дубнинская, д.37, корп. 2 находится в реестре лицензий города Москвы в списке многоквартирных домов, находящихся в управлении ГБУ "Жилищник Бескудниковского района" (ИНН 7713398637), заявление о расторжении договора управления указанным многоквартирным домом от ГБУ "Жилищник Бескудниковского района" в Мосжилинспекцию не поступило).
На основании ч.3 ст.198 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с подпунктом "в" пункта 7, подпунктами "а", "в" пункта 10 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок), по результатам рассмотрения заявлений от 22.07.2019 N МЖИ-05-30915/19, NМЖИ05-30918/19 и документов к заявлениям, представленных Обществом с ограниченной ответственностью "ПИК-Комфорт" (ИНН 7701208190): рассмотрение заявлений представленных Обществом с ограниченной ответственностью "ПИК-Комфорт" (ИНН 7701208190) приостановлено на срок до 12.09.2019, в связи с несоответствием заявлений и документов условиям, установленным подпунктами "б", "в" пункта 5 Порядка: в нарушение пункта 2 Приказа Минстроя от 28 января 2019 N44/пр, к протоколам общих собраний собственников помещений (от 29.06.2019; от 06.07.2019) не приложены реестры собственников помещений в многоквартирных домах, являющиеся обязательными приложениями к протоколам общих собраний; выявлена недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях и представленных документах, в части проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, оформленных протоколами от 29.06.2019, от 06.07.2019; в связи с выявленными противоречиями сведений, представленных Обществом с ограниченной ответственностью "ПИК- Комфорт" (ИНН 7701208190), сведениям, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления (многоквартирные дома, расположенные по адресам: г.Москва, ул.Дубнинская, д.5, корп.2, г.Москва, ул.Дубнинская, д.37, корп. 2 находятся в реестре лицензий города Москвы в списке многоквартирных домов, находящихся в управлении ГБУ "Жилищник Бескудниковского района" (ИНН 7713398637), заявления о расторжении договоров управления указанными многоквартирными домами от ГБУ "Жилищник Бескудниковского района" (ИНН 7713398637) в Мосжилинспекцию не поступали).
Согласно п.4 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр, рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 настоящего Порядкапункте 7 настоящего Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора и не может превышать десяти рабочих дней с даты поступления заявления и документов.
Вместе с тем, пункт в редакции, введенной в действие с 10.04.2018 приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 02.03.2018 N 134/пр.
В соответствии с п.5 Правил, в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка; (Подпункт в редакции, введенной в действие с 10.04.2018 приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 02.03.2018 N 134/пр.
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям; (Подпункт в редакции, введенной в действие с 10.04.2018 приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 02.03.2018 N 134/пр.
г) абзац утратил силу с 10.04.2018 - приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 02.03.2018 N 134/пр;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 10 апреля 2018 года приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 02.03.2018 N 134/пр.
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (Собрание законодательства Российской Федерации 2002, N43, ст.4190, 2004, N35, ст.3607, 2005, N 1, ст.18, ст.46, N44, ст.4471, 2006, N30, ст.3292, N52, ст.5497, ст.834, N 18, ст.2117, N30, ст.3753, ст.3754, N 41, ст.4845, N 48, ст.5814, N 49, ст.6078, ст.6079, 2008, N 30, ст.3616, N 49, ст.5748, 2009, N 1, ст.4, ст. 14, N 18, ст.2153, N 29, ст.3582, ст.3632, N 51, ст.6160, N 52, ст.6450, 2010, N 17, ст.1988, N 31, ст.4188, ст.4196, 2011, N 1, ст.41, N 7, ст.905, N 19, ст.2708, N 27, ст.3880, N 29, ст.4301, N 30, ст.4576, N 48, ст.6728, N 3 49, ст.7015, ст.7024, ст.7040, ст.7061, ст.7068, N 50, ст.7351, ст.7357, 2012, N31, ст.4333, N 43, ст.5787, N 53, ст.7607, ст.7619, 2013, N 23, ст.2871, N 26, ст.3207, N 27, ст.3477, ст.3481, N 30, ст.4084, N 51, ст.6699, N 52, ст.6975, ст.6979, ст. 6984, 2014, N 11, ст. 1095, ст. 1098, N 30, ст. 4217, N 49, ст. 6914, N 52, ст. 7543, 2015, ст.35, N 27, ст.3945, ст.3958, ст.3967, ст.3977, N 29, ст.4341, ст.4350, ст.4355, ст.4362, 2016, N 1, ст.11, ст.27, ст.29, N 23, ст.3296, N 26, ст.3891, N 27, ст.4225, ст.4237, ст.4293, ст.4305, 2017, N 1, ст.29, N 18, ст.2661, N 25, ст.3596, N 31, ст.4767, ст.4815, ст.4830, N 48, ст.7052, 2018, N 1, ст. 5 4);
(Подпункт дополнительно включен с 10.04.2018 приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 02.03.2018 N 134/пр)
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения п.1 ч.2 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
(Подпункт дополнительно включен с 10.04.2018 приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 02.03.2018 года N 134/пр). Ввиду приостановления заявлений, в адрес ООО "ПИК-Комфорт" был направлен запрос, о следующем:
В Мосжилинспекции на рассмотрении находятся заявления ООО "ПИККомфорт" (ИНН 7701208190) о внесении изменений в реестр лицензий города Москвы по многоквартирным домам по адресам: г. Москва, ул.Дубнинская, д.5, г.Москва, ул.Дубнинская, д.37, корп. 2 (далее - МКД), в связи с заключением договоров управления.
