город Ростов-на-Дону |
|
25 марта 2020 г. |
дело N А32-43310/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 марта 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Емельянова Д.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Семченко Ю.В.,
при участии:
от Департамента имущественных отношений Краснодарского края: представитель Таракановская Н.С. по доверенности от 30.12.2019, удостоверение;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы акционерного общества фирма "Агрокомплекс", Департамента имущественных отношений Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 08.11.2019 по делу N А32-43310/2016
по заявлению акционерного общества фирма "Агрокомплекс" (ИНН 2328000083, ОГРН 1022303554635)
к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края
(ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399)
при участии третьих лиц: акционерного общества "Брюховецкаярайгаз", Администрации муниципального образования Брюховецкий район, Администрации Краснодарского края, Администрации Новоджерелиевского сельского поселения, Администрации Брюховецкого сельского поселения, Кубанского бассейнового водного управления
о признании незаконным отказа; об обязании,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество фирма "Агрокомплекс" им. Н.И. Ткачева (далее - заявитель, АО фирма "Агрокомплекс" им. Н.И. Ткачева, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании действия Департамента имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) выразившегося в отказе N 52-23691/16-32.20 от 02.09.2016 в предоставлении государственной услуги о предоставлении в собственность за плату, без проведения торгов и заключении договора купли-продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения незаконным, и обязании Департамента имущественных отношений Краснодарского края устранить допущенные нарушения прав АО фирма "Агрокомплекс" им. Н.И. Ткачева, путем направления в адрес АО фирма "Агрокомплекс" им. Н.И. Ткачева договора купли-продажи течении 10 дней с момента вступления решения в силу.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 06.04.2018 по делу N А32-43310/2016, требования АО фирма "Агрокомплекс" им. Н.И. Ткачева (далее - заявитель) удовлетворены частично. Суд признал незаконными действия департамента, выразившееся в отказе от 02.09.2016 N52-23691/16-32.20 в предоставлении государственной услуги о предоставлении в собственность за плату, без проведения торгов и заключении договора купли-продажи в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:04:0401000:5, 23:04:0401000:10, 23:04:0401000:11, 23:04:0401000:12. Обязал департамент устранить допущенные нарушения прав заявителя, путем направления в адрес АО фирма "Агрокомплекс" им. Н.И. Ткачева проектов договоров купли-продажи течении 10 дней с момента вступления решения в силу.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2018 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.04.2018 по делу N А32-43310/2016 отменено в части.
Суд апелляционной инстанции признал незаконным отказ департамента от 02.09.2016 N 52-23691/16-32.20 в предоставлении земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 23:04:0401000:7, 23:04:0401000:8, 23:04:0401000:13, 23:04:0401000:14. Обязал департамент устранить допущенные нарушения посредством направления в адрес заявителя проектов договоров купли-продажи в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 23:04:0401000:7, 23:04:0401000:8, 23:04:0401000:13, 23:04:0401000:14, в течение десяти дней с момента вступления постановления в силу. В оставшейся части решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.04.2018 по делу N А32-43310/2016 оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.11.2018 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.04.018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2018 по делу N А32-43310/2016 в части отказа в удовлетворении заявленных требований в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:04:0401000:6, 23:04:0401000:9 оставлены без изменения, в остальной части судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Отменяя судебные акты Арбитражный суд Северо-Кавказского округа указал, что при новом рассмотрении суду необходимо дать правильную правовую оценку дополнительному соглашению от 04.05.2010 к договору аренды. Заключив, что на момент обращения в департамент 15.08.2016 с заявлением о выкупе земельных участков общество обладало статусом арендатора на основании договора от 03.10.1997, заключенного до вступления в силу закона, требующего обязательного проведения торгов для заключения договора аренды, и возобновленного на неопределенный срок в порядке пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), суд апелляционной инстанции не исследовал договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 03.10.1997 N 0400000881, который отсутствует в материалах дела (имеется только первый лист договора от 03.10.1997 N 486 без других листов и без приложений к нему; т. 1, л. д. 64). Данное обстоятельство имеет существенное значение для правильного рассмотрения спора по существу, с учетом указания в постановлении главы Брюховецкого района от 03.10.1997 N 533 на включение в общую площадь переданных правопредшественнику агрокомплекса в аренду земель полезащитных лесных полос (10,70 га), болот (3,30 га), дорог (2,90 га), прочих (0,20 га). По данным публичной кадастровой карты в отношении восьми спорных земельных участков с кадастровыми номерами 23:04:0401000:5, 23:04:0401000:7, 23:04:0401000:8, 23:04:0401000:10, 23:04:0401000:11, 23:04:0401000:12, 23:04:0401000:13 и 23:04:0401000:14, они сформированы с включением в них полезащитных лесных полос, не предназначенных для ведения непосредственно на них сельскохозяйственного производства.
