город Воронеж |
|
24 марта 2020 г. |
Дело N А35-8106/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 марта 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Песниной Н.А.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола секретарем Малюгиным П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тепло Плюс" на решение Арбитражного суда Курской области от 19.12.2019 по делу N А35-8106/2019 (судья Силакова О.Н.), принятое по заявлению Верхне-Донского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в лице обособленного подразделения Верхне-Донского управления Ростехнадзора о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Тепло Плюс" (ОГРН 1104623000129, ИНН 4610007068) к административной ответственности на основании статьи 14.61 КоАП РФ,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: акционерное общество "АтомЭнергоСбыт" - обособленное подразделение "КурскАтомЭнергоСбыт",
в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью "Тепло Плюс", Верхне-Донского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в лице обособленного подразделения Верхне-Донского управления Ростехнадзора и акционерного общества "АтомЭнергоСбыт" - обособленное подразделение "КурскАтомЭнергоСбыт", извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Верхне-Донское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в лице Обособленного подразделения Верхне-Донского управления Ростехнадзора (далее - Верхне-Донское управление Ростехнадзора, управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Тепло Плюс" (далее - ООО "Тепло Плюс", общество) к административной ответственности по статье 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс).
Определением от 20.11.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "АтомЭнергоСбыт" - обособленное подразделение "КурскАтомЭнергоСбыт" (далее - АО "АтомЭнергоСбыт", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Курской области от 19.12.2019 заявленные требования удовлетворены, ООО "Тепло Плюс" привлечено к административной ответственности по ст. 14.61 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Тепло Плюс" обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Ссылается на то, что ООО "Тепло Плюс" не внесено в Перечень потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям на территории Курской области на 2019-2020 годы, утвержденным распоряжением губернатора Курской области от 21.06.2019 N 192-рг. Деятельность по предоставлению услуги холодного водоснабжения в г. Рыльске осуществляет МУП "Горводоканал".
В представленном отзыве Верхнее-Донское управление Ростехнадзора возражает против доводов апелляционной жалобы, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Указывает, что общество отнесено к категории потребителей электрической энергии согласно приложению к Правилам N 422 (п.255 Правил) и обязано предоставить гарантирующему поставщику обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности). Доказательств принятия соответствующих мер не имеется.
АО "АтомЭнергоСбыт" в представленном письменном отзыве также возражает против доводов апелляционной жалобы и просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. ст. 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Между АО "АтомЭнергоСбыт" в лице обособленного подразделения "КурскАтомЭнергоСбыт" (Гарантирующий поставщик) и ООО "Тепло Плюс" (Потребитель) заключен договор энергоснабжения от 01.04.2014 N 46330043.
18.03.2019 в адрес ООО "Тепло Плюс" направлено уведомление N 46-33-26/47, согласно которому по состоянию на дату направления уведомления задолженность общества за потребленную электрическую энергию за период с ноября 2018 года по февраль 2019 года составляла 1 929 122,92 руб.
Данное обстоятельство послужило основанием для предложения со стороны АО "АтомЭнергоСбыт" предоставить в срок до 20.05.2019 обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договору энергоснабжения от 01.04.2014 N 46330043.
Уведомление получено представителем общества 19.03.2019, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового отправления.
По состоянию на 21.05.2019 обеспечение не предоставлено.
03.07.2019 в Верхне-Донское управление Ростехнадзора от АО "АтомЭнергоСбыт" поступили сведения о наличии в действиях ООО "Тепло Плюс" признаков административного правонарушения. К указанным сведениям приложены подтверждающие документы, а именно - счета-фактуры, акт сверки взаимных расчетов, уведомление о необходимости предоставления обеспечения, договор энергоснабжения, расчет дебиторской задолженности.
23.07.2019 в присутствии законного представителя ООО "Тепло Плюс" директора Мосина Е.Н. Верхнее-Донским управлением Ростехнадзора был составлен протокол N К4/503-6546 об административном правонарушении по признакам наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.61 КоАП РФ в части нарушения установленного порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате.
При этом в соответствии с указанным протоколом обществу вменяется нарушение установленной п.255 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 422 (далее - Правила от 04.05.2012 N 422) в связи с непредставлением обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии.
В соответствии с пояснениями законного представителя общества, отсутствует обеспечение под банковскую гарантию, поскольку все имущество находится в аренде.
