г. Владимир |
|
24 марта 2020 г. |
Дело N А11-13295/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 марта 2020 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Наумовой Е.Н., судей Александровой О.Ю., Мальковой Д.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бундиной Ю.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Владимирское территориальное управление строительства" на решение Арбитражного суда Владимирской области от 13.12.2019 по делу N А11-13295/2018,
по иску администрации города Владимира ИНН 3302008636, ОГРН 1033302009146, к обществу с ограниченной ответственностью "Владимирское территориальное управление строительства" ИНН 3328422640, ОГРН 1023301462711,
о понуждении исполнить обязательство по передаче в муниципальную собственность социальных объектов,
по встречному иску общества с ограниченной ответственностью "Владимирское территориальное управление строительства" ИНН 3328422640, ОГРН 1023301462711, к администрации города Владимира ИНН 3302008636, ОГРН 1033302009146,
о признании права собственности на объекты,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления архитектуры и строительства администрации города Владимира, Департамента архитектуры и строительства администрации Владимирской области,
при участии представителей до перерыва: от администрации города Владимира - Сафроновой С.А. по доверенности от 22.01.2020 сроком до 31.12.2021; от заявителя - ООО "Владимирское территориальное управление строительства" - Ванюшиной Ю.И. по доверенности от 09.01.2020 сроком на 3 года; от Управления архитектуры и строительства администрации города Владимира - Шиндаковой Е.А. по доверенности от 18.07.2019 сроком на 1 год; от Департамента архитектуры и строительства администрации Владимирской области - не явился, извещен;
после перерыва: от администрации города Владимира - Сафроновой С.А. по доверенности от 22.01.2020 сроком до 31.12.2021; от заявителя - ООО "Владимирское территориальное управление строительства" - Ванюшиной Ю.И. по доверенности от 09.01.2020 сроком на 3 года; от третьих лиц - не явились, извещены;
установил.
Администрация города Владимира (далее - истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Владимирской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Владимирское территориальное управление строительства" (далее по тексту - ответчик, ООО "ВТУС") об обязании исполнить обязательство по передаче в муниципальную собственность:
* детского сада N 9 по ГП (мкр. Юрьевец, земельный участок с кадастровым номером 33:22:014042:1706);
* котельной мощностью 2, 7 мгв в школе N 13 по ГП (мкр. Юрьевец, земельный участок с кадастровым номером 33:22:014042:1699);
* нежилого помещения площадью 100 кв.м в 11 доме по ГП (мкр. Юрьевец, земельный участок с кадастровым номером 33:22:014042:1707).
Администрация в ходе рассмотрения дела уточняла заявленные требования, заявлением от 30.10.2019 просила суд обязать ответчика:
1) в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу направить в Управление архитектуры и строительства администрации города Владимира заявление о вводе в эксплуатацию здания детского сада, построенного на основании разрешения на строительство от 12.09.2017 N 33-RU33301000-263-2017 (перерегистрация разрешения от 16.09.2014 N 33-RU33301000-113/14 от 16.09.2014), расположенного по адресу: г. Владимир, мкр. Юрьевец, ул. Славная, дом 4-а, с документами, необходимыми для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и перечисленными в статье 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
2) в пятидневный срок после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию безвозмездно передать муниципальному образованию город Владимир в собственность здание детского сада, расположенное по адресу: г. Владимир, мкр. Юрьевец, ул. Славная, дом 4-а, по акту приема-передачи.
3) аннулировать запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество о праве собственности ООО "ВТУС" на объект незавершенного строительства с кадастровым номером 33622:014042:1934, адрес: г. Владимир, мкр Юрьевец, ул. Славная, д. 4-а, проектируемое назначение: детский сад, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 33:22:014042:1706, после государственной регистрации муниципальной собственности на здание детского сада.
4) в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу направить в Управление архитектуры и строительства администрации города Владимира заявление о вводе в эксплуатацию здания блочно-модульной котельной 2, 7 МВт, построенного на основании разрешения на строительство от 03.02.2016 N 33-RU33301000-17-2016, расположенного по адресу: г. Владимир, мкр. Юрьевец, ул. Славная, дом 6-а, стр.1, с документами, необходимыми для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и перечисленными в статье 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
5) в пятидневный срок после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию безвозмездно передать муниципальному образованию город Владимир в собственность здание блочно-модульной котельной 2, 7 МВт по акту приема-передачи;
6) в месячный срок со дня вступления решения в законную силу исполнить обязательство по передаче в муниципальную собственность нежилого помещения площадью не менее 100 кв.м с обустройством входной группы, в том числе для маломобильных групп граждан, с внутренней социальной отделкой, оборудованием пожарной и охранной сигнализациями, радиаторами отопления, сантехническим оборудованием (унитаз, раковина со смесителем), расположенного в микрорайоне Юрьевец города Владимира.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнение исковых требований принято судом.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, привлечены: Управление архитектуры и строительства администрации города Владимира, Департамент архитектуры и строительства администрации Владимирской области.
