г. Вологда |
|
24 марта 2020 г. |
Дело N А13-19849/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 24 марта 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Храмцовым А.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Череповце Вологодской области (межрайонного) на решение Арбитражного суда Вологодской области от 29 ноября 2019 года по делу N А13-19849/2019,
установил:
бюджетное учреждение здравоохранения Вологодской области "Медико-санитарная часть "Северсталь" (ОГРН 1023501237242, ИНН 3528036956; адрес: 162608, Вологодская область, город Череповец, улица Металлургов, дом 18; далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Череповце Вологодской области (межрайонному) (ОГРН 1023501245074, ИНН 3528076797; адрес: 162602, Вологодская область, город Череповец, улица Труда, дом 49; далее - управление) о признании недействительным решения от 16.09.2019 N 045S19190009467.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 29 ноября 2019 года заявленные требования удовлетворены, на управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав учреждения, с управления в пользу учреждения взыскано 3 000 руб. расходов по уплате государственной пошлине.
Управление с таким решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что в "дополняющей" форме за март 2019 года от 16.05.2019 выявлены 1 417 застрахованных лиц, сведения на которых представлены с нарушением установленного срока, 23.05.2019 учреждение дополнительно представило сведения за март 2019 года в отношении 1 застрахованного лица, 24.05.2019 в отношении 10 застрахованных лиц, данные застрахованные лица отсутствовали в формах СЗВ-М, представленных за соответствующий отчетный период, таким образом, учреждением нарушен срок представления сведений по форме СЗВ-М за март 2019 года в отношении 1 428 застрахованных лиц.
Учреждение отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, учреждение является лицом, производящим выплаты физическим лицам и в силу статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" признается страхователем (далее - Закон N 167-ФЗ).
Предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) сведения по форме СЗВ-М с типом "исходная" в отношении 154 застрахованных лиц представлены учреждением 02.04.2019. Также 02.04.2019 страхователь представил сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" в отношении 2 застрахованных лиц, 08.04.2019 - в отношении 1 застрахованного лица.
Учреждение 16.05.2019 дополнительно представило в управление сведения за март 2019 года в отношении 1 568 застрахованных лиц, из них на 149 застрахованных лиц сведения были представлены в форме с типом "исходная" от 02.04.2019. Также в форме от 16.05.2019 присутствует застрахованное лицо - Тошина В.А., сведения на которую были представлены в "дополняющей" форме за март 2019 года от 08.04.2019.
Страхователь 23.05.2019 представил форму СЗВ-М за март 2019 года с типом "отменяющая" в отношении 1 застрахованного лица, которое присутствовало в форме от 16.05.2019.
Затем учреждение 23.05.2019 дополнительно представило в управление сведения в отношении 1 застрахованного лица, 24.05.2019 - в отношении 10 застрахованных лиц.
Поскольку отраженные в формах "дополняющая" сведения о застрахованных лицах отсутствовали в формах СЗВ-М с типом "исходная", представленных за соответствующий отчетный период, управление пришло к выводу о том, что учреждение не исправило (не уточнило) ранее представленные сведения в отношении застрахованных лиц, а вновь представило сведения на иных застрахованных лиц.
На основании изложенного управлением составлен акт от 12.08.2019 N 045S18190011112, в котором установлено представление сведений на 1 428 застрахованных лиц с нарушением предусмотренного срока.
По результатам рассмотрения акта управлением принято решение от 16.09.2019 N 045S19190009467 о привлечении учреждения к ответственности в виде финансовой санкции в сумме 714 000 руб. (1 428 х 500) по части третьей статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства, проанализировав соответствующие нормативные правовые акты, пришел к выводу об обоснованности предъявленного требования, в связи с этим удовлетворил заявление учреждения.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Таким образом, страхователи обязаны были представить перечисленные сведения за апрель 2019 года не позднее 15.05.2019.
Согласно статье 1 Закона N 27-ФЗ индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части третьей статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 указанного Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Отчетность, представляемая по форме СЗВ-М, утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 N 83п.
Данным постановлением в поле "Тип формы" предусмотрено проставление одного из нижеперечисленных кодов: "исхд", "доп" и "отмн":
код "исхд" (исходная форма) указывается при первичной подаче формы СЗВ-М за данный отчетный период;
код "доп" (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
код "отмн" (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
В материалах дела усматривается и управлением не оспаривается, что предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ сведения по форме СЗВ-М за спорный отчетный период (исходные) представлены учреждением в установленный Законом срок.
Вместе с тем самостоятельно выявив ошибку в указанных сведениях, страхователь предъявил в управление сведения СЗВ-М по форме "дополняющая" за март 2019 года.
Частью третьей статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность за различные правонарушения: непредставление сведений в установленный срок, представление неполных сведений, представление недостоверных сведений.
Согласно правовой позиции, содержащейся в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2018 года N 303-КГ18-99, от 05 сентября 2018 года N 303-КГ18-5702, в соответствии с положениями статьи 15 Закона N 27-ФЗ и пункта 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н), страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения в отношении застрахованных лиц.
Статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
В рассматриваемом случае из материалов дела следует, что, самостоятельно выявив ошибки до их обнаружения управлением, учреждение реализовала свое право на уточнение представленных сведений за март 2019 года, откорректировав их путем представления в управление дополнительных сведений в отношении застрахованных лиц за этот период.
Проверка, по результатам которой установлено нарушение заявителем требований Закона N 27-ФЗ и принято решение о привлечении страхователя к ответственности, проведена управлением только после получения дополнительно представленных сведений.
Доказательств, опровергающих доводы учреждения о самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных сведениях, управлением не представлены, на наличие таких доказательств податель жалобы не ссылается.
Самостоятельное выявление и устранение страхователем ошибки в ранее представленных сведениях о застрахованных лицах, в силу приведенных выше нормативных положений, допускает не применять к страхователю финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Также данный подход соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой принципы справедливости и соразмерности предполагают пропорциональность не только в санкциях, но и в условиях освобождения от ответственности в зависимости от тяжести содеянного, причиненного ущерба, степени вины и других существенных обстоятельств, не исключая поощрения к правомерному поведению в фискальных правоотношениях (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 06 февраля 2018 года N 6-П).
При таких обстоятельствах основания для применения к инспекции финансовых санкций, предусмотренных частью третьей статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в данном случае отсутствовали.
Доводы управления об ином основаны на ошибочном толковании правовых норм.
Таким образом, у управления отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемого решения.
Обжалуемое решение суда соответствует обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 29 ноября 2019 года по делу N А13-19849/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Череповце Вологодской области (межрайонного) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Болдырева |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-19849/2019
Истец: БУЗ ВО "Медсанчасть "Северсталь"
Ответчик: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Череповце межрайонное