Руководствуясь частью 3 статьи 23.1 Кодекса административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "Тепло Плюс" к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В силу части 5 статьи 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении и составления протокола об административном правонарушении, возлагается на орган, вынесший соответствующее постановление, составивший протокол.
Согласно статье 14.61 КоАП РФ нарушение потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, потребителем газа, потребителем тепловой энергии либо теплоснабжающей организацией установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), газа, тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате в соответствии с установленными договорами о предоставлении указанных энергетических ресурсов сроками платежей, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в области энергопотребления, в том числе установленный законодательством порядок и режим потребления электрической энергии потребителями, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям.
Объективной стороной правонарушения является неисполнение таким потребителем установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности).
Субъектами правонарушения являются должностные и юридические лица.
Согласно пункту 255 постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2017 N 139 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения исполнения по оплате энергоресурсов" (далее - постановление Правительства РФ N139) потребители, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям и категории которых предусмотрены приложением к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденным постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, обязаны предоставить гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), если соответствующий потребитель не исполнил или ненадлежащим образом исполнил обязательства по оплате электрической энергии (мощности) гарантирующему поставщику и это привело к образованию задолженности перед гарантирующим поставщиком по оплате электрической энергии (мощности) в размере, равном двойному размеру среднемесячной величины обязательств потребителя по оплате электрической энергии (мощности) или превышающем такой двойной размер.
В пункте 256 постановления Правительства РФ N 139 определено, что гарантирующий поставщик определяет потребителя, соответствующего предусмотренному абзацем первым пункта 255 настоящего документа критерию, и направляет ему уведомление об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения уведомления.
В соответствии с пунктами 258, 259 постановления Правительства РФ N 139 потребитель, соответствующий предусмотренному абзацем первым пункта 255 настоящего документа критерию, обязан предоставить гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) на срок, определяемый гарантирующим поставщиком.
Указанный срок не может превышать 6 месяцев со дня предоставления обеспечения исполнения обязательств.
Срок, в течение которого необходимо предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), определяется гарантирующим поставщиком, при этом дата окончания указанного срока не может наступить ранее, чем через 60 дней со дня получения потребителем уведомления об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности).
Обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) предоставляется потребителем, который соответствует предусмотренному абзацем первым пункта 255 постановления критерию и определен гарантирующим поставщиком, в виде выдаваемой банком независимой гарантии, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации.
Банковская гарантия обеспечивает исполнение возникших после ее выдачи обязанностей по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договорам энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключенным с гарантирующим поставщиком.
Помимо этого по согласованию с гарантирующим поставщиком потребителем может быть предоставлена государственная или муниципальная гарантия либо исполнение обязательств по оплате электрической энергии (мощности) может быть обеспечено иными способами, предусмотренными законом или договором (пункт 260 постановления).
В соответствии с пунктом 264 постановления Правительства РФ N 139 в случае неисполнения потребителем, соответствующим предусмотренному абзацем первым пункта 255 данного документа критерию, обязанности по предоставлению обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) до истечения срока предоставления обеспечения, предусмотренного указанным в пункте 256 данного документа уведомлением, и при наличии у указанного потребителя задолженности перед гарантирующим поставщиком, послужившей основанием для предъявления к нему требования о предоставлении обеспечения исполнения обязательств, гарантирующий поставщик направляет в федеральный орган исполнительной власти, к компетенции которого отнесено рассмотрение дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сведения, указанные в пункте 262 данного документа, а также соответствующую информацию и оригиналы необходимых документов.
Согласно пункту 3.1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии устанавливают критерии, при соответствии которым у энергосбытовых организаций, гарантирующих поставщиков и потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, возникает обязанность предоставления сетевой организации обеспечения исполнения обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии, а также порядок предоставления указанного обеспечения, устанавливающий в том числе правила определения срока и суммы, на которые предоставляется обеспечение исполнения обязательств, требования к условиям его предоставления.
Если иное не согласовано сторонами, обеспечение исполнения обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии предоставляется потребителями услуг по передаче электрической энергии, соответствующими установленным Правительством Российской Федерации критериям и определенными сетевыми организациями в соответствии с настоящим пунктом, в виде независимой гарантии, выдаваемой банком (банковской гарантии). Банковская гарантия обеспечивает исполнение возникших после ее выдачи обязанностей по оплате услуг по передаче электрической энергии, оказываемых по договорам оказания данных услуг.
