г. Москва |
|
24 марта 2020 г. |
Дело N А41-87110/19 |
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Иевлева П.А.,
рассмотрев без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу МУП "ЖХ" на решение Арбитражного суда Московской области от 19.12.2019 по делу N А41-87110/19, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по исковому заявлению МУП ТХ "ТЕПЛОСЕРВИС" к МУП "ЖХ" о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
МУП ТХ "ТЕПЛОСЕРВИС" (истец) обратилось в суд с иском к МУП "ЖХ" (ответчик) о взыскании задолженности по Договору поставки тепловой энергии на отопление и горячей воды N 02-Т/268 от 01.01.2009 (далее - договор) за февраль 2019 года в размере 77 277, 90 руб. (с учетом уточнений, принятых судом к рассмотрению в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Решением Арбитражного суда Московской области от 19.12.2019 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с данным судебным актом, МУП "ЖХ" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке упрощенного производства с применением норм статей, содержащихся в главе 29 АПК РФ.
Согласно статье 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам.
С учетом изложенного судебное разбирательство проведено судьей апелляционного суда единолично.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в картотеке арбитражных дел на сайте (www.//kad.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ, вступившего в силу 01 ноября 2010 года).
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между МУП ТХ "Теплосервис" и МУП Жилищное хозяйство" был заключен договор поставки тепловой энергии на отопление и горячей воды N 02-Т/268 от 01.01.2009 г. на объекты жилого фонда г.о. Краснознаменск.
Согласно п. 1.1. договора Истец обязался подавать Ответчику тепловую энергию в горячей воде в количестве и на условиях указанных в договоре, а Ответчик обязался оплачивать принятую тепловую энергию.
В соответствии с п. 2.17. договора Ответчик принял на себя обязательство своевременно оплачивать счета за полученную тепловую энергию.
В соответствии с п. 3.7. договора Ответчик оплачивает сверхнормативные потери теплоносителя (при авариях, сливах, водоразборе, превышающих договорные величины).
Как указывает истец, в феврале 2019 г. зафиксирована и оформлена отчетными ведомостями учета параметров потребления утечка теплоносителя на основании показаний приборов учета тепловой энергии на объектах потребителя МУП "Жилищное хозяйство" (МКД по ул. Парковая 8, ул. Генерала Шлыкова 14, ул. Октябрьская 10).
Отчетные ведомости учета параметров потребления тепла за период с 24.01.2019 г. по 23.02.2019 г. были представлены потребителем в адрес теплоснабжающей организации и подписаны уполномоченным представителем МУП "Жилищное хозяйство".
Общая утечка теплоносителя из системы отопления указанных многоквартирных домов составила - 104, 724 м куб., стоимость теплоносителя по утечке составила 107 761 руб. Величина утечки зафиксирована водосчетчиками (ОДПУ) (Письменные пояснения истца, л.д. 82-84).
Ответчик поставленные коммунальные ресурсы не оплатил, в результате задолженность составляет сумму 107 761,00 руб.
Требование закона об обязательном досудебном урегулировании спора истцом соблюдено, ответчику направлена претензия N 1176 от 16.07.2019 г.
Ответчиком претензия была оставлена без ответа, в связи с чем истец обратился в суд с иском.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Теплоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами.
В соответствии со ст. 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения (п. 1 ст. 542 ГК РФ).
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 1 ст. 544 ГК РФ).
Оплата услуг по передаче тепловой энергии осуществляется в соответствии с тарифом на услуги по передаче тепловой энергии (пункт 5 статьи 17 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении").
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
В силу п. 125 Правил N 1034 количество теплоносителя (тепловой энергии), потерянного в связи с утечкой, рассчитывается в следующих случаях: а) утечка, включая утечку на сетях потребителя до узла учета, выявлена и оформлена совместными документами (двусторонними актами); б) величина утечки, зафиксированная водосчетчиком при подпитке независимых систем, превышает нормативную.
В случаях, указанных в пункте 125 настоящих Правил, величина утечки определяется как разность абсолютных значений измеренных величин без учета погрешностей (п. 126).
Потери теплоносителя и тепловой энергии в теплоносителе не являются энергией, полученной и использованной абонентом при исполнении договора энергоснабжения. Потери являются следствием неправомерных действий со стороны энергоснабжающей организации, абонента или третьих лиц.
