г. Москва |
|
25 марта 2020 г. |
Дело N А41-94057/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 марта 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей Иевлева П.А., Диаковской Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Искендеровой Я.Г.,
при участии в заседании:
от заявителя Общероссийского союза "Федерации Независимых Профсоюзов" (ИНН: 7736056453,ОГРН: 1027700352822) - Кузьмина Д.И. представитель по доверенности от 24.10.2019 года,
от заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ИНН: 7727270299, ОГРН: 1047727043561) - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 16 декабря 2019 года по делу N А41-94057/19, по заявлению Общероссийского союза "Федерации Независимых Профсоюзов" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Общероссийский союз "Федерации Независимых Профсоюзов" (далее -ФНПР, заявитель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения Управления Росреестра по Московской области от 25 июля 2019 года N МО-19/РКФ-278927, обязании Управление Росрееестра по Московской области исключить из Единого государственного реестра недвижимости запись об объекте недвижимого имущества: назначение: нежилое здание; наименование: Здание ТП; кадастровый номер 50:09:0000000:14080; площадь 40,2 кв.м.; адрес - Льяловское шоссе ФНПР; правообладатель: Общероссийский союз "Федерация Независимых Профсоюзов России", ИНН 7736056453; вид, номер и дата государственной регистрации права: собственность N 50-50-09/049/2006-278 от 17.11.2006.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16 декабря 2019 года по делу N А41-94057/19 заявленные требования удовлетворены (т. 1, л.д. 69-71).
Не согласившись с данным судебным актом, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Управление Росреестра по Московской области, извещенных надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ, вступившего в силу 01 ноября 2010 года).
Представитель ФНПР возражал против доводов апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Общероссийский союз "Федерация Независимых Профсоюзов России" является собственником объекта недвижимого имущества: Здание, назначение: Нежилое здание - ТП (трансформаторная подстанция), кадастровый номер 50:09:0000000:179173, площадь 40,2 кв.м., адрес места нахождения: Московская область, Солнечногорский район, пос. Менделеево.
В 1999 году на Здание зарегистрировано право собственности ФНПР (запись регистрации N 50-01.09-6.1999-516.1 от 31.05.1999) и право оперативного управления Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петребургский Гуманитарный университет профсоюзов" (НОУ ВПО "СПБГУ профсоюзов"), ОГРН 1027808003728, ИНН 7816002340 (запись регистрации N 50-01.09-04.2003-0479.6 от 04.04.2003), что подтверждают следующие документы: выписка из ЕГРН от 31.07.2018 N 99/2018/142331691 в отношении Здания с записью регистрации N 50-01.09-6.1999-516.1 от 31.05.1999; выписка из ЕГРН от 14.03.2019 N 77/100/343/2019-716 в отношении Здания с записью регистрации N50-01.09-6.1999- 516.1 от 31.05.1999.
Как указывает истец, в 2006 году, не располагая сведениями о произведенной ранее государственной регистрации права собственности ФНПР на Здание (от представителя ФНПР не была получена своевременно соответствующая информация), ФНПР вновь обратился через другого представителя в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права собственности ФНПР на Здание, в результате чего повторно произведена государственная регистрация права собственности ФНПР на Здание (запись регистрации N 50-50-09/049/2006-278 от 17.11.2006), что подтверждают следующие документы: выписка из ЕГРН от 31.07.2018 N 99/2018/142334309 в отношении Здания запись регистрации N 50-50-09/049/2006-278 от 17.11.2006; выписка из ЕГРН от 14.03.2019 N 77/100/343/2019-717 в отношении Здания с записью регистрации N 50-50-09/049/2006-278 от 17.11.2006.
В 2012 Зданию, как объекту, в отношении которого произведена запись регистрации N 50-50-09/049/2006-278 от 17.11.2006, присвоен: кадастровый номер 50:09:0000000:14080.
В 2014 году Зданию как объекту, в отношении которого произведена запись регистрации N 50-01.09-6.1999-516.1 от 31.05.1999, присвоен кадастровый номер 50:09:0000000:179173.
Таким образом, одному и тому же Зданию сначала (в 2012 году) присвоен один кадастровый номер (50:09:0000000:14080), а затем позднее (в 2014 году) присвоен другой кадастровый номер (50:09:0000000:179173).
При этом в ЕГРП сведения о Здании, которому присвоен в 2014 году кадастровый номер 50:09:0000000:179173, внесены еще в 1999 году, а сведения о Здании, которому присвоен в 2012 году кадастровый номер 50:09:0000000:14080, внесены в ЕГРП в 2006 году.
Таким образом, сведения о Здании, внесенные в ЕГРП в 1999 году (запись регистрации N 50-01.09-6.1999-516.1 от 31.05.1999) являются более ранними, чем сведения о Здании внесенные в ЕГРП в 2006 году (запись регистрации N 50-50-09/049/2006-278 от 17.11.2006).
Поскольку в отношении Здания первая запись регистрации произведена в 1999 году, то, по мнению ФНПР, у Здания должен остаться тот кадастровый номер, который относится к записи регистрации 1999 года, т.е. кадастровый номер 50:09:0000000:179173, а второй кадастровый номер 50:09:0000000:14080 подлежит аннулированию.
