г. Санкт-Петербург |
|
10 апреля 2024 г. |
Дело N А21-9446/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 апреля 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Мильгевской Н.А., Титовой М.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: Переверткина К.Ю. по доверенности от 10.01.2024 (онлайн)
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом
от 3-го лица: Семенов В.Ю. по доверенности от 16.07.2021 (онлайн),
Большеглазова Е.А. по доверенности от 07.09.2023 (онлайн)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6350/2024) МБУ ДО СШ гор. Гвардейска на решение Арбитражного суда Калининградской области от 18.01.2024 по делу N А21-9446/2023, принятое
по заявлению МБУ ДО СШ гор. Гвардейска
к УФК по Калининградской области
3-е лицо: ГКУ КО "РУЗКС"
об оспаривании представления
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Спортивная школа гор. Гвардейска" муниципального образования "Гвардейский муниципальный округ Калининградской области" (ОГРН 1023902271183, адрес: 238210, Калининградская обл., г. Гвардейск, ул. Калининградская, 19, далее - МБУ ДО СШ гор. Гвардейска, Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Управлению Федерального казначейства по Калининградской области (ОГРН 1023900590724, адрес: 236022, г. Калининград, ул. Зоологическая, 27 А, далее - УФК по Калининградской области, Управление, заинтересованное лицо) о признании недействительным вынесенного Управлением в отношении заявителя представления от 02.05.2023 N 35-22-16/15 в части выявления нарушения пункта 4 статьи 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 309, пункта 1 статьи 743, пункта 1 статьи 746 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 4.96 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной постановлением Госстроя России от 05 марта 2004 года N 15/1, части 7 статьи 94, части 6.1 статьи 110.2 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктов 6.2.13, 6.2.14 Контракта от 07 апреля 2021 года N 03352000149210006620001 МБУ "СШ гор. Гвардейска" по объекту "Физкультурно-оздоровительный комплекс в п. Озерки Гвардейского городского округа", а также в части обязания возвратить в доход местного бюджета на счет администратора доходов местного бюджета администрации муниципального образования "Гвардейский муниципальный округ Калининградской области" средства в сумме 1 144 807 руб. 72 коп. для перечисления в доход областного бюджета с последующим перечислением в доход федерального бюджета.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное казенное учреждение Калининградской области "Региональное управление заказчика капитального строительства" (адрес: 236006, г. Калининград, Московский пр-кт, 95; далее - ГКУ КО "РУЗКС", третье лицо).
Решением от 18.01.2024 суд первой инстанции в удовлетворении заявления отказал.
Не согласившись с решением суда, МБУ ДО СШ гор. Гвардейска обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы Учреждение указывает на то, что оплата работ на основании актов о приемке произведена единожды. Как указывает заявитель, виды работ, оплата которых произведена на основании акта о приемке выполненных работ N 9 от 16.12.2021, отнесены к дополнительным, а не к непредвиденным видам работ; без выполнения указанных работ невозможно достичь предусмотренного Контрактом результата; спорные работы выполнены на основании дополнительного соглашения N 3 от 13.12.2021, заключенного в полном соответствии с пунктом 1.3 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, цена Контракта увеличена менее, чем на 10% от первоначальной цены, а именно на 4,7%.
В судебном заседании 02.04.2024 произведена замена состава суда, судья Фуркало О.В. на основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заменена на судью Титову М.Г.
В судебном заседании представители МБУ ДО СШ гор. Гвардейска и ГКУ КО "РУЗКС" поддержали доводы апелляционной жалобы.
УФК по Калининградской области, извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направило, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица в порядке статьи 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, Управлением в соответствии с приказом от 10.01.2023 N 5 о назначении плановой выездной проверки в МБУ ДО СШ гор. Гвардейска и на основании пункта 11 Плана контрольных мероприятий УФК по Калининградской области на 2023 год в период с 16.01.2023 по 17.02.2023 в отношении заявителя проведена выездная проверка осуществления расходов федерального бюджета на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" за период 2020-2022 годов.