Судом в порядке статьи 132 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для рассмотрения одновременно с первоначальным принято к производству встречное исковое заявление, уточненное в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в котором ООО "ВТУС" просит:
- признать право собственности на детский сад N 9 по ГП, котельную мощностью 2, 7 мгв к школе N 13 после ввода их в эксплуатацию за ООО
"ВТУС";
- обязать Администрацию принять детский сад N 9 по ГП, котельную мощностью 2, 7 мгв к школе N 13, нежилое помещение примерной площадью 100 кв.м по договору безвозмездного пользования после регистрации права собственности за ООО "ВТУС" до исполнения сторонами инвестиционного контракта в полном объеме, а именно до 2023 года (срок окончания строительства школы).
Решением от 13.12.2019 Арбитражный суд Владимирской области удовлетворил исковые требования Администрации, в удовлетворении встречного искового заявления ООО "ВТУС" отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ВТУС" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и дополнением к ней, в которых просит отменить решение суда первой инстанции в части обязания ответчика ввести котельную в эксплуатацию и передать в собственность администрации города Владимира блочно-модульную котельную 2,7 МВ, расположенную по адресу: г.Владимир, мкр.Юрьевец, ул.Славная, д.6А, стр.1 и нежилое помещение не менее 100 кв.м с обустройством входной группы. В том числе для малогабаритных групп граждан, с внутренней социальной отделкой, оборудованием пожарной и охранной сигнализациями, радиаторами отопления, сантехническим оборудованием (унитаз, раковина со смесителями), расположенного в мкр.Юрьевец города Владимира, а также отменить решение суда в части отказа ответчику в признании права собственности на блочно-модульную котельную и признать право собственности ответчика на блочно-модульную котельную 2,7 МВ.
Заявитель указывает, что взысканная судом сумма государственной пошлины является неправомерной, противоречащей статье 110 АПК РФ, ст. 333.21 НК РФ.
Полагает что суд при рассмотрении дела, удовлетворяя исковое заявление Администрации, вышел за пределы заявленных требований и удовлетворил одно требование дважды.
Указывает что обязанности по строительству котельной и передачи ее в собственность администрации г. Владимира не было в условиях аукциона и в договоре N 308 от 04.09.2007. Также у ответчика отсутствует обязанность передать истцу нежилое помещение с указанными в судебном акте техническими характеристиками.
Определением суда от 18.02.2020 в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы откладывалось.
В судебном заседании от 10.03.2020 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 17.03.2020.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы и дополнение к ней.
Представитель Администрации в судебном заседании и отзыве на апелляционную жалобу, дополнении к нему указал на законность принятого судебного акта, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
Представитель Управления архитектуры и строительства администрации города Владимира в судебном заседании, в отзыве на апелляционную жалобу поддержал позицию Администрации.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя Департамента архитектуры и строительства администрации Владимирской области, по имеющимся в нем материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, стороны в суде апелляционной инстанции не заявили возражений относительно проверки только части судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции в силу требований части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в целях реализации Концепции генерального плана города Владимира, утвержденной решением Владимирского городского Совета народных депутатов от 25.09.1997 N 169, Управлением архитектуры и строительства администрации города Владимира 04.04.2007 утверждено градостроительное заключение (регистрационный номер 22-07а) на земельный участок для выставления его на торги в форме аукциона под комплексную застройку многоэтажными жилыми домами с объектами социального и культурно-бытового обслуживания в Ленинском района города Владимира, квартал N 7 микрорайона Юрьевец.
В соответствии с конкурсными условиями, разработанными для проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, победителю аукциона предполагалось в пределах установленного срока аренды земельного участка построить:
* не менее 180 тысяч кв.м общей площади жилья (с ежегодным вводом не менее 30 тысяч кв.м) со встроенными (встроенно-пристроенными) помещениями социального и культурно-бытового назначения согласно нормативным требованиям:
* поликлинику площадью не менее 800 кв.м общей площади;
* опорный пункт милиции площадью не менее 100 кв.м;
* два дошкольных образовательных учреждения на 190 мест каждый (до 2011 года - 190 мест, до 2013 года - 190 мест) с инженерным оборудованием и мебелью;
* общеобразовательную школу на 720 мест (до 2009 года) с инженерным оборудованием и мебелью;
* дороги, предусмотренные проектом планировки, прилегающие к кварталу с северной, западной и южной сторон.
Пунктом 5 конкурсных условий предусмотрено соотношение раздела имущества в результате реализации проекта:
* в собственность администрации города - два ДОУ по 190 мест каждый, школа на 720 мест, поликлиника площадью 800 кв.м, опорный пункт милиции площадью 100 кв.м;
* в собственность инвестора - 100 % жилого и общественного назначения, гаражей.
