г. Санкт-Петербург |
|
25 марта 2020 г. |
Дело N А21-13540/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 марта 2020 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Зотеева Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: Гаджиевым М.С.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): Кожевникова ИЮ - доверенность от 24.12.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3776/2020) ООО "Флексор" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.12.2019 по делу N А21-13540/2019 (судья Залужная Ю.Д.), принятое
по заявлению ООО "Флексор"
к КОТ
о назначении административного наказания,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Флексор" (далее - ООО "Флексор", Общество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Калининградской областной таможни (далее - Таможня) от 20.08.2019 N 10012000- 2122/2019, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), без вызова сторон.
Решением суда от 30.12.2019 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы считает, что у суда первой инстанции имелись основания для признания правонарушения малозначительным, замены штрафа на предупреждение. Кроме того, податель жалобы ссылается на допущенные Таможней процессуальные нарушения при производстве по делу об АП.
В судебном заседании представитель Таможни возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Общество извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направило, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассмотрена судом в порядке статьи 272.1 АПК РФ без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 21.08.2017 Обществом подана декларация на товары N 10012010/210817/0014694 (далее - ДТ) для помещения иностранных товаров 152 наименований под таможенную процедуру "Свободная таможенная зона" (ИМ 78).
В графах 31 товаров N 42,43,47,89 ДТ заявлены следующие сведения о товарах:
товар N 42 - трусы для мальчиков трикотажные, из хлопчатобумажной пряжи машинного вязания, возраст от 2 до 8 лет, рост 89-131 см, обхват груди 60-68 см, обхват шеи 27-36 см, для повседневной носки: трусы (7 шт./уп.) для мальчиков, состав 100% хлопок - 3 уп., по 7 шт. (21 шт.), изготовитель: QUALITY KNIT WEARS PRIVATE LIMITED, товарный знак: PRENATAL, марка: PRENATAL, артикулы: 528051001, модель: PRENATAL, размеры: 2 года, 89-95 см; трусы (7 шт./уп.) для мальчиков, состав 100% хлопок - 7 уп. по 7шт (49 шт.), производитель: QUALITY KMT WEARS PRIVATE LIMITED, товарный знак: PRENATAL, марка: PRENATAL, артикул: 593642001, модель: PRENATAL, количество: 49 шт., размеры: 2 ГОДА, 89-95 см; трусы (5 шт./уп.) для мальчиков, состав 100% хлопок - 7 уп. по 5 шт. (35шт), производитель: QUALITY KNIT WEARS PRIVATE LIMITED, товарный знак: PRENATAL, марка: PRENATAL, артикул: 593641001, модель: PRENATAL, количество: 35 шт., размеры: 2 ГОДА, 89-95 см;
товар N 43 - трусы для мальчиков трикотажные, из хлопчатобумажной пряжи машинного вязания, возраст от 2 до 8 лет, рост 89-131 см, обхват груди 60-68 см, обхват шеи 27-36 см, для повседневной носки: трусы (3 шт./уп.) для мальчиков, состав 100% хлопок - 5 уп. по 3 шт. (15 шт.), изготовитель: QUALITY KNITWEARS PRIVATE LTD, товарный знак: PRENATAL, марка: PRENATAL, артикулы 595531001, модель: PRENATAL, количество: 15 шт., размеры: 2 года, 89-95 см;
товар N 47 - трусы для девочек трикотажные, из хлопчатобумажной пряжи машинного вязания, возраст от 2 до 8 лет, рост 89-131 см, обхват груди 60-68 см, для повседневной носки: трусы (7 шт./уп.) для девочек, состав 100% хлопок - 5 уп. по 7 шт. (35 шт.), изготовитель: QUALITY KNIT WEARS PRIVATE LIMITED, товарный знак: PRENATAL, марка: PRENATAL, артикул: 528048001, модель: PRENATAL, количество: 35 шт., размеры: 2 года, 89-95 см; трусы (7 шт./уп.) девочек, состав 100% хлопок - 7 уп. по 7 шт. (49 шт.), производитель: QUALITY KNIT WEARS PRIVATE LIMITED, товарный знак: PRENATAL, марка: PRENATAL, артикул: 566646001, модель: PRENATAL, количество: 49 шт., размеры: 2 года, 89-95 см; трусы (5 шт./уп.) для девочек, состав 100% хлопок - 7 уп. по 5 шт. (35 шт.), производитель: QUALITY KNIT WEARS PRIVATE LIMITED, товарный знак: PRENATAL, марка: PRENATAL, артикул: 593643001, модель: PRENATAL, количество: 35 шт., размеры: 2 года, 89-95 см; трусы (7 шт./уп.) для девочек, состав 100% хлопок - 7 уп. по 7 шт. (49 шт.), производитель: QUALITY KMT WEARS PRIVATE LIMITED, товарный знак: PRENATAL, марка: PRENATAL, артикул: 593644001, модель: PRENATAL, количество: 49 шт., размеры: 2 года, 89-95 см; трусы (3 шт./уп.) для девочек, состав 100% хлопок уп. по 3 шт. (15 шт.), производитель: QUALITY KNIT WEARS PRIVATE LIMITED товарный знак: PRENATAL, марка: PRENATAL, артикул: 595530001, модель: PRENATAL, количество: 15 шт., размеры: 2 года, 89-95 см.
