г. Москва |
|
25 марта 2020 г. |
Дело N А41-56402/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 марта 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Марченковой Н.В., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Казаковой Т.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Рузского городского округа Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 29.11.2019 по делу N А41-56402/19, по иску ООО "Мегарон" к Администрации Рузского городского округа Московской области о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Мегарон" (далее - заявитель, общество, ООО "Мегарон") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Рузского городского округа Московской области (далее - заинтересованное лицо, администрация) с требованиями:
- признать незаконным отказ Администрации Рузского городского округа Московской области от 30.05.2019 N исх-883 в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 50:19:0020201:180, расположенного по адресу Московская область Рузский район пос. Тучково.
- обязать Администрацию Рузского городского округа Московской области осуществить подготовку проекта договора купли-продажи с обществом с ограниченной ответственностью "Мегарон" в собственность за плату в размере 15% от кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:19:0020201:180 в трех экземплярах, подписать и направить в адрес ООО "Мегарон".
Решением Арбитражного суда Московской области от 29 ноября 2019 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, Администрация обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru и заявивших ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, индивидуальному частному предприятию "Мегарон" на основании Постановления главы администрации Рузского района Московской области N 811 от 26 июля 1996 года был предоставлен земельный участок площадью 0,15 га, для строительства производственной базы, расположенный в пос. Тучково.
7 августа 1996 года индивидуальному частному предприятию "Мегарон" Рузским комитетом по земельным ресурсам и землеустройству было выдано свидетельство N 675 о предоставлении земельного участка площадью 0,15 га. на праве бессрочного пользования.
Предоставленный индивидуальному частному предприятию "Мегарон" земельный участок был поставлен на кадастровый учет с описанием границ 28 июня 2006 года. Земельному участку был присвоен кадастровый номер 50:19:0020201:180.
13 июня 2012 года ООО "Мегарон" было выдано разрешение на строительство N RU 50515102-01/2012-019.
15 июня 2012 года выстроенное ООО "Мегарон" здание общей площадью 155,3 кв.м, было введено в эксплуатацию на основании решения на ввод в эксплуатацию N RU 50515102-02/2012-012.
13 августа 2012 года ООО "Мегарон" зарегистрировало право собственности на административное здание, назначение: нежилое, 3-х этажное, площадью 155,3 кв.м., кадастровый номер 50:19:0020205:1381, расположенное по адресу: Московская область Рузский район пос. Тучково ул. Восточная д.35, регистрационная запись 50-50-19/036/2012414
8 мая 2014 года ООО "Мегарон" было выдано разрешение на строительство N RU 50515102-01/2014-10.
27 октября 2014 года выстроенное ООО "Мегарон" здание общей площадью 192,4 кв.м, было введено в эксплуатацию на основании решения на ввод в эксплуатацию N RU 50515102-02/2014-34.
13 апреля 2017 года ООО "Мегарон" зарегистрировало право собственности на здание гаража, назначение: нежилое, 1-о этажное, площадью 192,4 кв.м., кадастровый номер 50:19:0020205:893, расположенное по адресу: Московская область Рузский район пос. Тучково ул. Восточная, регистрационная запись 50:19:0020201:893-50/019/2017-1
Таким образом, на находящемся в пользовании ООО "Мегарон" земельном участке с кадастровым номером 50:19:0020201:180, общей площадью 1500 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения промышленных объектов, расположенный по адресу Московская область Рузский район пос. Тучково расположены два нежилых здания площадью 155,3 кв.м, и 192,4 кв.м., принадлежащие ООО "Мегарон" на праве собственности.
17 апреля 2019 года ООО "Мегарон" обратилось в Администрацию Рузского городского округа Московской области с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 50:19:0020201:180, общей площадью 1500 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения промышленных объектов, расположенный по адресу Московская область Рузский район пос. Тучково.
ООО "Мегарон" просило передать земельный участок в собственность за плату без проведения торгов, основываясь на положениях пп.6, 7 п. 2 ст.39.3, ст.39.4 и п.1 ст.39.20 ЗК РФ, Законе Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области" N 23/96-03 от 07 июня 1996 года, Постановлении Правительства Московской области "Об установлении цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Московской области или государственная собственность, на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на таких земельных участках" N 639/16 от 02 мая 2012 года.
30 мая 2019 года Администрацией Рузского городского округа Московской области принято решение об отказе в предоставлении государственной услуги N исх-883. Данным решением ООО "Мегарон" было отказано в выкупе земельного участка.
Администрация Рузского городского округа Московской области отказала в предоставлении (выкупе) земельного участка за плату в связи с тем, что в соответствии с пунктом 13.2.18 Административного регламента предоставления государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов", утвержденного Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области N 13ВР- 1770 от 30 ноября 2017 года, предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
В обоснование данного довода Администрация указала на то, что ООО "Мегарон" ранее обращалось с аналогичным заявлением, на заседании МВК было принято решение о согласовании заключения договора купли-продажи земельного участка при условии предоставления выписки из ЕГРН о зарегистрированном за ООО "Мегарон" праве постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок.
При обращении с заявлением о предоставлении земельного участка помимо документов, подтверждающих право заявителя на земельный участок и строения расположенные на нем, было предоставлено Уведомление об отказе в государственной регистрации права N 50/019/2018-9128 от 09 января 2019 года, выданное Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, в котором Управление Росреестра по Московской области указало на то, что в соответствии с действующим законодательством перерегистрировать право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок ООО "Мегарон" не возможно в виду того, что в настоящее время не предусмотрен данный вид права.
Считая отказ Администрации незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, последний обратился в суд с настоящими требованиями.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из нижеследующего.
В соответствии с части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие статьей 12 ГК РФ.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса (ст. 39.2 ЗК РФ).
В силу пункта 1 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам, за исключением лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 ЗК РФ.
Пунктами 2 и З статьи 39.4 ЗК РФ предусмотрено, при заключении договора купли - продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном:
1) Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
При заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом.
Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ).
Согласно абзацу 1 пунктами 3.1 статьи 12 Закона Московской области от 07 июня 1996 года N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" цена продажи земельных участков, находящихся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, сооружения, расположенные на таких земельных участках, устанавливается Правительством Московской области.
В силу подпункта 2 пункта 1 Постановлении Правительства Московской области N N639/16 от 02 мая 2012 года "Об установлении цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена, собственникам зданий, сооружений либо помещений в них, расположенных на таких земельных участках", цена продажи земельных участков, находящихся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на таких земельных участках, в размере, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, установлена равной пятнадцати процентам кадастровой стоимости земельного участка.
Статьей 39.16 ЗК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной или государственной собственности, без проведения торгов, в том числе, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
Согласно пункту 2 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 года N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 года N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 года N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения".
В подтверждение правопреемства общества в материалы дела заявителем представлено решение учредителя индивидуального частного предприятия "Мегарон" от 28 апреля 2003 года о реорганизации предприятия в общество с ограниченной ответственностью "Мегарон" в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Повторно оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличия у общества права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком, а следовательно и права на преимущественное право выкупа.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться в том числе указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части (часть 5 статьи 201 Кодекса).
Учитывая изложенные обстоятельства, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи, как того требуют положения, содержащиеся в части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и другие положения Кодекса, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 29.11.2019 по делу N А41-56402/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
Н.В. Марченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-56402/2019
Истец: ООО "МЕГАРОН"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ РУЗСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Министрество имущественных отношений Московской области, АДМИНИСТРАЦИЯ РУЗСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