По результатам проверки УФК составило акт проверки от 15.03.2023 и выдало заявителю представление от 02.05.2023 N 35-22-16/5 (далее - представление), согласно пункту 1 которого в ходе контрольного мероприятия выявлены нарушения Учреждением пункта 4 статьи 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), статьи 309, пункта 1 статьи 743, пункта 1 статьи 746 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункта 4.96 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1 (далее - МДС 81-35.2004), части 7 статьи 94, части 6.1 статьи 110.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), пунктов 6.2.13, 6.2.14 Контракта от 07.04.2021 N03352000149210006620001, заключенного между заявителем и ООО "Строительная компания "ЧистоГрад" (далее - Контракт) и Учреждением по объекту "Физкультурно-оздоровительный комплекс в п. Озерки Гвардейского городского округа", Учреждение дважды приняло и оплатило непредвиденные работы и затраты в размере 1 293 628,60 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета в размере 1 144 807,72 рублей, а именно: в составе твердой цены Контракта по актам о приемке выполненных работ от 28.04.2021 N 1, от 26.05.2021 N 2, от 25.06.2021 N 3, от 30.07.2021 N 4, от 27.08.2021 N 5, от 15.09.2021 N 6, от 25.10.2021 N 7, от 01.12.2021 N 8, позиции 17 акта о приемке выполненных работ от 16.12.2021 N 9 и как отдельные работы по позициям 1-16 акта о приемке выполненных работ от 16.12.2021 N 9.
Согласно представлению, УФК потребовало от заявителя по вышеуказанному нарушению (пункт 1 представления) в срок не позднее 01.08.2023 устранить выявленное нарушение путем возврата в доход местного бюджета на счет администратора доходов местного бюджета администрации муниципального образования "Гвардейский муниципальный округ Калининградской области" средств в сумме 1 144 807,72 руб. для перечисления в доход областного бюджета с последующим перечислением в доход федерального бюджета и принять меры по устранению причин и условий его совершения. Информацию о результатах исполнения представления с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение, заявителю надлежит представить в Управление в срок не позднее 08.08.2023.
Учреждение не согласилось с выданным Управлением представлением в части пункта 1 и обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал в полном объеме.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва ГКУ КО "РУЗКС" на апелляционную жалобу, выслушав представителей заявителя и третьего лица, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Согласно пункту 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению:
1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий;
2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 78.2 БК РФ предоставление субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности осуществляется в соответствии с соглашением о предоставлении субсидии, заключаемым между получателем бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и бюджетным или автономным учреждением, государственным (муниципальным) унитарным предприятием, на срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств с учетом положений абзаца четырнадцатого пункта 4 статьи 78.2 БК РФ.
Частью 6 статьи 52 ГрК РФ установлено, что лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием на проектирование, проектной документацией.
В соответствии с пунктом 1 статьи 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Согласно пункту 1 статьи 746 ГК РФ оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 ГК РФ.
На основании части 7 статьи 94 Закона N 44-ФЗ приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.
Пунктом 6.2.13 контракта установлено, что заказчик обязуется принять выполненные генеральным подрядчиком работы в соответствии с условиями контракта, подписать акты о приемке выполненных работ.
При этом пункт 6.2.14 контракта предусматривает обязанность заказчика оплачивать выполненные по контракту работы в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, цены контракта, указанной в пункте 3.1 контракта, на основании сметы контракта и графика оплаты с учетом графика выполнения работ и фактически выполненных генеральным подрядчиком работ, не позднее 30 календарных дней с даты подписания заказчиком акта о приемке выполненных работ в размере 90 процентов пропорционально выполнению соответствующих конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ, не позднее 30 календарных дней с даты подписания заказчиком акта приемки законченного строительством объекта по форме КС-11 в размере 10 процентов цены контракта, указанной в пункте 3.1 контракта.
Как указывает заявитель, виды работ, оплата которых произведена на основании акта о приемке выполненных работ N 9 от 16.12.2021, отнесены к дополнительным, а не к непредвиденным видам работ; без выполнения указанных работ невозможно достичь предусмотренного Контрактом результата; спорные работы выполнены на основании дополнительного соглашения N 3 от 13.12.2021, заключенного в полном соответствии с пунктом 1.3 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, цена Контракта увеличена менее, чем на 10% от первоначальной цены, а именно на 4,7%.