товар N 89 - детская одежда трикотажная (1-го слоя) для детей ясельной группы, из хлопчатобумажной пряжи, возраст до 1.5 лет, рост до 83 см, обхват груди 42-54 см, длина стопы до 13 см, для повседневной носки: пинетки для девочек, состав 100% хлопок, производитель: FUZHOU TOPRICH TEXTILES CORP. LTD, товарный знак: PRENATAL SPA, марка: PRENATAL SPA, артикул: 595186001, модель: PRENATAL SPA, количество: 5 пар, размеры: 1-3 месяца; пинетки для девочек, состав 100% хлопок, производитель: FUZHOU TOPRICH TEXTILES CORP. LTD, товарный знак: PRENATAL SPA, марка: PRENATAL SPA, артикул: 595186002, модель: PRENATAL SPA, количество: 5 ПАР, размеры: 1-3 месяца; пинетки для девочек, состав 100% хлопок, производитель: FUZHOU TOPRICH TEXTILES CORP. LTD, товарный знак: PRENATAL SPA, марка PRENATAL SPA, артикул: 595186003, модель: PRENATAL SPA, количество: 5 пар, размеры: 1-3 месяца.
В графе 44 на товары N N 42, 43, 47 ДТ указан сертификат соответствия о соответствии требованиям технического регламента Таможенного союза TP ТС 007/2011 "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков" утв. Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии N28 от 05.03.2013 (далее - TP ТС 007/2011), ТС RU С-1Т.АД34.В.00369 от 29.05.2017 до 28.05.2020, а на товар N 89 - декларация о соответствии ТС N RU Д-1Т.АГ73.В.24637 от 08.12.2014 до 07.12.2019.
По результатам таможенного контроля (Акт таможенного досмотра N 10012010/310817/000151) Таможней выявлено, что часть товаров N N 42,43,47 (трусы для мальчиков и девочек), 89 (пинетки) являются товарами для детей до 3- х лет и попадает под действие Технического регламента ТР ТС 007/2011 "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков", в отношении такого товара подача таможенной декларации сопровождается представлением свидетельства о государственной регистрации и декларации о соответствии. Таким образом, сертификат соответствия ТС RU С-1Т.АД34.В.00369, заявленный в качестве подтверждения мер технического регулирования по товарам N42,43,47, оказался неприменим в отношении части товара.
По товару N 89 (пинетки) таможенным органом принято решение N РКТ-10012010-17/000009 от 31.08.2017 по классификации товаров, согласно которому часть товара N89 - обувь детская с подошвой и верхом из полимерного материала, 100% полиуретан с длиной стельки менее 17-20 см, на липучках, отнесен к товарной подсубпозиции 6402 99 910 0 ТН ВЭД ЕАЭС. Таким образом, Декларация о соответствии RU Д-1Т.АГ73В.24673 от 08.12.2014 оказалась неприменима, на данную категорию товаров подтверждение мер технического регулирования осуществляется на основании сертификата соответствия.
31.08.2017 в отношении товаров N N 42, 43, 47, 89, задекларированных по ДТ N 10012010/210817/0014694, принято решение об отказе в выпуске, поскольку не предоставлены документы, подтверждающие соблюдение мер технического регулирования.
21.10.2017 товары N N 42, 43, 47, 89 ДТ помещены под таможенную процедуру реэкспорта и вывезены с территории Евразийского экономического союза по ДТ N 10012010/211017/0018757.
На основании выявленного нарушения 11.08.2019 Таможней составлен протокол об административном правонарушении N 10012000-2100/2019, которым действия заявителя квалифицированы по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Постановлением Таможни от 20.08.2019 Общество привлечено к административной ответственности в соответствии с указанной квалификаций с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения и отсутствии нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного Обществом требования.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений.
Перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств-членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения (пункт 1 статьи 152 действовавшего на момент оформления спорного товара Таможенного кодекса Таможенного союза).
В силу части 1 статьи 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом. К таким документам относятся, в частности, документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.