На основании п.1 ч.5 ст.20 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с п.15 приказа Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр, в течение десяти рабочих дней со дня получения запроса необходимо в адрес Мосжилинспекции (129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр. 1), представить следующие сведения:
1. О соблюдении ГБУ "Жилищник Бескудниковского района" порядка передачи технической документации на многоквартирные дома и иных, связанных с управлением такими многоквартирными домами, документов, технических средств и оборудования в соответствии с пунктами 19-23 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Российской федерации от 15.05.2013 N 416;
2. Иные сведения, влияющие на ход рассмотрения заявления ООО "ПИККомфорт", о внесении изменений в реестр лицензий города Москвы по МКД.
Также, Мосжилинспекция направила запрос в адрес ГБУ "Жилищник Бескудниковского района" следующего характера:
В Мосжилинспекции на рассмотрении находятся заявления ООО "ПИККомфорт" (ИНН 7701208190) о внесении изменений в реестр лицензий города Москвы по многоквартирным домам по адресам: г. Москва, ул. Дубнинская, д. 5, г. Москва, ул. Дубнинская, д.37, корп. 2 (далее - МКД), в связи с заключением договоров управления.
На основании п.1 ч.5 ст.20 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с п.15 приказа Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр, в течение десяти рабочих дней со дня получения запроса необходимо в адрес Мосжилинспекции (129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр. 1), представить следующие сведения:
1. Копии действующих договоров управления МКД;
2. Копии решений, на основании которых ГБУ "Жилищник Бескудниковского района" выбрано в качестве управляющей организации в домах и утверждены условия действующих договоров управления МКД;
3. О соблюдении ГБУ "Жилищник Бескудниковского района" порядка передачи технической документации на многоквартирные дома и иных, связанных с управлением такими многоквартирными домами, документов, технических средств и оборудования в соответствии с пунктами 19-23 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416;
4. Иные сведения, влияющие на ход рассмотрения заявлений ООО "ПИККомфорт" о внесении изменений в реестр лицензий города Москвы, по МКД.Кроме того, Мосжилинспекцией в адрес ЖИ по САО направлено служебное поручение, в соответствии с которым: На рассмотрении в Управление организации лицензионного контроля и жилищного надзора находятся заявления ООО "ПИК-Комфорт" (ИНН 7701208190) от 19.07.2019 N МЖИ-05-34159/19 о внесении изменений в реестр лицензий города Москвы в отношении многоквартирного дома по адресу: г.Москва, Бескудниковский бульвар, д. 30, корп. 4.
В соответствии с распоряжением Мосжилинспекции о проведении проверки инспекцией ЖИ по САО в управление были представлены Акты проверок, согласно которым: при проверке общего собрания собственников помещений многоквартирного дома 37 корпус 2 по улице Дубнинская, проведенного в период с 28.03.2019 по 29.04.2019 путем очно-заочного голосования, оформленного протоколом N 1/19 от 08.04.2019 нарушения порядка проведенного общего собрания собственников помещений не выявлены. Требования Жилищного кодекса Российской Федерации соблюдены. По итогам проверки не выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.