В силу пункта 5 статьи 13 Федерального закона N 190-ФЗ от 27.07.2010 теплосетевые организации или теплоснабжающие организации компенсируют потери в тепловых сетях путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании, либо заключают договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с другими теплоснабжающими организациями и оплачивают их по регулируемым ценам (тарифам) в порядке, установленном статьей 15 указанного Закона.
В соответствии с пунктом 10 статьи 15 Федерального закона "О теплоснабжении" теплоснабжение потребителей осуществляется в соответствии с правилами организации теплоснабжения, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 11 статьи 15 Федерального закона "О теплоснабжении" теплосетевые организации или теплоснабжающие организации приобретают тепловую энергию (мощность), теплоноситель в объеме, необходимом для компенсации потерь тепловой энергии в тепловых сетях таких организаций, у единой теплоснабжающей организации или компенсируют указанные потери путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании и подключенными (технологически присоединенными) к одной системе теплоснабжения.
В соответствии с положениями пункта 54 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 808 от 08.08.2012, по договору поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя для компенсации потерь единая теплоснабжающая организация (поставщик) определяет объем потерь тепловой энергии и теплоносителя в соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения.
Объем потерь тепловой энергии и теплоносителя в тепловых сетях определяется единой теплоснабжающей организацией за расчетный период на основании данных коммерческого учета тепловой энергии, собранных самостоятельно, а также предоставленных теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, тепловые сети которых технологически присоединены к ее тепловым сетям, и зафиксированных в первичных учетных документах, составленных в соответствии с договорами оказания услуг по передаче тепловой энергии, или расчетным способом. На основании указанных данных единая теплоснабжающая организация представляет теплосетевой организации данные о величине потерь тепловой энергии и теплоносителя.
Потери тепловой энергии и теплоносителя в тепловых сетях компенсируются теплосетевыми организациями (покупателями) путем производства на собственных источниках тепловой энергии или путем приобретения тепловой энергии и теплоносителя у единой теплоснабжающей организации по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым по соглашению сторон в случаях, установленных Федеральным законом "О теплоснабжении". В случае если единая теплоснабжающая организация не владеет на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии, она закупает тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для компенсации потерь у владельцев источников тепловой энергии в системе теплоснабжения на основании договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя (пункт 55 Правил N 808).
Таким образом, в силу прямого указания закона теплосетевая организация несет обязанность по оплате потерь тепловой энергии, возникающих при передаче тепловой энергии, вырабатываемой теплоснабжающей организацией, через принадлежащие теплосетевой организации сети и теплотехническое оборудование.
Законодатель различает два вида потерь тепловой энергии: нормативные (технологические) потери, которые на основе утверждаемых государственным органом нормативов используются при установлении тарифов в сфере теплоснабжения; и фактические потери, возникающие при передаче тепловой энергии, которые должны быть компенсированы собственнику теплового ресурса со стороны профессиональных участников рынка теплоснабжения (теплосетевой организацией) путем производства тепловой энергии либо путем ее приобретения на договорной основе с использованием регулируемых тарифов.
В соответствии с Методическими указаниями по составлению энергетической характеристики для систем транспорта тепловой энергии по показателю "Потери сетевой воды СО 153-34.20.523(4)-2003", утвержденными Приказом Минэнерго России N 278 от 30.06.2003 г., тепловые потери - это выраженная в абсолютных или относительных величинах зависимость затрат тепловой энергии на ее транспорт и распределение от источника тепловой энергии до границ балансовой принадлежности тепловых сетей от температурного режима работы тепловых сетей и внешних климатических факторов при заданной схеме и конструктивных характеристиках тепловых сетей, а также фактического объема тепловых сетей (диаметров и протяженности участков тепловых сетей). При этом расчеты потерь тепловой энергии в тепловых сетях осуществляются на основании Порядка определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, утвержденного Приказом Минэнерго России от 30.12.2008 N 325, и Порядка определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе в целях государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденного Приказом Минэнерго России N 377 от 10.08.2012.