В соответствии с подпунктом 1.3 пункта 1 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ (в редакции Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ) (ранее положения подпункта "в" пункта 1 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ) изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также по контрактам, предусмотренным частями 16 и 16.1 статьи 34 данного Закона. При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта не более чем на 10% цены контракта.
По результатам электронного аукциона от 26.03.2021 N 335200014921000662-3-1 общая стоимость работ по контракту составила 65 958 474,38 руб., резерв средств на непредвиденные работы и затраты, предусмотренный контрактом, составил 1 293 628,60 руб. с учетом НДС в размере 20%.
Согласно части 6.1 статьи 110.2 Закона N 44-ФЗ выполненных работ осуществляется в пределах цены контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, в соответствии с их сметой в сроки и в размерах, которые установлены таким контрактом или графиком оплаты выполненных по контракту работ (при наличии) с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ и фактически выполненных подрядчиком работ. При этом составление сметы такого контракта осуществляется в пределах цены контракта без использования предусмотренных проектной документацией в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов.
Как следует из материалов дела, Учреждение приняло по акту о приемке выполненных работ от 16.12.2021 N 9 и оплатило платежными поручениями от 22.12.2021 N 457180 и от 29.12.2021 N 576538 непредвиденные работы на сумму 1846 438,09 руб., в том числе: демонтажные работы фундаментов здания тира и борцовского зала, выемка грунта для устройства котлована, выемка плодородного слоя для устройства котлована, устройство песчаного основания под фундаменты, обратная засыпка здания тира и борцовского зала.
Кроме того, в рамках твердой цены контракта, в состав которой включен резерв средств на непредвиденные работы и затраты, Учреждение оплатило в пользу ООО "Строительная компания "ЧистоГрад" по актам о приемке выполненных работ N N 1-8 и пункту 17 акта о приемке выполненных работ от 16.12.2021 N 9 резерв средств на непредвиденные работы и затраты (в размере 2% от стоимости выполненных работ на сумму 65 521 463,92 руб.) на общую сумму 1293628,60 руб. (т.1 л.д.65).
С учетом изложенного, апелляционный суд находит правильным вывод УФК о том, что учреждение дважды оплатило в пользу ООО "Строительная компания "ЧистоГрад" непредвиденные работы и затраты в сумме 1 293 628,60 рублей за счет резерва средств на непредвиденные работы, а именно: в составе твердой цены контракта и по позициям 1-16 акта о приемке выполненных работ от 16.12.2021 N 9.
Доводы Учреждения о том, что Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденная постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 05.03.2004 N 15/1, ссылка на которую имеется в оспариваемом представлении, отклоняются апелляционным судом.
С учетом положений пункта 179 Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минстроя России от 04.08.2020 N 421/пр, действующей с 05.10.2020, подход к обоснованию расходования средств, предусмотренных в контрактах, как резерва средств на непредвиденные работы и затраты, в действующем законодательстве не изменился.
Согласно пункту 179 Методики N 421/пр, резерв средств на непредвиденные работы и затраты предназначен для возмещения стоимости работ и затрат, потребность в которых возникает в процессе разработки рабочей документации и (или) в ходе строительства в результате уточнения проектных решений и (или) условий строительства, предусмотренных проектной документацией.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно заключил, что представление Управления в оспариваемой части является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Излишне уплаченная Учреждением государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 18 января 2024 года по делу N А21-9446/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Спортивная школа гор. Гвардейска" муниципального образования "Гвардейский муниципальный округ Калининградской области" - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования "Спортивная школа гор. Гвардейска" муниципального образования "Гвардейский муниципальный округ Калининградской области" излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1500 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Н.А. Мильгевская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-9446/2023
Истец: МБУ ДО "СПОРТИВНАЯ ШКОЛА ГОР. ГВАРДЕЙСКА" МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГВАРДЕЙСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ КО", МБУ ДО "Спортивная школа гор. Гвардейска" муниципального образования "Гвардейский муниципальный округ Калининградской области"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗАКАЗЧИКА КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА"
Хронология рассмотрения дела:
22.08.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-10644/2024
15.05.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-4981/2024
10.04.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-6350/2024
18.01.2024 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-9446/2023