При проверке общего собрания собственников помещений многоквартирного дома 37 корпус 2 по улице Дубнинская, проведенного в период с 06.06.2019 по 05.07.2019 путем очно-заочного голосования, оформленного протоколом от 06.07.2019, установлено, что по результатам поквартирного обхода собственники квартир не принимали участие в голосовании. Согласно представленным бланкам голосования Собственником вышеназванных квартир проголосовали ЗА "ПИК-Комфорт". При пересчете голосов, за вычетом вышеуказанных квартир, установлено, что в собрании приняли участие собственники, обладающие менее чем 50% от общего числа голосов собственников в многоквартирном доме, что является нарушением ч.3 ст.45 ЖК РФ. На основании вышеизложенного подтвердить кворум и правомочность представленного собрания не представляется возможным.
При проверке общего собрания собственников помещений многоквартирного дома 5 корпус 2 по улице Дубнинская, проведенного в период с 28.05.2019 по 28.06.2019 путем очно-заочного голосования, оформленного протоколом от 29.06.2019 установлено, что по результатам поквартирного обхода собственники квартир не принимали участие в голосовании. Согласно представленным бланкам голосования Собственником вышеназванных квартир голосования ЗА "ПИК-Комфорт". При пересчете голосов, за вычетом вышеуказанных квартир, установлено, что в собрании приняли участие собственники, обладающие менее чем 50% от общего числа голосов собственников в многоквартирном доме, что является нарушением ч.3 ст.45 ЖК РФ. На основании вышеизложенного подтвердить кворум и правомочность представленного собрания не представляется возможным.
При проверке общего собрания собственников помещений многоквартирного дома 5 корпус 2 по улице Дубнинская, проведенного в период 03.04.2019 по 04.05.2019 путем очно-заочного голосования, оформленного протоколом N 1/19 от 08.04.2019 нарушение порядка проведения общего собрания собственников помещений не выявлены. Требования Жилищного кодекса Российской Федерации соблюдены. По итогам проверки выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Статьей 450.1 ГК РФ предусмотрено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Суд первой инстанции обоснованно исходил из правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 22.11.2011 N 7677/11, собственники помещений в многоквартирном доме вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом не только в случае, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, но и в случае принятия ими решения о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом. Также аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 03.09.2015 N 309-ЭС15-11478.
Следовательно, выбрав способ управления домом и конкретную управляющую организацию, собственники помещений дома не лишаются возможности изменить способ управления домом и/или управляющую организацию с соблюдением установленного законом порядка, а именно расторгнуть договор с прежней управляющей компанией, приняв об этом решение на общем собрании, уведомить прежнюю и новую управляющую компании о принятом решении, заключить с новой управляющей организацией договор управления.
Вместе с этим, оспаривание решений общего собрания собственников помещений регламентировано ч.6 ст.46 ЖК РФ, которая указывает на судебный порядок такого оспаривания и содержит заметные ограничения по его основаниям, кругу правомочных лиц, последствиям возможных нарушений при проведении собрания.
В свою очередь, нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания в соответствии со ст.181.14 ГК РФ может указывать на оспоримость его результатов, то есть может являться основанием для обращения в суд с иском о признании решения собрания недействительным.
Доказательства обращения в суд о признании недействительным протокола общего собрания проведенного ГБУ "Жилищник Бескудниковского района" в Мосжилинспекцию - не представлено.
В соответствии с Порядком и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр, изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора) на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с ч.ч.3, 3.1. 5-54 ст.198 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации 2005, N 1, ст. 14, 2007, N 1, ст. 14; 2008, N 30, ст.3616; 2009, N 39, ст.4542; 2010, N 31, ст.4206; 2011, N 23, ст.3263; N 50, ст. 7343; 2013, N 14, ст. 1646; 2014, N 30, ст.4218, 4256, 4264; 2015, N 1, N 27, ст.3967; 2016, N 1, ст.24, N 27, ст.4288; 2017, N 1, ст. 10, N 52, ст.7939; 2018, N 1, ст.69) или при непоступлении в установленный срок заявления о продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, либо на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - заявитель), заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения: (Абзац в редакции, введенной в действие с 10.04.2018 приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 02.03.2018 N 134/пр.
а) адрес многоквартирного дома;
б) основания заключения, прекращения или расторжения договора управления многоквартирным домом; (Подпункт в редакции, введенной в действие с 10.04.2018 приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 02.03.2018 N 134/пр.
в) реквизиты договора управления многоквартирным домом; (Подпункт в редакции, введенной в действие с 10.04.2018 приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 02.03.2018 N 134/пр.)