Отменяя решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.04.2018 в части отказа департамента в предоставлении обществу в собственность земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 23:04:0401000:7, 23:04:0401000:8, и удовлетворяя требования заявителя в данной части, суд апелляционной инстанции руководствовался положениями статьи 50.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закона N 73-ФЗ) в редакции Федерального закона от 22.10.2014 N 315-ФЗ и определением на местности памятников археологии "Курганная группа", с. Бейсугское, "Курганная группа "Малобейсугская 3". Между тем, выкопировка из схемы раздела "Охрана историко-культурного наследия" в составе проекта "Схема территориального планирования муниципального образования Белореченский район Краснодарского края", из содержания которой исходил апелляционный суд (т. 4, л. д. 120), не основана на положениях какого-либо действующего нормативного правового акта, не подписана каким-либо уполномоченным на то лицом, не имеет отношения к спорным земельным участкам, расположенным на территории Брюховецкого района.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 08.11.2019 признаны незаконными действия Департамента имущественных отношений Краснодарского края выразившееся в отказе исх. N 52-23691/16-32.20 от 02.09.2016 в предоставлении государственной услуги о предоставлении в собственность за плату, без проведения торгов и заключении договора купли-продажи в отношении следующих земельных участков сельскохозяйственного назначения:
кадастровый номер - кадастровый номер 23:04:0401000:5 площадью 204000 кв.м., расположен по адресу Краснодарский край, Брюховецкий район, в границах планаземлепользования ЗАО "Победа", участок 103, примерно в 2,1 км от села Бейсугское по направлению на юг;
кадастровый номер 23:04:0401000:10 площадью 252000 кв.м., расположен по адресу Краснодарский край, Брюховецкий район, в границах плана землепользования ЗАО "Победа", участок 108, примерно в 2 км от хутора Рогачи по направлению на юг-запад;
кадастровый номер 23:04:0401000:12 площадью 190000 кв.м., расположен по адресу Краснодарский край, Брюховецкий район, в границах плана землепользования ЗАО "Победа", участок 110, примерно в 3,5 км от хутора Рогачи по направлению на юг-запад.
Суд обязал Департамент имущественных отношений Краснодарского края устранить допущенные нарушения прав АО фирма "Агрокомплекс" им. Н.И. Ткачева, путем направления в адрес АО фирма "Агрокомплекс" им. Н.И. Ткачева проектов договоров купли-продажи течении 10 дней с момента вступления решения в силу на следующие земельные участки сельскохозяйственного назначения:
кадастровый номер - кадастровый номер 23:04:0401000:5 площадью 204000 кв.м., расположен по адресу Краснодарский край, Брюховецкий район, в границах планаземлепользования ЗАО "Победа", участок 103, примерно в 2,1 км от села Бейсугское по направлению на юг;
кадастровый номер 23:04:0401000:10 площадью 252000 кв.м., расположен по адресу Краснодарский край, Брюховецкий район, в границах плана землепользования ЗАО "Победа", участок 108, примерно в 2 км от хутора Рогачи по направлению на юг-запад;
кадастровый номер 23:04:0401000:12 площадью 190000 кв.м., расположен по адресу Краснодарский край, Брюховецкий район, в границах плана землепользования ЗАО "Победа", участок 110, примерно в 3,5 км от хутора Рогачи по направлению на юг-запад;
В удовлетворении остальной части требований отказано.
С Департамента имущественных отношений Краснодарского края в пользу АО фирма "Агрокомплекс" им. Н.И. Ткачева взыскано 3000 рублей расходов по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент имущественных отношений Краснодарского края и АО фирма "Агрокомплекс" им. Н.И. Ткачева обратились в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края в апелляционной жалобе решение суда отменить, в удовлетворении требований - отказать, ссылаясь на то, что дополнительное соглашение от 04.05.2010 к договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 03.10.1997 N 04000000881 имеет признаки ничтожной сделки, а также на то, что земельные участки являются ограниченными в обороте и не подлежат приватизации. Апелляционная жалоба также мотивирована тем, что в границах земельного участка с кадастровым номером 23:04:0401000:5 расположен объект, принадлежащий третьим лица на праве собственности.