Постановлением от 30.07.2007 N 2981 главой города Владимира инициирован аукцион (извещение о проведении опубликовано в газете "Призыв" от 31 июля - 1 августа 2007 года N 134-135) по продаже права на заключение договора аренды земельных участков, находящихся в государственной неразграниченной собственности, для комплексной застройки многоэтажными жилыми домами с объектами социального и культурного-бытового назначения квартала N 7 микрорайона Юрьевец.
-N 1 с кадастровым номером 33:22:00000:0080 площадью 202 694 кв.м;
- N 2 с кадастровым номером 33:22:14042:0004 площадью 8392 кв.м;
* N 3 с кадастровым номером 33:22:14042:0005 площадью 6448 кв.м;
* N 4 с кадастровым номером 33:22:14042:0003 площадью 8617 кв.м;
* N 25 с кадастровым номером 33:22:14042:0006 площадью 8392 кв.м.
В соответствии с заявкой ООО "ВТУС", протоколом от 31.08.2007 ответчик признан участником аукциона, сам аукцион признан несостоявшимся в связи с участием в нем менее двух участников.
04.09.2007 поступило заявление от ООО "ВТУС" о заключении договора аренды земельных участков как с единственным участком аукциона на условиях, предложенных Администрацией.
04.09.2007 между сторонами заключен договор N 308 (на основании пункта 27 статьи 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации) по продаже права на заключение договора аренды земельных участков:
1) с кадастровым номером 33:22:00000:0080 - 202 694 кв.м;
2) с кадастровым номером 33:22:14042:0004 - 8392 кв.м;
3) с кадастровым номером 33:22:14042:0005 - 6448 кв.м;
4) с кадастровым номером 33:22:14042:0003 - 8617 кв.м;
5) с кадастровым номером 33:22:14042:0006 - 8392 кв.м.
В соответствии с указанным договором ООО "ВТУС" приняло на себя обязательство по строительству объектов:
* 180 тысяч кв.м общей площади жилья (с ежегодным вводом не менее 30 тысяч кв.м) со встроенными (встроенно-пристроенными) помещениями социального и культурно-бытового назначения согласно нормативным требованиям;
* поликлиники площадью не менее 800 кв.м общей площади;
* опорного пункта милиции площадью не менее 100 кв.м;
* двух дошкольных образовательных учреждений на 190 мест каждый (до 2011 года - 190 мест, до 2013 года - 190 мест) с инженерным оборудованием и мебелью;
- общеобразовательной школы на 720 мест (до 2009 года) с инженерным оборудованием и мебелью;
* дорог, предусмотренных проектом планировки, прилегающих к кварталу с северной, западной и южной сторон;
* инженерных сетей и сооружений в соответствии с техническими условиями.
В соответствии с пунктом 3.4 договора - соотношение раздела имущества в результате реализации проекта:
* в собственность администрации города - два ДОУ по 190 мест каждый, школа на 720 мест, поликлиника площадью 800 кв.м, опорный пункт милиции площадью 100 кв.м;
* в собственность инвестора - 100 % жилого и общественного назначения, гаражей.
19.09.2007 между Администрацией (арендодатель) и ООО "ВТУС" (арендатор) заключен договор от N 11580 аренды земельных участков общей площадью 234 653 кв.м: с кадастровыми номерами 33:22:14042:0004 - 8392 кв.м; 33:22:14042:0005 - 6448 кв.м; 33:22:14042:0003; 33:22:14042:0006 - 8392 кв.м, с разрешенным использованием: комплексная застройка многоэтажными жилыми домами с объектами социального и культурно-бытового обслуживания квартала N 7 микрорайона Юрьевец, срок договора -по 31.08.2014 (пункт 1.1 договора).
В пункте 1.3 договора указано, что цель аренды - комплексна застройка многоэтажными жилыми домами с объектами социального и культурно-бытового обслуживания квартала N 7 микрорайона Юрьевец.
В пункте 3.1 договора установлено, что арендная плата составляет 501 667 руб. 65 коп. в квартал.
В пункте 8.13 стороны согласовали, что арендатору в пределах установленного срока аренды построить в соответствии с утвержденным постановлением главы города Владимира от 13.02.2007 N 586 проектом планировки:
- не менее 180 тыс. общей площади жилья (с ежегодным вводом не менее 30 тысяч кв.м) со встроенными (встроенно-пристроенными) помещениями социального и культурно-бытового назначения согласно нормативным требованиям;
* поликлинику площадью не менее 800 кв.м общей площади;
* опорного пункта милиции площадью не менее 100 кв.м;
- двух дошкольных образовательных учреждений на 190 мест каждый (до 2011 года - 190 мест, до 2013 года - 190 мест) с инженерным оборудованием и мебелью;
* общеобразовательной школы на 720 мест (до 2009 года) с инженерным оборудованием и мебелью;
* дорог, предусмотренных проектом планировки, прилегающих к кварталу с северной, западной и южной сторон;
* инженерных сетей и сооружений в соответствии с техническими условиями.