Наименование, размер площади, иные идентифицирующие признаки, характеристики Здания с кадастровым номером 50:09:0000000:179173, а также основания для государственной регистрации права собственности ФНПР на Здание, указанные в записи регистрации N 50-01.09-6.1999-516.1 от 31.05.1999, полностью совпадают, соответственно, с наименованием, размером площади, иными идентифицирующими признаками, характеристиками Здания, а также с основаниями для государственной регистрации права собственности ФНПР на Здание, которые содержатся в записи регистрации N 50-50-09/049/2006-278 от 17.11.2006.
После 2014 года в сведениях о Здании, в отношении которого имеется регистрационная запись N 50-50-09/049/2006-278 от 17.11.2006, появилась ошибка в сведениях об адресе места нахождения Здания (вместо правильного адреса: "Московская область, Солнечногорский район, пос. Менделеево" был указан неправильный адрес: "Льяловское шоссе ФНПР").
Кроме того, в разделе о зарегистрированных правах на Здание, в отношении которого произведена запись регистрации N 50-50-09/049/2006-278 от 17.11.2006, отсутствуют сведения о государственной регистрации права оперативного управления НОУ ВПО "СПБГУ профсоюзов" на Здание.
Содержащиеся в ЕГРН сведения о Здании, внесённые в ЕГРП в 1999 году, согласно которым Здание имеет кадастровый номер 50:09:0000000:179173, содержат полную и достоверную информацию о Здании.
Таким образом, в настоящее время в Едином государственном реестре недвижимости в отношении одного здания содержатся, как выяснилось, две записи: запись о Здании с кадастровым номером 50:09:0000000:179173; запись о Здании с кадастровым номером 50:09:0000000:14080. При этом данные о Здании с кадастровым номером 50:09:0000000:179173 по времени их внесения в реестр являются более ранними, а также полными, в то время как данные о Здании с кадастровым номером 50:09:0000000:14080 сформировались позднее, т.е. являются дублирующими, и кроме того, могут быть охарактеризованы как неполные, частично недостоверные, в связи с чем должны быть исключены из ЕГРН.
16.03.2018 Истцом подано заявление в Солнечногорский отдел Управления Росреестра по Московской области об исправлении технической ошибки путем исключения из ЕГРН записи об объекте недвижимого имущества: нежилое здание, здание ТП, кадастровый номер 50:09:0000000:14080, запись регистрации N 50-50-09/049/2006-278 от 17.11.2006, адрес места нахождения: Льяловское шоссе ФНПР.
Письмом от 11.09.2018 Ответчик отказал Истцу в исключении сведений об Объекте-2 из ЕГРН, мотивировав отказ тем, что поскольку исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости, а в иных случаях - исключительно на основании Решения суда.
Решением от 25.07.2019 N МО-19/РКФ-278927 Управление Росреестра по Московской области повторно отклонило заявление ФНПР об исправлении технической ошибки в сведениях ЕГРН об объекте недвижимости.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд.
Оценив доводы заявителя апелляционной жалобы и проверив их обоснованность, апелляционный суд считает их несостоятельными в связи со следующим.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Удовлетворение требования о признании ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным или его решения, действия (бездействия) незаконным возможно при установлении несоответствия названных акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
В соответствии с ч. ч. 3, 4 ст. 1 Закона N 218-ФЗ, государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии с п. 7 ст. 1 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В соответствии с пунктом 1 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Таким образом, технические ошибки - это описки, опечатки, грамматические, арифметические или другие подобные ошибки, которые допущены регистрирующим органом при внесении сведений в ЕГРН. В результате такой ошибки сведения о недвижимости не соответствуют данным в документах, на основании которых сведения вносились в реестр.
В соответствии с Письмом Росреестра от 26.03.2015 N 09-исх/04159-ГЕ/15 "Об исключении из государственного кадастра недвижимости дублирующих записей" в орган кадастрового учета могут поступить сведения, свидетельствующие о необходимости исправления технических ошибок, содержащихся в ГКН, в том числе и в связи с наличием дублирующих записей, не только с заявлениями, но и в документе произвольной формы (в частности, обращении). При этом может быть указана информация только об одном ОКС, в сведениях о котором, по мнению заявителя, содержится техническая ошибка (заявитель не всегда может обладать информацией о наличии в ГКН дублирующих записей об ОКС, в том числе о его кадастровом номере).
При этом может быть указана информация только об одном ОКС, в сведениях о котором, по мнению заявителя, содержится техническая ошибка (заявитель не всегда может обладать информацией о наличии в ГКН дублирующих записей об ОКС, в том числе о его кадастровом номере).
Из части 4 статьи 61 Закона N 218-ФЗ следует, что в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
Таким образом, как верно установил суд первой инстанции наличие двух записей в ЕГРН относительно одного объекта недвижимого имущества нарушает права ФНПР, в частности, как налогоплательщика по налогу на имущество организаций.
Учитывая изложенное выше, апелляционный суд приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 16 декабря 2019 года по делу N А41-94057/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-94057/2019
Истец: ОБЩЕРОССИЙСКИЙ СОЮЗ "ФЕДЕРАЦИЯ НЕЗАВИСИМЫХ ПРОФСОЮЗОВ РОССИИ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