Согласно пункту 1 приложения N 4 к Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, являющихся приложением к приказу ФТС N 20-э/2 от 06.08.2004 г. к эксплуатационным технологическим затратам сетевой воды относятся: затраты теплоносителя на заполнение трубопроводов тепловых сетей перед пуском после плановых ремонтов, а также при подключении новых участков тепловых сетей; технологические сливы теплоносителя средствами автоматического регулирования тепловой нагрузки и защиты; технически обоснованный расход теплоносителя на плановые эксплуатационные испытания. Причем к утечке теплоносителя относятся технически неизбежные в процессе передачи и распределения тепловой энергии потери теплоносителя через неплотности в арматуре и трубопроводах тепловых сетей в регламентированных нормативными актами технической эксплуатации электрических станций и сетей пределах.
Таким образом, как верно установлено судом первой инстанции, возмещению подлежат только нормативы технологических потерь. Сверхнормативные потери тепловой энергии следует относить к убыткам, возникающим вследствие ненадлежащего содержания тепловых сетей, тепловых пунктов и других сооружений.
Согласно п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
Согласно условиям договора, ответчик обязуется оплачивать принятую энергию, а также возникающие тепловые потери, в связи с чем довод ответчика о том, что оснований для взыскания стоимости потерь теплоносителя в многоквартирных домах, оборудованных приборами учета не имеется, судом признается также несостоятельным. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
В соответствии с условиями договора поставки тепловой энергии на отопление и горячей воды N 02-Т/268 от 01.01.2009 г. (пункт 2.2.) управляющая организация обязана не допускать утечку и разбор теплоносителя.
Общая утечка теплоносителя из системы отопления указанных многоквартирных домов составила - 104, 724 м.куб.
Стоимость теплоносителя по утечке составила 107 761 руб.
С учетом заявления истца об изменении исковых требований от 17.10.2019 стоимость расходов по утечке теплоносителя за спорный период составила 77 277,90 руб.
В соответствии с п. 125 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (Постановление Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя") количество теплоносителя (тепловой энергии), потерянного в связи с утечкой, рассчитывается в следующих случаях:
а) утечка, включая утечку на сетях потребителя до узла учета, выявлена и оформлена совместными документами (двусторонними актами);
б) величина утечки, зафиксированная водосчетчиком при подпитке независимых систем, превышает нормативную.
Величина утечки определяется как разность абсолютных значений измеренных величин без учета погрешностей, в соответствии с п.91-93 Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (Приказ Минстроя России от 17.03.2014 N 99/пр "Об утверждении Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя").
Согласно п.3.7. договора поставки тепловой энергии на отопление и горячей воды N 02-Т/268 от 01.01.2009 г. потери теплоносителя на сетях абонента при авариях, сливах, водоразборе несанкционированные либо превышающие договорные величины, оформленные актами либо зафиксированные в показаниях приборов учета, оплачиваются абонентом.
Потери теплоносителя и тепловой энергии не являются энергией, полученной и использованной потребителем при исполнении договорных обязательств. Потери являются следствием неправомерных действий со стороны управляющей организации, конечных потребителей (собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирных домах).
Объем потерь тепловой энергии и теплоносителя в системе отопления потребителя определяется теплоснабжающей организацией за расчетный период на основании данных коммерческого учета тепловой энергии, предоставленных потребителем в адрес теплоснабжающей организации и зафиксированных в первичных учетных документах, составленных в соответствии с договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии.
Ответчик не смог документально обосновать неисправность приборов учета, недостоверность их показаний. Ответчик ссылается лишь на необъективность ведомостей учета параметров потребления тепла, представленных и подписанных уполномоченным представителем Ответчика, отсутствием акта о выявлении утечки.
Каких-либо относимых и допустимых доказательств некорректной работы приборов учета Ответчик не представил, каких-либо обоснованных и документально подтвержденных расчетов о технической невозможности утечки теплоносителя в заявленном объеме не представил.
В соответствии с требованиями Правил коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя", за техническое состояние средств измерений и устройств, входящих в состав узлов учета, установленных на объекте потребителя, несет ответственность владелец узла учета тепловой энергии.
В соответствии с п.83 указанных Правил, в случае если имеются основания сомневаться в достоверности показаний приборов учета, любая сторона договора вправе инициировать проверку комиссией функционирования узла учета с участием теплоснабжающей (теплосетевой) организации и потребителя. Результаты работы комиссии оформляются актом проверки функционирования узла учета.
Заявлений со стороны потребителя МУП "Жилищное хозяйство" о некорректной работе общедомовых приборов учета тепловой энергии, недостоверности показаний прибора учета, возникновении нештатных ситуаций в работе узла учета, в адрес теплоснабжающей организации не поступало.