В соответствии с пунктом 8.15 договора - соотношение раздела имущества в результате реализации проекта:
* в собственность администрации города - два ДОУ по 190 мест каждый, школа на 720 мест, поликлиника площадью 800 кв.м, опорный пункт милиции площадью 100 кв.м;
* в собственность инвестора - 100 % жилого и общественного назначения, гаражей.
По акту приема-передачи от 19.09.2007 земельные участки переданы ООО "ВТУС".
В связи с вводом в эксплуатацию жилого дома, необходимостью изменения границ земельных участков, произведено межевание предоставленных в аренду вышеуказанных земельных участков: образованы и поставлены на кадастровый учет земельные участки с кадастровыми номерами: 33:22:014042:54; 33:22:014042:56; 33:22:014042:57; 33:22:014042:58; 33:22:014042:59; 33:22:000000:3922, заключено дополнительное соглашение от 25.12.2013 N 2 к договору аренды от 11580, в соответствии с которым в аренду ООО "ВТУС" переданы участки общей площадью 228 161 кв.м:
1) 33:22:014042:54 площадью 170 кв.м - строительство трансформаторной подстанции;
2) 33:22:014042:56 площадью 5973 кв.м - строительство многоэтажного многоквартирного жилого дома;
3) 33:22:014042:57 площадью 4345 кв.м - строительство многоэтажного многоквартирного жилого дома;
4) 33:22:014042:58 площадью 109 кв.м - строительство трансформаторной подстанции;
5) 33:22:014042:59 площадью 92 кв.м - строительство водопроводной насосной станции;
6) 33:22:000000:3922 площадью 217 472 кв.м - комплексная застройка.
Постановлением Администрации от 05.12.2014 N 4590 и в соответствии с утвержденной корректировкой проекта планировки квартала N 7 микрорайона Юрьевец (постановление главы от 01.08.2008 N 2872) утверждено образование земельных участков:
* кадастровый номер 33:22:014042:1713, площадью 128 кв.м;
* кадастровый номер 33:22:014042:1697, площадью 17326 кв.м;
* кадастровый номер 33:22:014042:1700, площадью 8424 кв.м;
* кадастровый номер 33:22:014042:1702, площадью 11288 кв.м;
* кадастровый номер 33:22:014042:1706, площадью 8779 кв.м;
* кадастровый номер 33:22:014042:1698, площадью 7905 кв.м;
* кадастровый номер 33:22:014042:1705, площадью 11207 кв.м;
* кадастровый номер 33:22:014042:1694, площадью 98 кв.м;
* кадастровый номер 33:22:014042:1708, площадью 10964 кв.м;
* кадастровый номер 33:22:014042:1707, площадью 18273 кв.м;
* кадастровый номер 33:22:014042:1709, площадью 94 кв.м;
* кадастровый номер 33:22:014042:1704, площадью 11910 кв.м;
* кадастровый номер 33:22:014042:1699, площадью 33481 кв.м;
* кадастровый номер 33:22:014042:1695, площадью 7858 кв.м;
* кадастровый номер 33:22:014042:1711, площадью 99 кв.м;
* кадастровый номер 33:22:014042:1701, площадью 9135 кв.м;
* кадастровый номер 33:22:014042:1714, площадью 8209 кв.м;
* кадастровый номер 33:22:014042:1703, площадью 7884 кв.м;
* кадастровый номер 33:22:014042:1696, площадью 9979 кв.м;
* кадастровый номер 33:22:014042:1712, площадью 98 кв.м;
* кадастровый номер 33:22:000000:4946, площадью 12453 кв.м;
* кадастровый номер 33:22:000000:4947, площадью 10998 кв.м;
* кадастровый номер 33:22:000000:4948, площадью 10784 кв.м; кадастровый номер 33:22:014042:1710, площадью 98 кв.м.
В результате раздела участка с номером 33:22:000000:3922 площадью 217 472 кв.м, переданного по договору от 19.09.2007 N 11580, заключены договоры вновь образованных участков (от 01.06.2016 N 14869, от 02.05.2017 N 15966; от 30.12.2016 N 15852, от 01.06.2016 N 14872, от 01.06.2016 N 14865).