г) реквизиты распорядительного документа органов местного самоуправления, органов исполнительной власти городов федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, в случае заключения договора управления многоквартирным домом, в соответствии с ч.17 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации"; (Подпункт в редакции, введенной в действие с 12.01.2019 приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 02.03.2018 N 134/пр.
д) данные о заявителе (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия) в случае осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на основании лицензии; (Подпункт дополнительно включен с 10.04.2018 приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 02.03.2018 N 134/пр)
е) данные о реорганизации лицензиата в случаях:
- реорганизации лицензиата в форме присоединения к нему другого юридического лица (лиц), управляющих многоквартирным домом (домами);
- реорганизации лицензиата в форме преобразования;
- реорганизации лицензиата в форме слияния с другим юридическим лицом (лицами), управляющих многоквартирным домом (домами), у каждого из которых на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц имеется лицензия на один и тот же вид деятельности. (Подпункт дополнительно включен с 10.04.2018 приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 02.03.2018 N 134/пр).
Между тем, по итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в п.5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с п.7 настоящего Порядка. (Пункт в редакции, введенной в действие с 10.04.2018 приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 02.03.2018 N 134/пр.).
В ответ на запрос от 31.07.2019 N МЖИ-05-34407/19 о предоставлении сведений и документов по нижеуказанным многоквартирным домам, ГБУ "Жилищник Бескудниковского района" представило сканы пакета документов на 393 листах: г.Москва, Дубнинская улица, дом 5 корпус 2, Действующий договор управления МКД N11/19 от 06.05.2019 протокола ОССП N1/19 от 06.05.2019 г. Решения собственников помещений. Письмо инициативной группы собственников от 06.05.2019 г. с описью и чеком (отправка заказным письмом), письмо ГУ г.Москвы "ИС Бескудниковского района" N360 от 06.05.2019, письмо о передаче пакета документов в МЖИ С АО от 07.05.2019, распоряжение МЖИ г.Москвы N5187-РЛ от 25.06.2019 г.Москва, Дубнинская улица, дом 37 корпус 2, действующий договор управления МКД N10/19 от 06.05.2019, протокола ОССП N1/19 от 06.05.2019, решения собственников помещений, письмо инициативной группы собственников от 06.05.2019 с описью и чеком (отправка заказным письмом), письмо ГУ г.Москвы "ИС Бескудниковского района" N361 от 06.05.2019, письмо о передаче пакета документов в МЖИ САО от 07.05.2019, распоряжение МЖИ г.Москвы N5187-РЛ от 25.06.2019.
Также в дополнении ГБУ "Жилищник Бескудниковского района" сообщило, что большинством голосов собственников помещений выбрана управляющая организация - ГБУ "Жилищник Бескудниковского района", о чем ГУ г.Москвы "ИС Бескудниковского района" были подготовлены письма в ООО "ПИК-Комфорт".
Инициативными группами собственников помещений направлены пакеты документов в ООО "ПИК-Комфорт", уведомив о своем решении 06.05.2019.
ГБУ "Жилищник Бескудниковского района" представил оригинал пакета документов итогов голосования в МЖИ САО г.Москвы 07.05.2019.
Распоряжением МЖИ г.Москвы N 5187-РЛ от 25.06.2019 внесено изменение в реестр лицензий. Вышеуказанный дом с 01.07.2007 внесен в список жилых домов, находящихся в управлении ГБУ "Жилищник Бескудниковского района".
В ГБУ "Жилищник Бескудниковского района" сведения о проведении общего собрания от собственников МКД по вышеуказанным МКД не поступало, копии документов по выбору новой управляющей организации не предоставлялись.
На основании представленных доказательств, а также проведенных внеплановых проверок сотрудниками ЖИ по САО, 29.08.2019 сделаны включения:
- достоверность сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в п.3 Порядка: в описи представленных документов некорректно указаны реквизиты договора управления (по представленным документам не подтверждается заключение договоров управления с собственниками помещений, обладающими более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, в соответствии требованиями части 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации при проведении проверки на предмет достоверности сведений, представленных Обществом с ограниченной ответственность "ПИК-Комфорт" (ИНН 7701208190), о проведении в многоквартирном доме по адресу:г. Москва, ул.Дубнинская, д. 37, корп. 2, общего собрания собственников помещений, результаты которого оформлены протоколом от 06.07.2019, установлено, что собственники помещений указанного многоквартирного дома (кв. N N 3, 4, 7, 26, 28, 30, 37, 66, 72) не подтвердили свое участие в голосованищранее, распоряжением Мосжилинспекции от 02.08.2019 N 5561-РЛ, рассмотрение заявления было приостановлено до 12.09.2019);
- отсутствие противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям (многоквартирный дом, расположенный по адресу г. Москва, ул.Дубнинская, д.37, корп. 2 находится в реестре лицензий города Москвы в списке многоквартирных домов, находящихся в управлении ГБУ "Жилищник Бескудниковского района" (ИНН 7713398637), заявление о расторжении договора управления указанным многоквартирным домом от ГБУ "Жилищник Бескудниковского района" в Мосжилинспекцию не поступило).