Указанными в настоящем пункте потребителями услуг по передаче электрической энергии по согласованию с сетевой организацией может быть предоставлена государственная или муниципальная гарантия либо исполнение обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии может быть обеспечено иными способами, предусмотренными законом или договором.
Согласно статье 115.2 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предоставление государственных или муниципальных гарантий осуществляется в соответствии с полномочиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления на основании соответственно федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, решения представительного органа муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), решений Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и местной администрации муниципального образования, а также договора о предоставлении государственной или муниципальной гарантии.
При этом на основании положений статьи 117 БК РФ от имени субъекта Российской Федерации государственные гарантии субъекта Российской Федерации предоставляются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах общей суммы предоставляемых гарантий, указанной в законе субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Непредставление требуемых гарантий в установленный срок и наличие задолженности, как верно отметил суд области, свидетельствует о наличии события правонарушения и правомерности возбуждения дела об административном правонарушении по статье 14.61 КоАП РФ.
Доказательств выполнения ООО "Тепло Плюс" соответствующих обязанностей в материалы дела представлено не было.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается протоколом от 23.07.2019 N К4/503-6546, договором энергоснабжения, счетами-фактурами, актом сверки взаимных расчетов, пояснениями законного представителя общества.
Указанные выводы соответствуют правовой позиции постановления Арбитражного суда Центрального округа от 28.08.2019 по делу N А14-26177/2018.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Довод об отсутствии события вменяемого административного правонарушения в связи с тем, что согласно пункту 2 приложения к Правилам N 442 организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, - в отношении этих объектов - отнесены к потребителям, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.
В соответствии со сведениями Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом деятельности общества является производство пара и горячей воды (тепловой энергии).
Ссылка на отсутствие у ООО "Тепло Плюс" обязанности по предоставлению соответствующих видов услуг подлежит отклонению в силу прямого указания пункта 255 постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 и фактических обстоятельств дела.
Как обосновано указал суд области, в соответствии с приложением N 2 к договору энергоснабжения N 4630300043 поставка электроэнергии осуществляется для электроснабжения котельных. Эксплуатируемые ООО "Тепло Плюс" котельные обеспечивают снабжение горячей водой и теплом жилых домов и социальных объектов, в том числе детских садов, школ, медицинских учреждений.
С учетом изложенного котельные в количестве 8 объектов, указанные в приложении N 2 к договору энергоснабжения N 4630300043 относятся к объектам централизованного водоснабжения.
Таким образом, ООО "Тепло Плюс" является потребителем электрической энергии, соответствующим критериям потребителей электрической энергии, в отношении которых гарантирующим поставщиком установлена обязанность представления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности).
При указанных обстоятельствах не имеет правового значения невнесение ООО "Тепло Плюс" в Перечень потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям на территории Курской области на 2019-2020 годы, утвержденным распоряжением губернатора Курской области от 21.06.2019 N 192-рг.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Доказательств, свидетельствующих о том, что обществом были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение совершения административного правонарушения, равно как и доказательств того, что неисполнение установленных законом требований связано с обстоятельствами, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, материалы дела не содержат.
Также не имеется доказательств, свидетельствующих о наличии у ООО "Тепло Плюс" объективных причин, препятствующих исполнению обязанностей, предусмотренных законодательством.
При указанных обстоятельствах выводы суда о наличии в деянии общества состава вменяемого ему административного правонарушения являются обоснованными.
Обстоятельств, исключающих вину, не установлено.
Срок давности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Проверка проведена и протокол от 23.07.2019 N К4/503-6546 должностными лицами административного органа в пределах предоставленных законом полномочий. Нарушений в указанной части судом апелляционной инстанции не установлено.
Наказание назначено в виде предупреждения, то есть наиболее мягкое из предусмотренных санкцией ст.14.61 КоАП РФ.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и признания нарушения малозначительным апелляционная коллегия не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения не усматривается.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 19.12.2019 по делу N А35-8106/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Н.А. Песнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-8106/2019
Истец: Верхне-Донское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Ответчик: ООО "Тепло Плюс"
Третье лицо: АО "АТОМЭНЕРГОСБЫТ" ОП "КурскАтомЭнергоСбыт"