01.06.2016 между Администрацией и ООО "ВТУС" подписано дополнительное соглашение N 1 к договору от 04.09.2007 N 308, которым определены сроки осуществления жилищного и иного строительства на территории квартала N 7 микрорайона Юрьевец, ответчик принял на себя обязательства по строительству объектов:
* детского сада N 9 по ГП на 190 мест (микрорайон Юрьевец, земельный участок с кадастровым номером 33622:014042:1706);
* котельной мощностью 2,7 мгв к школе N 13 по ГП (мкр. Юрьевец, земельный участок с кадастровым номером 33:22:014042:1699);
-нежилого помещения площадью 100 кв.м в 11 доме по ГП (мкр. Юрьевец, земельный участок с кадастровым номером 33:22:014042:1707).
Срок окончания строительства по графику определен пунктом 3.1 договора в 4 квартале 2016 года.
В пункте 3.3 договора указано, что Администрация обязуется оказывать покупателю необходимое содействие в реализации проекта по вопросам, входящим в компетенцию администрации, в том числе обеспечивать подготовку и своевременное принятия распорядительных документов. Содействовать привлечению денежных средств их федерального и областного бюджетов для частичного возмещения финансирования простроенных социальных объектов, предусмотренных проектов, а именно: общеобразовательной школы на 720 учащихся с инженерными коммуникациями, оборудованием и мебелью.
Соотношение раздела имущества по итогам реализации инвестиционного проекта устанавливается между сторонами в пропорции:
Администрации:
* 100 % сетей теплоснабжения, водоснабжения и канализации, объекты благоустройства, за исключением относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирных домах;
* дороги, прилегающие к кварталу с северной, западной и южной стороны;
* 100 % социальной инфраструктуры, общеобразовательная школа на 720 мест, детский сад на 190 мест каждый, поликлиника 800 кв.м, нежилое помещение площадью 100 кв.м, подлежат передаче Администрации.
Покупателю:
- 100 % общих помещений квартир;
- 100 % общей площади нежилых помещений, исключая площади помещений, неразрывно связанных с системами жизнеобеспечения объекта (лестничные клетки, лифтовые шахты, технические этажи, техпополья, электрощитовые);
- 100 % сетей электроснабжения и связи.
Вышеуказанное соотношение раздела имущества оформляется поэтапно, путем подписания акта приема-передачи каждого построенного объекта, при условии полного исполнения сторонами обязательств по соглашению, в том числе получения компенсации в предусмотренных соглашениям случаях.
В приложении к дополнительному соглашению стороны указали расчет: детский сад N 22 на 190 мест = 235 850,25 тыс. руб., в ценах 2 кв. 2018 г.; школа N 13 на 720 мест = 488 691 тыс. руб., в ценах 4 кв. 2023 г.: помещение КТОС площадью 100 кв.м и поликлиника площадью 800 кв.м 900x40000=36000 тыс. руб. в ценах 3 кв.2018 г., дорога протяженностью 1666 м.п. = 283 730,16 тыс. руб., в ценах 4 кв. 2019 года. Итого: 1 044 271,41 тыс. руб.
16.09.2014 Управлением архитектуры и строительства администрации города Владимира Обществу выдано разрешение N 33-RU301000-113/14 на строительство "Детский сад на 190 мест N 9 по ГП в квартале N 7 мкр Юрьевец, г. Владимир".
03.02.2016 Управлением архитектуры и строительства администрации города Владимира Обществу выдано разрешение N 33-RU301000-17-2016 на строительство "Общеобразовательная школа на 720 учащихся в квартале N 7 микрорайона Юрьевец г. Владимир, 1 этап, блочно-модульная котельная".
26.12.2016 Управлением архитектуры и строительства администрации города Владимира зданию детского сада на 190 мест N 9, присвоен адрес: г.
Владимир, мкр. Юрьевец, ул.Славная, д.4-а.
24.04.2017 Администрацией в адрес ООО "ВТУС" направлена претензия N 03-01/429 о нарушении сроков ввода объектов социального назначения в эксплуатацию, в которой указано на необходимость в срок до 30.08.2017 исполнить обязательство по строительству, вводу в эксплуатацию и передаче в муниципальную собственности следующих социальных бъектов: детского сада, котельной мощностью 2,7 мгв.
12.09.2017 Управлением архитектуры и строительства администрации города Владимира ООО "ВТУС" выдано разрешение N 33-RU33301000-263-2017 на строительство детского сада на 190 мест N 9 по ГП в квартале N 7, расположенного по адресу: г. Владимир, мкр. Юрьевец (кадастровый номер земельного участка 33:22:014042:1706), сроком до 31.12.2017.
12.09.2017 Управлением архитектуры и строительства администрации города Владимира ООО "ВТУС" выдано разрешение N 33-RU33301000-264-2017 на строительство общеобразовательной школы на 720 учащихся в квартале 7 мкр. Юрьевец г. Владимир, 1 этап - блочно-модульная котельная (кадастровый номер земельного участка 33:22:014042:1699, сроком до 31.12.2017.
12.03.2018 зданию котельной, расположенному на участке с кадастровым номером 3:22:014042:1699, присвоен адрес: г. Владимир, мкр.