АО фирма "Агрокомплекс" им. Н.И. Ткачева в своей апелляционной жалобе просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что су первой инстанции, делая вывод о ничтожности дополнительного соглашения от 04.05.2010, в связи с несоблюдением публичной процедуры предоставления земельного участка в нарушение пункта 2 части 2 статьи 270 АПК РФ применил закон, не подлежащий применению, а также на то, что судом первой инстанции сделан ошибочный вывод о том, что если в состав земельного участка сельскохозяйственного назначения включена полезащитная лесная полоса, то такой земельный участок не может быть предоставлен в собственность. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции сделан ошибочный вывод о том, что земельные участки, занятые объектами археологического наследия, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничены в обороте в соответствии с подпунктом 4 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ и как следствие, не могут быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством, а также тем, что является безосновательным мотив отказа в удовлетворении заявленных требований по причине расположения в границах испрашиваемых Обществом земельных участков с кадастровыми номерами 23:04:0401000:13, 23:04:0401000:14 грунтовых дорог.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционные жалобы в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционные жалобы Администрация Краснодарского края просит вопрос об удовлетворении апелляционных жалоб АО фирма "Агрокомплекс" и Департамента имущественных отношений Краснодарского края разрешить с учетом указанных в отзыве сведений.
В судебном заседании представитель Департамента имущественных отношений Краснодарского края возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, заявитель обратился в адрес департамента с заявлением о предоставлении в собственность за плату, без проведения торгов земельных участков с кадастровыми номерами: 23:04:0401000:5 площадью 204000 кв. м, 23:04:0401000:6 площадью 130000 кв. м, 23:04:0401000:7 площадью 65000 кв. м, 23:04:0401000:8 площадью 38000 кв. м, 23:04:0401000:9 площадью 1714700 кв. м, 23:04:0401000:10 площадью 252000 кв. м, 23:04:0401000:11 площадью 728000 кв. м, 23:04:0401000:12 площадью 190000 кв. м, 23:04:0401000:13 площадью 1560000 кв. м, 23:04:0401000:14 площадью 1560000 кв. м.
Письмом от 02.09.2016 N 52-23691/16-32.20 департамент отказал заявителю в предоставлении государственной услуги по предоставлению в собственность за плату земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 23:04:0401000:5, 23:04:0401000:6, 23:04:0401000:7, 23:04:0401000:8, 23:04:0401000:9, 23:04:0401000:10, 23:04:0401000:11, 23:04:0401000:12, 23:04:0401000:13 и 23:04:0401000:14, указав следующее: дополнительное соглашение от 04.05.2010 к договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 03.10.1997 N 0400000881, которым срок действия договора продлен до 15.09.2022, не породило правовых последствий, ввиду своей ничтожности, с заявлением о приобретении земельных участков в собственность обратилось лицо, которое в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; на земельных участках с кадастровыми номерами 23:04:0401000:11, 23:04:0401000:12, 23:04:0401000:13, 23:04:0401000:14 имеется искусственный ров без водной глади; на земельных участках с кадастровыми номерами 23:04:0401000:9, 23:04:0401000:13, 23:04:0401000:14 расположены грунтовые дороги; на земельном участке с кадастровым номером 23:04:0401000:5 расположен газопровод; на земельном участке с кадастровым номером 23:04:0401000:6 расположены строения; на земельном участке с кадастровым номером 23:04:0401000:9 на площади 0,03 га расположено кладбище, в границах данного участка расположена дорога местного значения; на земельных участках с кадастровыми номерами 23:04:0401000:7, 23:04:0401000:8, и 23:04:0401000:9 расположены памятники археологии - курганы (пункт 3, подпункт 4 пункта 5, пункт 8 статьи 27, пункт 12 статьи 85, подпункты 1, 4, 6 статьи 39.16 Земельного кодекса; т. 1, л. д. 18 - 21).
Полагая, что решение департамента, содержащееся в письме от 02.09.2016 N 52-23691/16-32.20, противоречит действующему законодательству и нарушает его права, законные интересы в сфере экономической деятельности, общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса (в действующей в спорный период редакции) предусмотрено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим лицом при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность, регулируются Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения, Закон N 101-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации. Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельного участка, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель (в редакции, действующей с 01.03.2015).
Ранее пункт 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ устанавливал норму, согласно которой переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
Статьей 21 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" определено, что приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется через 49 лет с момента вступления в силу настоящей статьи, за исключением (помимо других случаев) участков, переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этих участков.
По смыслу названных норм законов Российской Федерации и Краснодарского края, гражданином или юридическим лицом может быть приобретен в собственность не любой земельный участок, а переданный ему в аренду участок из земель сельскохозяйственного назначения, при условии его надлежащего использования.
В рамках настоящего дела, с учетом состоявшихся судебных актов, рассматриваются требования о выкупе земельных участках с кадастровыми номерами 23:04:0401000:5, 23:04:0401000:7; 23:04:0401000:8; 23:04:0401000:10; 23:04:0401000:11; 23:04:0401000:12; 23:04:0401000:13; 23:04:0401000:14.
Перечисленные земельные участки кадастровый номер принадлежат на праве собственности за субъекту РФ - Краснодарскому краю.