Нарушений в работе узла учета тепловой энергии, в период с 24.01.2019 г. по 23.02.2019 г. (нештатных ситуаций, недостоверности показаний, некорректной работы узлов учета жилых домов по ул. Октябрьская 10, Парковая 8, Генерала Шлыкова. 14) на основании ведомостей учета параметров потребления тепла) теплоснабжающей организацией - не выявлено.
Поскольку недостоверность общедомового прибора учета тепловой энергии Ответчиком не доказана, а прибор учета технически позволяет зафиксировать объем утечки, исковые требования подлежат удовлетворению.
Возражения Ответчика о допустимой погрешности в 2 % расходомеров узла учета тепловой энергии необоснованны, по причине различия спорных обстоятельств, не соотносящихся с предметом спора.
Согласно имеющимся в материалах дела ведомостям учета параметров потребления тепла за февраль 2019 г. узлы учета тепловой энергии многоквартирных домов по ул. Октябрьская 10, Парковая 8, Генерала Шлыкова 14, отразили утечку теплоносителя (невозврат теплоносителя) в виде зафиксированной приборами учета разницы между объемом поступившего в сеть Ответчика теплоносителя и возвращенного на источник тепловой энергии Истца в количестве 104,724 м.куб.
В период с 24.01.2019 г. по 23.02.2019 г. общедомовые приборы учета тепловой энергии МКД по ул. Октябрьская 10, Парковая 8, Генерала Шлыкова, 14 зафиксировали разность массы теплоносителя Мп=М1-М2, что свидетельствует о наличии утечки, которая может происходить одновременно в нескольких местах внугридомовой инженерной системы жилого дома. Таким образом, превышение массы дельты теплоносителя, свидетельствует о наличии утечки (слив, несанкционированный водоразбор) во внутридомовой системе указанных домов.
Поскольку факт утечки теплоносителя зафиксирован приборами учета, установленными на объектах, находящихся в управлении Ответчика, а также учитывая, что прибор учета определяет количество потребленной тепловой энергии на внутридомовых системах теплоснабжения, что управляющая организация отвечает за состояние внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, входящих в состав общего имущества многоквартирного жилого дома, на которых и произошли утечки теплоносителя (невозврат теплоносителя), то у Ответчика возникла обязанность по компенсации утечек теплоносителя, имевших место в его сетях.
Доказательств неисправности приборов учета Ответчиком не представлено, нарушений в работе приборов учета, исходя из его показаний не выявлено, приборы учета допущены в эксплуатацию и приняты в коммерческий учет установленным порядком, что позволяет делать вывод о достоверности его показаний и правомерности основанных на них взаиморасчетов.
Вопреки доводу Ответчика отсутствие актов об утечках, не свидетельствует об их отсутствии, поскольку приборы учета постоянно фиксируют разницу между количеством поданной (в большем размере) и возвращенной (в меньшем размере) в сети Истца из сетей Ответчика теплоносителя.
Доводы Ответчика о несогласии с произведенным Истцом расчетом стоимости расходов по утечке теплоносителя, методикой и порядком определения применительно к способам исчисления объема теплоносителя в результате утечки, не могут служить основанием для освобождения ответственности Ответчика от оплаты коммунального ресурса.
Расчеты заявителя апелляционной жалобы о невозможности утечки теплоносителя, основаны па неверном понимании условий договора поставки тепловой энергии N 02-Т/268 от 01.01.2009 г., неверпом толковании норм жилищного законодательства, не понимании пунктов 88-93 Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по расчетам теплоносителя выявленного в связи с утечкой теплоносителя, а также не знании и не понимании схемы теплоснабжения и порядка подключения потребителей к сетям теплоснабжающей организации.
Факт утечки теплоносителя и расчет утечки теплоносителя произведен теплоснабжающей организацией в соответствии с п. 125 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (Постановление Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя"), п.88-93 Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (Приказ Минстроя России от 17.03.2014 N 99/пр "Об утверждении Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя".
Следовательно, требование Истца о взыскании долга, основано на нормах действующего законодательства.
К утечке теплоносителя относятся технически неизбежные в процессе передачи и распределения тепловой энергии потери теплоносителя через неплотности в арматуре и трубопроводах тепловых сетей в регламентированных нормативными актами технической эксплуатации электрических станций и сетей пределах (пункт 1.2 приложения N 4 к Методическим указаниям).
