г. Владивосток |
|
07 апреля 2020 г. |
Дело N А51-23776/2019 |
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи А.В. Пятковой,
рассмотрев апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Находкинская воспитательная колония Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю",
апелляционное производство N 05АП-1241/2020
на решение в виде резолютивной части от 29.01.2020
судьи Н.В. Колтуновой
по делу N А51-23776/2019 Арбитражного суда Приморского края,
принятое в порядке упрощённого производства,
по заявлению государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Находкинскому городскому округу Приморского края (ИНН 2508056455, ОГРН 1022500707162)
к Федеральному казенному учреждению "Находкинская воспитательная колония главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю" (ИНН 2508052919, ОГРН 1022500722144)
о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленные сроки сведений по форме СЗВ-М "исхд" за февраль 2018 года в сумме 26 000 рублей,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Находкинскому городскому округу Приморского края (далее - заявитель, управление, пенсионный фонд, страховщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Федеральному казенному учреждению "Находкинская воспитательная колония главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю" (далее - ответчик, учреждение, страхователь) о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленные сроки сведений по форме СЗВ-М "исхд" за февраль 2018 года в сумме 26 000 рублей.
Руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции рассмотрел дело в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Приморского края, вынесенным в резолютивной форме, от 29.01.2020 с учреждения взыскано в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации 2 600 рублей финансовых санкций за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М "исхд" за февраль 2018 года, в удовлетворении остальной части заявления отказано.
В связи с поступившей апелляционной жалобой 14.02.2020 арбитражным судом составлено мотивированное решение, которое обосновано наличием оснований для привлечения страхователя к ответственности за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за февраль 2018 года "исхд". Одновременно с этим арбитражный суд пришел к выводу о наличии оснований для снижения штрафных санкций.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, учреждение обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 29.01.2019 и прекратить производство по делу.
В обоснование доводов апелляционной жалобы страхователь указывает, что самостоятельно выявил факт непредставления отчета по форме СЗВ-М за февраль 2018 года и сразу же исправил данное нарушение.
Считает, что составленный пенсионным фондом акт по факту нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования составлен и отправлен управлением 14.06.2019, то есть через три дня после получения от учреждения вышеуказанного отчета.
Таким образом, выводы арбитражного суда являются неправомерными, а оспариваемое решение нарушает законные права и интересы учреждения.
В установленный определением Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2020 срок пенсионный фонд представил в материалы дела письменный отзыв на жалобу, по тексту которого указывает на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
В силу части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с пунктом 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Из материалов дела следует, что 11.06.2019 учреждение представило в электронном виде форму СЗВ-М "исхд" за февраль 2018 года со сведениями о каждом работающем у него застрахованном лице по форме "Сведения о застрахованных лицах" (форма СЗВ-М), утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п.
По результатам проведенной пенсионным фондом проверки выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, выразившееся в несвоевременном представлении сведений по форме СЗВ-М за февраль 2018 года, о чем управлением составлен акт от 14.06.2019 N 035S18190011291.
Выявленное нарушение послужило основанием для принятия пенсионным фондом решения от 12.07.2019 N 035S19190012700 "О привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", согласно которому страхователь привлечен к ответственности по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) за несвоевременность представление сведений в отношении 52 застрахованных лиц по форме СЗВ-М за февраль 2018 года (пункт 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ) в виде штрафа в общей сумме 26 000 рублей.
На основании указанного решения пенсионным фондом в адрес страхователя направлено требование от 02.08.2019 N 035S01190011500 об уплате финансовых санкций в срок до 20.08.2019.
В связи с тем, что в установленный срок страхователь не исполнил требование заявителя и не уплатил штраф, управление обратилось в арбитражный суд в порядке главы 29.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с заявлением о выдаче судебного приказа.
29.10.2019 по делу N А51-22435/2019 Арбитражным судом Приморского края выдан судебный приказ о взыскании с указанного должника финансовых санкций в размере 26 000 рублей.
Определением Арбитражного суда Приморского края от 11.11.2019 судебный приказ был отменен в связи с поступлением от учреждения возражений относительно его исполнения на основании части 3 статьи 229.5 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
После отмены судебного приказа пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением о взыскании финансовых санкций в общем порядке.
Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке статей 266-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального и материального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, установлены Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
В силу статьи 1 названного Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статей 8 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в пенсионный фонд сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Пунктом 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации (пункт 4 статьи 11 Закона N 27-ФЗ).
Исходя из положений статей 8, 9, 15 Закона N 27-ФЗ, указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.
Абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 указанного закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Из материалов дела следует, что Федеральное казенное учреждение "Находкинская воспитательная колония главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю", являясь страхователем, представило в территориальное отделение пенсионного фонда сведения о 52 застрахованных лицах - работниках, с которыми в отчетном периоде продолжают действовать или прекращены договоры трудовые или гражданско-правового характера, по форме СЗВ-М, тип формы (код) "исх" за февраль 2018 года лишь 11.06.2019, что подтверждается извещением о доставке (т. 1 л.д. 8), в то время как срок представления таких сведений в силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ - до 15.03.2018.