Постановлением главы Брюховецкого района Краснодарского края от 03.10.1997 "О продлении срока аренды земель" АО "Победа" продлен срок аренды не земельный участок общей площадью 703,87 га, в том числе 478,67 га пашни, залежи 20,40 га, пастбищ 187,70 га, полезащитных лесных полос 10,70 га, болот 3,30 га, под дорогами 2,90 га и прочих 0,20 га сроком до 01.09.2002.
03.10.1997 на основании указанного постановления, между администрацией района и АО "Победа" заключен договор аренды земель сельскохозяйственного назначения N 486 (N0400000881) общей площадью 703,87 га, в том числе 478,67 га пашни.
Договор аренды N 0400000881 от 03.10.1997 продлен в 2010 году дополнительным соглашением от 04.05.2010, в соответствии с которым стал именоваться договором аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 03.10.2010. N 8804000046 со сроком действия до 15.09.2022. Данное соглашение зарегистрировано 23.07.2010 N 23-23-45/019/210-531.
В соответствии с указанными документами ЗАО "Победа" приобрело права и обязанности Арендатора на спорные земельные участки сельскохозяйственного назначения находящиеся в государственной собственности Краснодарского края из фонда перераспределения земель Краснодарского края кадастровый номер 23:04:0401000:5, 23:04:0401000:6, 23:04:0401000:7, 23:04:0401000:8, 23:04:0401000:9, 23:04:0401000:10, 23:04:0401000:11, 23:04:0401000:12, 23:04:0401000:13, 23:04:0401000:14.
23.08.2011 ЗАО "Победа" прекратило свою деятельность путем присоединения к АО фирма "Агрокомплекс" им. Н.И. Ткачева и регистрация права была осуществлена на АО фирма "Агрокомплекс" им. Н.И. Ткачева.
Дополнительным соглашением от 01.09.2014 произведена замена присоединившегося к АО фирма "Агрокомплекс" им. Н.И. Ткачева ЗАО "Победа".
Судом апелляционной инстанции отклоняется довод апелляционной жалобы департамента о том, что суд первой инстанции не проверил довод департамента о том, что дополнительное соглашение от 04.05.2010 к договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 03.10.1997 N 04000000881 имеет признаки ничтожной сделки, а также довод апелляционной жалобы общества об отсутствии оснований для признания соглашения ничтожным, по следующим основаниям.
Во исполнение указаний суда кассационной инстанции суд первой инстанции проверил доводы департамента о ничтожности дополнительного соглашения от 04.05.2010.
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным данным Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Статьей 168 ГК РФ в редакции, действовавшей на момент заключения дополнительного соглашения предусмотрено, что сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (пункт 1 статьи 167 ГК РФ).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 1, 2 постановления от 23.07.2009 N 57 "О некоторых процессуальных вопросах практики рассмотрения дел, связанных с неисполнением либо ненадлежащим исполнением договорных обязательств" разъяснил относимость к обстоятельствам, имеющим значение для правильного рассмотрения дела, и подлежащим установлению на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, свидетельствующих о заключенности и действительности договора, в том числе о соблюдении правил его заключения, о наличии полномочий на заключение договора у лиц, его подписавших.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона N 101-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент заключения соглашения) передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 ЗК РФ, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
Согласно постановлению Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - Пленум N 73) в случаях, предусмотренных законом (например, пунктами 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", статьями 30 - 30.2 ЗК РФ, статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации), договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов (абз. 1 пункта 1 Пленума N 73).
Согласно пункту 1 статьи 34 ЗК РФ (утратила силу с 01.03.2015) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Правовое регулирование спорной ситуации положениями пункта 2 статьи 10 Закона N 101-ФЗ соответствует установленным статьей 34 ЗК РФ принципам предоставления земельных участков, гарантирующим равный доступ всех лиц к приобретению земельных участков из публичной собственности.
Из текста самого дополнительного соглашения не следует вывод о том, что оно заключено по результатам проведенных торгов, равно как невозможно сделать вывод о наличии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для передачи в аренду земельных участков в средствах массовой информации.
Согласно статьям 166-168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Администрацией района не была осуществлена публикация сообщения о наличии предлагаемого для передачи в аренду земельного участка.
Кроме того, в данном случае департамент непосредственно не участвовал в процедуре заключения договора аренды и дополнительного соглашения в отношении спорных земельных участков, поскольку в рассматриваемый период функции арендодателя осуществляла администрация.