Юрьевец, ул. Славная, д.6-а, стр.1.
15.08.2018 Администрация направила ответчику претензию N 0301/29, в которой со ссылкой на договор от 04.09.2007 N 308, дополнительное соглашение от 01.06.2018 N 1, просила в тридцатидневный срок с момента получения претензии исполнить обязательство по строительству, вводу в эксплуатацию, передаче в муниципальную собственность детского сада, котельной.
В соответствии с актами от 16.04.2019, составленными комиссией в составе должностных лиц Администрации, при осмотре земельного участка с кадастровым номером 33:22:014042:1706, по адресу: мкр. Юрьевец, ул. Славная, д. 4, установлено, что он огорожен металлическим ограждением, на нем расположен объект капитального строительства (детский сад). При осмотре земельного участка - 33:22:014042:1699, по адресу: мкр. Юрьевец, в районе ул. Родниковой, установлено, что он огорожен временным металлическим ограждением и используется под содержание строительной площадки. На момент обследования на участке расположено одноэтажное, капитальное нежилое здание (котельная).
В соответствии с актом осмотра от 28.05.2019 комиссией в составе должностных лиц Администрации, представителей ООО "ВТУС" произведен осмотр земельных участков, установлено:
1) 33:22:014042:1706 - благоустроен, на участке расположены детские игровые площадки, теневые навесы, здание детского сада. В здании детского сада находятся помещения пищеблока с техническим оборудованием для приготовления пищи, помещения спален и игровых комнат оборудованы мебелью, в помещениях санузла и душевых полностью смонтировано сантехническое оборудование, оборудование электро, водоснабжение и водоотведение полностью смонтировано, имеется противопожарная защита, отделочные работы в здании завершены.
2) 33:22:014042:1699 - используется под строительную площадку, на участке расположено здание блочно-модульной котельной 2,7 МВт, которое представляет одноэтажное здание, в помещении смонтировано специальное оборудование. Котельная находится в рабочем состоянии.
Из материалов дела следует, а также не оспаривалось сторонами, что здание детского сада на 190 мест N 9 построено на основании разрешения на строительство N 33-RU33301000-263-2017 от 12.09.2017 (перерегистрация разрешения N RU 33301000-113/14 от 16.09.2014), здание блочно-модульной котельной также построено.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости ООО "ВТУС" на праве собственности принадлежит объект незавершенного строительства с кадастровым номером 33:22:014042:1934, адрес: г. Владимир мкр. Юрьевец, ул. Славная, д.4-а, проектируемое назначение: детский сад, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 33:22:014042:1706.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта в обжалуемой части.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требование Администрации, исходил из следующего.
Правоотношения между сторонами спора возникли на основании договора от 04.09.2007 308 о продаже права на заключение договоров аренды земельных участков для комплексного освоения в целях жилищного строительства квартала N 7 микрорайона Юрьевец г. Владимира, заключенного по итогам проведения аукциона.
В силу статьей 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. В силу чего одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Согласно пункту 2 статьи 421, статье 425 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. С момента заключения договор становится обязательным для сторон.
В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации, действующей в период заключения договора от 04.09.2007 308, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, как без предварительного согласования мест размещения объектов, так и с предварительным согласованием, осуществляется с соблюдением порядка, установленного названной статьей. Решение органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства является основанием для последующего заключения договора аренды (пункт 7 указанной статьи).
Положения статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, действующей в период заключения договора от 04.09.2007 N 308, регулировали порядок выбора земельных участков для строительства.
Порядок принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства установлен статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации, действующей в период действия договора от 04.09.2007 N 308.
Согласно пункту 1 статьи 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на момент заключения договора, земельные участки для их комплексного освоения в целях жилищного строительства, которое включает в себя подготовку документации по планировке территории, выполнение работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, осуществление жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду без предварительного согласования места размещения объекта. При этом предоставление в аренду земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства осуществляется на аукционе в порядке, установленном статьей 38.2 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает в качестве одного из способов защиты гражданских прав присуждение к исполнению обязанностей в натуре.
Исполнение обязанности в натуре означает понуждение должника выполнить действия, которые он должен совершить в силу имеющегося гражданско-правового обязательства.
По смыслу указанной нормы права при ненадлежащем исполнении обязательства должником кредитор может потребовать исполнения обязательства в натуре, то есть потребовать совершения тех действий, которые составляют содержание обязательства.
Таким образом, требование о понуждении к исполнению обязанности в натуре может быть удовлетворено только при наличии у ответчика соответствующей обязанности, прямо предусмотренной законом или договором
Доказательств наличия разногласий относительно порядка предоставления земельного участка и условий указанного договора, в том числе содержащегося в пункте 3 и 5 конкурсных условий, пунктах 3 и 5 протокола от 31.08.2017 о результатах аукциона, пунктах 3.2, 3.4 договора N 308, в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в материалы дела не представлено.