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; (Подпункт в редакции, введенной в действие с 10.04.2018 приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 02.03.2018 N 134/пр.
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
Решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в п.5 настоящего Порядка.
Основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются:
а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" п.5 настоящего Порядка;
б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" п.5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.
Решение об отказе во внесении изменений в реестр должно содержать мотивированное обоснование принятия такого решения. (П.9 в редакции, введенной в действие с 10.04.2018 приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 02.03.2018 N 134/пр.
В соответствии с п.4.3.2.3 Положения о Государственной жилищной инспекции города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 26.07.2011 N 336-ГШ, Инспекция осуществляет региональный государственный жилищный надзор за соблюдением порядка принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, правомерности избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива правления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, правомерности избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья или правлением товарищества собственников жилья председателя правления такого товарищества, правомерности избрания правлением жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива председателя правления такого кооператива, правомерности принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с ней договора управления многоквартирным домом, правомерности утверждения условий этого договора и его заключения, правомерности заключения с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, правомерности заключения договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, правомерности утверждения условий данных договоров, соответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно- строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям законодательства Российской Федерации.
На основании заключений, 04.09.2019 Первым заместителем начальника Мосжилинспекции И.И.Болотовым вынесено Распоряжение N 5794-РЛ об отказе во внесении изменений в реестр лицензий города Москвы и возврате заявлений, в связи с несоответствием заявлений и документов требованиям, установленным подпунктами "б", "е" пункта 5 Порядка, а именно: по представленным документам не подтверждается заключение договоров управления с собственниками помещений, обладающими более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данных домах, в соответствии с требованиями части 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; при проведении проверки на предмет достоверности сведений, представленных Обществом с ограниченной ответственностью "ПИК-Комфорт" (ИНН 7701208190), о проведении в многоквартирных домах по адресам: г.Москва, ул.Дубнинская, д.37, корп.2, ул.Дубнинская, д.5, корп. 2 общих собраний собственников помещений, результаты которых оформлены протоколами от 06.07.2019, от 29.06.2019 установлено, что собственники помещений указанных многоквартирных домов не подтвердили свое участие в голосованиях; в ходе проверки заявления выявлены признаки ничтожности решений общего собрания собственников помещений в многоквартирного дома по адресу: г.Москва, ул.Дубнинская, д.5, корп. 2, результаты которого оформлены протоколом от 29.06.2019 N б/н по основаниям, установленным пунктом 2 статьи 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации, С учетом вышеизложенного, обжалуемое Распоряжение N 5974-РП от 04.09.2019 об отказе ООО "ПИК-Комфорт" во внесении изменений в реестр лицензией города Москвы соответствует действующему законодательству и вынесено по основаниям, установленным Российской Федерации.
Выводы общества о внесений изменений в реестр лицензий города Москвы сделаны на основании старой редакции Приказа N 938/пр.
Действующий Приказ N 938/пр имеет изменения с 12.01.2019, на основании которого и вынесено спорное распоряжение Мосжилиниспекции.
Таким образом, распоряжение от 04.09.2019 года N 5794-РЛ соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Поскольку оспариваемое распоряжение не создает обществу препятствий для осуществления обычной хозяйственной деятельности, не возложено какой-либо обязанности и не созданы препятствия для осуществления обществом предпринимательской и иной экономической деятельности то требования заявителя являются необоснованными, в связи с чем, апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, учитывая, поскольку указанные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 26.12.2019 по делу N А40-252771/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ООО "ПИК-КОМФОРТ" в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции в размере 1 500 (тысяча пятьсот) рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-252771/2019
Истец: ООО "ПИК-КОМФОРТ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: ГБУ "Жилищник Бескудниковского района"