В спорных правоотношениях департамент выступает не только как представитель арендодателя (публично-правового образования), но и как орган государственной власти, который должен обеспечить соблюдение норм действующего земельного законодательства при предоставлении земельных участков, находящихся в публичной собственности, в том числе закрепленного в действующем земельном законодательстве принципа сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (подпункт 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что федеральный законодатель, будучи связанным конституционными принципами справедливости и равенства прав граждан, обладает достаточно широкой дискрецией при определении конкретных механизмов предоставления гражданам земли, в том числе при установлении условий и оснований, при которых земельные участки должны предоставляться исключительно на торгах; предоставление земельного участка (прав аренды) на конкурсной основе обеспечивает справедливое и открытое распределение объектов публичной собственности (определения от 24.09.2012 N 1584-О и от 17.07.2014 N 1685-О).
Предусмотренное пунктом 2 статьи 10 Закона N 101-ФЗ правило о предоставлении земельных участков в аренду на торгах не может рассматриваться как нарушающее конституционные права лица, которому земельный участок предоставлен в аренду (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19.07.2016 N 1549-О).
Соблюдение законности при распоряжении земельными участками сельскохозяйственного назначения, относящимися к государственной собственности, предполагает обязательность предварительной и заблаговременной публикации сообщений о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации.
Данная публикация реализует требование общедоступности и гарантирует обеспечение равных возможностей для неограниченного круга потенциальных претендентов на использование публичной собственности. Нарушение уполномоченным органом требования об опубликовании информации о предстоящем предоставлении земельных участков (несовершение таким органом предусмотренных земельным законодательством действий) лишает заинтересованных лиц реальной возможности узнать о наличии свободного участка для целей реализации предусмотренного законом права на обращение с соответствующим заявлением.
Требование о соблюдении публичной процедуры, закрепленной в пункте 2 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, направлено на создание гарантий равного доступа всех лиц к приобретению земельных участков из публичной собственности, исключение необоснованного приоритета земельных прав одних землепользователей по отношению к другим, поэтому не может рассматриваться в качестве недобросовестного поведения.
Указанная позиция высказана в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23.08.2018 по делу N А32-14354/2015, оставленного без изменения определением судья Верховного Суда Российской Федерации от 17.12.2018.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что дополнительное соглашение от 04.05.2010 является ничтожной сделкой.
При ничтожности дополнительного соглашения от 04.05.2010 действующим по отношению к спорным земельным участкам является договор аренды от 03.10.1997 N 486 (N0400000881), копия которого представлена заявителем в материалы дела.
Сторонами действительность указанного договора, как и тождественность со спорными земельными участками не оспаривается.
Вместе с тем, согласно постановлению главы Брюховецкого района Краснодарского края от 03.10.1997 "О продлении срока аренды земель" АО "Победа" предоставлен в аренду сроком до 01.09.2002 земельный участок общей площадью 703,87 га, в том числе 478,67 га пашни, залежи 20,40 га, пастбищ 187,70 га, полезащитных лесных полос 10,70 га, болот 3,30 га, под дорогами 2,90 га и прочих 0,20 га.
Указанная площадь в размере 703,87 га, в том числе 478,67 га пашни отражена в договоре аренды.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что договор аренды продлен на неопределенный срок.
Согласно пункту 1 статьи 610 ГК РФ договор аренды заключается на срок, определенный договором.
Согласно пункту 3 статьи 425 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по нему.
Пунктом 2 статьи 621 ГК РФ предусмотрено, что если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610 ГК РФ)
В связи с тем, что договор аренды заключен до введения в действие Земельного кодекса, а также до вступления в силу статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (введена Федеральным законом от 30.06.2008 N 108-ФЗ), требующей обязательного соблюдения публичных процедур для заключения договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, то договор аренды может быть возобновлен на неопределенный срок в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 621 ГК РФ.
Вместе с тем, в границах части земельных участков, образованных из земельного участка переданного по договору аренды от 03.10.1997 N 486 (N0400000881) расположены полезащитные лесополосы.
Согласно актам обследования от 27.02.2019, составленных ГКУ КК "Кубаньземконтроль" и сведениям публичной кадастровой карты:
в границах земельного участка с кадастровым номером 23:04:0401000:7 площадью 65000 кв. м проходит грунтовая дорога, которая является подъездом к смежному земельному участку и полезащитная лесополоса, состоящая из трех рядов;
в границах земельного участка с кадастровым номером 23:04:0401000:8 площадью 38000 кв. м проходит грунтовая дорога, которая является подъездом к смежному земельному участку и полезащитная лесополоса, состоящая из трех рядов;
в границах земельного участка с кадастровым номером 23:04:0401000:11 площадью 728000 кв. м проходит грунтовая дорога и полезащитная лесополоса, состоящая из трех рядов;
в границах земельного участка с кадастровым номером 23:04:0401000:13 площадью 1560000 кв. м проходит полезащитная лесополоса, состоящая из трех рядов и понижение рельефа;
в границах земельного участка с кадастровым номером 23:04:0401000:14 площадью 1560000 кв. м проходит полезащитная лесополоса, состоящая из трех рядов.