Установленная в конкурсных условиях, условиях проведения аукциона, договоре от 04.09.2007 N 308 обязанность ООО "ВТУС" построить и передать в муниципальную собственность детский сад на 190 мест, нежилое помещение площадью 100 кв.м, котельную, являющиеся необходимыми объекты инфраструктуры жилого квартала, соответствует заключенному между сторонами договора.
Обязанность ООО "ВТУС" по передаче спорных объектов является, по существу, платой, направленной на удовлетворение социальных нужд города, за предоставление права на застройку квартала N 7 микрорайона Юрьевец г. Владимира.
Так в пунктах 3.3 и 3.4 договора стороны согласовали, в числе прочего, строительство ООО "ВТУС" детского сада на 190 мест каждый, нежилого помещения площадью 100 кв.м, в результате соотношения раздела имущества администрации в собственность переходят 100 % социальной инфраструктуры, в которых включены, в том числе, детский сад на 190 мест каждый, нежилое помещение площадью 100 кв.м.
При этом суд учел, что согласно условиям договора ООО "ВТУС" обязалось осуществить выполнение строительно-монтажных работ и ввод спорных объектов, данные условия об обязанности не противоречат действующему законодательству, срок строительства и ввода в эксплуатацию на момент рассмотрения настоящего дела в арбитражном суде истек.
Согласно статье 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Если названные правила не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон.
В данном случае, как условия конкурсной документации, так и условия аукциона и заключенного на его оснований договора предусматривают обязанность ООО "ВТУС" не только осуществить строительство спорных объектов, но и по завершении строительства ввести их в эксплуатацию, передать администрации 100% общей площади данных объектов.
Сторонами предусмотрена поэтапная передача объектов, а не передача их только по завершению всей застройки территории и строительства всех 17 жилых домов и иных нежилых помещений.
Суд учел установленное материалами дела и не оспоренное сторонами обстоятельство что в соответствии с проектом планировки квартала N 7 мкр. Юрьевец, утвержденным постановлением администрации города Владимира от 01.08.2008 N 2872, на территории квартала N 7 мкр. Юрьевец, предусмотрено строительство:
* 17 многоквартирных домов;
* торговый центр с подземной автостоянкой;
* подземная автостоянка на 105 машиномест;
* 2 детских сада на 190 мест каждый;
* общеобразовательная школа на 720 мест.
ООО "ВТУС" из 19 объектов жилого и нежилого назначения на момент вынесения обжалуемого судебного акта построены и введены в эксплуатацию 9 многоквартирных домов (Гвардейская дом 11 - 17 этажный, Гвардейская дом 13 - 17 этажный, Гвардейская дом 15 - 17 этажный, Гвардейская дом 17, Гвардейская дом 15б - 9-1 2 этажный, Гвардейская дом 13б - 9-12 этажный, Гвардейская дом 11 -б - 9-12 этажный, ул, Славная дом 6, ул. Славная дом 4); на строительство 7 многоквартирных домов получены разрешения на строительство. Тогда как, предметом договора являлось не только возведение нового жилья и нежилых помещений, которые переходят в собственность застройщика и реализуются им, но и строительство социальных объектов, необходимых для обеспечения социальных потребностей жителей квартала N 7 микрорайона Юрьевец, в том числе жителей уже построенных и введенных в эксплуатацию многоквартирных домов.
Суд первой инстанции, оценив в совокупности представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, пришел к выводу, что на день принятия решения суда обстоятельства, определенные договором в качестве юридических предпосылок возникновения обязанностей ООО "ВТУС", наступили (построены и введены в эксплуатацию 9 многоквартирных домов, построены спорное здание детского сада, котельной, сроки введения их в эксплуатацию наступили).
Вместе с тем, свои обязательства по вводу в эксплуатацию и передаче спорных объектов в муниципальную собственность ООО "ВТУС" не выполнило.
В соответствии с положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 40, пункта 1 статьи 41 Земельного кодекса Российской Федерации арендатор земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарногигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Абзац второй статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
Из системного толкования вышеуказанных норм гражданского и земельного законодательства следует, что собственник земельного участка должен определенно выразить свою волю на предоставление земельного участка в аренду для возведения строений соответствующего целевого назначения и дать разрешение на строительство.
Вместе с тем Администрация не выражала свою волю на строительство Обществом на арендованных земельных участках под спорными объектами социальной инфраструктуры, каких-либо зданий, которые перейдут в собственность застройщика, в том числе с учетом поэтапности передачи зданий и сроков их возведения и сдачи в эксплуатацию (срок сдачи спорных объектов 4 квартал 2016 года).