Указанное нарушение нашло отражение в акте о выявлении правонарушений в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 14.06.2019 N 035S181900111291 (т. 1 л.д. 6), направленном в адрес ответчика заказной корреспонденцией 14.06.2019, что подтверждается реестром почтовых отправлений N 80 (партия 946) (т. 1 л.д. 10).
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что у управления имелись правовые основания для принятия решения от 12.07.2019 N 035S19190012700 (т. 1 л.д. 11) о привлечении учреждения к ответственности по статье 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в сумме 26 000 рублей.
Довод апелляционной жалобы о том, что решение суда первой инстанции является незаконным и подлежащим отмене, в виду того, что страхователь самостоятельно выявил факт непредставления отчета по форме СЗВ-М за февраль 2018 года и сразу же исправил данное нарушение, судом апелляционной инстанции отклоняется как основанный на неверном толковании норм материального права.
Статьей 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах влечет применение к такому страхователю финансовых санкций.
Согласно пункту 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки). Датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы страхователя.
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
Согласно пункту 39 Инструкции в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Анализ указанных норм права в их совокупности свидетельствует о том, что от ответственности освобождается страхователь только при самостоятельном обнаружении ошибок в изначально представленных им индивидуальных сведениях. Вместе с тем, представление исходных сведений с нарушением установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срока образует состав правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Факт нарушения учреждением срока представления сведений по форме СЗВ-М за февраль 2018 года "исхд" подтверждается материалами дела.
Самостоятельное обнаружение страхователем данного нарушения и представление вышеуказанных сведений за переделами установленного законом срока не исключает допущенного факта нарушения и применение к нему финансовых санкций.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, правомерно пришел к выводу о доказанности факта совершения нарушения и признал законным привлечение учреждения к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Нарушений порядка привлечения к ответственности пенсионным фондом не допущено. О времени и месте рассмотрения материалов проверки учреждение извещено в акте от 14.06.2019 N 035S181900111291, который как уже было указано, направлен по адресу страхователя 14.06.2019.
Решение от 12.07.2019 N 035S19190012700 было направлено в адрес учреждения заказной корреспонденцией 12.07.2019, что подтверждается реестром почтовых отправлений N 99 (партия 1133) (т. 1 л.д. 12).
Проверив соблюдение досудебного порядка урегулирования спора, суд пришел к выводу о его соблюдении, что подтверждается направлением в адрес страхователя требования от 02.08.2019 N 035S01190011500 (т. 1 л.д. 13) об уплате финансовой санкции заказной корреспонденцией 02.08.2019 в адрес ответчика, что подтверждается реестром почтовых отправлений N 88 (партия 1246) (т. 1 л.д. 14).
Согласно статье 17 Закона N 27-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
При этом положениями Закона N 27-ФЗ не предусмотрен срок взыскания задолженности.
В силу абзаца 3 статьи 2 Закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Статьей 115 Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующей срок давности взыскания штрафов, предусмотрено, что налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 названного кодекса, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 48 названного кодекса.
Часть 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно оттиску почтового штампа на копии конверта следует, что с рассматриваемым заявлением в суд пенсионный фонд обратился 19.11.2019, то есть в пределах установленного срока.
Вместе с тем, арбитражный суд посчитал возможным уменьшить взыскиваемые финансовые санкции.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П подпункт "а" пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования", как исключившие возможность при применении ответственности, установленной Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (части 2 и 3).
В пункте 2 указанного Постановления Конституционный Суд Российской Федерации указал, что впредь до внесения необходимых изменений законодательство Российской Федерации о страховых взносах подлежит применению с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированных в настоящем Постановлении.
Исходя из разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, содержащихся в Постановлении от 30.07.2001 N 13-П, санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.12.2009 N 11019/09 разъяснено, что санкция является мерой ответственности за совершение правонарушения, то есть виновно совершенного противоправного деяния (действия или бездействия) налогоплательщика, за которое установлена ответственность.
При этом размер санкции должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба.
Следовательно, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины и имущественного положения правонарушителя.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные по делу доказательства, обстоятельства совершенного учреждением правонарушения, суд первой инстанции посчитал необходимым снизить размер штрафа до 2 600 рублей.
У апелляционного суда нет оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции считает, что при решении вопроса о размере штрафа, подлежащего взысканию, суд первой инстанции правомерно руководствовался принципом справедливости и соразмерности при назначении наказания.
С учетом изложенного апелляционный суд приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Апеллянт в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобожден, в связи с чем на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы государственная пошлина и судебные расходы с лиц, участвующих в деле, не взыскиваются.
Руководствуясь статьями 258, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края в виде резолютивной части от 29.01.2020 (мотивированное решение от 14.02.2020) по делу N А51-23776/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального Кодекса.
Судья
А.В. Пяткова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-23776/2019
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Находкинскому городскому округу Приморского края
Ответчик: ГУ ФКУ "Находкинская воспитательная колония ФСИН по ПК", ООО "ОАЗИС ТУР"