Согласно статье 12 ЗК РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Статья 13 ЗК РФ устанавливает, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:
1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;
3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с ЗК РФ, Федеральным законом от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Пункт 2 статьи 77 ЗК РФ устанавливает, что в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В силу статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для создания защитных лесных насаждений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, за исключением таких земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве, относятся к государственной собственности субъектов Российской Федерации.
Анализ приведенных нормативных правовых актов позволяет заключить, что защитные лесные насаждения на землях сельскохозяйственного назначения представляют собой искусственно созданные посадкой насаждения (деревья, кустарники), не входящие в лесной фонд, функционально предназначенные для защиты земель сельскохозяйственного назначения от воздействия неблагоприятных явлений природного, антропогенного и техногенного происхождения посредством использования их почвозащитных, водорегулирующих и иных защитных свойств.
Определенная часть защитных лесных насаждений на землях сельскохозяйственного назначения создана при осуществлении мероприятий по агромелиорации.
Согласно статье 7 Федерального закона от 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель" агромелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий, обеспечивающих сохранение, улучшение земель посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств защитных лесных насаждений. К этому типу мелиорации земель относятся, в частности, и противоэрозионная - защита земель от эрозии путем создания лесных насаждений на оврагах, балках, песках, берегах рек и др. территориях; полезащитная - защита земель от воздействия неблагоприятных явлений природного антропогенного и техногенного происхождения путем создания защитных лесных насаждений по границам земель сельскохозяйственного назначения; пастбище, защитная - предотвращение деградации земель пастбищ путем создания защитных лесных насаждений.
Защитные лесные насаждения на землях сельскохозяйственного назначения, созданные в процессе осуществления мероприятий по охране земель и находящиеся в публичной собственности, не могут считаться принадлежностью конкретного земельного участка (в массиве земель сельскохозяйственного назначения).
В случае если в состав земельного участка сельскохозяйственного назначения включена полезащитная лесная полоса, предназначенная для защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, в том числе и смежных земельных участков сельскохозяйственного назначения, и которая не создавалась заявителем в целях улучшения земель, такой земельный участок не может быть предоставлен в собственность арендатору при реализации положений подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ.
Указанная правовая позиция высказана в ответе на вопрос N 6 рекомендаций по правовым вопросам, рассмотренным на заседании Научно-консультативного совета при Арбитражном суде Северо-Кавказского округа 01.06.2018, утвержденных постановлением Президиума Арбитражного суда Северо-Кавказского округа 06.07.2018 (в редакции от 08.10.2018).
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что земельные участки с кадастровыми номерами 23:04:0401000:7, 23:04:0401000:8, 23:04:0401000:11, 23:04:0401000:13, 23:04:0401000:14 не могут быть предоставлены обществу на праве собственности.
Судом первой инстанции установлено, что основанием для отказа в предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 23:04:0401000:7, 23:04:0401000:8 послужил факт расположения грунтовых памятников археологии - курганов.
Указанные обстоятельства подтверждаются письмом Департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 23.08.2016 N 71-9627/16-04-01.
Довод общества о том, что земельные участки, занятые объектами археологического наследия, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не ограничены в обороте в соответствии с подпунктом 4 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ судом апелляционной инстанции не принимается по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками.
По данным Единого государственного реестра объектов культурного наследия, перечня выявленных объектов культурного наследия, материалам архива Управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края в границах земельных участков с кадастровыми номерами 23:04:0401000:7, 23:04:0401000:8 расположен памятник археологии:
"Курганная группа", с. Бейсугское, 3,25 км к востоку-юго-востоку от села. Памятник археологии охраняется государством в соответствии со ст. 16.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 1 статьи 99 ЗК РФ одним из видов земель историко-культурного назначения являются земли, занятые объектами культурного наследия.
Согласно статье 99 ЗК РФ к землям историко-культурного назначения относятся земли: 1) объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия; 2) достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел; 3) военных и гражданских захоронений.
Земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением.
Согласно статье 3 Федерального закона от 25.06.02 N 73-ФЗ к одному из видов объектов культурного наследия (наряду с памятниками и ансамблями) относятся достопримечательные места, которыми являются, в частности, культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, места совершения религиозных обрядов. Объектами археологического наследия являются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки.
Статей 4 названного Закона объекты археологического наследия отнесены к памятникам как одному из видов объектов культурного наследия федерального значения.
Согласно статье 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель, в том числе земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Законом об объектах культурного наследия.
Согласно статье 5 Закона об объектах культурного наследия земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и данным Законом.