В связи с чем суд первой инстанции правомерно отказал ответчику в удовлетворении встречных исковых требований о признании права собственности на блочно-модульную котельную.
Необходимо отметить, что договор не содержит условий о возможности их передачи только после завершения исполнения всего договора, строительства всех иных зданий, жилых и нежилых помещений, которые будут введены в эксплуатацию после спорных.
Из материалов делу усматривается, что строительство блочно-модульной котельной 2,7 МВт является первым этапом строительства общеобразовательной школы на 720 учащихся, которая подлежит передачи в муниципальную собственность.
Согласно проектной документации на строительство здания детского сада, проектной документации теплоснабжения, отопления и вентиляции детского сада на 190 мест по ГП в квартале N 7 мкр.Юрьевец в г.Владимире разработана на основании технического задания на проектирование и в соответствии с ТУ N 9,Ю-14. Теплоснабжение здания предусмотрено от проектируемой отдельным проектом блочно- модульной котельной в соответствии с проектом планировки квартала N 7 мкр.Юрьевец.
Котельная предназначена для отопления и горячего водоснабжения в том числе детского сада N 9.
Принимая во внимание, что строительство котельной завершено, с учетом конкурсных условий, условий проведения аукциона, договора от 04.09.2007 N 308, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования Администрации об обязании ввести блочно-модульную котельную в эксплуатацию и передать ее в муниципальную собственность г.Владимира.
Судом отклоняется довод заявителя апелляционной жалобы об отсутствии у суда первой инстанции оснований обязывать ответчика передать в муниципальную собственность города Владимира нежилое помещение площадью не менее 100 кв.м с такими техническими характеристиками, как обустройство входной группы, в том числе для маломобильных групп граждан, с внутренней социальной отделкой, оборудованием пожарной и охранной сигнализациями, радиаторами отопления, сантехническим оборудованием (унитаз, раковина со смесителем).
Необходимость наличия данных технических характеристик у нежилого помещения для введения его в гражданский оборот предусмотрена статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", пунктом 7.2.15 СНиП 31-01-2003, пунктом 6.1.1. СП 59.13330.2016, пунктами 7.1., 7.29. СНиП 21-01-97*, пунктом 5.41* СП 118.13330.2012 Свод правил.Общественные здания и сооружения. Актуализированной редакции СНиП 31-06-2009, утвержденного Приказом Минрегионразвития России от 29.12.2011 N 635/10.
Кроме того, ответчик в ходе судебного разбирательства, предлагая истцу урегулировать спор мирным путем, рассматривал возможность передачи в муниципальную собственность нежилого помещения не менее 100 кв.м. с указанными в обжалуемом судебном акте техническими характеристиками, а также передачи в муниципальную собственность блочно-модульной котельной (письмо N ВТУС-260919-1 от 26.09.2019, проект мирового соглашения от 30.09.2019).
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что требование Администрации о понуждении к исполнению обязательства является законным и обоснованным соответствующим нормам действующего законодательства и условиям заключенного договора для комплексного освоения в целях жилищного строительства квартала N 7 микрорайона Юрьевец г. Владимира от 04.09.2007 N 308.
Исследовав материалы дела, проверив доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает обоснованным решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований Администрации.
Довод заявителя апелляционной жалобы о незаконном взыскании с ответчика размере государственной пошлины отклоняется апелляционным судом, поскольку противоречит нормам действующего законодательства.
Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В части 1 статьи 110 Кодекса предусмотрено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другой стороны, участвующей в деле.
Предметом рассмотрения в суде первой инстанции было шесть требований Администрации и пять встречных требований ООО "ВТУС" ( с учетом количества объектов недвижимого имущества).
Вместе с тем, Администрация в силу пункта 1 статьи 337.37 Налогового кодекса РФ освобождена от уплаты государственной пошлины.
Из материалов дела следует что, ООО "ВТУС" оплатило госпошлину в размере 12 000 руб. (платежные поручения от 14.05.2019 N 557, N 558).
Согласно части 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден в установленном порядке, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно взыскана государственная пошлина в доход федерального бюджета в размере 54 000 руб.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции и отклонены по вышеизложенным основаниям.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта в обжалуемой части.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 13.12.2019 по делу N А11-13295/2018 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Владимирское территориальное управление строительства " - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Е.Н. Наумова |
Судьи |
О.Ю. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-13295/2018
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ВЛАДИМИРА
Ответчик: ООО "ВЛАДИМИРСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА"
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ, Управление архитектуры и строительства администрации города Владимира
Хронология рассмотрения дела:
10.12.2024 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-396/20
16.11.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-12365/20
24.03.2020 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-396/20
13.12.2019 Решение Арбитражного суда Владимирской области N А11-13295/18
30.10.2019 Определение Арбитражного суда Владимирской области N А11-13295/18
30.09.2019 Определение Арбитражного суда Владимирской области N А11-13295/18