В соответствии с пунктом 6.2.29 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115, утечка теплоносителя не должна превышать 0,25 процента среднегодового объема воды в тепловой сети и присоединенных к ней системах теплопотребления в час независимо от схемы их присоединения, за исключением систем горячего водоснабжения, присоединенных через водоподогреватель.
Расчет тарифов на тепловую энергию для потребителей основывается на полном возврате теплоносителей в тепловую сеть и (или) на источник тепла (пункт 60 Методических указаний).
В Информационном письме от 31.08.2007 N СН-5083/12 Федеральная служба по тарифам дала разъяснение по применению пункта 60 Методических указаний, согласно которому потребители, допускающие в процессе потребления тепловой энергии невозврат конденсата, потери воды в закрытых системах теплоснабжения и сверхнормативный слив воды на горячее водоснабжение, оплачивают дополпительное количество химически очищенной воды в объеме этих потерь. Расходы эпергоснабжающей организации на приобретение химически очищенной воды принимаются по ценам покупки воды и расходам на ее химическую очистку по указанным в договорах ценам.
В соответствии с пунктом 37 Приказа Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 21.04.2000 N 92 "Об утверждении организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и населенных пунктах Российской Федерации" при расчетах за тепловую энергию, отпускаемую с горячей водой, и за израсходованный теплоноситель оплате подлежит все количество тепловой энергии как потребленной, так и утраченной с невозвращенным в тепловую сеть или на источник тепла теплоносителем по установленному тарифу; оплате подлежит количество сетевой воды, которую абонент не возвратил в тепловую сеть теплоснабжающей организации, по ценам, определяемым по стоимости исходной воды и ее химической очистки и устанавливаемым соглашением сторон.
В структуру платы за жилое помещение (статья 154 Жилищного кодекса Российской Федерации) для нанимателя жилого помещения и для собственника помещения в многоквартирном доме входит плата за содержание и ремонт жилого помещения.
включающая в себя, в том числе плату за услуги и работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В силу подпункта "а" пункта 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (Постановление Правительства РФ N 491) собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.
Таким образом, по общему правилу расходы, связанные с необходимостью содержания в надлежащем состоянии общего имущества жилого многоквартирного дома, управляющая организация несет за счет собираемой с собственников помещений жилого многоквартирного дома платы за содержание и ремонт жилого помещения в жилом многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 25 Правил N 306 (Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг"), при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома) и не учитываются расходы коммунальных ресурсов, возникшие в результате нарушения требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, правил пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В пункте 26 Правил N 306 предусмотрено, что коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей. В норматив холодного и горячего водоснабжения включается расход воды исходя из расчета расхода холодной и горячей воды на 1 потребителя, необходимого для удовлетворения его физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей, и содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству соответствующих коммунальных услуг (пункт 27 Правил N 306).
Таким образом, потери теплоносителя и тепловой энергии не являются энергией, полученной и использованной потребителем при исполнении договорных обязательств. Потери являются следствием неправомерных действий со стороны управляющей организации, конечных потребителей (собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирных домах).
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пунктами 5, 125 Правил коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034, пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, потребитель (исполнитель коммунальной услуги) несет обязанность по оплате всего объема тепловой энергии, учтенного введенным в надлежащем порядке в эксплуатацию прибором учета, а также невозвращенного теплоносителя (утечек), имевших место внутри жилого дома, объем которых подтвержден документально.
Взыскание стоимости расходов по утечке теплоносителя с участием тех же лиц по договору поставки тепловой энергии N 02-Т/268 от 01.01.2009 г. но за иной спорный период признано правомерным и обоснованным Верховным Судом Российской Федерации (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 07 октября 2019 года N 305-ЭС19-13292).
Следовательно, позиция и доводы заявителя апелляционной жалобы, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и не подтверждаются доказательствами в обоснование доводов и возражений Ответчика.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе, связанные с иным толкованием норм материального права, признаются судом несостоятельными, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, п. 1 ст. 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 19.12.2019 по делу N А41-87110/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
П.А. Иевлев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-87110/2019
Истец: МУП ТЕПЛОВОГО ХОЗЯЙСТВА "ТЕПЛОСЕРВИС"
Ответчик: МУП "ЖИЛИЩНОЕ ХОЗЯЙСТВО"