Статьями 94 (подпункт 4 пункта 2) и 99 (подпункт 1 пункта 1) Земельного кодекса определено, что земли историко-культурного назначения, на которых расположены объекты археологического наследия, относятся к землям особо охраняемых территорий.
При этом, земли историко-культурного назначения используются в строгом соответствии с их целевым назначением. Не допускаются изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность.
Земельные участки, отнесенные к землям историко-культурного назначения, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством. В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия (пункты 2-4 статьи 99 Земельного кодекса).
Земли данной категории, в том числе земельные участки, занятые объектами археологического наследия, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничены в обороте в соответствии с подпунктом 4 пункта 5 статьи 27 названного Кодекса.
Абзацем вторым пункта 2 этой же статьи предусмотрено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Передача спорных земельных участков в собственность обществу фактически означает передачу в частную собственность части объекта археологического наследия, что является нарушением статьи 50 Федерального закона N 73-ФЗ, в силу которой объекты археологического наследия не подлежат отчуждению из государственной собственности.
В соответствии со статьей 52 Закона использование земельных участков, в пределах которых располагается объект археологического наследия, с нарушением названного Федерального закона и законодательства субъектов Российской Федерации об охране и использовании объектов культурного наследия запрещается.
Объекты, ограниченные в обороте, не могут быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
В статье 33 Закона об объектах культурного наследия установлено, что объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий (пункт 1). Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя (в том числе) разработку и согласование проектов зон охраны объектов культурного наследия, землеустроительной документации, градостроительных регламентов, а также решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о предоставлении земель и изменении их правового режима (подпункты 5 и 7 пункта 2); установление границы территории объекта культурного наследия как объекта градостроительной деятельности особого регулирования (подпункт 11 пункта 2).
Статьей 49 Закона N 73-ФЗ установлено, что объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которых он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно.
В соответствии со статьей 35 вышеуказанного Закона об объектах культурного наследия проектирование и проведение землеустроительных, земляных строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещается, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения. Проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо при обеспечении заказчиком работ указанных в пункте 3 настоящей статьи требований к сохранности расположенных на данной территории объектов культурного наследия (пункт 1 статьи 36 Закона об объектах культурного наследия).
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что при принятии оспариваемого решения департамент руководствовался официальной информацией представленной уполномоченным в данной области органа о том, что испрашиваемый земельный участок относится к землям историко-культурного назначения, в связи участки в силу подпункта 4 части 5 статьи 27 ЗК РФ ограничены в обороте и не подлежат приватизации.
Указанную в акте обследования информацию о наличии на земельном участке охраняемого государством объекта археологического наследия, заявитель не опроверг.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к верному выводу об обоснованности довода департамента о наличии на земельном участке с кадастровыми номерами 23:04:0401000:7, 23:04:0401000:8 охраняемого государством объекта археологического наследия "Курганная группа", что является препятствием для предоставления в собственность спорного земельного участка.
Довод апелляционной жалобы департамента о том, что в границах земельных участков с кадастровыми номерами 23:04:0401000:11; 23:04:0401000:12; 23:04:0401000:13; 23:04:0401000:14 расположен искусственный ров без водной глади - водные объекты, а, следовательно, земельные участки являются ограниченными в обороте, обоснованно не принят судом первой инстанции, поскольку в соответствии с представленными департаментом актами осмотра земельных участков от 23.01.2013 N 21, 20,19, 18; от 20.01.2014, N 24,23, 22, 21; от 12.04.2016 N 112, 109, 110, 111 сведения о наличии на указанных земельных участках искусственного рва отсутствуют.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ (ред. от 05.04.2016) "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду.
В соответствии с актами осмотра от 19.08.2016 на земельном участке кадастровый номер 23:04:0401000:12 на момент осмотра имелись поросли единичные экземпляры на подтоплении.
Согласно части 1 и пункту 3 части 2 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты подразделяются в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей. К поверхностным водным объектам относятся, в том числе, водотоки (реки, ручьи, каналы) и водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в собственности физического лица, если иное не установлено федеральными законами, могут находиться пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности физическому лицу.
По смыслу вышеназванных норм права в собственности физического лица или юридического лица может находиться пруд площадью не более 1 км2,границы которого полностью расположены в границах земельного участка, принадлежащего данному лицу на праве собственности, а также не имеющий гидравлической связи с иными водными объектами, не входящий в сеть водотоков и водоемов.
Водный кодекс не относит искусственные рвы к водным объектам. Кроме того, исходя из приведенных доказательств искусственные рвы были созданы для сохранения плодородия почвы арендованных земельных участков, так как участки являются подтопляемыми.