Пунктом 2 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию таможенного союза продукции (товаров), в отношении которых устанавливаются обязательные требования в рамках таможенного союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 N 294, установлено, что к продукции (товарам), ввозимой (ввезенный) на таможенную территорию таможенного союза, в отношении которой при ее таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах, относится продукция (товары), которая, в том числе включена в перечни продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технических регламентов таможенного союза.
Статьей 53 Договора о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) продукция, выпускаемая в обращение на территории Евразийского экономического союза, должна быть безопасной. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов Евразийского экономического союза проводится в порядке, установленном законодательством государств - членов Евразийского экономического союза. Ответственность за несоблюдение требований технических регламентов, а также за нарушение процедур проведения оценки соответствия продукции требованиям технических регламентов устанавливается в соответствии с законодательством государств - членов Евразийского экономического союза.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 195 ТК ТС предусмотрено, что выпуск товаров осуществляется таможенными органами при соблюдении следующих условий: таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и (или) иными международными договорами государств - членов Таможенного союза, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров.
Таким образом, при таможенном декларировании спорного товара одновременно с таможенной декларацией подлежали представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товара) обязательным требованиям технических регламентов.
Факт нарушения Обществом требований таможенного законодательства подтверждается материалами дела и Обществом не оспаривается.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Доводы подателя жалобы о том, что 21.10.2017 товар вывезен с территории Таможенного союза в режиме реэкспорта, не освобождает Общество от ответственности, так как вывоз товара осуществлен в связи с принятием Таможней решения об отказе в выпуске товара в связи с несоблюдением Обществом запретов и ограничений при его ввозе и таможенном оформлении.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ. Вывод суда согласуется с официальным толкованием по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушений, не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции. В апелляционной жалобе Обществом не приведены доводы, свидетельствующие о малозначительности правонарушения.
Суд также не установил нарушения процедуры привлечения Общества к административной ответственности. Оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения административной ответственности. Наказание назначено в минимальном размере санкции части 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
По мнению Общества, на основании статьи 4.1.1 КоАП РФ штраф может подлежать замене на предупреждение.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса. В рассматриваемом случае указанная совокупность обстоятельств, в том числе отсутствие возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, судом не установлена.
При этом факт отнесения Общества к субъекту малого или среднего предпринимательства не является безусловным условием для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Доводы Общества о нарушение процедуры привлечения к административной ответственности оценены судом первой инстанции и правомерно им отклонены в силу следующего.
01.08.2019 по юридическому адресу Общества (236039, Калининградская обл. г.Калининград, проспект Ленинский, д. 62) таможенным органом направлена срочная телеграмма N 17104 от 01.08.2019 с уведомлением о составлении протокола об АП 05.08.2019. Телеграмма не доставлена, поскольку нет такого учреждения.
Уведомление о составлении протокола об АП 11.08.2019 направлено Обществу телеграммой N 14120 от 05.08.2019 по юридическому адресу. Указанная телеграмма также не доставлена в связи с отсутствием такого учреждения по указанному адресу.
Из докладной записки Багратионовского таможенного поста Калининградской областной таможни от 07.08.2019 следует, что 05.08.2019 по телефону: +7 9622522496 (Наталья Алексеевна, заместитель по юридическим вопросам) ответила на звонки и подтвердила юридический адрес: г. Калининград, проспект Ленинский, д. 62.
Таким образом, Общество о времени и месте составления протокола об АП было извещено надлежащим образом.
Копия постановления по делу об АП N 10012000-2122/2019 от 20.08.2019 направлена по юридическому адресу заявителя письмом N34-14/17908 от 21.08.2019. Данное письмо возвращено в Таможню в связи с отсутствием адресата по указанному адресу.
В рассматриваемом случае юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также отсутствия по этому адресу своего представителя. Вопреки доводам жалобы, апелляционная коллегия не усматривает со стороны административного органа процессуальных нарушений в ходе производства по делу об АП, который предпринял все возможные меры в целях реализации прав и законных интересов лица, привлекаемого к административной ответственности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления Общества.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы ООО "Флексор" не имеется.
В силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, соответственно, не подлежит уплате государственная пошлина и при оспаривании в апелляционном или кассационном порядке судебных актов, вынесенных по результатам рассмотрения такого заявления, в связи с чем государственная пошлина, уплаченная Обществом на основании платежного поручения от 17.01.2020 N 23 в размере 3000 руб., является излишне уплаченной и в силу пункта 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату плательщику из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 10 декабря 2019 года по делу N А21-13540/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Флексор" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Флексор" из федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины, уплаченной на основании платежного поручения от 17.01.2020 N 23.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья
Л.В. Зотеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-13540/2019
Истец: ООО "Флексор"
Ответчик: Калининградская областная таможня