В соответствии с ответом Департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 23.08.2016 N 71-9627/16-04-01 земельные участки кадастровый номер 23:04:0401000:11; 23:04:0401000:12; 23:04:0401000:13; 23:04:0401000:14 являются зонами сельскохозяйственного назначения на которые градостроительный регламент не установлен.
В соответствии с пунктом 4.1.5 дополнительного соглашения от 04.05.2010 арендатор имеет право самостоятельно осуществлять хозяйственную деятельность на участке в соответствии с целями и условиями его предоставления и проводить агротехнические, агрохимические, мелиоративные, фитосанитарные и противоэрозионные мероприятия но воспроизводству плодородия земель (пункт 4.1.10 соглашения от 04.05.2010).
Кроме того, данным дополнительным соглашением на арендатора была возложена обязанность по осуществлению комплекса мероприятий по рациональному использованию и охране земель, внедрению природоохранных технологий производства, защите почв от эрозии, подтопления, заболачивания, загрязнения и других процессов ухудшающих состояние почвы (п. 4.3.8 соглашения от 04.05.2010).
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в границах земельных участков отсутствуют водные объекты.
Вместе с тем, по информации, представленной ГКУ КК "Кубаньземконтроль" на земельных участках с кадастровыми номерами 23:04:0401000:9, 23:04:0401000:13, 23:04:0401000:14 расположены грунтовые дороги.
Довод общества о том, что администрация представила в материалы дела пояснения, согласно которым грунтовые дороги на указанных земельных участках генеральным планом поселения не предусмотрены, на земельных участках отсутствуют территории общего пользования, в связи с чем, отказ в удовлетворении требований по указанному мотиву является безосновательным, судом апелляционной инстанции отклоняется по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно подпункту 7 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничены в обороте земельные участки предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом Российской Федерации.
Земли транспорта относятся к землям специального назначения в связи с характером специальных задач, для решения которых они используются или предназначены.
Из оспариваемого отказа следует, что основанием для отказа в представлении земельного участка с кадастровым номером 23:04:0401000:5, послужило нахождение газопровода.
Довод апелляционной жалобы департамента о наличии в границах земельного участка с кадастровым номером 23:04:0401000:5 объекта, принадлежащего третьим лица на праве собственности, судом апелляционной инстанции не принимается по следующим основаниям.
Из письма АО "Брюховецкаярайгаз" от N 05-12-14/378 от 03.02.2017 подтвержден факт наличия подземного газопровода.
Довод департамента о том, что испрашиваемый земельный участок является ограниченным в обороте по причине нахождения на нем газопровода высокого давления, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку наличие на спорном земельном участке подземного магистрального газопровода высокого давления в силу статей 27, 90 ЗК РФ не препятствует его предоставлению.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что довод об ограниченности в обороте спорного земельного участка с кадастровым номером 23:04:0401000:5 документально не подтвержден.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о законности требований заявителя о признании незаконным решение Департамента имущественных отношений Краснодарского края за исх. N 52-23691/16-32.20 от 02.09.2016 о предоставлении в собственность за плату, без проведения торгов следующих земельных участков: кадастровый номер 23:04:0401000:5, 23:04:0401000:10; 23:04:0401000:12.
Абзацем 2 пункта 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ установлено, что решение о предоставлении земельного участка в собственность или об отказе в его предоставлении в собственность должно быть принято в течение тридцати дней со дня подачи таким арендатором заявления в письменной форме в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Предметом настоящего спора является отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность.
Способом восстановления нарушенных прав заявителя в данном случае может быть только направление департаментом заявителю проекта договора купли-продажи в отношении земельных участков: кадастровый номер 23:04:0401000:5, 23:04:0401000:10; 23:04:0401000:12.
В удовлетворении остальной части требований судом первой инстанции обоснованно отказано, ввиду отсутствия документального подтверждения.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционных жалоб суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.11.2019 по делу N А32-43310/2016 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Д.В. Емельянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-43310/2016
Истец: АО Фирма "Агрокомплекс", АО фирма "Агрокомплекс" им. Н.И. Ткачева
Ответчик: Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Третье лицо: Администрация Брюховецкого сельского поселения Брюховецкий района, Администрация Брюховецкого сельского поселения Брюховецкого района, Администрация КК, Администрация Краснодарского края, Администрация Краснодарского края (Управление охраны объектов культурного наследия), Администрация МО Брюховецкий район, Администрация муниципального образования Брюховецкого района, Администрация Новоджерелиевского сельского поселения, Администрация Новоджерелиевского сельского поселения Брюховецкого района, АО "Брюховецкаярайгаз", Кубанское бассейновое водное управление
Хронология рассмотрения дела:
05.08.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5085/20
25.03.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-3029/20
08.11.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-43310/16
26.11.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9172/18
20.08.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-8431/18
06.04.2018 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-43310/16